ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
Номинация: лучший урок в рамках спецкурса «Уроки Победы»
Методическая разработка урока в рамках спецкурса «Уроки Победы»
Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Возраст: 3 класс (9-10 лет)
Подготовила
Щёлокова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
2019-2020 учебный год
г. Ясиноватая
Оглавление
Введение…………………………………………………………. | стр.3 |
Основная часть………………………………………………….. | стр.4-13 |
Список использованной литературы…………………...……… | стр.14 |
Приложения……………………………………………...……… | стр.15-18 |
Введение
Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло 75 лет. Всё меньше остаётся участников и очевидцев тех событий. Однако нельзя переоценить значение Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая сплачивает разные поколения. Те, кто предаёт забвению события тех лет, способствуют возрождению нацизма.
Данный урок входит в программу спецкурса «Уроки Победы». Основными задачами спецкурса является сохранение исторической памяти, расширение знаний об исторических фактах, формирование уважительного отношения к участникам и событиям войны, воспитание любви к Родине.
Изучение спецкурса «Уроки победы» даёт ученикам способность противодействовать попыткам фальсификации истории нашей страны, формирует их гражданскую позицию и мировоззрение, воспитывает патриотизм. Не зря Указом Главы Донецкой Народной Республики от 30.12.2019 года № 380 2020 год объявлен в Донецкой Народной Республике Годом Великой Победы.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока
При подготовке к уроку учитель:
- подбирает иллюстрации, детские рисунки по теме «Великая Отечественная Война глазами детей» ;
- готовит оборудование для демонстрации презентации;
- подбирает аудиозаписи («День Победы», нарезка песен о войне, «Минута молчания»);
- обеспечивает готовность учащихся к уроку (наличие цветных карандашей,
бумаги для рисования).
Перед уроком:
- оформляет доску детскими рисунками по теме урока;
- проверяет готовность детей к уроку.
Тема. Никто не забыт, ничто не забыто
Цели урока:
- расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края;
- развить личностные отношения ребенка к истории своей семьи, города, страны;
- воспитать чувство патриотизма и национального самосознания;
- сформировать чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны;
- воспитать желание изучать историю, переживать о будущем страны, формировать общечеловеческие ценности.
Формируемые УУД:
- познавательные УУД: формировать умения обобщать информацию, добытую из различных источников, анализировать и делать выводы;
- регулятивные УУД: развивать умение высказывать свои предположения,
прогнозировать результат, осуществлять рефлексию;
- личностные УУД: формировать умения высказывать свое отношение к событиям, оценивать поступки людей, формировать мотивацию к обучению.
- коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, высказывать свои мысли, работать коллективно, в парах.
Предметные результаты:
- знание истории Великой Отечественной войны;
- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны;
- проявление творческих способностей.
Метапредметные результаты:
- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в команде;
- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-сопровождением, учить работать с презентацией;
- умение вступать в коммуникацию со взрослым и с одноклассниками для выполнения учебно-практических задач.
Материально-техническое обеспечение урока: детские рисунки, звукозапись «День Победы», нарезка песен о войне, «Минута молчания», свечка, бумага, цветные карандаши, презентация Power Point.
План урока
№ | Структурные элементы | Время | Используемые формы, методы | Требования к результатам обучения |
Ι. | Организационный момент | 1 мин. | Вступительная беседа | Настраивает уч-ся на урок. Активизирует внимание. Создаёт эмоциональный настрой. |
ӀӀ. | Постановка темы урока 1.Подготовительная работа к постановке темы урока | 1 мин | Рассказ учителя | Активизирует внимание, мышление учащихся. |
2. Определение темы и цели урока. | 1 мин | Фронтальная беседа | Позволяет осознать тему и цель урока. Настраивает на восприятие. |
III. | Актуализация знаний: | | Создание проблемной ситуации | Активизирует мышление, чувства учащихся. |
Создание проблемной ситуации | 2 мин |
ӀV | Восприятие и осознание материала урока: 1.Составление «ассоциативного куста» | 2 мин | «Ассоциативный куст» | Настраивает на восприятие темы урока, развивает ассоциативное мышление. |
2.Чтение рассказа. | 5 мин | Метод «Предположение» Работа с книгой. | По заголовку дети должны предположить, о чём рассказ. |
3.Обсуждение прочитанного. | 3 мин | Беседа. Работа в паре. | Развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в парах. |
4.Физкультминутка «Мы военные» | 1 мин | Двигательная активность. | Повышает продуктивность работы. |
5. «Поэтическая страница» | 3 мин | «Поэтическая страница» | Умение выступать перед аудиторией. |
| 6. Практическая работа (Рисунки детей) | 10мин | Практическая работа. Рисунки детей. | Развивает творческие способности. |
7.Музыкальный конкурс «Песни военных лет» | 3 мин | Конкурс | Формирует музыкальный вкус, расширяет кругозор |
V. | Рефлексия: 1.Минута молчания | 1мин | Использование аудиозаписи | Воспитывает чувство патриотизма. |
2. «Свеча памяти» | 4 мин | «Свеча памяти» | Развивает личностные отношения к истории войны. |
VӀ. | Домашнее задание | 1 мин | Творческое устное сочинение | Развивает творческое мышление. |
VӀӀ. | Подведение итогов урока: | 2 мин | Приём «Незаконченное предложение» | Развивает речь, мышление уч-ся. Воспитывает нравственные качества. |
Ход урока:
Ӏ. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроя (Слайд 2)
Учитель:
- Ребята, представьте утренний рассвет.
