СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка "Пишем письма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на создание условий для  понимания младшими школьниками значимости Победы в Великой Отечественной войне, способности выражать благодарность людям, пережившим эту войну и трудные послевоенные годы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Пишем письма"»

Методическая разработка урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

УМК «Школа России»

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 частях

Раздел: «Звуки и буквы», урок № 30

Характеристика деятельности учащихся: писать письмо адресату.

Тема урока: Пишем письмо («Фронтовые письма»).

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создание условий для понимания младшими школьниками значимости Победы в Великой Отечественной войне, способности выражать благодарность людям, пережившим эту войну и трудные послевоенные годы.

Задачи:

  1. Предметные:

  • Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.

  • Расширять лингвистический кругозор детей через знакомство с понятием «письмо», как одним из видов текста, с его структурой и стилистическими особенностями;

  • Формировать умение определять тему письма, составлять текст на заданную тему;

  • Создать условия для формирования исследовательской, творческой деятельности.

  1. Развитие познавательных УУД путём создания алгоритма своей деятельности при решении проблем творческого характера.

  2. Развитие регулятивных УУД через соотнесение учеником того, что уже известно о ВОВ и того, что ещё не известно и на основании этого ставить учебную задачу с помощью учителя.

  3. Развитие коммуникативных УУД путём формирования речевых умений во время беседы на уроке; организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работы в парах и в группе.

  4. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги через раскрытие образа защитника Родины, показ человеческих качеств бойца.


Оборудование:

  • мультимедиа установка, ПК;

  • доска, мел;

  • толковые словари;

  • самодельные книжки из газет, выполненные учащимися на уроке технологии;

  • листы бумаги;

  • конверты и треугольные письма.


План урока

п/п

Этапы урока

Время, отводимое на каждый этап

1

Мотивация к учебной деятельности

5 мин

2

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

6 мин

3

Открытие новых знаний.

15 мин

4

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7 мин

5

Включение в систему знаний.

9 мин

6

Рефлексия учебной деятельности.

2 мин

7

Домашнее задание

40 сек

8

Подведение итогов

20 сек


Ход урока


Теоретические основания: формируемые УУД и средства их формирования (формы, методы, приемы)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

(Слайд 1.)
































Пальчиковая разминка

- Здравствуйте! Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы его посвящаем 75-летию Великой Отечественной Войны. На этом уроке мы будем обращаться и к уроку литературного чтения. Как вы думаете, какие умения и навыки нам необходимы на этом уроке?

- Урок хочу начать словами поэта-фронтовика Константина Симонова "С чего начинается память …"

С чего начинается память – с берёз?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства! А если – со слёз!

А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мёртвым!

И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять

войной начинается память.


- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Что вспомним?

- Подумайте, зачем нужна память о войне нам, живущим в веке двадцать первом, которым даже трудно представить, что пришлось преодолеть и выстрадать тем, кто ценой самой жизни отстоял свободу и независимость Родины?

- И сейчас мы отправимся в путешествие назад в прошлое. На каком виде транспорта мы отправимся, вы выберите сами. Перед вами лист бумаги, можете пофантазировать в технике оригами. Я тоже приступаю к работе, кто желает, может вместе со мной выполнять все действия.

- Показываем, что получилось.

Дети приветствуют учителя.






- Умение читать целыми словами достаточно бегло, понимать смысл прочитанного, писать без ошибок, красиво и аккуратно, умение пользоваться информацией, собирать информацию.








- Вспомним о Великой Отечественной войне.

- Память о войне нужна, чтобы подобного не повторялось, чтобы мы жили в мире.
















Дети работают самостоятельно или изготавливают самолётик путём сгибания вслед за учителем. Показывают работы.

Личностные УУД: самоопределение.

Фронтальная

Словесный

Слово учителя.

Регулятивные УУД: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Фронтальная

Словесный

Беседа.






Познавательные УУД: логические - установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

Фронтальная

Словесный

Беседа.

Регулятивные УУД:

Планирование и контроль

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Демонстрация

  1. Актуализация знаний.



















































































(Слайд 2.)

Постановка учебной задачи






- Чтобы запустить машину времени и отправиться в путешествие, нужно правильно ввести код. Кодом же является дата начала самого трагического события в истории нашего государства.

- Итак, отправляемся в далёкий 1941 год. Мы - школьники военного времени. 1941–1945 — годы страдания, тревоги, смертей и огромной трагедии для каждого.

Страшная война длилась четыре года, унесла жизни множества ни в чем не повинных людей, она крушила все на своем пути.

Все закончилось 9 мая 1945 года, когда наш народ объявил о победе! Победе, о которой мы никогда не забудем. Война — это большая история, которая несет в себе поучительные уроки и множество рассказов.













- Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов хлеба в день, а детям по 125г.

Демонстрирует 125г хлеба.

- Вот эта норма хлеба, но он отличался тем, что состоял из смеси опилок и муки, а летом из лебеды и крапивы.

