Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Губернаторский инженерный лицей №102»
Утверждаю
Директор МБОУ
«Губернаторский инженерный лицей №102»
________________Ю.В.Пудова
Приказ №_____от_________20__г.
Рабочая программа
по физической культуре
для 4 класса
на 2021-2022 учебный год
учитель: Сетямин Н. И.
Рассмотрено и одобрено на заседании МО учителей физической культуры и ОБЖ Протокол № ____ от __________2021 г. Руководитель МО:___________ Назарова О.В. | Согласовано Заместитель директора по НМР ___________ Астраханцева И.В. «______» ____________2021г. |
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациям, осуществляющим образовательную деятельность».
Приказ Министерства Спорта Российской Федерацииот 8 июля 2014 г№ 575«Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (с изменениями на 16 ноября 2015 года).
Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Ульяновска «Губернаторский инженерный лицей №102».
Устав МБОУ «Губернаторский инженерный лицей №102».
Учебный план лицея на 2021-2022 учебный год.
Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 9-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 64 с.
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение детей может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации дистанционного обучения используются следующие платформы: «Российская электронная школа», сервисы «Яндекс.Школа», ZOOM.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 ч. в неделю) и ориентирована на использование учебника: Физическая культура: 1-4 класс: учебник для общеобразовательных организаций В.И.Лях – М.: «Просвещение», 2020.
Рабочая программа по физической культуре для 4 классов составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным общеобразовательным стандартом содержания основного общего образования и отражённых в его примерной программе по физической культуре.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в 4 классе направлен на решение следующих задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значения в жизни человека; укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию;
• развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
• обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
• содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;
• приобретение в области физической культуры знаний и умений, направленных на укрепление здоровья;
• развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастики, физкультминуткам и подвижным играм;
• обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности
• создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивно-оздоровительной деятельности.
Планируемые результаты учебного предмета «Физическая культура.4 класс».
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• уважительное отношение к физической культуры как важной части общей культуры;
• понимание значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
• понимание позитивного влияния физической культуры на развитие человека;
• уважение к достижениям российских спортсменов в истории физической
культуры и спорта.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• понимание ценности человеческой жизни;
• познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;
• положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов;
• понимание физической культуры и здоровья как факторов успешной учебы и социализации;
• самостоятельность в выполнении личной гигиены;
• понимания личной ответственности за свое поведение в командных соревнованиях, в подвижных играх (на основе правил и представлений о нравственных нормах);
• способности проявлять волю во время выполнения физических упражнений,
трудолюбия, упорство в развитии физических качеств;
• понимание причин успеха в физической культуре;
• способность к самооценке;
• саморегуляции в управлении своими эмоциями в различных ситуациях.
Предметные
Знания о физической культуре
Учащиеся научатся:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические
этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими
сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники
двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Учащиеся получат возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного
движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Учащиеся научатся:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,
анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной
деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность.
Физическое совершенствование
Учащиеся научатся:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках;
• выполнять передвижения на лыжах различными способами ходьбы,
демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе
прохождения тренировочных дистанций;
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Учащиеся получат возможность научиться:
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью
разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, и по сдаче норм ВФСК ГТО.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• руководствоваться правилами поведения на уроках физической культуры;
• продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь правилами;
• объяснить, какие технические приемы были использованы при выполнении
задания;
• самостоятельно выполнять заданные комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
• координировать взаимодействие с партнерами в игре; анализировать и оценивать результаты, находить возможность и способы их улучшить (под руководством учителя);
• участвовать в подвижных играх, руководствуясь правилами.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить собственные цели и задачи по развитию физических качеств;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• осмысленно выбирать способы и приемы действий при выполнении физических упражнений и в спортивных играх;
• соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
• определить наиболее эффективные способы достижения результата;
• самостоятельно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• выделить эстетические характеристики в движениях человека, оценивать красоту телосложения и осанки;
• организовывать подвижные игры во время прогулок.
Познавательные
Учащийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться различать, группировать подвижные и спортивные игры;
• характеризовать основные физические качества;
• группировать игры по видам спорта; устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.
Учащийся получит возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• сравнивать, классифицировать виды спорта летних и зимних Олимпийских игр;
• устанавливать взаимосвязь между занятиями физической культурой и воспитанием характера человека.
