«Речь и альтернативная коммуникация»
Тема: «Употребление обобщающих понятий» .
Цель: Закрепить и повторить представления о словах, обозначающих предметы.
Задачи:
Учить правильно подбирать обобщающее слово для группы однородных предметов.
Закреплять умение различать предмет и слово, соотносить вопрос кто?
Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ну-ка, проверь себя, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
2. Артикуляционная гимнастика.
3.Игра "Назовите одним словом следующие предметы:
Кукла, машина, пирамида, матрешка – это …
Огурец, помидор, морковь, капуста, баклажан – это …
Ананас, яблоко, мандарин, груша, слива – это …
Смородина, крыжовник, клубника, ежевика – это …
Лисичка, подберезовик, мухомор, сыроежка – это …
Береза, сосна, ель, клен, липа – это …
Диван, стул, кровать, шкаф, комод – это …
Нож, тарелка, вилка, чайник, дуршлаг – это …
Куртка, сарафан, брюки, юбка, рубашка – это …
Сандалии, валенки, сапоги, кроссовки – это …
Кепка, шапка, фуражка, платок, берет – это …
Сыр, мороженое, масло, творог, сметана – это …
Колбаса, сосиски, котлеты, сардельки – это …
Баранки, печенье, кекс, булка – это…
Сок, компот, молоко, вода – это …
Линейка, ручка, учебник, тетрадь, дневник – это …
Самолет, пароход, автобус, трамвай – это …
Мяч, коньки, лыжи, шайба, ракетка – это …
Повар, милиционер, клоун, швея – это …
Кошка, собака, овца, корова – это …
Медведь, волка, белка, заяц – это …
Ласточка, скворец, грач, жаворонок – это …
4. Физкультминутка.
- Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
- Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.
Я знаю 5 молочных продуктов…
Я знаю 5 названий птиц…
Я знаю 5 лиственных деревьев…
Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
Я знаю 5 головных уборов…
Я знаю 5 диких животных…
Я знаю 5 музыкальных инструментов…
Я знаю 5 видов спорта…
5. Работа по карточкам.
- Скажите, ребята, что нарисовано на картинке?
- Одним словом, как можно назвать, что это? (овощи и т.д.)
6. Подведение итогов.
-Что мы учились сегодня делать на уроке?
- Что понравилось выполнять на уроке?
- Что вызвало затруднение?
Найди лишний предмет