Но дети продолжали учиться, несмотря на голод, холод. В годы войны не хватало школьных принадлежностей. Учебники изнашивались до дыр, чернила делались из всего, что можно было пустить в дело: сажи, свеклы, кирпича. Вместо ручек нередко затачивали деревянные палочки, а писать приходилось на оберточной бумаге, между строчек в книгах, журналах.

- На уроке технологии мы сделали книжки (сшитые из газет несколько листов), как вы думаете, для чего они нужны нам на уроке?

Да, тетрадей не было, и ученики писали на газетах между строчек. Давайте и мы напишем дату и Классная работа.


Учитель показывает тревогу.

- С большим нетерпением ждали писем с фронта родные и близкие. Получение письма – всегда большое событие. Письма помогали жить, согревали души, дарили надежду. Всех интересовали новости с фронта. Радостно было открывать солдатские треугольники, но и тревожно: «Не случилось ли чего?» Эти письма читали коллективно: всей семьей, с соседями и даже целой деревней.

-У ставропольского поэта Геннадия Фатеева есть замечательные строки:



- Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

- Как вы думаете, какова тема урока? Чему будем учиться?

- Сегодня на уроке мы попробуем сами написать письмо, научимся правильно его оформлять. И письмо это будет не совсем обычным. Мы с вами напишем письма солдатам далеких сороковых.






- 22 июня 1941 года










Сценку показывают 2 детей.

Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет?

Ну, хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат ремонтирует табуретку.

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу! Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране легко.

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны.

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей.




































- Это тетради.



Дети работают на местах.

Выходит ученик (почтальон) с сумкой, а в ней газеты, подаёт письмо учителю:

- Не волнуйтесь, для вас хорошие новости.












Читает подготовленный ученик:

Писем белые стаи прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне не теряют, не жгут,

Как большую святыню их в семье берегут.







- Письма.

- Писать письма.


Личностное УУД: нравственно-этическая ориентация




Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Фронтальная

Словесный

Беседа

Наглядный

Инсценировка

Познавательные УУД:

Общеучебные; определение основной и второстепенной информации; восприятие текстов















Словесный

Рассказ учителя



Наглядный

Демонстрация
















Фронтальная

Словесный

Беседа





Индивидуальная

Практический

Упражнение тренировочного характера

Личностные УУД: самоопределение

Фронтальная

Словесный

Слово учителя

































Познавательные УУД:

Общеучебные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи

3.Открытие новых знаний.


  1. Работа с Толковым словарём.









(Слайд 3.)

  1. Чтение писем











  1. Беседа по содержанию





























  1. Знакомство со структурой личного письма

( Приложение 2.)

(Слайд 4.)

- Посмотрим, какие термины нам могут встретиться на уроке, попробуем их объяснить (письмо, адрес, адресат, адресант, конверт, эпистолярный жанр, почтальон, почта).

- Зачем люди пишут письма?



- Как же ждали этих треугольничков с фронта. Ведь только письма связывали солдат с родным домом. Белые треугольнички писем… Как они были дороги!


- Ребята, у вас на столах лежат белые треугольнички писем. Как они похожи на те, которые писали бойцы в окопах и землянках, в госпиталях и на передовой. Похожи на те, которые писались матерями и женами своим родным, любимым..

- Разверните ваши бумажные треугольнички и прочитайте письма фронтовиков, которые написаны на них.

- О чем писали солдаты? Что их волновало, тревожило?

- Какие чувства вы испытываете, читая эти письма?

- Сейчас вам представится возможность самим написать письма солдатам тех далеких лет, солдатам сороковых.

- С какими вопросами и пожеланиями вы можете обратиться к ним? О чем вы спросите бойцов, подаривших вам жизнь?

- Ребята, давайте вспомним, с какой целью мы пишем письмо?



- Как вы думаете, нужны ли какие-то особые знания для написания письма?

– Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

- Структура личного письма представлена слайде.

- Как бы вы обратились к бойцу?

- Каким должен быть тон нашего послания?

- Каким может быть заключение?



Работа детей в парах с Толковым словарём, поиск лексического значения слов. Ответы детей.


- Люди пишут письма, чтобы поделиться новостями и получить интересующую информацию.





Чтение подготовленным учеником стихотворения Игоря Фролова:

Эти письма эпохи войны,

Что хранятся в семейных архивах.

На бумаге налет желтизны,

И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны

Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны,

Что мы сами - их продолженье!






Дети читают письма.

(Приложение 1.)

- В этих письмах любовь и ненависть, фронтовые будни и последний бой, боль и радость и, конечно, надежда на встречу со своими родными.





Ответы детей.




– Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами. В письмах мы рассказываем о себе и интересуемся жизнью тех, кому пишем.

Ответы детей.














Дети читают названия компонентов письма со слайда.

Примеры детей.

- Дружелюбный, уважительный.


Приметы детей.

Познавательные УУД:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

планирование, определение последовательности действий, саморегуляция, как способность к волевому усилию

Групповая

Практический

Работа с толковым словарём

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Общеучебные; смысловое чтение

Индивидуальная

Наглядный

Чтение текста

Фронтальная

Словесный

Беседа






Личностные:

Самоопределение

Фронтальная

Словесный

Беседа


Регулятивные УУД:

Планирование,

Целеполагание


Познавательные УУД:

Логические –

построение логической цепи рассуждений;











Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Фронтальная

Словесный, иллюстративный

Беседа, демонстрация

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Дифференцированная работа в группах



- Что же такое письмо? Попробуйте найти ответ на этот вопрос, работая в группе.

