СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Великое русское слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в рамках недели руского языка и литературы разработано для учащихся 6-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Великое русское слово"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-м классе

Тема: «Великое русское слово»

Цель: - Прививать детям любовь к родному языку

- Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.

- Совершенствовать основные психические процессы, креативность мышления.

Оборудование: карточки с заданием, компьютер, проектор.


ХОД ИГРЫ:

Девиз нашей игры – слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!».


Класс делится на две команды, выбирается капитан, название и девиз команды.

Представление команд.


1. Конкурс капитанов

Ответить на вопросы-шутки. (Вопросы чередовать) – 1 балл за правильный ответ

Капитану 1 команды

-Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)

-Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Стоп)

-В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)

-Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль)

-В названии какого города 1 мужское имя и 100 женских (Севастополь)

Капитану 2 команды

-Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

-Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)

-Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)

-Какое государство можно носить на голове? (Панама)

-Летит птиц стая, совсем небольшая. Какие это птицы и сколько их? (Семь сов)


2. Конкурс знатоков ударений

От каждой команды вызываются по два участника, им выдаются карточки с заданием: В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. (1 балл +1 балл)

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

баловаться (шалить, забавляться)

цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

украинский (относящийся к Украине, – напр., язык)

щавель (растение)

звонит (подает сигнал с помощью звука – напр., телефон)

квартал (часть города)


Ведущий: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Пословица не на ветер молвится”, “Пословица ведется, как изба веником метется”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. Оценка – 1 балл за правильный ответ


3. Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

1-й команде:

- В какой поговорке утверждается, что коты продаются мешками? (Покупать кота в мешке.).

- Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).

- О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).

2-й команде:

- Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).

- Согласно какой пословице маленькое лучше большого?(Маленькое дело лучше большого безделья.).

- Когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).


4. Конкурс телефонистов

Ведущий. Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?
Я сообщу скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.( 1 балл за правильный ответ)

1-й команде: Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для бобрят добры.
2-й команде: Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.


5.Конкурс шифровальщиков.

Задание: прочитайте, что написано на плакатах. (Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам).





Ведущий: Пока команды готовятся, в игру вступают зрители. Задание для зрителей “Продолжи фразеологизм”.

Водить ... (за нос).

Курам ... (на смех).

Мокрая… (курица).

Вешать…(лапшу на уши).

Морочить … (голову).

Шиворот-… (навыворот).

Перемывать ... (косточки).

Бить ... (баклуши).

Дрожит ... (как осиновый лист).

Разинув ... (рот).


6. Конкурс «Угадай». Оценка – 1 балл за правильный ответ.

Ведущий: Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим : он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:

1-й команде: хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)
2-й команде: об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)
1-й команде: чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть как на иголках.)
2-й команде: проливной дождь, ливень. (Льет как из ведра.)
1-й команде: о полной тишине. (Слышно, как муха пролетит.)
2-й команде: все видно очень ясно, отчетливо. (Видно, как на ладони.)



7. Творческий  конкурс (на время).

Ведущий: Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм. Оценка – максимально 5 баллов. (Можно усложнить задание: одна команда инсценирует фразеологизм, а другая отгадывает)

1-й команде: Гореть на работе.
2-й команде: Работать спустя рукава.


Ведущий: Пока наши команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки.

- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зевают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши)

- Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не ценит. (Ветер.)


8. Конкурс «Кто больше»  Оценка – 1 балл за правильный ответ

Ведущий. Назовите пять литературных произведений, в названии которых есть числительные.


9. Конкурс «Восстанови пословицу» . (Проектор 4) Оценка – 1 балл за правильный ответ.

Ведущий. Вспомните и запишите пословицы по двум словам.



Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.


Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Приложение

ОТВЕТЫ

5. Конкурс шифровальщиков.

Повторенье – мать ученья.

Друзья познаются в беде.

8. Назовите пять литературных произведений, в названии которых есть числительные (варианты произведений):

"Белоснежка и 7 гномов", 
"12 месяцев",
"Машенька и 3 медведя",

" Пятнадцатилетний капитан", 
" Три мушкетёра",
"Три толстяка".

9. Вспомните и запишите пословицы по двум словам

1. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
4. Слово – серебро, а молчанье – золото.
5. Что написано пером, того не вырубишь топором.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе