1.Мотивация к учебной деятельности (Слайд 1.) Пальчиковая разминка | - Здравствуйте! Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы его посвящаем 75-летию Великой Отечественной Войны. На этом уроке мы будем обращаться и к уроку литературного чтения. Как вы думаете, какие умения и навыки нам необходимы на этом уроке? - Урок хочу начать словами поэта-фронтовика Константина Симонова "С чего начинается память …" С чего начинается память – с берёз? С речного песочка? С дождя на дороге? А если – с убийства! А если – со слёз! А если – с воздушной тревоги! А если с визжащей пилы в облаках, Со взрослых, в пыли распростёртых! А если с недетского знания – как Живое становится мёртвым! И в пять, и в пятнадцать, И в двадцать пять войной начинается память. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Что вспомним? - Подумайте, зачем нужна память о войне нам, живущим в веке двадцать первом, которым даже трудно представить, что пришлось преодолеть и выстрадать тем, кто ценой самой жизни отстоял свободу и независимость Родины? - И сейчас мы отправимся в путешествие назад в прошлое. На каком виде транспорта мы отправимся, вы выберите сами. Перед вами лист бумаги, можете пофантазировать в технике оригами. Я тоже приступаю к работе, кто желает, может вместе со мной выполнять все действия. - Показываем, что получилось. | Дети приветствуют учителя. - Умение читать целыми словами достаточно бегло, понимать смысл прочитанного, писать без ошибок, красиво и аккуратно, умение пользоваться информацией, собирать информацию. - Вспомним о Великой Отечественной войне. - Память о войне нужна, чтобы подобного не повторялось, чтобы мы жили в мире. Дети работают самостоятельно или изготавливают самолётик путём сгибания вслед за учителем. Показывают работы. | Личностные УУД: самоопределение. Фронтальная Словесный Слово учителя. Регулятивные УУД: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Фронтальная Словесный Беседа. Познавательные УУД: логические - установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи Фронтальная Словесный Беседа. Регулятивные УУД: Планирование и контроль Фронтальная Объяснительно-иллюстративный Демонстрация |
Актуализация знаний. (Слайд 2.) Постановка учебной задачи | - Чтобы запустить машину времени и отправиться в путешествие, нужно правильно ввести код. Кодом же является дата начала самого трагического события в истории нашего государства. - Итак, отправляемся в далёкий 1941 год. Мы - школьники военного времени. 1941–1945 — годы страдания, тревоги, смертей и огромной трагедии для каждого. Страшная война длилась четыре года, унесла жизни множества ни в чем не повинных людей, она крушила все на своем пути. Все закончилось 9 мая 1945 года, когда наш народ объявил о победе! Победе, о которой мы никогда не забудем. Война — это большая история, которая несет в себе поучительные уроки и множество рассказов. - Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов хлеба в день, а детям по 125г. Демонстрирует 125г хлеба. - Вот эта норма хлеба, но он отличался тем, что состоял из смеси опилок и муки, а летом из лебеды и крапивы. Но дети продолжали учиться, несмотря на голод, холод. В годы войны не хватало школьных принадлежностей. Учебники изнашивались до дыр, чернила делались из всего, что можно было пустить в дело: сажи, свеклы, кирпича. Вместо ручек нередко затачивали деревянные палочки, а писать приходилось на оберточной бумаге, между строчек в книгах, журналах. - На уроке технологии мы сделали книжки (сшитые из газет несколько листов), как вы думаете, для чего они нужны нам на уроке? Да, тетрадей не было, и ученики писали на газетах между строчек. Давайте и мы напишем дату и Классная работа. Учитель показывает тревогу. - С большим нетерпением ждали писем с фронта родные и близкие. Получение письма – всегда большое событие. Письма помогали жить, согревали души, дарили надежду. Всех интересовали новости с фронта. Радостно было открывать солдатские треугольники, но и тревожно: «Не случилось ли чего?» Эти письма читали коллективно: всей семьей, с соседями и даже целой деревней. -У ставропольского поэта Геннадия Фатеева есть замечательные строки: - Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… - Как вы думаете, какова тема урока? Чему будем учиться? - Сегодня на уроке мы попробуем сами написать письмо, научимся правильно его оформлять. И письмо это будет не совсем обычным. Мы с вами напишем письма солдатам далеких сороковых. | - 22 июня 1941 года Сценку показывают 2 детей. Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой. Сестра: Как холодно! И мама не идет. Быть может, хлебушка она нам принесет? Ну, хоть бы крошечку где отыскать, Голодной страшно мне идти в кровать. Брат ремонтирует табуретку. Брат: А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу. Ведь там, где папа наш сейчас, Потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь, И дом у нас с тобою есть. А главное – фашисты далеко. Да и кому в стране легко. Сестра: А помнишь блинчики с вареньем, Чай с маминым печеньем, Которое по праздникам пекла она. Сейчас я съела б все одна! Брат: Опять ты о еде заговорила, Уж лучше б душу не травила! Чем чаще вспоминаешь ты о ней, Тем голод чувствуешь сильней. И мне воспоминанья эти не нужны. Сестра: А вот и мамины шаги слышны. Брат: Не вздумай