СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока Свойства живого

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматриваются основные свойства живых организмов, отличия живых организмов от неживых тел

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Свойства живого»

МБОУ «Новоурюмовская ООШ, учитель биологии Алексеева М.А.

Технологическая карта к уроку биологии в 5 классе по теме: «Свойства живого».

Планируемые результаты.

Предметные: уметь характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявление свойства живого и неживого.

Метапредметные УУД.

Познавательные: анализировать, классифицировать, сравнивать факты и явления

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной речи.

Личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению природы.

Оборудование: учебная презентация, мультимедиапроектор, ПК.

Наглядно-демонстрационный материал, ЭОР: презентация «Свойства живых организмов»; раздаточный материал «Дидактическая карта», скрайбинг «Диалог Знайки и Незнайки»;


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Встаньте ровно.

Подтянулись.

Широко всем улыбнулись.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть ваши умные лица.






Приветствуют учителя, настраиваются на работу, показывают готовность к уроку

Актуализация опорных знаний по пройденной теме


Систематизируют знания по пройденной теме

Мотивация учебной деятельности


Создание проблемной ситуации

СкрайбингДиалог Незнайки и Знайки (видеоролик):

Незнайка Знайке: Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Знайка: Я изучаю живые организмы.

Незнайка: Это разные жуки, ящерицы, птицы…

Знайка: Не только. Это и растения, и грибы, и микроорганизмы.

Незнайка: Так что же у них общего?

Знайка: Ты и сам это хорошо знаешь. Давай попробуем вспомнить.

- Какую проблему будем обсуждать на уроке?

- Предположите тему урока.

Смотрят ролик









Слушают учителя. Высказывают свои предположения.

Записывают дату и тему урока.

Изучение новой темы. Осмысление.





Слайд 2.





Слайд 3.












Слайд 4. Кластер


Слайд 5.






Слайд 6.















Слайд 7.

Физкульминутка














Слайд 8.

Слайд 9-14

признаки живого



Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растений, грибы. Тела живой природы называют организмами. Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что – нет.

Задание1. Разделите данные тела на живые и неживые.

Приведите еще примеры живых организмов.




Проверяем ответы и исправляем ошибки.


А что значит – быть живым?

-По каким признакам мы можем определить, принадлежит ли какой либо объект к живой или неживой природе?

-Ответить правильно поможем себе сами, ведь мы с вами живые организмы.


Проверьте свои предположения с помощью рис.5

на стр. 9

Задание 2. Оформите свои предположения с помощью кластера.

СВОЙСТВА ЖИВОГО







А теперь проверяем свой кластер, что у нас получилось?


Молодцы, ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (учитель показывает лист бумаги)

- Можно разорвать лист на части, стало много листков. Что это? Может это признак живого – размножение?

- А теперь я отпускаю лист ,и он начинает двигаться, он летит. Может это признак живого – движение?

- А теперь я его смяла, и он изменился. Может это признак живого – развитие?

- Но согласитесь, лист имеет некоторые признаки живого. Будет ли лист бумаги живым? Почему?





Пришла пора немного отдохнуть.




Задание 3. Работа в паре.

На столах у вас есть карточка: Признаки живой природы». Используя текст учебника на стр. 9-11 заполните таблицу.


Признаки

Характеристика

Обмен веществ


Раздражимость


Рост


Развитие


Размножение



Проверяем таблицу


- Живые организмы в своем теле имеют органы, которые выполняют особые функции, т.е. особую работу.

Глаза помогают увидеть опасность, уши – слышать, зубы для захвата пищи. С помощью легких животные – дышат, сердце помогает передвижению крови по кровеносным сосудам.

Корни растений поглощают из почвы воду с растворенными минеральными солями, листья улавливают энергию солнечного света.

Все органы важны и нужны. И только все органы вместе образуют живой организм.

Слушают учителя.






Работают с презентацией. Классифицируют по очереди изображения на тела живой и неживой природы. Выполняют на карточках.

Приводят примеры.

Проверяют свои ответы.



Слушают учителя



Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д.






Оформляют кластер





Проверяют


Предполагаемый ответ: - Нет


Предполагаемый ответ: - Нет


Предполагаемый ответ: - Нет





Отвечают на вопросы. Приходят к выводу о том, что у живых организмов есть сразу все признаки живого.


Выполняют физкультминутку








Заполняют таблицу.








Слушают учителя

Рефлексия



Слайд 15

Ребята, сегодня мы с вами на уроке выделили свойства живого, что такое орган, организм.

Сейчас, используя словосочетания, составьте предложения о свойствах (признаках) живого, о живой и неживой природе.



Составляют предложения.

Закрепление

Ребята, докажите, что сосулька – неживое тело.

Отвечают на вопрос

Домашнее задание

Выполнить творческое задание: «Докажите, что растение – живой организм».


Записывают домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!