СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский конспект урока, которым открывается изучение темы "Имя существительное" в 6-ом классе. Цель урока - актуализация полученных ранее знаний об этой части речи. Данный конспект использовался для проведения открытого урока на городском  конкурсе "Учитель года".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи"»


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля (CЛАЙД) и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.

- Ребята, вы любите мечтать? (Ответы детей)

- Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю»:

Я мечтаю о звёздных полётах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.


  • Скажите, близки мысли лирического героя вашим мечтам? (Ответы детей)

  • Сегодня на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие.

  • Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка.

  • В космос летят…космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты (Работа со словарём).

  • А кто такие лингвисты?

  • Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты – знатоки языка.

  • Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем уроке. Давайте их поприветствуем взглядом.

  • Руководство полётом разрешите взять на себя.

- Ребята, сегодня на уроке у нас будет 3 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал (СЛАЙД), в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. Пилоты космического корабля подпишите свои бортовые журналы. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому самописцу».

- Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей…

- Внимание экипаж! (СЛАЙД) Какое слово в данной группе является лишним?

КОСМОС, ЭКИПАЖ, БОРТОВОЙ, ЗВЕЗДОЛЁТ

- Почему? Что объединяет три слова КОСМОС, ЭКИПАЖ, ЗВЕЗДОЛЁТ?

- Итак, держим курс на космическую территорию СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

-Внимание, экипаж! Запишите тему урока в свои бортовые журналы (СЛАЙД).

II. Целеполагание.

  • В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Давайте, вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». (Ответы детей)

- Совершенно верно, (Вспомнить, что такое существительное и повторить морфологические признаки существительного).

(СЛАЙД) Оцените уровень своих возможностей в достижении поставленной цели.

 II. Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам.

Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно.

1 этап «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты»

Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ. (СЛАЙД) Даны утверждения. А вы будете отмечать ВЕРНО – НЕВЕРНО. На выполнение задания – 1 мин.

Утверждения:

  1. Раздел русского языка, в котором изучается имя существительное, называется морфология (В)

  2. Имена существительные бывают собственные и нарицательные (В)

  3. Имена существительные, которые называют людей, животных и отвечают на вопрос кто – неодушевленные (Н)

  4. Имена существительные изменяются по родам (Н)

  5. Главный член предложения, которым чаще всего является существительное, - обстоятельство (Н).


ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Внимание экипаж! Меняемся бортовыми журналами. Сравните с эталоном.

- Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, необходимыми для нашего полёта. (Слайд) Терминологический диктант. Даны развёрнутые определения, а вы отвечать одним словом и без ошибок, старательно записывать его в личные бортовые журналы, в строчку через запятую. А потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием. На выполнение задания – 2 мин.

1. Непостоянный морфологический признак, который показывает связь существительного с другими словами (ПАДЕЖ)

2. Изменение существительного по числам и падежам – это (СКЛОНЕНИЕ)

3. Какие существительные пишутся с большой буквы (собственные)

4. Какие существительные обозначают ряд однородных предметов (нарицательные)

5. Главный член предложения, которым является имя существительное (подлежащее)

САМОПРОВЕРКА (СЛАЙД)

Оцените уровень готовности к полету. Выставить баллы. Кто получил 5 б, 4 б?

Итак, к полёту всё готово. Взлетаем! (СЛАЙД)

2 этап «Ориентирование » (Стихотворение на слайде)

- В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по стране русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый вам с начала урока.

Работа с текстом (частичный анализ).

1.Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

Только б вырасти мне поскорей.

2.Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

3.Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

4.Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.

- Внимательно прочитайте стихотворение, найдите в нём все существительные. Запишите их в бортовой журнал. На выполнение задания – 5 мин.

Сколько сущ-ых вы нашли? (17)

Оцените ваше умение ориентироваться в межгалактическом пространстве. (Баллы)

На какие 3 группы можно разделить существительные? (собственные/нарицательные; одушевленные/ неодушевленные; ед./мн.ч)

- Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа, несомненно, требовала колоссального напряжения. Самое время для физкультминутки. Давайте немного отдохнём.

3 этап ФИЗМИНУТКА

Мы сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы)

Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса)

Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей)

Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте)

На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч)

Молодцы, продолжим!

 4 этап «Космическое послание»

- Да! Каких только чудес ни бывает в космосе!

Но что это?! На нашу космическую почту пришло космическое послание (СЛАЙД)

(СЛАЙД) Когда выходишь в открытый космос, часто встречаются подобные письма описательного характера. Они нужны для того, чтобы мы не сбились с маршрута и легко ориентировались в межпланетном галактическом пространстве.

Марс – удЕвительная планета. Прозрачны сизые дали, широк гАрЕзонт. Она сплошь покрыта слоем кАсмической пыли. Повсюду можно наблюдать многочисленные неровности: кратеры расщелины впадины. НеобЬятны и непостижимы вАлнующие тайны этой планеты! Космические путИшественники внимательно и настойчиво изучают историю её возникновения, природные особенности.

Прочитайте текст. Чем он необычен?

- Исправить. Сколько орфографических/пунктуационных ошибок? (8,2) (Самопроверка). Оценка своей работы на данном этапе путешествия.

- Ребята, все ли слова вам понятны? Какие слова у вас вызвали затруднения?

- Внимание экипажи!

1-й экипаж подчеркнуть сущ. 1-го склонения, 2-й экипаж – 2-го склонения, 3-й экипаж существительные 3-го склонения.

1 скл – планета, расщелина, впадина, тайна, планета, история

2 скл – Марс, горизонт, слой, кратер, путешественник, возникновение

3 скл – даль, пыль, неровность, особенность

5 этап «Внимание! Опасность!»

- Ой, что это? Что-то непонятное. (Слайд «Черная дыра») Чтобы нас не затянуло в Черную дыру, мы должны выполнить задание (Слайд).

Работа с перфокартой

Соедините линией все И. У кого что получилось? У кого получилась 5, смело ставьте в бортовой журнал. Остальные сравните с эталоном. (Слайд)

Оцените работу на этапе.

6 этап. «Связь с Землёй»

- Внимание, ребята! Бортовой компьютер передаёт, что на планете Земля волнуются за нас, и просит, чтобы мы сообщили, что наш полёт проходит успешно. Вот его призывная фраза: (СЛАЙД)

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 Космонавты, сообщите, что ваш полёт проходит успешно.

7 этап «Возвращение на Землю»  

- Ребята, мы облетели всю территорию СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. Пора возвращаться домой.

- Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание. (Слайд)

ЗАДАНИЕ ПО «Космический мусор». Очистить ПУТЬ К ЗЕМЛЕ.

- Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю!

 8 этап «Итоговая конференция»

По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. (СЛАЙД) Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.

- Итак, обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?

- Понравилось путешествие?

- Что запомнилось?

- Над чем ещё нам нужно поработать?

Посчитайте средний балл.

Наше космическое путешествие состоялось!

Спасибо за ваше усердие и старание!









ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Сочинение «На неизвестной планете» (1 стр)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!