СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока. Урок - игра "Путешествие в средневековый город"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и закрепления знаний обучающихся по темам "Возникновение средневековых городов", "Ремесло и торговля в средневековом городе". Проводится в  игровой форме с целью усилить интерес к данной теме и активизировать деятельность обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. Урок - игра "Путешествие в средневековый город"»

Всеобщая история. Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме

« Путешествие в средневековый город»

Цели урока:

1) Обобщить и закрепить знания обучающихся по темам « Возникновение средневековых городов», «Ремесло и торговля в средневековом городе»;

2) Совершенствовать навыки устной речи и работы с контурной картой;

3) Развивать творческие способности через выполнение практических заданий;

4) Воспитывать нравственные качества на примере трудолюбия, свободолюбия горожан Средневековья.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока – игра (выполнение практических заданий в командах)

Методы и приемы:

1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: объяснение выполнения практических заданий);

2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: карточки с заданиями, схемы, иллюстрации и тд.);

3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, работа с текстами, схемами, документами и тд.);

4) методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: решение заданий, ответы на вопросы)

5) методы контроля (приемы: (выполнение заданий, взаимопроверка, самооценка, оценка учителя).

Оборудование: групповые задания (схемы, историческое лото (даты), историческое домино (знание терминологии), исторический текст, карта, иллюстрации и тд. ), листы оценивания команд, критерии оценивания (жетоны); учебник «История Средних веков», 6 класс; ЕВ Агибалова, ГМ Донской; М., «Просвещение», 2016 г.

Урок рассчитан на 45 минут



План урока:


Организационный момент: сообщение темы, целей урока, объяснение правил игры, форм оценивания.


Мы познакомились с большой и интересной темой, узнали, где и почему стали появляться и расцветать в X-XI веках города, чем занимались их жители, как боролись с притеснениями сеньоров, как они уважительно и с гордостью относились к своим коммунам. Познакомились с городскими достопримечательностями Средневековья, побывали в роли ремесленников, купцов. И сегодня нам предстоит обобщить все ваши знания и не только выполнить задания, но и сделать это творчески, организованно.


И так, мы отправляемся в воображаемое путешествие по средневековому городу. У нас есть три команды (по 6 человек). Есть капитаны команд и название команд. Болельщики.

Выполняя задание быстрее и лучше других команда получает жетон. Но также напомню, что за нарушение дисциплины жетоны с вас будут сниматься.

Ход игры:

1. Задание «Крестом и мечом» - блиц опрос.

1. Это был единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить и оставить без ответа (Во время обряда посвящения в рыцари)

2. О каком событии июля 1099 года написал хронист: «Они убивали и старух и младенцев. Их лошади чуть не плавали в потоках крови» (О взятии Иерусалима)

3. Назовите три главных правила рыцарского кодекса чести, сложившегося в XII-XIII вв. (1. Искать подвиги. 2. Бороться с врагами христианства. 3. Защищать слабых и обиженных)

4. Кардиналов запирают в специальной комнате, выйти из которой они могут только после того, как ….Что должны сделать кардиналы? (Выбрать очередного папу)

5. Назовите трех правителей, которые приняли участие в Третьем Крестовом походе? (Император Германии Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, король Англии Ричард I Львиное Сердце).


2 задание. Историческое домино (соотнести понятие и определение данного понятия)

1. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости (рыц. Турнир)

2. Торговые союзы купцов для защиты от грабителей и помощи друг другу (гильдии)

3. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных городов и стран (ярмарки)

4. Главная церковь в средневековом городе (собор)

5. Собрание правил, обязательных для всех членов цеха в средневековом городе (цех. Устав)

6. Работник, изучивший ремесло и получающий заработную плату за свой труд (подмастерье)

7. Союзы мастеров одной специальности, проживающие в одном городе (цехи)


Итак, мы входим в городские ворота и сразу попадаем в район ремесленных мастерских.


3 задание. «Текст с историческими ошибками». Тексты заранее раздаются каждой команде, ошибки нужно подчеркнуть и сверить с правильными ответами на доске по типу игры «100 к 1».

Текст с историческими ошибками

Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой , прямой , как стрела, улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.

Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна второго этажа, где располагалась мастерская оружейника, выглядывал Ганс, подмастерье, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчассвободный человек! Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина, те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.

А вот рыночная площадь. У городских ворот недоверчивые покупатели взвешивают товар. Городские стражники под свист и улюлюканье мальчишек ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. Свидетели происшествия с жаром рассказывают любопытным прохожим о том, что случилось. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Теперь от штрафа не уйти! Торговец посудой, громко причитая и подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает невезучего торговца посудой – прежде он тоже состоял членом их союза, но более удачливые собратья по цеху переманили у него всех заказчиков и покупателей. Разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него – так гласит устав.

Но вот наконец и дом одного из старшин, где обычно проходили цеховые собрания.

4 задание. Объясни смысл пословицы:

1. «Что с возу упало, то пропало»

2. «Городской воздух делает человека свободным»

3. «Ходить в Каноссу» (унизительный путь)

5 задание. Объясни смысл логической цепочки:

Ученик – подмастерье – мастер

Меняла – ростовщик – банкир

6. Задания на три хода по игровому полю (игра «Четвертый лишний!» Определить лишнее звено в цепочке и объяснить, что объединяет остальные три слова)

1. барщина – оброк – гильдия – церковная десятина

2. тамплиеры – госпитальеры – тевтонцы – бюргеры

3. Фридрих I Барбаросса – Филипп II Август – Ричард I Львиное Сердце

7 задание. Историческое лото.

В средневековой истории было много войн. И сейчас в этом конкурсе мы проверим ваши знания в этой области. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Когда состоялся первый крестовый поход? (1096 г.)

2. Какой город крестоносцы взяли после осады в 1099 г.? (Иерусалим)

3. Когда крестоносцы захватили город Константинополь? (1204 г)

4. Когда произошло разделение церкви на католическую и православную? (1054 г.)

5. Когда пал последний оплот крестоносцев? (1291 г.)

8. Конкурс болельщиков.

В течение всей игры болельщики команд переживали за свои команды. И сейчас в этом конкурсе у них есть возможность помочь своей команде получить дополнительные баллы.

Итак, блиц – опрос для болельщиков. Вопросы задаются поочередно. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа вопрос переходит к болельщикам другой команды.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Какое расстояние между Константинополем и Царьградом? (это разные названия одного города).

2. По какой лестнице никто никогда не ходил? (по феодальной)

3. Назовите любимые развлечения рыцарей (пиры и турниры)

4. На каком языке преподавали в средневековых университетах? (на латыни)

5. Кому подчинялись вассалы? (сеньорам)

6. Как называлась металлическая рубаха у рыцарей? (кольчуга)

7. Что такое диспуты? (словесные поединки)


9. Подведение итогов групповой работы. За наиболее содержательные выступления все участники команды получают жетоны.

10. Выставление оценок. Всего 36 баллов.

4 жетона и более – «5»

2-3 жетона – «4»

1 жетон – «3»

Дополнительно участники игры по представлению команд награждаются в номинациях:

ЗНАТОК ДАТ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ЗНАТОК КАРТЫ

ЗНАТОК ТЕРМИНОВ

ЗНАТОК ПОСЛОВИЦ И КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

ЗНАТОК ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ

ЗНАТОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ УЧЕБНИКА

КАПИТАН КОМАНДЫ (ЗА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПОДГОТОВКУ СВОЕЙ КОМАНДЫ)