СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Ценные бумаги: их виды и классификация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок по курсу «Финансовая грамотность» , 10 класс

Данное занятие по теме «Что такое ценные бумаги и какие они бывают» разработано для учащихся 10 класса. Место в курсе: занятие является шестым в рамках курса «Финансовая грамотность» для учащихся 10-11 классов и первым в модуле 2 «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Ценные бумаги: их виды и классификация»»

Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования








Методическая разработка урока

по «Финансовой грамотности»

10 класс



Тема «Ценные бумаги: их виды и классификация»



Авторы:

Дюкова Марина Васильевна, учитель истории и обществознания

Мясникова Елена Владимировна, учитель обществознания

Ощепкова Ирина Николаевна, учитель биологии и химии

Селедкова Валентина Михайловна, учитель биологии

Усанин Андрей Витальевич, учитель истории и обществознания

Уфимцева Людмила Юрьевна, учитель истории и обществознания












Пермь, 2018



Оглавление

Аннотация…………………………………………………………………..3

Ключевые слова…………………………………………………………... 3

Введение……………………………………………………………………. 3

Основная часть…………………………………………………………… 4

Заключение………………………………………………………………… 9

Список литературы………………………………………………………10

Приложение 1……………………………………………………………..11

Приложение 2……………………………………………………………..11

Приложение 3……………………………………………………………..13

Приложение 4……………………………………………………………..16





Аннотация

Данное занятие по теме «Что такое ценные бумаги и какие они бывают» разработано для учащихся 10 класса. Место в курсе: занятие является шестым в рамках курса «Финансовая грамотность» для учащихся 10-11 классов и первым в модуле 2 «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов».

Ключевые слова

Ценная бумага, акция, облигация, вексель.


Введение

Актуальность проекта заключается в том, что российские граждане недостаточно используют механизм фондового рынка для увеличения доходов и качества жизни. Данный проект привлекателен тем, что в будущем учащиеся могут увеличить собственный доход, используя возможности фондового рынка, получат представление о ценных бумагах.

Цель проекта: создание методической разработки учебного занятия в рамках курса «Финансовая грамотность» по теме «Что такое ценные бумаги и какие они бывают».

Задачи проекта:

  • собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной категории учащихся 10 классов;

  • опираясь на базовые знания и базовые понятия сконструировать учебное занятие, сформулировать задания;

  • оформить и презентовать разработку занятия для педагогического сообщества.

Проект может быть реализован:

  • во внеурочной деятельности как продолжение предмета «Обществознание»;

  • как учебное занятие по курсу «Финансовая грамотность» в средней школе.

Целевая аудитория: учащиеся 10 класса.

Форма проведения: урок-практикум.


Основная часть

Технологическая карта урока

  1. Тема урока: «Ценные бумаги: их виды и классификация».

  2. Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

  3. Цели урока:

Образовательная: сформировать представления учащихся о видах ценных бумаг и особенностях их применения.

Развивающая: развивать самостоятельность в выборе способа и организации работы.

Воспитательная: показать учащимся практическую, жизненную значимость новых знаний.

  1. Задачи урока:

- создать условия для формирования у учащихся представления о ценных бумагах как о способе повышения индивидуального и семейного дохода;

- способствовать развитию у учащихся умения совершать рациональный выбор при покупке и обмене ценных бумаг.

  1. Дидактические средства на уроке: раздаточный материал для экспертов, раздаточный материал для учащихся (цитаты, таблицы, SWOT-анализ), видеоролик.

  2. Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию;

  • учиться отвечать за свои гражданские поступки;

  • осознавать свои интересы в соответствии с получаемой информацией из разных источников;

  • приобретать опыт участия в делах, приносящих выгоду и прибыль.

Предметные результаты:

  • усвоение учащимися базовых понятий: ценная бумага, акция, облигация, вексель;

  • овладение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности;

  • умение различать разные виды ценных бумаг.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • понимание цели и планирование своих действий с помощью учителя и самостоятельно;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий, самооценка и взаимооценка;

  • адекватное восприятие предложений оппонентов и экспертов;

Познавательные:

  • умение пользоваться различными источниками информации, извлекать информацию из сплошного текста и таблиц;

  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

  • умение анализировать, обобщать, классифицировать информацию, сравнивать, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

  • умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде.

Коммуникативные:

  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности;

  • умение владеть приёмами монологической и диалогической речи;

  • умение работать индивидуально и в группе;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение задавать вопросы по теме.

Основные понятия: фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, брокер, дилер.

  1. Форма обучения. Форма обучения подразделяется на:

  • индивидуальную;

  • фронтальную;

  • групповую.

  1. Межпредметные связи. Данная тема базируется на учебных дисциплинах: «математика», «обществознание», «экономика».

  2. Оборудование:

  • персональный компьютер;

  • проектор;

  • раздаточный материал.

  1. Домашнее задание: скачать и ознакомиться с программой «Сбербанк-инвестор».


