Сысак Алина Владимировна
учитель начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА№9 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Методическая разработка урока
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: «Дикие и домашние животные» с использованием здоровьесберегающих технологий
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема:«Дикие и домашние животные» с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель урока: дать представление о диких и домашних животных, отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних
Задачи урока:
1. Познавательные:
Формирование понятий " домашние " и " дикие " животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
Формирование представлений о сходстве и различии домашних и диких животных;
Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.
2. Развивающие:
Развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):
Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;
обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);
3. Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;
Воспитание познавательного интереса;
Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
Планируемый результат: Усвоить общие условия, необходимые для жизни домашних животных; ученики научатся рассказать о значении домашних животных для человека, особенности ухода за домашними животными.
Основные понятия: «дикие» и «домашние» животные.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
- основные компьютер, проектор, проектная доска, презентация.
- дополнительные у учеников – учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Организация пространства : работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Ход урока:
I . Организационный момент. Создание «ситуации успеха».
Начинается урок с притчи.
ДВА ВОЛКА
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
— Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Как вы понимаете основную мысль текста? Как она нам поможет на уроке?
II. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
А к нам в гости пришёл…
Отгадайте загадку
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок –слайд№2)
Он с нами будет сегодня на уроке. А из чего он сделан? А мука из каких растений была смолота ?
- На какие две группы можно разделить все растения? (Дикорастущие и культурные)
- Какие дикорастущие растения вы знаете?(Слайд № 3)
- А какие культурные растения вы знаете?
- В свою очередь культурные растения на какие группы делятся?
(Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)
Индивидуальный письменный опрос по карточкам (работа по карточкам)
- Сейчас я раздам вам карточки, на которых есть задания. Эти задания вам нужно выполнить и затем сдать мне.
Перечисли 2-3 культурных растения нашего края |
|
Деревья | | | |
Травянистые | | | |
Зерновые | | | |
Плодовые | | | |
Овощные | | | |
Кустарники | | | |
Валеопауза №4 по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Динамические упражнения с использованием загадок и детских стишков.
Я буду загадывать вам загадки, а вы изобразите отгадку движениями, не называя её.
Зимой беленький,
Летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц) Прыгаем, как зайки.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) Ходим, как мишки косолапые.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Очень быстро я летаю,
Под карнизом обитаю. (Птица) Машем руками, как птицы крыльями.
III. Подготовительная работа к изучению нового материала
Цель: Постановка проблемного вопроса
А сейчас Колобок предлагает вам отгадать загадки:
1. Ушки длинные торчат,
Хвостик круглый как пушок,
Косой про них все говорят,
Что же это за зверек? (Зайка-слайд №4)
Где он живёт?
2. Бурый зверь малину любит,
Его солнышко разбудит:
По весне закончит он
Долгий-долгий сладкий сон! (Медведь- слайд №5)
3. Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса- слайд № 6)
-Колобок у вас, ребята ,спрашивает: что общего у всех этих животных о которых шла речь? (Сами добывают пищу, находят или строят жилища, заботятся о своём потомстве)
- Как называют таких животных? (Этих животных называют – дикие)
-Колобок нашёл карточки и просит помочь ему -распредели животных по группам, помогите ему.(Слайды № 7,№8)
-Как вы думаете ,о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О диких домашних и домашних)
-Прогнозируйте наш урок.(Отличить диких животных от домашних)
Дыхательная гимнастика.
- Ребята, закройте глазки… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки.
IV.Формирование знаний и умений учащихся:
А) Вопросы:
-Каких животных называют домашними? А каких дикими? Почему?
-Как вы думаете, откуда появились домашние животные? Как они стали домашними?
Давайте мы с вами и Колобком перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем, они предупреждали об опасности. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь уже человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.
V.Работа по теме урока (продолжение)
- Давайте посмотрим, кто строит жилище?(Слайд №9)
- Кто как питается?(Слайд №10)
-Как животные заботятся о своём потомстве?(Слайд № 11)
Проблемный вопрос: определить особенности домашних и диких животных.
Давайте сравним и сделаем выводы (Слайд №12)
VI. Закрепление пройденного
Подумай! Обезьяна живёт в зоопарке . О ней заботятся люди. Можно назвать её домашним животным? (Слайд № 13)
Подумай!- Синичку кормит человек. Можно ли эту птицу назвать домашним животным? (Слайд № 14)
Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу)
Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по синему овалу)
Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по короткой полоске )
Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по длинной полоске)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Предлагаем детям посмотреть, как бабочка летит по красному овалу (водим указкой по красному овалу на доске).
Работа в парах. Игра «Малыши»
-Давайте подскажем Колобку, а у кого какое потомство. (карточки на партах)
-Давайте сравним с эталоном. (Слайд №15)
VII. Домашнее задание (Слайд №16)
-Нарисуйте животное, на которое вы хотели бы быть похожи? Или с которым вы ассоциируете самого себя?
VIII. Итог урока .
«Мы в ответе за тех, кого приручили», - Антуан де Сент-Экзюпери.
(Слайд № 17)
Человек — часть природы. По мере развития цивилизации люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь — интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.
IX.Рефлексия (Слайд № 18)
Колобок спрашивает:
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какое настроение у вас после урока? У Колобка прекрасное! Он много узнал на этом уроке о животных, с которыми встречался в лесу.
Список использованной литературы
1. Еремеев С.В. Загадки о животных. Издательство: Мир и образование, 2017.- 16 с.
2.Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч, 1 / А. А Плешаков. — 7-е изд. —».- М. : Просвещение, 2016.- 143 с.
3.Плешаков, А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» Кн. Для учащихся нач. кл. .5-е издание./ А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2018.- 224с.
4. Тихомирова, Е.М. Окружающий мир: 2 класс. Поурочные разработки к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях». ФГОС./ Е.М. Тихомирова.- М.: Издательство: Экзамен, 2013.-385с.