СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10 классе. Ее можно использовать как на профильном, так и набазовом уровне преподавания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 10 классе»

НСО, г.Бердск, Ломкова Наталья Ростиславовна, учитель высшей категории

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Её можно использовать как на профильном, так и на базовом уровне преподавания. А также при подготовке к ЕГЭ в 11-ом классе, так как тема урока-практикума позволяет обобщить материал, изученный в 5-9 классах.

Тема: «Безударные и чередующиеся гласные в корне ».

Цели урока:

- развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;

- обобщение знаний по курсу орфографии и пунктуации; закрепление навыков написания безударных и чередующихся гласных в корне;

- развитие умения работать в группе, анализировать собственный уровень знаний.

Оборудование: раздаточный материал: таблица для обобщения знаний «Правописание корней с чередующимися гласными», диагностические карточки, карточки для самостоятельной дифференцированной работы и карточки-ключи, учебник Н. Г.Гольцовой, И. В. Шамшина. «Русский язык 10-11 классы».

Ход урока

1. Запись темы, постановка задач урока. Составление прогноза своего успеха:

Прочитайте ещё раз тему, что вы можете сказать о ней:

- Я это всё знаю отлично.

-Я знаю это хорошо.

- Кажется, я помню не всё.

- Вспоминаю с трудом.

Сделайте предположение, на какую оценку вы сможете выполнить задания по этой теме. Запомните её, в конце урока проверите верность своего прогноза.

2. Диагностическое задание, проверяющее степень усвоения изученного в 5-9 классах. Каждый ученик получает карточку со словами и таблицей, которые нужно разнести по графам, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока.

Д..лжностной, к..ричневый, обог..тить, прик..сновение, зап..с, б..гровый, д..кумент, д..рижировать, з..ря, безотл..гательный, пл..вцы, пром..кашка, д..лина, утв..рь, в..новатый, пож..мать. соч..тание, опт..мизм, ед..ница, эксп..римент,обл..денение, расф..совать.

Слова с проверяемыми безударными гласными

Слова с непроверяе-

мыми безударными гласными

Слова с чередующимися гласными



























После выполнения задания на каждую парту дается ключ для самопроверки

Слова с проверяемыми безударными гласными

Слова с непроверяе-

мыми безударными гласными

Слова с чередующимися гласными

должностной

коричневый

прикосновение

обогащать

багровый

заря

запах

документ

безотлагательный

долина

дирижировать

пловцы

виноватый

оптимизм

промокашка

единица

эксперимент

утварь

обледенение

расфасовать

пожимать



сочетание



Ученикам предлагается оценить свой первоначальный уровень знаний по данной теме: 0-1 ошибка- «5», 2-3 ошибки- «4», 4-5 ошибок- «3», более 5 ошибок- «2» . Поставьте себе оценку под таблицей.

3. Работа в группах. Сформулируйте правила написания безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне, используя примеры из выполненного вами задания, назовите условия написания чередующихся гласных. (Для проверки выполненной работы выбирается одна группа, остальные сверяются со своими выводами, дополняют, исправляют).

(Учитель дополняет ответы учеников, если они были неполными)

1) Правописание безударных гласных в корне можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например : вечер-вечерний, нога-ноги. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в речи совпадают по звучанию: посвЕтиь (фонарем)-посвЯтить (жизнь науке).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Н-р, слово дОлина имеет общий корень со словом дол, а не даль; глагол благослОвить образован от сочетания благое слОво, а не благая слАва.)

2) В русском языке немало слов с непроверяемыми гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова. Правописание таких слов проверяются по орфографическому словарю.

3) В некоторых корнях наблюдается чередование гласных.

Условия написания чередующихся гласных в корне:

- ударение;

- буква, следующая за гласной;

- суффикс - а -, следующий за корнем;

- лексическое значение слова.

4. Обобщение и систематизация материала по теме «Чередующиеся гласные в корне»

Назовите известные вам корни с чередующимися гласными и заполните таблицу. Проверьте, всё ли вы вспомнили, используйте теоретический материал учебника, П.20, стр.65-72.



Условия написания гласных в корне

Корни с чередующимися гласными

ударение


суффикс


буква, следующая за гласной


Значение слова




Вопросы, помогающие провести обобщение знаний по правописанию корней с чередующими гласными:

- Назовите гласные, которые могут чередоваться в корне.