Рассвет – это начало нового дня. Особенно он прекрасен летом в июне. Во время рассвета пробуждается вся природа. Начинают появляться из гнезд птички и петь песни, начинают в траве жужжать насекомые. От постепенно раскрывавшихся бутончиков цветов воздух переполняется их душистым ароматом.
Вслед за природой просыпаются и люди, как в деревне, так и в городе. Рассвет – это уход вчерашнего дня с его проблемами и трудностями, и начало сегодняшней новой жизни, которая будет состоять только из радостных и счастливых моментов!
Рис.1
ӀӀ. Постановка темы урока
1.Подготовительная работа к постановке темы урока.
Учитель:
- Это был обычный воскресный день – 22 июня 1941 года, ярко светило солнце, и небо было голубым-голубым, и вдруг – война…
Все поникло. Для миллионов людей рухнули все планы на будущее –каникулы, экзамены, свадьбы. Дымом пожаров и руинами обернулся для всего народа этот день.
-Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой! Ради чего? По какому праву?
2. Определение темы и цели урока. (Слайд 3)
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Да, действительно, мы будем говорить о войне. Тема нашего урока «Никто не забыт, ничто не забыто».
Наш урок посвящается:
-Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.
-Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.
-Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.
-Тем, кто на речных перевалах шел, словно камень ко дну.
-Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену.
-Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
-Тем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил.
Посвящается.
Рис.2
ӀӀӀ. Актуализация знаний
Создание проблемной ситуации
Учитель:
- Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, которые пережил наш народ?
(Дети высказывают свои мнения)
ӀV. Восприятие и осознание материала урока.
1.Составление ассоциативного куста к слову «Война» (Слайд 4)
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово – война,
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Война (горе, боль, смерть, крик, шум, сирена)
Рис.3
- Фашизм принес людям зверства, разлуку, голод, слезы. Миллионы мужчин ушли на фронт. Их места заняли женщины и дети.
- Дети войны… Война забрала у них все: отчий дом, материнскую ласку, отцовскую заботу, безоблачное детство и юность, а самое главное – лишила права жить.
2.Чтение рассказа (Рассказ читают хорошо читающие учащиеся)
- Сейчас вы познакомитесь с рассказом «Берёзовый соловейко».
- Как вы думаете, о чём этот рассказ? (Дети высказывают свои предположения)
Берёзовый соловейко
Маленькой девочке Олесе исполнилось три года. Был у неё отец, была мама. Счастливо жили они в маленьком селе.
Вырезал отец Олесе соловейка из берёзы. Любила девочка играть с птичкой. Не расставалась с ней и ночью.
Но вот началась грозная война с фашистами. Ушёл на войну Олесин отец. Много дней воевал он с фашистами. Отступала его часть до самой Волги.
А тем временем пришли фашисты в маленькое село. Взяли фашисты в рабство Олесину мать и повезли вместе с дочкой далеко-далеко. Посадили маму с Олесей за колючую проволоку. Там, в лагере, издевались фашисты над советскими людьми. Заставляли с утра до ночи работать, добивали и жгли в печах. Назывался этот ад Майданек.
Прошли тяжёлые месяцы. Советская Армия разгромила фашистов на нашей земле и вступила в Польшу. И вот Олесин папа пришёл со своей военной частью в Майданек. Увидел он чудовищные вещи: тысячи детских туфелек, тысячи маленьких шапочек, тысячи игрушек…
Склонился Олесин папа над детскими игрушками и вдруг увидел берёзового соловейка. Смотрит соловейко на Олесиного отца тревожным глазом, как будто хочет рассказать обо всём, что он видел и слышал.
Но и без рассказа соловейка понял Олесин папа, что погибли тут его дочка и жена. Загорелся огонь страшного гнева в сердце солдатском. Стиснул оружие Олесин отец и пошёл на запад добивать врага.
