СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе "Русский алфавит, или Азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство на уроке русского языка с историей появления русского алфавита или азбуки. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 1 классе "Русский алфавит, или Азбука"»

Урок русского языка 1 класс «Русский алфавит, или Азбука»


Предмет: русский язык

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М.: Название раздела, Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука»

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

Цели урока:

Образовательная:

  • Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите.

  • Познакомить детей с понятием «алфавитный порядок».

  • Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.

Развивающая:

  • Формировать у детей универсальные учебные действия.

  • Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи.

Воспитательная:

  • Формировать интерес к изучению родного языка.

  • Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

  • умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

•умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

  • выполнять практические упражнения;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;

  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

  • анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.



Ход урока.

1.Организационный момент

Учитель:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок.

Руки? – На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? - У края.

Спинка? - Прямая.

2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Давайте улыбнемся друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Девизнаш: Мы – умные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные.

В 1-г мы учимся,

Всё у нас получится.


(Знак готовности (ручки на локоток)).


3. Актуализация знаний

Минутка чистописания

- На каком этапе урока мы учимся писать буквы, буквосочетания?

- Сейчас у нас минутка чистописания.

- Какая задача стоит перед нами? (Пиши правильно и красиво).

- Что значит «красиво»? (Соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

Письмо букв : Аа Яя

-Расскажем всё что мы о них знаем.

- Что общего в буквах? (Буквы имеют одинаковые гласные звуки. Буква Аа имеет один звук [а], буква Яя имеет звук [а], если стоит после согласных и в трёх случаях два звука [йа],если употребляется в начале слова, после гласных букв, после Ъ и Ь знаков).


- Какую закономерность мы можем увидеть или интересного заметить и сказать о данных буквах? (Буква «а» стоит в начале алфавита, а «я» в конце). Интересное наблюдение.


4. Самоопределение к учебной деятельности.

-Сегодня наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Вы будете младшими научными сотрудниками.


- Ребята, кто такой исследователь?

Исследователь — научный сотрудник в любой области науки.

-Что делает исследователь?

Исследователь — тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями (т.е. открытием новых знаний). 

-Мы будем исследовать ( область науки) русский язык и как младшие научные сотрудники научно-исследовательской лаборатории нам предстоит сегодня заполнить научную справку исследователя. (На доске научная справка исследователя).


Научная справка исследователя


1.

Название

Т а ф и л в а Алфавит - азбука

2.

Дата открытия (создание)

863 год

3.

Население

33 бук., 21 сог. и 10 глас., Ъ, Ь

4.

Первооткрыватели

Кирилл и Мефодий

5.

Главный девиз

Приучай себя к порядку!




- Чтобы узнать тему урока, мы должны разгадать 1-ый пункт «Название». -- - Расположите буквы так, чтобы получилось слово: Т а ф и л в а

(алфавит)

-Кто может сформулировать тему урока?

-Верно. Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.


5. Словарная работа

Письмо в тетради: Алфавит.(орфограммы).

-К слову «алфавит» можно подобрать синоним – это слово близкое по значению, но разное по написанию.(Азбука).

6. Работа по учебнику
А) Упр. 1 (с. 52)
— Прочитайте названия букв русского алфавита и постарайтесь запомнить.

- Сегодня, во время изучения алфавита, мало кто задумывался об истории его возникновения и происхождения. Слова алфавит и азбука для нас давно стали синонимами. На самом деле эти слова имеют разное происхождение.

-Более подробную информацию мы сможем узнать из странички для любознательных « О происхождении слов». ( Учебник «Русский язык», стр. 53)

Вывод: слово алфавит пришло к нам из греческого языка, а азбука из старославянского языка.

Б) –Давайте вернёмся к научной справке. Можем ли мы назвать дату открытия (создания алфавита)? (Нет)

- А чтобы заполнить нам раздел «Население» мы вновь обратимся к учебнику на стр.53 и выполним упражнение 2.(Ответьте на вопросы).

Сколько букв в русском алфавите? (33буквы.)

-Для чего нужны буквы? (Буква – это символ, графический знак, который используется в письменности. Буквы нужны для того, чтобы отобразить все звуки на письме. Все слова состоят из букв).

Все буквы делятся на две основные группы:

  • буквы, обозначающие гласные звуки;

  • буквы, обозначающие согласные звуки

НАСЕЛЕНИЕ – 33 буквы, 10 гласных букв, 21 согл.буквы, Ь, Ъ.

В) – Кому известна дата открытия ( создание) русского алфавита?

- Где можно узнать данную информацию? Или у кого?

- В гостях на уроке присутствует школьный библиотекарь Ольга Ивановна. Давайте обратимся к ней за помощью.

- Ольга Ивановна, расскажите нам, пожалуйста, в каком году был создан русский алфавит.

Вывод: словенский, а позднее русский алфавит был создан в 863 году.

Г) О первооткрывателях и создателях словенского алфавита мы уже читали в азбуке. ( Девочки помощницы расскажут нам о первоучителях словенских).

Вывод: первоучителями словенскими называют во всём мире Кирилла и Мефодия.

Д) Главный девиз: Чему хочет приучить нас алфавит?

- Найти ответ на данный вопрос нам поможет правило в учебнике на стр.52.

-Прочитайте правило.

- Где можно столкнуться с расположением букв в определенном порядке? (в библиотеке).

- Обратите внимание на выставку словарей. В словарях расположены слова в определённом порядке, т.е в алфавитном порядке? Почему?

Вывод: Для быстрого поиска информации.

Е) Работа в группах.

Возвращаясь к правилу, найдите ключевое слово. (ПОРЯДОК).

- А у нас полный беспорядок. Каждая группа получает карточки со словами. Составьте из слов предложение. ( ПРИУЧАЙ СЕБЯ К ПОРЯДКУ!)

- Запишите полученное предложение.

Вывод: приучать себя к порядку- вот говорит нам Алфавит.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Закройте глазки и вспомните тему урока?

-Сколько букв в русском алфавите?

-Кто уже запомнил алфавит?

-Кому ещё нужно немножко потренироваться?

- Где можно применить новые знания?

- Что можете рассказать родителям об уроке?

-Вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас давайте определим, с каким настроением вы уйдёте с урока. Если у вас солнечное настроение, то покажите при помощи своих ладошек, как цветок распустил свои лепестки. Если что-то не получилось, то не огорчайтесь. Ваш цветок распустит лепестки на следующем уроке.

 Поведение итогов.

-Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока. Дома постарайтесь запомнить алфавит.



Самостоятельная разноуровневая работа.

1 уровень:

“Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.



2 уровень:

У Бориса Заходера есть такие строки

Мне нужны такие вещи:

Молоток, напильник, клещи.

Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.

3 уровень:

Даны картинки с изображением инструментов:

шило, игла, ножницы.

Написать название инструментов в алфавитном порядке.

Самопроверка по образцу



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!