Всеобщая история. Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме
« Путешествие в средневековый город»
Цели урока:
1) Обобщить и закрепить знания обучающихся по темам « Возникновение средневековых городов», «Ремесло и торговля в средневековом городе»;
2) Совершенствовать навыки устной речи и работы с контурной картой;
3) Развивать творческие способности через выполнение практических заданий;
4) Воспитывать нравственные качества на примере трудолюбия, свободолюбия горожан Средневековья.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока – игра (выполнение практических заданий в командах)
Методы и приемы:
1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: объяснение выполнения практических заданий);
2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: карточки с заданиями, схемы, иллюстрации и тд.);
3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, работа с текстами, схемами, документами и тд.);
4) методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: решение заданий, ответы на вопросы)
5) методы контроля (приемы: (выполнение заданий, взаимопроверка, самооценка, оценка учителя).
Оборудование: групповые задания (схемы, историческое лото (даты), историческое домино (знание терминологии), исторический текст, карта, иллюстрации и тд. ), листы оценивания команд, критерии оценивания (жетоны); учебник «История Средних веков», 6 класс; ЕВ Агибалова, ГМ Донской; М., «Просвещение», 2016 г.
Урок рассчитан на 45 минут
План урока:
Организационный момент: сообщение темы, целей урока, объяснение правил игры, форм оценивания.
Мы познакомились с большой и интересной темой, узнали, где и почему стали появляться и расцветать в X-XI веках города, чем занимались их жители, как боролись с притеснениями сеньоров, как они уважительно и с гордостью относились к своим коммунам. Познакомились с городскими достопримечательностями Средневековья, побывали в роли ремесленников, купцов. И сегодня нам предстоит обобщить все ваши знания и не только выполнить задания, но и сделать это творчески, организованно.
И так, мы отправляемся в воображаемое путешествие по средневековому городу. У нас есть три команды (по 6 человек). Есть капитаны команд и название команд. Болельщики.
Выполняя задание быстрее и лучше других команда получает жетон. Но также напомню, что за нарушение дисциплины жетоны с вас будут сниматься.
Ход игры:
1. Задание «Крестом и мечом» - блиц опрос.
1. Это был единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить и оставить без ответа (Во время обряда посвящения в рыцари)
2. О каком событии июля 1099 года написал хронист: «Они убивали и старух и младенцев. Их лошади чуть не плавали в потоках крови» (О взятии Иерусалима)
3. Назовите три главных правила рыцарского кодекса чести, сложившегося в XII-XIII вв. (1. Искать подвиги. 2. Бороться с врагами христианства. 3. Защищать слабых и обиженных)
4. Кардиналов запирают в специальной комнате, выйти из которой они могут только после того, как ….Что должны сделать кардиналы? (Выбрать очередного папу)
5. Назовите трех правителей, которые приняли участие в Третьем Крестовом походе? (Император Германии Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, король Англии Ричард I Львиное Сердце).
2 задание. Историческое домино (соотнести понятие и определение данного понятия)
1. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости (рыц. Турнир)
2. Торговые союзы купцов для защиты от грабителей и помощи друг другу (гильдии)
3. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных городов и стран (ярмарки)
4. Главная церковь в средневековом городе (собор)
5. Собрание правил, обязательных для всех членов цеха в средневековом городе (цех. Устав)
6. Работник, изучивший ремесло и получающий заработную плату за свой труд (подмастерье)
7. Союзы мастеров одной специальности, проживающие в одном городе (цехи)
Итак, мы входим в городские ворота и сразу попадаем в район ремесленных мастерских.
3 задание. «Текст с историческими ошибками». Тексты заранее раздаются каждой команде, ошибки нужно подчеркнуть и сверить с правильными ответами на доске по типу игры «100 к 1».
Текст с историческими ошибками
Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой , прямой , как стрела, улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.
Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна второго этажа, где располагалась мастерская оружейника, выглядывал Ганс, подмастерье, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас – свободный человек! Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина, те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.
А вот рыночная площадь. У городских ворот недоверчивые покупатели взвешивают товар. Городские стражники под свист и улюлюканье мальчишек ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. Свидетели происшествия с жаром рассказывают любопытным прохожим о том, что случилось. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Теперь от штрафа не уйти! Торговец посудой, громко причитая и подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает невезучего торговца посудой – прежде он тоже состоял членом их союза, но более удачливые собратья по цеху переманили у него всех заказчиков и покупателей. Разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него – так гласит устав.
Но вот наконец и дом одного из старшин, где обычно проходили цеховые собрания.
4 задание. Объясни смысл пословицы:
1. «Что с возу упало, то пропало»
2. «Городской воздух делает человека свободным»
3. «Ходить в Каноссу» (унизительный путь)
5 задание. Объясни смысл логической цепочки:
Ученик – подмастерье – мастер
Меняла – ростовщик – банкир
6. Задания на три хода по игровому полю (игра «Четвертый лишний!» Определить лишнее звено в цепочке и объяснить, что объединяет остальные три слова)
1. барщина – оброк – гильдия – церковная десятина
2. тамплиеры – госпитальеры – тевтонцы – бюргеры
3. Фридрих I Барбаросса – Филипп II Август – Ричард I Львиное Сердце
7 задание. Историческое лото.
В средневековой истории было много войн. И сейчас в этом конкурсе мы проверим ваши знания в этой области. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Когда состоялся первый крестовый поход? (1096 г.)
2. Какой город крестоносцы взяли после осады в 1099 г.? (Иерусалим)
3. Когда крестоносцы захватили город Константинополь? (1204 г)
4. Когда произошло разделение церкви на католическую и православную? (1054 г.)
5. Когда пал последний оплот крестоносцев? (1291 г.)
8. Конкурс болельщиков.
В течение всей игры болельщики команд переживали за свои команды. И сейчас в этом конкурсе у них есть возможность помочь своей команде получить дополнительные баллы.
Итак, блиц – опрос для болельщиков. Вопросы задаются поочередно. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа вопрос переходит к болельщикам другой команды.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Какое расстояние между Константинополем и Царьградом? (это разные названия одного города).
2. По какой лестнице никто никогда не ходил? (по феодальной)
3. Назовите любимые развлечения рыцарей (пиры и турниры)
4. На каком языке преподавали в средневековых университетах? (на латыни)
5. Кому подчинялись вассалы? (сеньорам)
6. Как называлась металлическая рубаха у рыцарей? (кольчуга)
7. Что такое диспуты? (словесные поединки)
9. Подведение итогов групповой работы. За наиболее содержательные выступления все участники команды получают жетоны.
10. Выставление оценок. Всего 36 баллов.
4 жетона и более – «5»
2-3 жетона – «4»
1 жетон – «3»
Дополнительно участники игры по представлению команд награждаются в номинациях:
ЗНАТОК ДАТ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ЗНАТОК КАРТЫ
ЗНАТОК ТЕРМИНОВ
ЗНАТОК ПОСЛОВИЦ И КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
ЗНАТОК ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ
ЗНАТОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ УЧЕБНИКА
КАПИТАН КОМАНДЫ (ЗА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПОДГОТОВКУ СВОЕЙ КОМАНДЫ)