Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Методическая разработка урока
по «Финансовой грамотности»
10 класс
Тема «Ценные бумаги: их виды и классификация»
Авторы:
Дюкова Марина Васильевна, учитель истории и обществознания
Мясникова Елена Владимировна, учитель обществознания
Ощепкова Ирина Николаевна, учитель биологии и химии
Селедкова Валентина Михайловна, учитель биологии
Усанин Андрей Витальевич, учитель истории и обществознания
Уфимцева Людмила Юрьевна, учитель истории и обществознания
Пермь, 2018
Оглавление
Аннотация…………………………………………………………………..3
Ключевые слова…………………………………………………………... 3
Введение……………………………………………………………………. 3
Основная часть…………………………………………………………… 4
Заключение………………………………………………………………… 9
Список литературы………………………………………………………10
Приложение 1……………………………………………………………..11
Приложение 2……………………………………………………………..11
Приложение 3……………………………………………………………..13
Приложение 4……………………………………………………………..16
Аннотация
Данное занятие по теме «Что такое ценные бумаги и какие они бывают» разработано для учащихся 10 класса. Место в курсе: занятие является шестым в рамках курса «Финансовая грамотность» для учащихся 10-11 классов и первым в модуле 2 «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов».
Ключевые слова
Ценная бумага, акция, облигация, вексель.
Введение
Актуальность проекта заключается в том, что российские граждане недостаточно используют механизм фондового рынка для увеличения доходов и качества жизни. Данный проект привлекателен тем, что в будущем учащиеся могут увеличить собственный доход, используя возможности фондового рынка, получат представление о ценных бумагах.
Цель проекта: создание методической разработки учебного занятия в рамках курса «Финансовая грамотность» по теме «Что такое ценные бумаги и какие они бывают».
Задачи проекта:
собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной категории учащихся 10 классов;
опираясь на базовые знания и базовые понятия сконструировать учебное занятие, сформулировать задания;
оформить и презентовать разработку занятия для педагогического сообщества.
Проект может быть реализован:
Целевая аудитория: учащиеся 10 класса.
Форма проведения: урок-практикум.
Основная часть
Технологическая карта урока
Тема урока: «Ценные бумаги: их виды и классификация».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательная: сформировать представления учащихся о видах ценных бумаг и особенностях их применения.
Развивающая: развивать самостоятельность в выборе способа и организации работы.
Воспитательная: показать учащимся практическую, жизненную значимость новых знаний.
Задачи урока:
- создать условия для формирования у учащихся представления о ценных бумагах как о способе повышения индивидуального и семейного дохода;
- способствовать развитию у учащихся умения совершать рациональный выбор при покупке и обмене ценных бумаг.
Дидактические средства на уроке: раздаточный материал для экспертов, раздаточный материал для учащихся (цитаты, таблицы, SWOT-анализ), видеоролик.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
осознавать потребность и готовность к самообразованию;
учиться отвечать за свои гражданские поступки;
осознавать свои интересы в соответствии с получаемой информацией из разных источников;
приобретать опыт участия в делах, приносящих выгоду и прибыль.
Предметные результаты:
усвоение учащимися базовых понятий: ценная бумага, акция, облигация, вексель;
овладение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности;
умение различать разные виды ценных бумаг.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
понимание цели и планирование своих действий с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий, самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений оппонентов и экспертов;
Познавательные:
умение пользоваться различными источниками информации, извлекать информацию из сплошного текста и таблиц;
умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
умение анализировать, обобщать, классифицировать информацию, сравнивать, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности;
умение владеть приёмами монологической и диалогической речи;
умение работать индивидуально и в группе;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение задавать вопросы по теме.
Основные понятия: фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, брокер, дилер.
Форма обучения. Форма обучения подразделяется на:
индивидуальную;
фронтальную;
групповую.
Межпредметные связи. Данная тема базируется на учебных дисциплинах: «математика», «обществознание», «экономика».
Оборудование:
персональный компьютер;
проектор;
раздаточный материал.
Домашнее задание: скачать и ознакомиться с программой «Сбербанк-инвестор».