Коммуникативные
Учащийся научится:
• рассказывать об истории Олимпийских игр и спортивных соревнований, о
профилактике нарушений осанки;
• высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание характера человека; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта; задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений; понимать действия партнёра в игровой ситуации.
Содержание программы учебного предмета «Физическая культура 4 класс».
Легкая атлетика (10 +18 ч.)
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее; в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги; в высоту с разбега способом «перешагивание».
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого меча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Стартовое ускорение. Финиширование
Подвижные и спортивные игры (16 +15 ч.)
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:«Ловишка с мячом», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Пройди бесшумно», «Два мороза», «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча»; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись – разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний», «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире», «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении; низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед вверх; нижняя прямая подача; бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину; подвижные игры: «Не давай мяча водящему»,
«Круговая лапта», «Брось-поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки»; игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Гимнастика с основами акробатики (22 ч.)
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте, налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом
с разделением по команде «Кругом! Раз-два!»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком; кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; акробатические комбинации; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; хождение по наклонной
гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью); лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне; опорный прыжок через гимнастического козла – с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев
толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Лыжные гонки (20 ч.)
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом; одновременным двухшажным ходом, с чередованием одновременного двухшажного с попеременным двухшажным, одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Повороты переступанием на месте. Спуски в основной стойке. Подъемы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением.
Общеразвивающие физические упражнения по базовым видам и внутри разделов.
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в
себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры
на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положении стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными
движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнение на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабления отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в различных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета. Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных
мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стену и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в гору; прыжки в высоту на месте с касанием
рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте, прыжки по разметкам в полуприседе и приседе, запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеобразовательных упражнений с изменением, поз тела, стоя на лыжах: скольжения на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска с низкой горы.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
В процессе овладения учебной деятельностью на занятиях физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Количество практических нормативов, тестов. |
1 | Лёгкая атлетика | 10 | 6 |
2 | Подвижные и спортивные игры | 17 | 2 |
3 | Гимнастика с основами акробатики | 22 | 4 |
4 | Лыжные гонки | 20 | 4 |
5 | Подвижные и спортивные игры | 15 | 2 |
6 | Лёгкая атлетика | 18 | 6 |
| ИТОГО | 102 | 24 |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение программы по физической культуре
1. Физическая культура: 1-4 класс: учебник для общеобразовательных организаций В.И.Лях – М.: «Просвещение», 2020.
Учебно-информационные ресурсы
Электронный адрес | Название сайта |
http://www. 1 september.ru | Издательский дом «1 сентября» |
http://www.fizkulturavshkole.ru | Сайт «Физическая культура в школе» |
http://www.gto.ru | Сайт ВФСК ГТО |
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Приказ Министерства Спорта Российской Федерации от 8 июля 2014г № 575«Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (с изменениями на 16 ноября 2015 года).
Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.
Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.
Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.
Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
2 ступень ГТО
Материально-техническое оборудование:
1. Ворота футбольные с сеткой
2. Волейбольные стойки с сеткой
3. Баскетбольные стойки
4. Спортивное ограждение комплектация Профи
5. Спортивное ограждение Футбол
6. Калитка
7. Спортивный комплекс АВЕН Т-28
8. Брусья АВЕН Т-23
9. Турник АВЕН Т-22
10. Скамья АВЕН ИМ-7/1
11. Скамья АВЕН ИМ-7
12. Тренажер уличный АВЕН Т-112
13. Тренажер уличный АВЕН Т-117
14. Тренажер уличный АВЕН Т-60
15. Тренажер уличный АВЕН Т-63
16. Тренажер уличный АВЕН Т-24
17. Столик со скамейкой СТ-2 АВЕН
18. Качели К16 АВЕН
19. Игровой комплекс МГМ35 АВЕН 1
20. Скамья С25 АВЕН
21. Урна У53 АВЕН
22. Игровой комплекс Г2007 АВЕН
23. Качель АВЕН мк-2013
24. Спортивный комплекс И200 АВЕН
25. Рукоход И203 АВЕН
26. Беседка Т-2032 АВЕН
27. Цветочница В2/2 АВЕН
28. И-5 Бревно гимнастичекское АВЕН
29. Т-38/2 Спортивный элемент «Лабиринт» АВЕН
30. ТМ-86 Полоса препятсвий
31. Т-128 Тоннель кольцевой
32. Т-99 Рукоход
33. Т-77 м Сортивный элемент «Скалолаз»
34. Контейнерная площадка 8505