хныкать перед ней. Дай отдохнуть сначала ей. - Это тетради. Дети работают на местах. Выходит ученик (почтальон) с сумкой, а в ней газеты, подаёт письмо учителю: - Не волнуйтесь, для вас хорошие новости. Читает подготовленный ученик: Писем белые стаи прилетали на Русь. Их с волненьем читали, Знали их наизусть. Эти письма поныне не теряют, не жгут, Как большую святыню их в семье берегут. - Письма. - Писать письма. | Личностное УУД: нравственно-этическая ориентация Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Фронтальная Словесный Беседа Наглядный Инсценировка Познавательные УУД: Общеучебные; определение основной и второстепенной информации; восприятие текстов Словесный Рассказ учителя Наглядный Демонстрация Фронтальная Словесный Беседа Индивидуальная Практический Упражнение тренировочного характера Личностные УУД: самоопределение Фронтальная Словесный Слово учителя Познавательные УУД: Общеучебные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи |
3.Открытие новых знаний. Работа с Толковым словарём. (Слайд 3.) Чтение писем Беседа по содержанию Знакомство со структурой личного письма ( Приложение 2.) (Слайд 4.) | - Посмотрим, какие термины нам могут встретиться на уроке, попробуем их объяснить (письмо, адрес, адресат, адресант, конверт, эпистолярный жанр, почтальон, почта). - Зачем люди пишут письма? - Как же ждали этих треугольничков с фронта. Ведь только письма связывали солдат с родным домом. Белые треугольнички писем… Как они были дороги! - Ребята, у вас на столах лежат белые треугольнички писем. Как они похожи на те, которые писали бойцы в окопах и землянках, в госпиталях и на передовой. Похожи на те, которые писались матерями и женами своим родным, любимым.. - Разверните ваши бумажные треугольнички и прочитайте письма фронтовиков, которые написаны на них. - О чем писали солдаты? Что их волновало, тревожило? - Какие чувства вы испытываете, читая эти письма? - Сейчас вам представится возможность самим написать письма солдатам тех далеких лет, солдатам сороковых. - С какими вопросами и пожеланиями вы можете обратиться к ним? О чем вы спросите бойцов, подаривших вам жизнь? - Ребята, давайте вспомним, с какой целью мы пишем письмо? - Как вы думаете, нужны ли какие-то особые знания для написания письма? – Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова». - Структура личного письма представлена слайде. - Как бы вы обратились к бойцу? - Каким должен быть тон нашего послания? - Каким может быть заключение? | Работа детей в парах с Толковым словарём, поиск лексического значения слов. Ответы детей. - Люди пишут письма, чтобы поделиться новостями и получить интересующую информацию. Чтение подготовленным учеником стихотворения Игоря Фролова: Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах. На бумаге налет желтизны, И протерты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтенья: Тем их краткие строки сильны, Что мы сами - их продолженье! Дети читают письма. (Приложение 1.) - В этих письмах любовь и ненависть, фронтовые будни и последний бой, боль и радость и, конечно, надежда на встречу со своими родными. Ответы детей. – Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами. В письмах мы рассказываем о себе и интересуемся жизнью тех, кому пишем. Ответы детей. Дети читают названия компонентов письма со слайда. Примеры детей. - Дружелюбный, уважительный. Приметы детей. | Познавательные УУД: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: планирование, определение последовательности действий, саморегуляция, как способность к волевому усилию Групповая Практический Работа с толковым словарём Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: Общеучебные; смысловое чтение Индивидуальная Наглядный Чтение текста Фронтальная Словесный Беседа Личностные: Самоопределение Фронтальная Словесный Беседа Регулятивные УУД: Планирование, Целеполагание Познавательные УУД: Логические – построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Фронтальная Словесный, иллюстративный Беседа, демонстрация |
5.Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. | - А теперь напишите письмо. Оно может быть адресовано вашим родственникам – участникам войны или любому солдату сороковых… - Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. В стране возникли трудности с обеспечением населения и армии конвертами. В этих условиях пришла на помощь простая и нехитрая солдатская выдумка сворачивать письма треугольниками. Письма с фронта шли не в конвертах, на них не было марок. - Кто объяснит, для чего нужны марки на конверте? Что нужно обязательно на нём указать? - А мы попробуем сложить солдатское письмо треугольником. Не забудьте подписать. | Ребята пишут письма. После написания писем несколько зачитывается на уроке. Дети рассматривают и сравнивают конверты с марками и треугольники. Ответы детей. Вслед за учителем дети складывают треугольные письма. | Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка результатов работы. Познавательные УУД: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: умение выражать мысли; умение слушать собеседника Самостоятельная Репродуктивный Написание письма Фронтальная Представление работ Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения Фронтальная Словесный Беседа Индивидуальная Объяснительно-иллюстративный Демонстрация |