Дети в группах выполняют задания и представляют свою работу. (Приложение 3.)

Регулятивные УУД: планирование, оценка, коррекция

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками.

Познавательные УУД: общеучебные: смысловое чтение;

логические: анализ, синтез

Групповая

Словесный, практический

Работа с текстом.

Физкультминутка

Л.Гурченко «Полевая почта»

(Слайд 4.)

Учитель показывает движения.

Дети выполняют движения под текст песни.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

Фронтальная. Практический. Упражнения

5.Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа.










- А теперь напишите письмо. Оно может быть адресовано вашим родственникам – участникам войны или любому солдату сороковых…


- Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. В стране возникли трудности с обеспечением населения и армии конвертами.

В этих условиях пришла на помощь простая и нехитрая солдатская выдумка сворачивать письма треугольниками. Письма с фронта шли не в конвертах, на них не было марок.

- Кто объяснит, для чего нужны марки на конверте? Что нужно обязательно на нём указать?

- А мы попробуем сложить солдатское письмо треугольником. Не забудьте подписать.

Ребята пишут письма.

После написания писем несколько зачитывается на уроке.











Дети рассматривают и сравнивают конверты с марками и треугольники.

Ответы детей.



Вслед за учителем дети складывают треугольные письма.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка результатов работы.

Познавательные УУД: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

умение выражать мысли; умение слушать собеседника

Самостоятельная

Репродуктивный

Написание письма

Фронтальная

Представление работ

Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения

Фронтальная

Словесный

Беседа

Индивидуальная

Объяснительно-иллюстративный

Демонстрация

6. Рефлексия учебной деятельности.

(Слайд 5.)

- Незаметно наше путешествие во времени подошло к концу. На слайде письмо вашему другу о сегодняшнем уроке. Вставьте пропущенные слова, поделитесь впечатлениями.

( Приложение 4.)

Устные ответы детей.


Регулятивные УУД: оценка: осознание «что усвоено», «что подлежит усвоению»

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Познавательные УУД:

Общеучебные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Фронтальная

Словесный

Беседа

7. Домашнее задание

(Слайд 6.)

Простое: составить памятку «План написания письма».

Сложное: написать письмо другу.

Интересное: написать письмо президенту страны.

Дети записывают задание в дневники.

Познавательные УУД:

Общеучебные - извлечение необходимой информации из прослушанного сообщения

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов, умение слушать

Индивидуальная

Фронтальная

Словесный

Беседа

8. Подведение итогов

- Хочется закончить этот урок словами Героя Советского Союза – лётчика Алексея Маресьева:

«Я желаю вам, ребята, чтобы вы росли патриотами, чтобы у каждого из вас было большое сердце. Чтобы знали, помнили нашу историю и дальше несли её своим потомкам».


Приложение 1.


Здравствуй, дорогая моя доченька Машенька!


Посылаю тебе василек. Представь себе - идет бой, кругом воронки, и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв. Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу. Но его бы затоптали.

Дорогая моя доченька Машенька! Я твой папа, буду биться с фашистами до последней капли крови, до последнего воздуха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком!

До свидания, моя любимая доченька!

Целую тебя. Твой папа.










Приложение 2.


Структура личного письма


1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2. Основная часть - изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым.

3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

4. Подпись. Дата и место написания письма.



















Приложение 3.

Задание 1.

Выберите из набора карточек те, которые верно говорят о том, что такое письмо. Составьте текст.


Карточка №1

Письмо – это устное сообщение о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.


Карточка №2

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.


Карточка №3

В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.


Карточка №4

Части письма: присказка, основное содержание, концовка.


Карточка №5

Письма бывают сказочные, бытовые, о животных.


Карточка №6

Письма бывают деловые, официальные, личные.





Задание 2.

Прочитайте. Ответьте на вопросы.

Как вы думаете, сколько способов поздороваться существует в русском языке?

Как вы здороваетесь с мамой, другом, учителем, знакомыми ваших родителей?

Как вы здороваетесь утром, днём, вечером?



Задание 3.

Что бы вы посоветовали человеку, который собирается писать письмо? Прочитайте, вставьте пропущенные слова.


Для письма используй _______________ лист бумаги. Письмо нужно писать ________________________. Обращение пишется __________ письма. Письмо должно быть _______________. Дату пиши ________________.


Слова для справок: скучным, интересным; чистый, рваный; разборчиво и аккуратно, небрежно; в начале, в конце; сверху справа, внизу слева.









Приложение 4.

Здравствуй, … !

Ты спрашиваешь в последнем письме, что у меня нового в школе.

Сегодня у нас был урок по теме «Пишем письмо». Он был … Я узнал, что … Я научился … Оказывается, очень важно …! На уроке мне было … Когда мы встретимся, я познакомлю тебя с …, которое я записал в тетрадь.

До свиданья. Буду ждать от тебя весточки.

(Число, подпись).