Тема урока: Математический маятник. Зависимость периода колебаний маятника от длины нити.
Цель урока: обобщить и закрепить пройденный материал по данной теме.
Задачи:
- Образовательная:
-
закрепить понятие «колебательная система»;
-
установить зависимость периода колебаний маятника от длины нити при выполнении лабораторной работы;
-
Рассмотреть практическое применение маятников.
- Развивающая:
- Воспитательная:
умение работать в парах.
Тип урока: Повторительно – обобщающий урок.
Оборудование: математический маятник, раздаточный материал с заданиями, виртуальная лабораторная работа «Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити», мультимедийное оборудование.
Ход урока
-
Орг. Момент ( 1 мин)
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас приветствовать на уроке физики. Староста группы, отметьте отсутствующих.
Вздымаясь ввысь, качаются качели,
И впечатленья детские свежи.
Не уж-то никогда вы не хотели
Хоть на мгновенье оторваться от Земли?..
Преодолев земное притяженье.
Достигнув максимального смещенья,
Вернуться вновь в устойчивое положенье,
И по инерции продолжится движенье
И повториться вновь, преодолев сопротивленье.
А по каким законам происходит данное явленье?
И как продолжить наши ощущенья?
Вот в этом разобраться мы должны.
-
Мотивация и целеполагание: (1 минута)
С колебательными движениями мы встречаемся очень часто в нашей жизни: периодически бьётся наше сердце, совершают колебания легкие, мы машем руками и моргаем глазами, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги при ходьбе, колеблются струны гитар, колеблется спортсмен на батуте и студент, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решетки: Остановимся!
На прошлых уроках мы уже познакомились с колебаниями и их характеристиками. А сегодня наша задача закрепить полученные ранее знания и исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от величин входящих в колебательную систему, также мы должны рассмотреть, где, как и с какой целью применяется нитяной маятник в настоящее время.
-
Проверка домашнего задания. (3 минуты)
- Давайте повторим пройденный материал. Для этого мы используем прием критического мышления «Верю, не верю».
-
Колебания – движения, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени. (верю)
-
Период колебаний математического маятника зависит от массы и амплитуды колебаний. (не верю)
3. Период измеряется в секундах. (верю)
4. Вынужденные колебания – это колебания совершаемые телом под действием внутренних сил (не верю)
5. Частота – это величина обратная периоду (верю)
6. В колебательную систему – «Математический маятник» входит нить, колеблющееся тело и Земля. (верю)
7. Колебания характеризуются периодом, амплитудой, частотой. (верю)
8. Вынужденные колебания затухающие. (не верю)
9. Колебания, под действием внутренних сил после выведения их из состояния равновесия являются свободными (верю)
10.Период – это время одного полного колебания. (верю)
-
Работа с кластером. (Колебательная система – математический маятник). (6 минут)
- Сейчас я предлагаю вам свои знания представить в виде кластера и схематически выразить тему «Колебательная система – математический маятник». Работать будете в парах. Совещайтесь. Результаты ваших стараний будут оценены. У вас 5 минут.
Защита кластера ( 1 минута)
-
Найдите соответствие: (3 минуты)
- Повторим физические величины, их обозначение и единицы измерения.
Найдите соответствие: Физическая величина – обозначение – единица измерения. Устно Например: 1-3-5, и т.д
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения |
1. Период | 1. g | 1. Гц |
2. Частота | 2. А | 2. м |
3. Амплитуда колебаний | 3. Т | 3. с |
4. Ускорение свободного падения | 5. ν | 4. м/c2 |
(Ответы: 1-3-3, 2-5-1, 3-2-2, 4-1-4 - Как говорил Конфуций: Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму.
-
Лабораторная работа (15 минут)
-
Применение маятника: Маятник Фуко
(Просмотр видеоролика 3 минуты)
-
Закрепление: ( 2 минуты)
Будут ли маятниковые часы идти одинаково точно летом и зимой?
-
Рефлексия в виде кластера – Урок (3 минуты)
-
Оценки за урок (2 минуты)
-
Домашнее задание – еще раз просмотреть конспекты и решить задачу
Источники:
Физика 11 кл, Мякишев, Буховцев
http://z5-club.ru/wp-content/uploads/2017/05/veru-ne-veru1-300x200.jpg-картинки
https://www.youtube.com/-видео