СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 3-ем классе "Правописание суффиксов -ек, -ик"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся способа выбора глассных в суффиксах -ек- и -ик-. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 3-ем классе "Правописание суффиксов -ек, -ик"»

Предмет: русский язык

Класс: 3

Автор: Охтина Ирина Николаевна

Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик-.»

Авторы учебника:М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Тип урока: открытие нового знания

Основные цели:

1) сформировать умение у учащихся способа выбора гласных в суффиксах –ек- и –ик- 2) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности;

3) развивать умение работать в паре, в группе, анализировать свою деятельность на уроке.

Оборудование: доска Smart Bord, листы с заданиями для групп, эталон: карточки с заданиями для самостоятельной работы

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

На доске «рассыпавшаяся» пословица - под вода камень не лежачий течет.

-Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.

-Как вы понимаете её смысл? (Под лежачий камень вода не течет.)

-Какое отношение данная пословица имеет к нашему уроку? ( Мы должны предпринимать определенные действия, чтобы получить знания).

-Какие два шага мы выполняем, для открытия необходимых нам знаний?

-Какой настрой вам понадобится на уроке? (положительный.)

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- С чего начнем работу? (С повторения необходимых знаний.)

- Однокоренные слова нос и носок? А сын и сынок?

- Какие слова называются однокоренными?

Эталон1





- Разберите по составу слова носок и сынок? Чем отличается строение этих слов?

- Что такое суффикс?

Эталон2

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов








-Сегодня на уроке продолжим работу с суффиксами

-Образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов. Выделите суффиксы.


-ик, -ок, -ёк

Лёд –

Дождь –

Уголь –


-очк, -ечк

Ваза –

Ваня –

Коза –


-ушк, -юшк, -ышк

Дед –

Поле –

Стекло –


- Что повторили? (Что такое суффикс, для чего служит. Образовывали новые слова с помощью суффиксов)

Пробное задание

-Какое задание я теперь вам предложу?

-С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.)

Вставьте суффиксы –ек и –ик в слова:

ключ___

замоч___

-Выполните это задание на планшетах


Учащиеся самостоятельно выполняют задание.


-У кого задание не выполнено?

-Что вы не смогли сделать? ( не смогли вставить в слова нужный суффикс)

-Почему возникло затруднение?

[ик]

Выбор



?

-ЕК- - ИК -


-Почему не смогли сделать? ( Мы не знаем каким алгоритмом воспользоваться)

(Учащиеся осознают отсутствие алгоритма)

-Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило правописания суффиксов –ек, -ик)


3. Выявление места и причины затруднения

-Какое задание вы должны были выполнить? (Вставить в слова суффиксы –ик или -ек)

-В чем затруднение? (Не смогли вставить в слова суффиксы –ик или -ек)

-Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) правописания суффиксов –ик или -ек)


4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать  правило правописания суффиксов –ик, -ек)

-Сформулируйте тему урока. (Суффиксы – ик, -ек ) 

-Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:

План:

1.        Провести анализ текста.

2.        Найти строки, в которых заключен смысл правила.

3.        Заполнить опорную схему.

4.        Обобщить  полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

-Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать?

Я предлагаю работать вам в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)

5. Реализация построенного проекта


-Выполните план в группах.


-Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4).


Вот братишки в нашей книжке –

Суффикс –ЕК- и суффикс –ИК-.

Чтоб писать их без ошибки,

Вот что сделала ученик:

Правило учил, учил…

Взял слова – и изменил!

Если гласная сбежала,

Это «Е» была сначала:

Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК –

Пишем «Е» без проволочек.

Если гласная осталась,

То, конечно, оказалось,-

Это «И», а суффикс - «ИК»-.

Это понял ученик!

И на строчке чуть пониже

Он опять примеры пишет:

КЛЮЧИКА – и КЛЮЧИК,

ЛУЧИКА и ЛУЧИК.

Изменять  слова умеем,

Про себя теперь проверим:

ПУПСИК, СТОЛИК, но ГОРШОЧЕК;

КРОЛИК, ТОРТИК – съем КУСОЧЕК!

Пусть диктуют громче, тише –

Мы не спутаем братишек.


ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК ИЛИ –ИК

(5-7 минут)


(Отчет групп)

-Какой же алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек у вас получился?

Правило учил, учил…

Взял слова – и изменил!

-А какое слово является помощником для изменения слов? (нет)

(повесить эталон на доску)

Эталон 3

Изменить форму слова


Да нет



ек ик


-Где можно проверить наше открытие? (в учебнике)

Учебник Русского языка Соловейчик, стр. 20 – правило.

-Смогли вы преодолеть затруднение?

-Что вы теперь можете?(правильно вставлять в слова суффиксы – ик и –ек)

-Запишем в тетрадь слова ключик и замочек с помощником. Не забудьте выделить суффиксы.

Нет замочка – замочек

Нет ключика - ключик

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Что вы теперь должны сделать? (Научиться применять правило.)

Несколько учеников выполняют задание на доске с проговариванием, остальные в тетрадях.


- По какому алгоритму вы будете действовать? (Алгоритм правописания суффиксов –ек и –ик)

Алгоритм вывешивается на доску.


Задание 1

Нос_к, чулоч_к, рот_к, кружоч_к, платоч_к, год_к, носоч_к.

Первые три слова у доски с проговариванием, а четыре последних учащиеся выполняют в парах с последующей самопроверкой по образцу:









- У какой пары задание вызвало затруднение?

- Где у вас возникло затруднение?

- Почему оно возникло?

- У кого задание не вызвало затруднение?

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-А хотите себя проверить ?  

-Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы –ик, -ек. Выделите в словах суффикс.

Орех –                      

Шарф -                      

Горох-    

Комар -    

Кусок -      

Корабль –

-Проверьте свою работу.

Орех - орешек                    

Шарф - шарфик                

Горох-  горошек  

Комар - комарик  

Кусок - кусочек  

Корабль – кораблик

-У кого возникли затруднения при выполнении задания?

-Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)

-Каким правилом вы должны были воспользоваться?

Подробный образец для самопроверки

Нет (чего?)орешка - орешек                    

Нет (чего?)шарфика - шарфик                

Нет (чего?)горошка-  горошек  

Нет (чего?)комарика - комарик  

Нет (чего?)кусочка - кусочек  

Нет (чего?)кораблика – кораблик


-Исправьте ошибку.

-Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

-У кого задание не вызвало затруднение?

-Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

-Что нужно знать, чтобы правильно писать в словах суффиксы –ик, -ек? (Нужно знать алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек)


8. Включение в систему знаний и повторение

-Предлагаю вам потренироваться.

-Запишем под диктовку предложения.

Тропинка спускалась в овражек.

Взял барашек карандашик.

Вырос на грядке душистый горошек.

-Какие слова на новое правило встретили?


9. Рефлексия учебной деятельности

-Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать  правило правописания суффиксов –ик, -ек)

-Удалось ли достичь цели?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание?

-Кто встретил трудности? В чем? Почему?

-Я очень довольна, что у вас все получилось.


Оцените свою работу



-Что будете делать дома для того, чтобы  знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)


Домашнее задание:упр.57 Выучить правило.


Спасибо за урок.

6