СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Состав слова"»

Дата: 08.10 №Урока: 27 Класс: 4-в

Конспект урока по русскому языку

Тема: Состав слова.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Цели: закреплять знания о роли суффиксов и приставок в слонах; развивать навыки разбора слов по составу; совершенствовать умение записывать текст по памяти.

Формируемые УУД:

познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез,

коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — установление связи между целью учеб­ной деятельности и её мотивом.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте скороговорки, которые у вас получились. (Пе­репел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Ти­мошка Трошке крошит в окрошку крошки.)

— Назовите корни в однокоренных словах. (Несколько учеников читают скороговорки наизусть.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте слова.

Цв..тущий, улы..ка, под..рить, зв..нок, сосе..ка, пр..мой, ука..ка, ела., кий.

— На какие группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с парными согласными в корне.)

— Запишите слова в два столбика. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

— Найдите и подчеркните имена существительные. (Улыбка, звонок, соседка, указка.)

— Как образовались эти имена существительные? (С помощью суффикса -к-.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Найдите в каждой группе лишнее слово.

1) Гора, пригорок, гореть. (Гореть.)

2) Лето, лётчик, полёт. (Лето.)

3) Кора, корка, покорить. (Покорить.)

— Объясните свой выбор. (Эти слова не являются родствен­ными для остальных слов.)

— Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. (Пригорок.)

— Для чего служат приставки? (Для образования новых слов.)

— Какое значение имеет в этом слове приставка при? (Около.)

— Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. (Лётчик.)

— Для чего служит эта часть слова? (Для образования новых слов.)

— Какие значения слов образуются при помощи суффик­са -ник? (Это может быть слово, связанное с профессией, например грузчик. А может быть слово с уменьшительно-ла­скательным значением, например стульчик.)

— Какие ещё части слова вы знаете? (Окончание.)

— Для чего служит эта часть слова? (Для связи слов в предложе­нии и словосочетании.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить роль значимых частей слова, потренироваться в разборе слов по составу, в подборе однокоренных слов.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 86 (с. 55).

— Прочитайте первую группу слов.

— Назовите слова с приставками. (Согреть, поехали, поездка, наушники.)

— Докажите, что это приставки. Найдите корень в этих словах.

— Прочитайте вторую группу слов.

— Назовите слова, в которых выделенная часть не является суффиксом и входит в состав корня. (Чеснок, веник, майка.)

— Назовите однокоренные слова, выделите корни.

— Какое языковое явление мы наблюдаем при образовании однокоренных слов? (Чередование согласных: чеснок чес­ночный, майка маечка, веник — веничек?)

— Выполните письменные задания к упражнению.

Упр. 87 (с. 55).

— Прочитайте текст.

— Определите его тему. (Животные и их детёныши.)

— Какова главная мысль текста? (Тетёрка заботливая мама.)

— Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)

— Прочитайте первую часть. Определите главную мысль. (Те­тёрка с птенцами вышла на прогулку.)

— Прочитайте вторую часть. Определите главную мысль. (Те­теревята разбежались по поляне.)

— Прочитайте третью часть. Определите главную мысль. (Мама следит за птенцами.)

— Придумайте заглавие к каждой части.

— Объясните написание слов с пропущенными буквами.

(Свободный диктант. Учитель читает текст по частям, уча­щиеся записывают каждую часть по памяти. Самопроверка, са­мооценка.)

- Выделите в глаголах приставки.

- Подберите слова к первой схеме. (Курочка, тетёрка, тете­ревята и т. д.)

- Подберите слова ко второй схеме. (Пёстрая, поляна, куча и т. д.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Тестовая работа

1. Выберите ответ, в котором верно указаны все признаки род­ственных слов.

1) близки по смыслу и отвечают на один и тот же вопрос

2) имеют общую часть и отвечают на один и тот же вопрос

3) отвечают на один и тот же вопрос

4) имеют общую часть и близки по смыслу

2. Корень - это:

1) часть слова, стоящая в начале слова

2) общая часть родственных слов

3) часть слова, стоящая перед окончанием

4) часть слова, служащая для образования новых слов

3. Изменяемая часть слова - это:

1) корень 3) приставка

2) окончание 4) суффикс

4. Для связи слов в предложении служит:

1) корень 3) приставка

2) окончание 4) суффикс

5. Укажите состав слова полянка.

1) приставка - корень - суффикс - окончание

2) корень — окончание

3) корень суффикс окончание

4) приставка — корень — окончание

6. Выпишите из стихотворения однокоренные слова и выде­лите в них корень.

Шёл прогульщик на прогулку,

Шёл и песенку свистел.

Захотел он шоколадку,

Пососал бы леденцов...

Но прогуливал буфетчик,

И не видно продавцов.

(Взаимопроверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия

- Разберите слова по составу. Воспользуйтесь памяткой на с. 148 учебника.

Вариант 1

Бессердечный, дубок, подъезд, лень.

Вариант 2

Позолота, розовый, указка, поход.

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Из каких значимых частей состоят слова?

— Какие части слова служат для образования новых слов?

— В какой части слова заключён смысл слова?

— Как разобрать слово по составу?

Домашнее задание

Упр. 88 (с. 56).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!