СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского (родного) языка в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского (родного) языка в 9 классе»

Митинская Галина Борисовна,

учитель русского языка и литературы.

МБОУ «Коношская ОШ» Коношского района

Методическая разработка урока русского (родного) языка в 9 классе. Тема: «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа». Цель: формирование представления о русском языке как зеркале национальной культуры и истории народа.

Задачи:

Образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: функции русского языка, языковая картина мира.

Развивающая: развивать умение выделять главное. Обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к слову. Предполагаемый результат урока: личностные результаты: воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; метапредметные результаты: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме;

предметные результаты: понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Оснащение: учебник «Русский родной язык. 9 класс»; мультимедийный проектор и экран, словари.

Предварительная подготовка учителя: составление плана-конспекта к уроку, подготовка презентации.


Содержание урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Пусть он действительно будет для вас добрым и принесёт радость общения и новые открытия!

  1. Этап актуализации.

Мы продолжаем изучать русский родной язык. А что такое язык? (Язык – это средство человеческого общения.)

Послушайте, какое поэтическое определение языку дал Пётр Андреевич Вяземский, близкий друг Пушкина.

Язык есть исповедь народа.

В нем слышится его природа,

его душа и быт родной.

Какой смысл содержится в словах поэта?

(В словах языка живет прошлое и настоящее народа, его быт, обычаи, традиции, нравы, душа).

  1. Формулирование темы и цели урока.

О чем мы сегодня будем говорить? Как бы вы определили тему вашего урока?

(Мы будем говорить о связи русского языка с культурой и историей нашего народа).

Попробуем сформулировать цель урока.

4. Работа по теме урока.

Работа с учебником.

Обратимся к учебнику. На стр.4 в упр.1 помещены два высказывания известных представителей нашей культуры. Небольшую информацию о них прочитайте в рубрике «Моя Россия».

Проанализируйте высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания: язык, слово, народный дух.

Работа в парах.

Как вы понимаете смысл высказывания В.О.Ключевского о слове?

Размышляя над ответом, какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов подснежник или ущелье? Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отечество? При ответе используйте материалы рубрики «Из истории языка» и Диалог культур».

(Выступления обучающихся с ответами на вопросы).

А теперь сформулируйте основные мысли содержащиеся в приведенных высказываниях и запишите их в виде тезисов.

(Обучающиеся зачитывают тезисы. Которые они сформулировали. Учитель дополняет).

Какие функции языка мы назвали?

А теперь прочитайте тексты в рубрике «Лингвистические заметки» на стр.5,6,7 и выпишите незнакомые вам слова. Объясните их значение.

(Коммуникативная функция - язык является средством общения, способом передачи информации, обмена мыслями.

Когнитивная функция (познавательная) – отражение мышления человека.

Кумулятивная функция (накопительная) – язык становится хранилищем сведений об истории, а также материальной, духовной культуры народа.

Безэквивалентные слова - слова, которые служат для выражения понятий, которые отсутствуют в другой культуре).

А вы можете назвать такие слова?

(Обучающиеся приводят примеры).

Перед вами портрет известного человека. Вы узнали его? Да, это В.И.Даль. Что вы знаете о нем?

(В.И.Даль – собиратель слов, пословиц, поговорок, загадок русского языка, создатель знаменитого «Словаря живого великорусского языка», в котором 200 тысяч слов).

Да, сам Даль говорил о создании словаря: «…писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился, ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка.

Самостоятельная работа.

В вашем учебнике на стр. 7 в упр. 3 помещены фрагменты статьи словаря Даля. Прочитайте и проанализируйте их. Опираясь на эти материалы, объясните, почему Толковый словарь Даля называют энциклопедией русской жизни и историей русского народа, воплощенной в словах, пословицах, поговорках, песнях и преданиях.

Приведите свои примеры. Используйте слова называющие предметы на фотографии на стр. 8.

(Обучающиеся отвечают на вопрос, приводят примеры, дополняют ответы друг друга).

Настоящим кладезем народной мудрости называют русские пословицы. Они по праву являются жемчужинами устного народного творчества. В них нашли отражение реалии русского народного быта, поверья и приметы, народные верованья, представления об окружающем мире.

Работа в группах.

Упр. 5(стр. 9).Прочитайте русские пословицы и устно объясните их значение. Распределите пословицы по тематическим группам. Какие пословицы можно поместить в несколько тематических групп? Составьте устный рассказ о том. Какие духовно – нравственные идеалы отражены в русских пословицах и поговорках?

(Самопроверка выполнения письменной части задания по образцу на слайде)

Совокупность знаний о мире и отношение того или иного народа к миру, запечатлённые в языковой форме, принято называть языковой картиной мира. Русская языковая картина мира определяется особенностями жизни русского народа, его историей, национальной психологией, духовными традициями и идеалами.

Наш урок мы начинали с анализа высказываний о русском языке. Я хочу привести ещё одно высказывание В. И. Даля, он писал: « Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку…»

Как вы понимаете последние слова этого высказывания?

(Мы должны сберечь наш родной язык для будущих поколений, как это сделали наши предки)

А что для этого вы можете сделать?

(Нужно избегать употребления в речи жаргонизмов, слов-паразитов, иностранных слов, одним словом, следить за своей речью)

К.Г.Паустовский говорил: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности… Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что безразличен к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

5. Домашнее задание: упр.6(зад. 3) или упр.7(по выбору)

6. Подведение итогов:

Какую цель мы поставили в самом начале урока?

Как вы считаете, удалось ли нам её реализовать?

7. Рефлексия.

Закончите фразу:

Урок заставил задуматься о…

Меня удивило, что..

Задания на уроке мне было выполнять (легко/ трудно).

На уроке я понял, что…