СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова»»

Тема: Методическая разработка урока русского языка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова».


Тема: Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Адресат: Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс: 2.

Цель: Учить правильно записывать слова с мягким знаком на конце.

Задачи:

  1. Закреплять навыки написания с мягким знаком на конце, выделять мягкую согласную в конце слов.

  2. Развивать избирательность и полноту осознанного зрительного и слухового восприятия и внимания.

  3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Демонстрационные пособия: иллюстрация коня, схема слова "конь", рыбки для фронтальной работы, предметные картинки: морковь, соль, картофель, сыр, груши, конфета, карточки со словами: морковь, соль, картофель, десять, девять, сеть, камень, день, пень. Сюжетная картинка "Назови слова"

Раздаточный материал: Конверты с рыбками. Карточка с предложениями для индивидуальной работы.


Ход урока

I. Организационный момент

- Подравнялись. Сядет тот, кто, верно, ответить на мои вопросы:

  • Какой сейчас по счёту урок?

  • Какой урок?

  • Какое сегодня число?

  • Какой сегодня день недели?

  • Какую тему мы изучаем на уроках русского языка?

  • Какое правило выучили на прошлых уроках?

  • Назовите слова с мягкой согласной на конце.


II. Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с темой: "Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова".


III. Пальчиковая гимнастика

Подготовим пальчики к письму, проведём пальчиковую гимнастику, выполним упражнения:

Лодка.

Лодочка плывёт по речке

Оставляет по воде колечки.

Гусь.

Гусь стоит и всё гогочет

Ущипнуть тебя он хочет.

Лошадь.

У лошадки вьётся грива,

Бьёт копытами игриво.

Цепь.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.


IV. Минутка чистописания

- Сегодня на минутке чистописания мы повторим правильное написание буквы "ь".

- Посмотрите как правильно писать "ь": пишу на рабочей строке маленькую наклонную палочку с закруглением вправо, на середине строки довожу до овала.


V. Закрепление

1. Звукобуквенный анализ слова

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- А на чём или на ком можно путешествовать?

- Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в воображаемое, т.е. ненастоящее, путешествие за город на природу.

- А на ком мы отправимся, в наше воображаемое путешествие вы узнаете, если верно отгадаете загадку:

С подстриженной гривой, скачет ретиво.

Чуть шпорами тронь. Кто же это?

- Правильно, путешествовать мы будем на коне.

- Чтобы отправиться в путь, нужно выполнить звукобуквенный разбор слова – конь–.

- Ребята, сколько слогов в слове – конь–? (1 слог).

- А давайте проверим, прохлопаем.

- Сколько звуков в слове конь, сосчитайте самостоятельно.

- Сосчитаем вместе (счёт на пальчиках).

- Сколько клеточек вы нарисуете? (три)

- Какой звук слышите первым? ("к" – согласный, твёрдый, нарисую чёрную точку)

- Какой вы звук слышите вторым? ("о" – гласный, поставлю красную точку)

- Какой звук вы слышите третьим, последним? ("н" – согласный, мягкий, поставим синюю точку)

- Запишите слово конь под диктовку.

- Сколько букв в слове конь? Вы, записали? (4 буквы)

- Почему же в слове конь три звука, а буквы четыре? ("ь" – буквы не обозначает)

- А почему мы написали его в слове конь? (для обозначения мягкости согласного в конце слова)

- А давайте расскажем четверостишье про "ь"

Мягкий знак – хитрый знак, не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово часто просится.

2. Дифференциация слов

- Ребята представьте, что мы прискакали к реке. А вы любите рыбачить?

- А чем можно ловить рыбу? (удочкой, сетью, сачком)

- Сетью можно ловить только в тех случаях, когда рыбалка разрешена, мы с вами представим, что ловим рыбу удочкой. У вас на столах конверты, в них рыбки. Достаньте их из конвертов, прочитайте названия рыб.

- А много у вас рыбы?

- Всю рыбу мы "вылавливать" не будем, мы будем беречь родную природу, я вам предлагаю, "поймать" только те рыбки, в написании которых есть -ь- на конце. А рыбки без "ь" представим, что выпустили в реку, уберите их в конвертики.

- Какие рыбки остались у вас на столах? (карась, окунь, линь)

- Почему в написании этих рыб есть "ь" на конце? (ь – знак для обозначения мягкости согласного)

- Запишите названия рыб с "ь" в тетрадь. Подчеркните согласный с "ь" на конце слова.

- Как начнём выполнять запись?

- Проверка: - прочитайте слова, какую согласную подчеркнули?

- Положим по одной рыбке в сеть.

- А для чего ловят рыбу?

- Что делают из рыбы?

- Рассмотрите предметные картинки, назовите, что на них изображено.

- Какие из этих предметов вы бы взяли, чтобы приготовить уху? (учитель открывает карточки со словами: соль, морковь, картофель)

- Ребята, а что одинакового вы заметили в написании этих слов ("ь" на конце слов)

- Почему в этих словах нужно писать "ь" на конце? (для обозначения мягкости согласного на конце слова)

- Назовите мягкий согласный на конце данных слов.

3. Работа с учебником

- Ох, ребята, а про коня-то мы забыли. Он довёз нас до реки, устал, а что нужно сделать, чтобы конь отдохнул, узнаем, когда выполним упражнение 9 на странице 82.

- Ваня, прочитай задание.

- Прочитайте текст упражнения самостоятельно.

- Послушайте, я прочитаю.

- Ребята, посмотрите на меня, скажите, как называется текст? (Наш конь.)

- О ком мы читали?

- Как звали коня?

- Что нужно сделать, чтобы конь отдохнул? (напоить, искупать)

- Прочитайте задание после текста.

- Назовите слова с мягкой согласной на конце. (конь, напоить, искупать)

- Какая буква пишется после мягкой согласной на конце слова? (Мягкий знак.)

- Почему нужно писать мягкий знак? (Для обозначения мягкой согласной.)

- Ребята, какие слова вы выпишите? (Повторение единого орфографического режима записи.)

Проверка: учитель спрашивает 2-3 учеников.

- Что писали на конце слов?

Физминутка

У реки росла рябина, а река текла, рябила.

Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.

Дети выполняют упражнения за учителем (сопряженно).

4. Работа с предложениями

- А теперь, ребята, вернёмся мысленно в класс и вспомним, как мы путешествовали, как отдыхали у речки. Составим небольшой рассказ. На доске записаны искомые предложения, их нужно дополнить словами. А слова выбрать из предложенных вариантов. Прочитайте неполные предложения:

Был хороший ____. Мы бросили в реку _____. Вот _____ рыбок. Вари уху.

- Прочитайте слова: пень, день, камень, сеть, десять, девять, карась.

- Подумайте, какие слова нужно вставить вместо черточек.

- Какой рассказ у вас получился? (учитель спрашивает 2-3 учеников)

- Прочитаем рассказ хором.

- Сколько предложений в тексте? (4)

- Прочитайте первое, второе, третье, четвёртое предложение.

- Как вы будете записывать предложения? (С большой буквы, в конце ставить точку.)

- Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните слова с мягким знаком.

Проверка.


VI. Итог урока

- На ком мы путешествовали?

- Какие задания выполняли?

- Какую тему повторили?

- Назовите слова с мягкой согласной на конце.

Выставление оценок.


VII. Домашнее задание

Повторить правило на странице 80. Придумать и записать 7 слов с мягким знаком на конце.