Урок русского языка 1 класс «Русский алфавит, или Азбука»
Предмет: русский язык
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М.: Название раздела, Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука»
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.
Цели урока:
Образовательная:
Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите.
Познакомить детей с понятием «алфавитный порядок».
Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.
Развивающая:
Формировать у детей универсальные учебные действия.
Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи.
Воспитательная:
Формировать интерес к изучению родного языка.
Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы
Планируемые результаты:
Метапредметные:
• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
Предметные:
усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;
Личностные:
• формирование нравственно-этических качеств личности;
• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
•умение реализовывать теоретические познания на практике;
Регулятивные УУД:
Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
выполнять практические упражнения;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
определение цели своего обучения;
устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:
чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? - У края.
Спинка? - Прямая.
2. Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
- Каким вы хотите видеть наш урок?
- Давайте улыбнемся друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Девизнаш: Мы – умные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные.
В 1-г мы учимся,
Всё у нас получится.
(Знак готовности (ручки на локоток)).
3. Актуализация знаний
Минутка чистописания
- На каком этапе урока мы учимся писать буквы, буквосочетания?
- Сейчас у нас минутка чистописания.
- Какая задача стоит перед нами? (Пиши правильно и красиво).
- Что значит «красиво»? (Соблюдая наклон, высоту букв и т.д).
Письмо букв : Аа Яя
-Расскажем всё что мы о них знаем.
- Что общего в буквах? (Буквы имеют одинаковые гласные звуки. Буква Аа имеет один звук [а], буква Яя имеет звук [а], если стоит после согласных и в трёх случаях два звука [йа],если употребляется в начале слова, после гласных букв, после Ъ и Ь знаков).
- Какую закономерность мы можем увидеть или интересного заметить и сказать о данных буквах? (Буква «а» стоит в начале алфавита, а «я» в конце). Интересное наблюдение.
4. Самоопределение к учебной деятельности.
-Сегодня наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Вы будете младшими научными сотрудниками.
- Ребята, кто такой исследователь?
Исследователь — научный сотрудник в любой области науки.
-Что делает исследователь?
Исследователь — тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями (т.е. открытием новых знаний).
-Мы будем исследовать ( область науки) русский язык и как младшие научные сотрудники научно-исследовательской лаборатории нам предстоит сегодня заполнить научную справку исследователя. (На доске научная справка исследователя).
Научная справка исследователя 1. | Название | Т а ф и л в а Алфавит - азбука | 2. | Дата открытия (создание) | 863 год | 3. | Население | 33 бук., 21 сог. и 10 глас., Ъ, Ь | 4. | Первооткрыватели | Кирилл и Мефодий | 5. | Главный девиз | Приучай себя к порядку! | |
|
- Чтобы узнать тему урока, мы должны разгадать 1-ый пункт «Название». -- - Расположите буквы так, чтобы получилось слово: Т а ф и л в а
(алфавит)
-Кто может сформулировать тему урока?
-Верно. Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.
5. Словарная работа
Письмо в тетради: Алфавит.(орфограммы).
-К слову «алфавит» можно подобрать синоним – это слово близкое по значению, но разное по написанию.(Азбука).
6. Работа по учебнику
А) Упр. 1 (с. 52)
— Прочитайте названия букв русского алфавита и постарайтесь запомнить.
- Сегодня, во время изучения алфавита, мало кто задумывался об истории его возникновения и происхождения. Слова алфавит и азбука для нас давно стали синонимами. На самом деле эти слова имеют разное происхождение.
-Более подробную информацию мы сможем узнать из странички для любознательных « О происхождении слов». ( Учебник «Русский язык», стр. 53)
Вывод: слово алфавит пришло к нам из греческого языка, а азбука из старославянского языка.
Б) –Давайте вернёмся к научной справке. Можем ли мы назвать дату открытия (создания алфавита)? (Нет)
- А чтобы заполнить нам раздел «Население» мы вновь обратимся к учебнику на стр.53 и выполним упражнение 2.(Ответьте на вопросы).
— Сколько букв в русском алфавите? (33буквы.)
-Для чего нужны буквы? (Буква – это символ, графический знак, который используется в письменности. Буквы нужны для того, чтобы отобразить все звуки на письме. Все слова состоят из букв).
Все буквы делятся на две основные группы:
буквы, обозначающие гласные звуки;
буквы, обозначающие согласные звуки
НАСЕЛЕНИЕ – 33 буквы, 10 гласных букв, 21 согл.буквы, Ь, Ъ.
В) – Кому известна дата открытия ( создание) русского алфавита?
- Где можно узнать данную информацию? Или у кого?
- В гостях на уроке присутствует школьный библиотекарь Ольга Ивановна. Давайте обратимся к ней за помощью.
- Ольга Ивановна, расскажите нам, пожалуйста, в каком году был создан русский алфавит.
Вывод: словенский, а позднее русский алфавит был создан в 863 году.
Г) О первооткрывателях и создателях словенского алфавита мы уже читали в азбуке. ( Девочки помощницы расскажут нам о первоучителях словенских).
Вывод: первоучителями словенскими называют во всём мире Кирилла и Мефодия.
Д) Главный девиз: Чему хочет приучить нас алфавит?
- Найти ответ на данный вопрос нам поможет правило в учебнике на стр.52.
-Прочитайте правило.
- Где можно столкнуться с расположением букв в определенном порядке? (в библиотеке).
- Обратите внимание на выставку словарей. В словарях расположены слова в определённом порядке, т.е в алфавитном порядке? Почему?
Вывод: Для быстрого поиска информации.
Е) Работа в группах.
Возвращаясь к правилу, найдите ключевое слово. (ПОРЯДОК).
- А у нас полный беспорядок. Каждая группа получает карточки со словами. Составьте из слов предложение. ( ПРИУЧАЙ СЕБЯ К ПОРЯДКУ!)
- Запишите полученное предложение.
Вывод: приучать себя к порядку- вот говорит нам Алфавит.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Закройте глазки и вспомните тему урока?
-Сколько букв в русском алфавите?
-Кто уже запомнил алфавит?
-Кому ещё нужно немножко потренироваться?
- Где можно применить новые знания?
- Что можете рассказать родителям об уроке?
-Вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас давайте определим, с каким настроением вы уйдёте с урока. Если у вас солнечное настроение, то покажите при помощи своих ладошек, как цветок распустил свои лепестки. Если что-то не получилось, то не огорчайтесь. Ваш цветок распустит лепестки на следующем уроке.
Поведение итогов.
-Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока. Дома постарайтесь запомнить алфавит.
Самостоятельная разноуровневая работа.
1 уровень:
“Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.
2 уровень:
У Бориса Заходера есть такие строки
Мне нужны такие вещи:
Молоток, напильник, клещи.
Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.
3 уровень:
Даны картинки с изображением инструментов:
шило, игла, ножницы.
Написать название инструментов в алфавитном порядке.
Самопроверка по образцу