СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: "Зависимость периода колебаний маятника от длины нити"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводила на 1 курсе техникума. Разработка + презентация.

Просмотр содержимого документа
«Рзработка урока»


Тема урока: Математический маятник. Зависимость периода колебаний маятника от длины нити.

Цель урока: обобщить и закрепить пройденный материал по данной теме.

Задачи:

- Образовательная: 

  • закрепить понятие «колебательная система»; 

  • установить зависимость периода колебаний маятника от длины нити при выполнении лабораторной работы; 

  • Рассмотреть практическое применение маятников.


- Развивающая: 

  • Развить учебно-познавательный интерес у обучающихся, используя различные формы и методы урока.


- Воспитательная: 

  • Воспитывать у обучающихся чувство товарищества и коллективизма,

умение работать в парах.



Тип урока: Повторительно – обобщающий урок.

Оборудование: математический маятник, раздаточный материал с заданиями, виртуальная лабораторная работа «Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити», мультимедийное оборудование. 

Ход урока

  1. Орг. Момент ( 1 мин)


Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас приветствовать на уроке физики. Староста группы, отметьте отсутствующих.


Вздымаясь ввысь, качаются качели,
И впечатленья детские свежи.
Не уж-то никогда вы не хотели
Хоть на мгновенье оторваться от Земли?..
Преодолев земное притяженье.
Достигнув максимального смещенья,
Вернуться вновь в устойчивое положенье,
И по инерции продолжится движенье
И повториться вновь, преодолев сопротивленье.
А по каким законам происходит данное явленье?
И как продолжить наши ощущенья?
Вот в этом разобраться мы должны.


  1. Мотивация и целеполагание:  (1 минута)





С колебательными движениями мы встречаемся очень часто в нашей жизни: периодически бьётся наше сердце, совершают колебания легкие, мы машем руками и моргаем глазами, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги при ходьбе, колеблются струны гитар, колеблется спортсмен на батуте и студент, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решетки: Остановимся!

На прошлых уроках мы уже познакомились с колебаниями и их характеристиками. А сегодня наша задача закрепить полученные ранее знания и исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от величин входящих в колебательную систему, также мы должны рассмотреть, где, как и с какой целью применяется нитяной маятник в настоящее время. 


  1. Проверка домашнего задания. (3 минуты)

- Давайте повторим пройденный материал. Для этого мы используем прием критического мышления «Верю, не верю».

    1. Колебания – движения, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени. (верю)

    2. Период колебаний математического маятника зависит от массы и амплитуды колебаний. (не верю)

3. Период измеряется в секундах. (верю)

4. Вынужденные колебания – это колебания совершаемые телом под действием внутренних сил (не верю)

5. Частота – это величина обратная периоду (верю)

6. В колебательную систему – «Математический маятник» входит нить, колеблющееся тело и Земля. (верю)

7. Колебания характеризуются периодом, амплитудой, частотой. (верю)

8. Вынужденные колебания затухающие. (не верю)

9. Колебания, под действием внутренних сил после выведения их из состояния равновесия являются свободными (верю)

10.Период – это время одного полного колебания. (верю)



  1. Работа с кластером. (Колебательная система – математический маятник). (6 минут)

- Сейчас я предлагаю вам свои знания представить в виде кластера и схематически выразить тему «Колебательная система – математический маятник». Работать будете в парах. Совещайтесь. Результаты ваших стараний будут оценены. У вас 5 минут.

Защита кластера ( 1 минута)



  1. Найдите соответствие: (3 минуты)

- Повторим физические величины, их обозначение и единицы измерения.

Найдите соответствие: Физическая величина – обозначение – единица измерения. Устно Например: 1-3-5, и т.д

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

1. Период

1. g

1. Гц

2. Частота

2. А

2. м

3. Амплитуда колебаний

3. Т

3. с

4. Ускорение свободного падения

5. ν

4. м/c2

(Ответы: 1-3-3, 2-5-1, 3-2-2, 4-1-4

- Как говорил Конфуций: Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму.

  1. Лабораторная работа (15 минут)

  1. Применение маятника: Маятник Фуко

(Просмотр видеоролика 3 минуты)



  1. Закрепление: ( 2 минуты)



Будут ли маятниковые часы идти одинаково точно летом и зимой? 



  1. Рефлексия в виде кластераУрок (3 минуты)



  1. Оценки за урок (2 минуты)



  1. Домашнее задание – еще раз просмотреть конспекты и решить задачу



Источники:

Физика 11 кл, Мякишев, Буховцев

http://z5-club.ru/wp-content/uploads/2017/05/veru-ne-veru1-300x200.jpg-картинки

https://www.youtube.com/-видео















Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Математический маятник. Зависимость периода колебаний маятника от длины нити

Математический маятник.

Зависимость периода колебаний маятника

от длины нити

Примеры колебательных систем сердце глаза легкие

Примеры колебательных систем

сердце

глаза

легкие

Примеры колебательных систем

Примеры колебательных систем

«Верю, не верю»

«Верю, не верю»

Кластер – математический маятник

Кластер – математический маятник

Найдите соответствие: Физическая величина Обозначение 1. Период Единица измерения  1. g 2. Частота 3. Амплитуда колебаний 1. Гц 2. А 4. Масса  2. кг 3. Т  3. с 4. m 5.Ускорение свободного падения  4. м / c 2 5. ν  5. м

Найдите соответствие:

Физическая величина

Обозначение

1. Период

Единица измерения

1. g

2. Частота

3. Амплитуда колебаний

1. Гц

2. А

4. Масса

2. кг

3. Т

3. с

4. m

5.Ускорение свободного падения

4. м / c 2

5. ν

5. м

Период колебаний математического маятника Формула Гюйгенса

Период колебаний математического маятника

Формула Гюйгенса

Задача Период колебания крыльев шмеля T = 5 м\с, а частота колебаний крыльев комара ν = 600 Гц. Определите, какое насекомое чаще машет крыльями? Во сколько раз? Дано : T ш  = 5 мс =0,005 c v к = 600 Гц  v к / v ш Решение v ш  =1/Т=200 Гц v к / v ш  = 3

Задача

Период колебания крыльев шмеля T = 5 м\с, а частота колебаний крыльев комара ν = 600 Гц. Определите, какое насекомое чаще машет крыльями? Во сколько раз?

Дано :

T ш  = 5 мс =0,005 c

v к = 600 Гц

v к / v ш

Решение

v ш =1/Т=200 Гц

v к / v ш = 3

Вывод: Период колебаний математического маятника зависит  от длины нити , ускорения свободного падения и не зависит от

Вывод:

Период колебаний математического

маятника зависит от

  • длины нити ,
  • ускорения свободного падения

и не зависит от

  • амплитуды колебаний и
  • массы груза .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!