Таблица 1
Технологическая карта урока
Этап, название | Действия учителя | Действия ученика | Примечание |
1. Организационный момент | Делит класс на рабочие группы по цвету жетонов, организует работу группы экспертов из числа учащихся 11 класса, учителей, родителей. | Поделиться на группы согласно цвету. | Раздаточный материал для экспертов (приложение 1) |
2. Мотивационный этап | Создать условия для поиска проблемы, постановки целей посредством анализа предложенных цитат по теме «Ценные бумаги» (приложение 2). Предлагает отметить себя на «лестнице успеха»: на какой ступеньке знаний находишься по теме «ценные бумаги». Просмотр видеоролика «Ценные бумаги». Предлагает обсудить видеоролик: - Я знал; - Я узнал; -Я хочу узнать подробней. | Поиск и формулировка проблемы по сбережению денежных средств, исходя из проблемы формулирует тему урока, определяет возможный алгоритм его развития (этапы урока). Прием «лестница успеха»: нарисовать себя на ступеньке знаний о ценных бумагах. Смотрят видеоролик «Ценные бумаги». Обсуждают видеоролик по предложенным учителем параметрам. | Презентация (приложение) |
3. Деятельностный этап | Организация работы групп по формированию и систематизации знаний о ценных бумагах. | Осуществляют поиск информации, проводят SWOT-анализ ценных бумаг при работе с таблицами, представляют результат работы в группах, на основе приема неоконченного предложения заполняют таблицу SWOT-анализ ценных бумаг, отвечают на вопросы. | Раздаточный материал (приложение 3,4) |
4. Рефлексия | Организует обратную связь, включая в диалог экспертов и учащихся. | Аргументируют выбор по использованию ценных бумаг. Прием «лестница успеха»: нарисовать себя на ступеньке полученных знаний о ценных бумагах (отобразить изменение собственных знаний). | Эксперты подводят итоги по Карте критериев (приложение 1) |
5. Домашнее задание | Задает домашнее задание: - скачать и ознакомиться с программой «Сбербанк-инвестор». | Записывают домашнее задание. | |
Заключение
Проект поможет повысить интерес обучающихся к самообразованию по финансовой грамотности.
Главные достоинства проекта:
- простота и минимальные затраты при выполнении;
- групповая форма работы способствует развитию коммуникативной компетенции;
- вовлечение родителей повышает уровень мотивации обучающихся;
- самостоятельная работа с источниками способствует более эффективной систематизации знаний учеников о видах ценных бумаг, особенностях их применения, позволяет перенести теоретические знания учеников на практические примеры и задания.
Список литературы
Гражданский кодекс РФ.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Видеофрагмент «Ценные бумаги»: https://www.youtube.com/watch?v=vBE6p2o
Приложение 1
Таблица 2
Карта критериев для экспертов
Критерии | Группа «Акции» | Группа «Облигации» | Группа «Вексель» |
1. Активность | | | |
2. Логичность | | | |
3. Содержательность | | | |
4. Умение высказывать свою точку зрения | | | |
5. Креативность | | | |
Приложение 2
Раздаточный материал для учащихся (цитаты)
Большинство людей начинают интересоваться акциями, когда все интересуются ими. Время начинать интересоваться – это когда никто другой не интересуется. Ты не можешь покупать то, что популярно, и переживать успех. – Уоррен Баффетт
Главное - это осознать, что за каждой акцией стоит компания, а за ростом стоимости каждой акции стоит лишь одна реальная причина. Состояние бизнеса компаний изменяется от худшего к лучшему, а маленькие компании становятся большими. - Питер Линч
Если вам говорят: «Все продают эти акции!» – спросите: «А кто покупает?» – Джеймс Динс
Лучший способ нажиться на акциях - копить деньги, а затем вложить их в акции той компании, где сам работаешь. Заплатить за то, что ты уже заработал. - Джон Рокфеллер
Портфель акций способен дать вам портрет человека, их выбравшего. - Адам Смит
Счастье – когда ваши акции за год удваиваются в цене. – Ира Коблер
Цена акций соответствует правилу: надежду делить на страх, уменьшенный на жадность. – Доминик Лоусон
Жена и вексель всегда возвращаются обратно.
Торговля ценными бумагами была и всегда останется тяжелым путем к легкой жизни. - Джеффри Силверман
Фондовый рынок - это всего лишь зеркало, которое... с некоторой задержкой отображает лежащую в основе экономическую ситуацию. Причины и следствия, которыми связаны экономика и фондовый рынок, никогда не меняются. - Лаура Дундовик
Начинающий инвестор должен иметь финансовый план, - сколько и в каком месяце он понесет убытков, чтобы раньше времени не обанкротиться. - Михаил Мамчич
Приложение 3
Таблица 3
Раздаточный материал для учащихся (таблицы)

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Приложение 4
Таблица 7
Раздаточный материал для учащихся (SWOT-анализ)
SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Риски |