- От каких условий зависит выбор нужных гласных?

- Назовите корни, правописание которых зависит от ударения (суффикса, буквы, следующей за гласной, значения слова)

5. Закрепление знаний. Объяснительный диктант. Под диктовку учениками на доске записываются слова и словосочетания, устно кратко поясняются, при затруднении обращаются к таблице, она на экране. Каждый работает в тетради, к доске ученики выходят по принципу работы конвейера (по цепочке).

Сложение и вычитание, запрягать лошадей, играть в горелки, вошёл к смотрителю, спешил отправиться, вскочить на ходу, степные скакуны, преклоняться перед кем-нибудь, увертюра, реликвия, чудесное творение, поплавок, обмакнул в чернильницу, оптимистический, опираясь на перила, отраслевой, уровень производства, великолепная равнина, поросло мхом, озарились румянцем, непромокаемое пальто, поднимется медленно, запирали крепко, блистал на сцене, динамичный.

6. Контроль и самоконтроль. Самостоятельная работа с дифференцированным заданием, проверяющая не только уровень орфографического навыка, но и орфографической зоркости и знание правил пунктуации. После окончания работы карточка сначала проверяется самим учащимся по карточке-ключу и оцениваются, а затем сдаётся учителю. На следующем уроке сравниваются оценки. Ученик может увидеть, завысил он свою самооценку, или она полностью совпала с оценкой учителя.

Вариант № 1*

Ваша задача: найти и исправить ошибки (орфографические и пунктуационные). Указать номер предложения с обособленным обстоятельством; в предложении выделить его графически.

1. Утром соберались в дальний поход в восточную не исследованую часть озера, готовили шлюпки и снаряжение рассчитывая пробиратся у берега коёмкой воды, но к вечеру всё не узнаваемо переменилось. 2. Лёгкий ветер беззвучно шивелил рыжию, выгаревшию траву. 3. Благослави поэт… В тиши парнаской сени я с трепетом скланил пред музами калени.4. Около самого берега Ваня заглянул в воду, и увидил круглые водарасли похожие на шары из зеленного дыма.

Вариант №2*

Ваша задача: вставить пропущенные орфо- и пунктограммы, найти и исправить ошибки. Графически обозначить обособленные обстоятельства в предложениях.

1. Из-за деревьев в..днелась светлая крыша оранж..реи и из-под оврага подн..мался р..стущей туман. (Л.Т.) 2. Никита отш..пнув, сухими и очень белыми пальцами мякишь хлеба м..кал его в мёд, и нет..ропясь живал. ( М.Г.)

3. По р..внине быстро разл..валась тьма поглащая оч..ртания. ( Кор.) 4. Когда он (Пушкин) вошел с Уваровым в ауд..торию для меня тоточно солнце оз..рило ауд..торию. Я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии..( Гонч.)


Вариант №3

Ваша задача: вставить пропущенные буквы, найти и исправить ошибки. Указать номера сложных предложений, в состав которых входят односоставные безличные предложения.

1. Слава Кутузова не разрывно соед..нена со славою России. (П.) 2. Наши дела сл..жились бл..стяще (Т. С.) 3. За нарушение правил уличьного дв..жения нал..гается штраф. (Т.С.) 4. Обломов взял п…ро обм..кнул в ч..рнильницу но чернил небыло.( Гонч.) 5. Казачий полк летит на ск..кунах. (Софр.) 6. Ч..рные водорасли хрустят под ногами. (Пришв.). 7. Начало св..тать из тьмы выростали дома. (М.Г.)


Вариант №4

Ваша задача: вставить пропущенные орфо- и пунктограммы. Найти предложения с обособленными обстоятельствами.

1. Не береч.. пор..сли - ( не) видать и дер..ва .( Посл.) 2.И вдруг проглянет солнце и поток оз..лотится и ст..пной цв..ток душистую г..ловку подн..мая бл..стает, как цв..ты небес и рая. (Лерм.). 3. Люблю я вет..р меж н..гих х..лмов и коршуна в небесной выш..не и на р..внинах тени обл..ков. (Лерм.).4. Пор..внявшись с низ..нькой дверью, остановился в раздумь..(Т.)5. И живым приветом ст..рины покажут..ся благ..вонные травы, произр..стающие на этих валах…( А. Стрижев).

