Ход урока Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля (CЛАЙД) и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком. - Ребята, вы любите мечтать? (Ответы детей) - Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю»: Я мечтаю о звёздных полётах, Межпланетным я стану пилотом, Намечаю маршруты путей, Только б вырасти мне поскорей. Всё о жизни Сатурна узнаю, С марсианами дружбу сведу, По пути на Луне побываю, К дальним звёздам дорогу найду. Небо синее ласково манит И к бескрайним просторам зовёт. Знаю я, что минута настанет - В дальний рейс поведу звездолёт. Скажите, близки мысли лирического героя вашим мечтам? (Ответы детей) Сегодня на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие. Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка. В космос летят…космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты (Работа со словарём). А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты – знатоки языка. Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем уроке. Давайте их поприветствуем взглядом. Руководство полётом разрешите взять на себя. - Ребята, сегодня на уроке у нас будет 3 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал (СЛАЙД), в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. Пилоты космического корабля подпишите свои бортовые журналы. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому самописцу». - Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей… - Внимание экипаж! (СЛАЙД) Какое слово в данной группе является лишним? КОСМОС, ЭКИПАЖ, БОРТОВОЙ, ЗВЕЗДОЛЁТ - Почему? Что объединяет три слова КОСМОС, ЭКИПАЖ, ЗВЕЗДОЛЁТ? - Итак, держим курс на космическую территорию СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. -Внимание, экипаж! Запишите тему урока в свои бортовые журналы (СЛАЙД). II. Целеполагание. В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Давайте, вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». (Ответы детей) - Совершенно верно, (Вспомнить, что такое существительное и повторить морфологические признаки существительного). (СЛАЙД) Оцените уровень своих возможностей в достижении поставленной цели. II. Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам. Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно. 1 этап «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты» Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ. (СЛАЙД) Даны утверждения. А вы будете отмечать ВЕРНО – НЕВЕРНО. На выполнение задания – 1 мин. Утверждения: Раздел русского языка, в котором изучается имя существительное, называется морфология (В) Имена существительные бывают собственные и нарицательные (В) Имена существительные, которые называют людей, животных и отвечают на вопрос кто – неодушевленные (Н) Имена существительные изменяются по родам (Н) Главный член предложения, которым чаще всего является существительное, - обстоятельство (Н). ВЗАИМОПРОВЕРКА - Внимание экипаж! Меняемся бортовыми журналами. Сравните с эталоном. - Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, необходимыми для нашего полёта. (Слайд) Терминологический диктант. Даны развёрнутые определения, а вы отвечать одним словом и без ошибок, старательно записывать его в личные бортовые журналы, в строчку через запятую. А потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием. На выполнение задания – 2 мин. 1. Непостоянный морфологический признак, который показывает связь существительного с другими словами (ПАДЕЖ) 2. Изменение существительного по числам и падежам – это (СКЛОНЕНИЕ) 3. Какие существительные пишутся с большой буквы (собственные) 4. Какие существительные обозначают ряд однородных предметов (нарицательные) 5. Главный член предложения, которым является имя существительное (подлежащее) САМОПРОВЕРКА (СЛАЙД) Оцените уровень готовности к полету. Выставить баллы. Кто получил 5 б, 4 б? Итак, к полёту всё готово. Взлетаем! (СЛАЙД) 2 этап «Ориентирование » (Стихотворение на слайде) - В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по стране русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый вам с начала урока. Работа с текстом (частичный анализ). 1.Я мечтаю о звёздных полётах, Намечаю маршруты путей, Межпланетным я стану пилотом, Только б вырасти мне поскорей. 2.Всё о жизни Сатурна узнаю, С марсианами дружбу сведу, По пути на Луне побываю, К дальним звёздам дорогу найду. 3.Небо синее ласково манит И к бескрайним просторам зовёт. 4.Знаю я, что минута настанет - В дальний рейс поведу звездолёт. - Внимательно прочитайте стихотворение, найдите в нём все существительные. Запишите их в бортовой журнал. На выполнение задания – 5 мин. Сколько сущ-ых вы нашли? (17) Оцените ваше умение ориентироваться в межгалактическом пространстве. (Баллы) На какие 3 группы можно разделить существительные? (собственные/нарицательные; одушевленные/ неодушевленные; ед./мн.ч) - Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа, несомненно, требовала колоссального напряжения. Самое время для физкультминутки. Давайте немного отдохнём. 3 этап ФИЗМИНУТКА Мы сейчас в космосе и на нас надеты скафандры. На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы) Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса) Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей) Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте) На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч) Молодцы, продолжим! 4 этап «Космическое послание» - Да! Каких только чудес ни бывает в космосе! Но что это?! На нашу космическую почту пришло космическое послание (СЛАЙД) (СЛАЙД) Когда выходишь в открытый космос, часто встречаются подобные письма описательного характера. Они нужны для того, чтобы мы не сбились с маршрута и легко ориентировались в межпланетном галактическом пространстве. Марс – удЕвительная планета. Прозрачны сизые дали, широк гАрЕзонт. Она сплошь покрыта слоем кАсмической пыли. Повсюду можно наблюдать многочисленные неровности: кратеры расщелины впадины. НеобЬятны и непостижимы вАлнующие тайны этой планеты! Космические путИшественники внимательно и настойчиво изучают историю её возникновения, природные особенности. Прочитайте текст. Чем он необычен? - Исправить. Сколько орфографических/пунктуационных ошибок? (8,2) (Самопроверка). Оценка своей работы на данном этапе путешествия. - Ребята, все ли слова вам понятны? Какие слова у вас вызвали затруднения? - Внимание экипажи! 1-й экипаж подчеркнуть сущ. 1-го склонения, 2-й экипаж – 2-го склонения, 3-й экипаж существительные 3-го склонения. 1 скл – планета, расщелина, впадина, тайна, планета, история 2 скл – Марс, горизонт, слой, кратер, путешественник, возникновение 3 скл – даль, пыль, неровность, особенность 5 этап «Внимание! Опасность!» - Ой, что это? Что-то непонятное. (Слайд «Черная дыра») Чтобы нас не затянуло в Черную дыру, мы должны выполнить задание (Слайд). Работа с перфокартой Соедините линией все И. У кого что получилось? У кого получилась 5, смело ставьте в бортовой журнал. Остальные сравните с эталоном. (Слайд) Оцените работу на этапе. 6 этап. «Связь с Землёй» - Внимание, ребята! Бортовой компьютер передаёт, что на планете Земля волнуются за нас, и просит, чтобы мы сообщили, что наш полёт проходит успешно. Вот его призывная фраза: (СЛАЙД) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Космонавты, сообщите, что ваш полёт проходит успешно. 7 этап «Возвращение на Землю» - Ребята, мы облетели всю территорию СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. Пора возвращаться домой. - Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание. (Слайд) ЗАДАНИЕ ПО «Космический мусор». Очистить ПУТЬ К ЗЕМЛЕ. - Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю! 8 этап «Итоговая конференция» По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. (СЛАЙД) Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу. - Итак, обсудим наш полёт. - Цель достигнута? - Понравилось путешествие? - Что запомнилось? - Над чем ещё нам нужно поработать? Посчитайте средний балл. Наше космическое путешествие состоялось! Спасибо за ваше усердие и старание! |