Таблица 1

Технологическая карта урока

Этап,

название

Действия учителя

Действия ученика

Примечание

1. Организационный момент

Делит класс на рабочие группы по цвету жетонов, организует работу группы экспертов из числа учащихся 11 класса, учителей, родителей.

Поделиться на группы согласно цвету.

Раздаточный материал для экспертов (приложение 1)

2. Мотивационный этап

Создать условия для поиска проблемы, постановки целей посредством анализа предложенных цитат по теме «Ценные бумаги»

(приложение 2).



Предлагает отметить себя на «лестнице успеха»: на какой ступеньке знаний находишься по теме «ценные бумаги».


Просмотр видеоролика «Ценные бумаги».

Предлагает обсудить видеоролик:

- Я знал; - Я узнал; -Я хочу узнать подробней.

Поиск и формулировка проблемы по сбережению денежных средств, исходя из проблемы формулирует тему урока, определяет возможный алгоритм его развития (этапы урока).

Прием «лестница успеха»: нарисовать себя на ступеньке знаний о ценных бумагах.



Смотрят видеоролик «Ценные бумаги».

Обсуждают видеоролик по предложенным учителем параметрам.

Презентация (приложение)

3. Деятельностный этап

Организация работы групп по формированию и систематизации знаний о ценных бумагах.

Осуществляют поиск информации, проводят SWOT-анализ ценных бумаг при работе с таблицами, представляют результат работы в группах, на основе приема неоконченного предложения заполняют таблицу SWOT-анализ ценных бумаг, отвечают на вопросы.

Раздаточный материал (приложение 3,4)

4. Рефлексия

Организует обратную связь, включая в диалог экспертов и учащихся.

Аргументируют выбор по использованию ценных бумаг.

Прием «лестница успеха»: нарисовать себя на ступеньке полученных знаний о ценных бумагах (отобразить изменение собственных знаний).

Эксперты подводят итоги по Карте критериев (приложение 1)

5. Домашнее задание

Задает домашнее задание:

- скачать и ознакомиться с программой «Сбербанк-инвестор».


Записывают домашнее задание.






Заключение

Проект поможет повысить интерес обучающихся к самообразованию по финансовой грамотности.

Главные достоинства проекта:

- простота и минимальные затраты при выполнении;

- групповая форма работы способствует развитию коммуникативной компетенции;

- вовлечение родителей повышает уровень мотивации обучающихся;

- самостоятельная работа с источниками способствует более эффективной систематизации знаний учеников о видах ценных бумаг, особенностях их применения, позволяет перенести теоретические знания учеников на практические примеры и задания.



















Список литературы


    1. Гражданский кодекс РФ.

    2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089

    3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

    4. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с

    5. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

    6. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

    7. Видеофрагмент «Ценные бумаги»: https://www.youtube.com/watch?v=vBE6p2o


















Приложение 1

Таблица 2

Карта критериев для экспертов

Критерии

Группа «Акции»

Группа «Облигации»

Группа «Вексель»

1. Активность




2. Логичность




3. Содержательность




4. Умение высказывать свою точку зрения




5. Креативность





Приложение 2

Раздаточный материал для учащихся (цитаты)

Большинство людей начинают интересоваться акциями, когда все интересуются ими. Время начинать интересоваться – это когда никто другой не интересуется. Ты не можешь покупать то, что популярно, и переживать успех. – Уоррен Баффетт


Главное - это осознать, что за каждой акцией стоит компания, а за ростом стоимости каждой акции стоит лишь одна реальная причина. Состояние бизнеса компаний изменяется от худшего к лучшему, а маленькие компании становятся большими. - Питер Линч


Если вам говорят: «Все продают эти акции!» – спросите: «А кто покупает?» – Джеймс Динс


Лучший способ нажиться на акциях - копить деньги, а затем вложить их в акции той компании, где сам работаешь. Заплатить за то, что ты уже заработал. - Джон Рокфеллер

Портфель акций способен дать вам портрет человека, их выбравшего. - Адам Смит


Счастье – когда ваши акции за год удваиваются в цене. – Ира Коблер


Цена акций соответствует правилу: надежду делить на страх, уменьшенный на жадность. – Доминик Лоусон


Жена и вексель всегда возвращаются обратно.


Торговля ценными бумагами была и всегда останется тяжелым путем к легкой жизни. - Джеффри Силверман


Фондовый рынок - это всего лишь зеркало, которое... с некоторой задержкой отображает лежащую в основе экономическую ситуацию. Причины и следствия, которыми связаны экономика и фондовый рынок, никогда не меняются. - Лаура Дундовик


Начинающий инвестор должен иметь финансовый план, - сколько и в каком месяце он понесет убытков, чтобы раньше времени не обанкротиться. - Михаил Мамчич




Приложение 3

Таблица 3

Раздаточный материал для учащихся (таблицы)




Таблица 4



Таблица 5





Таблица 6



Приложение 4

Таблица 7

Раздаточный материал для учащихся (SWOT-анализ)

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Риски






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!