Карточка-ключ №1 *

1. Утром собИрались в дальний поход в восточную, неисследоваННую часть озера, гОтовили шлюпки и снаряжение, раССчитывая пробиратЬся у берега кАёмкой открытой воды, но к вечеру всё неузнаваемо переменилось.2. Легкий ветер беззвучно шЕвелил рыжУЮ, выгОревшУЮ

траву. 3. БлагослОви, поэт… В тиши парнаССкой сени я с трепетом склОнил пред музами кОлени. 4.Около самого берега Ваня заглянул в воду и увидЕл круглые водОрОсли, похожие на шары из зеленого дыма.

Карточка-ключ №2*


1. Из-за деревьев вИднелась светлая крыша оранжЕреи, и из-под оврага поднИмался рАстущИй туман. (Л.Т.) 2. Никита, отшИпнув сухими и очень белыми пальцами мякиШ хлеба, мАкал его в мёд и,не тОропясь, жЕвал. ( М.Г.)3. По рАвнине быстро разлИвалась тьма, поглОщая очЕртания. ( Кор.) 4. Когда он (Пушкин) вошел с Уваровым в аудИторию, для меня точно солнце озАрило аудИторию. Я в то время был в чАду обАяния от его поэзии... (Гонч.)


Предложения с обособленными обстоятельствами выделены курсивом



Карточка-ключ №3


1. Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России. (П.) 2. Наши дела слОжились блЕстяще. (Т. С.) 3. За нарушение правил улиЧНого двИжения налАгается штраф. (Т.С.) 4. Обломов взял пЕро, обмАкнул в чЕрнильницу, но чернил не было. (Гонч.) 5. Казачий полк летит на скАкунах. (Софр.) 6. ЧЁрные водорОсли хрустят под ногами. (Пришв.). 7. Начало свЕтать, из тьмы вырАстали дома. (М.Г.)


Предложения №4 (чернил не было); №6(начало светать)

Карточка-ключ № 4

1. Не беречЬ порОсли - НЕ видать и дерЕва. ( Посл.) 2.И вдруг проглянет солнце, и поток озОлотится, и стЕпной цвЕток, душистую гОловку поднИмая, блИстает, как цвЕты небес и рая. (Лерм.). 3. Люблю я ветЕр меж нАгих хОлмов, и коршуна в небесной вышИне, и на рАвнинах тени облАков. (Лерм.).4. ПорАвнявшись с низЕнькой дверью, остановился в раздумьЕ. (Т.)5. И живым приветом стАрины покажуТСЯ благОвонные травы, произрАстающие на этих валах…(А. Стрижев)

Предложения № 2 (душистую головку поднимая), № 4 поравнявшись с низенькой дверью)


Рекомендации для учащихся по оцениванию выполненных заданий (в начале урока они тоже даны)


«5» - 0-1 ошибка


«4» -2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» -5 и более.

Теперь сложите баллы, набранные вами в начале урока и выставленные за самостоятельную работу: наивысший балл -10 (5+5). Итак, если вы набрали 10-9б, поставьте себе «5», 8б- «4», 7-6б- «3», 5и менее- «2».

7. Итоги урока. Беседа. Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленной цели? Насколько оправдались ваши прогнозы?

- Назовите гласные, которые могут чередоваться.

- Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.

- Какие трудности могут подстерегать вас при написании безударных гласных, проверяемых ударением?

- Назовите орфограммы, которые вызвали у вас затруднения (запишите их в рабочую тетрадь) и сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которых вам надо поработать.

Общие итоги урока.

- Кто оценил свою работу на «5»? («4», «3»?) Есть ли неудовлетворительные оценки? На следующем уроке вы узнаете, насколько точны вы были.

8. Домашнее задание: на каждый случай ошибочного написания подберите по 6-7 слов, предварительно повторив правило.

Список используемой литературы:

1. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы, М., «Русское слово», 2019

2. Гольцова Н. Г. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя, М., «Русское слово», 2005

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, М., «Просвещение», 2003

4. Служевская Т.Л. Дидактические материалы по русскому языку для повторения орфографии при изучении сложного предложения в 9 классе, М., «Просвещение», «Учебная литература», 1997






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!