А берёзовый соловейко сидел теперь в кармане гимнастёрки и бился в солдатское сердце.
3. Обсуждение прочитанного. (Слайд 5)
Работа в паре.
Вопросы для обсуждения:
1. Кто является главными героями рассказа?
2. Какие чувства возникли у вас при чтении рассказа?
3. Что помогло солдату выжить и победить?
4. Откуда мы можем узнать о событиях тех лет?
(О них мы можем узнать из книг, картин.)
Рис.4
- О реальных событиях тех лет мы можем узнать от очевидцев тех событий – наших ветеранов.
- В вечном долгу мы перед ними. Даёт о себе знать и опалённая войной молодость, сырые окопы и блиндажи, голод и холод, болезни и раны. Их грудь укрыта медалями, а на висках седина. Но они помнят то страшное время, хотя часто им и не хочется его вспоминать.
Ветераны! Спасибо, что выстояли.
4.Физкультминутка «Мы военные»
Мы станем все военными, (шагают на месте)
Большими, здоровенными. (руки вытянуть вверх, опустить через стороны)
Будем в Армии служить,
Будем Родину любить. (движения повторяются)
Сад и дом свой охранять, (наклон вперёд, смотрим в «бинокль»)
Будем мир мы защищать! (шагают на месте)»
«Поэтическая страница» (Слайд 6)
(Дети читают стихи о войне, о победе с музыкальным сопровождением. Используется аудиозапись «День Победы»)
Рис.5
1. Еще когда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
2. Нам светит солнышко Победы.
Мы знаем, в грозный, трудный час,
В боях жестоких наши деды
Завоевали мир для нас.
3. Мы будем храбрыми, как деды,
Родную землю защитим,
И наше солнышко Победы
Мы никому не отдадим!
4. За все, что есть у нас сейчас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то,
Спасибо нашей армии,
Спасибо дедам и отцам!
5. Поклонимся великим тем годам.
Всем нашим командирам и бойцам,
Всем маршалам страны и рядовым,
Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
6.Практическая работа (Слайд 7)
(Дети рисуют рисунки с изображением вечного огня)
Рис.6
Музыкальный конкурс «Песни военных лет» (Слайд 8)
Рис.7
V. Рефлексия
1. «Минута молчания». (Слайд 9)
(Используется аудиозапись «Минута молчания»)
Рис.8
-Если по каждому человеку, который погиб объявить минуту молчания, то страна будет молчать более 10 лет.
Помните! Через века,
Через года-
Помните! О тех,
Кто уже не придёт
Никогда! Помните!
2. «Свеча памяти» (Слайд 10)
Рис.9
(Учитель зажигает свечу и со словами «Я помню, что победа досталась очень дорогой ценой.» передаёт ученикам. Дети передают свечу друг другу со словами: «Я помню….», каждый добавляет свои слова.)
VӀ. Домашнее задание
Составить письмо солдату-победителю. (Слайд 11)
Рис.10
VӀӀ. Подведение итогов урока:
Приём «Продолжи предложение» (Слайд 11)
«На этом уроке я понял…».
Учитель:
-Мы, живущие на свете, должны помнить героев и сохранить обязаны мир для будущих поколений. И знать, какой ценой завоёван этот мир. Это нужно не мёртвым, это нужно живым!
ЛИТЕРАТУРА
1.Великая Отечественная война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2015.
2.Великая Отечественная война. - Москва: Наука, 2017
3.Твои освободители, Донбасс /ред. Г. В. Тепляков.- Донецк. - «Донбасс», 2007.- С. 139 –162
Приложения
Приложение 1
к Условиям проведения Республиканского конкурса методических разработок «Уроки Победы»
Заявка на участие в Республиканском конкурсе «Уроки Победы»
Фамилия, имя, отчество автора | Щёлокова Елена Владимировна |
Г од рождения | 1975 |
Полное наименование учреждения (организации) | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов города Ясиноватая», г. Ясиноватая |
Должность | Учитель начальных классов |
Преподаваемый предмет | все предметы начальной школы |
Контактный e-mail | E-mail [email protected] |
Контактный телефон | +380713052203 |
Номинация конкурса | «Лучший урок в рамках спецкурса «Уроки Победы» |
Наименование конкурсной работы | Урок в рамках спецкурса «Уроки Победы» «Никто не забыт, ничто не забыто». |
Заполняя данную заявку, я | |
| ознакомлен(а) с правилами и условиями участия в Конкурсе и соглашаюсь их выполнять |
| даю согласие на размещение представленных мною конкурсных материалов на информационных ресурсах Организаторов Конкурса. |
19