СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Жанры в изобразительном искусстве" (VI класс, IV четверть)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок первый в 4 четверти. Это урок - беседа о жанрах изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Жанры в изобразительном искусстве" (VI класс, IV четверть)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»









Методическая разработка урока

«Жанры в изобразительном искусстве»

( VI класс, IV четверть)







Выполнил: Воробьева Галина Владимировна,

учитель изобразительного искусства.





























Г. Новокузнецк, 2018 год

Тема урока: Жанры в изобразительном искусстве


Цель урока: систематизация знаний о жанрах изобразительного искусства; определение понятия сюжетно - тематическая картина; воспитание интереса школьников к произведениям искусства.

Форма работы: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.

Вид занятий: урок – беседа.

Оборудование: презентация по теме урока, рисунки обучающихся, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи .



Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок – начинается урок.

Проверка готовности к уроку.

II. Введение в тему урока. (Слайд 1).

– Ребята, мы с вами в этой четверти продолжим увлекательное путешествие в мир изобразительного искусства. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому – то главному признаку. Скульптура . ( Какое это произведение: объемное или плоское?) Главное ее выразительное средство – объемная форма. Какие материалы используют в скульптуре? ( Камень, металл, дерево) Скульптура изображает животных. Людей, различные предметы.

Живопись. ( Какими материалами работает художник?)

– Масляными красками ( ответы детей)

(Слайд 2)

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

Графика – это искусство черного и белого. ( Что можно изобразить в графике?)

- Людей, животных, предметы ( ответы детей)

(Слайд 3)

Но, кроме этого, есть печатная графика. Это иллюстрации в книге, плакаты, открытки. Все это работа художников – графиков.

Неизобразительный вид искусства - декоративное или декоративно-прикладное искусство. В нем сочетается польза и красота. К произведениям такого искусства относятся посуда, ковры, игрушки.

(Слайд 4)

III. Изучение нового материала.

А сейчас перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы знакомы.

Очень часто люди путают виды искусства и жанры. Сегодня мы будем учиться это делать правильно. Давайте вспомним, что такое жанр.

( Слайд 5 «Определение жанра»)

Жанр – общность художественных произведений, складывающихся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу.

И в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.

Жанры возникли в разное время. Жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта, пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Как называется жанр, изображающий животных? ( Это анималистический жанр). ( Слайд 6 «Росписи на стенах пещеры»)- Почему древний художник изображал именно животных? ( Первобытный художник изображал сцены охоты)

Анималистический жанр – один из самых древних. Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В каких видах искусства встречается анималистический жанр в наше время?

- ( В графике, живописи, скульптуре) Изображения животных используют для иллюстраций в книгах. Наиболее яркие представители анималистического жанра Василий Ватагин, Евгений Чарушин.

- Ребята, а в нашем городе есть скульптурные изображения животных? Для чего они служат?

- Для украшения наших парков, скверов. Это садово - парковая скульптура.

( Слайд 7) ( Просмотр слайдов)

- Как называется изображение человека? ( Портрет)

Портрет– один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, групповой, погрудный, поясной, в рост, парадный, автопортрет.

(Слайд 8 В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной»)

...Ее глаза- как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

( Н. Заболоцкий)

- В каком виде искусства изображен данный портрет? А в каких еще видах искусства выполняются портреты? ( просмотр слайдов 8, 9 « Скульптуры нашего города»)

- Ребята, давайте вспомним, какие портреты мы с вами рисовали.

- Как называется изображение природы ? (Пейзаж)

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (от итал. Marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рериха «Гонец» возник пейзаж исторический, показывающий природу во всей ее древности, как бы увиденной глазами наших далеких предков. Есть пейзаж индустриальный . (Просмотр пейзажей нашего города) (Слайд 10)

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

(И. Бунин. )

Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII века в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мёртвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т.д. Натюрморт, как поиск нового видения мира. ( Слайд 11)

Сюжетно-тематическая картина - жанр изобразительного искусства, основанный на смешании традиционных жанров живописи - исторического, батального, бытового,  Сюжетные изображения выполняют в живописи, графике, есть сюжетная скульптура.

Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события. (Слайд 12) Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.(Слайд 13) -  Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.  (Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» )(Слайд 14) Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. (Слайд 15)

IV. Практическая работа.

( Работа в парах) Для закрепления заполним самостоятельно таблицу по видам и жанрам искусства.

- Распределите данные термины по группам в таблицу: портрет, живопись, ДПИ, графика, скульптура, натюрморт, пейзаж. Дай название этим группам.



Название групп

Распределение терминов







V. Итог урока.

1. Прверка правильности заполнения таблицы.

2. Домашнее задание: подготовить сообщение о своем любимом жанре искусства.