СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. Личный финансовый план.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. Личный финансовый план.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного мероприятия Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. Личный финансовый план.»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)








ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СЕМЬИ.

ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН



Методическая разработка внеаудиторного занятия

для студентов ОБПОУ «КЭМТ»










Разработчик: Бартенева Светлана Игоревна,

преподаватель первой квалификационной категории















2018 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессионального цикла

по направлению подготовки

15.00.00 Машиностроение

Протокол №___ от______2018 г.

Председатель ПЦК

_______________ Л.А. Митрошенкова

«____» __________ 2018 г.







Заведующий (-ая) отделением

________________Д.Ю. Лунин

«____» __________ 2018 г.



Данная методическая разработка рекомендована для проведения внеаудиторного занятия для студентов ОБПОУ «КЭМТ»



РАССМОТРЕНА

методическим советом техникума


Протокол №_____ «____» ________ 2018 г.

Председатель методического совета

____________________________ Г.Н. Галахова

«____» __________ 2018 г.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________В.Н. Павленко

«____» ____________ 2018 г.


.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СЕМЬИ.

ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН










Методическая разработка внеаудиторного занятия

для студентов ОБПОУ «КЭМТ»




Разработчик____________ Бартенева С.И., преподаватель

первой квалификационной категории


Рецензенты:

1. Митракова С.В., преподаватель ОБПОУ «КТС»

2. Лунин Д.Ю., к.т.н., заведующий машиностроительным отделением ОБПОУ «КЭМТ»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка внеаудиторного занятия предусмотрена для преподавателей, реализующих в ОБПОУ «КЭМТ» экономические дисциплины в рамках повышения финансовой грамотности студентов

Исследования в области финансовой грамотности проводятся во всем мире. В России в последнее время большое внимание уделяется повышению компетентности населения в управлении личными финансами. Большая часть населения РФ имеет недостаточный уровень знаний в этом вопросе. Для планирования своего бюджета необходимо учитывать риски и принимать эффективные решения по управлению финансами.

Финансово-неграмотный человек может попасть в сложную ситуацию. Следовательно,финансовая грамотность необходима для каждого человека в наш стремительно развивающийся век.

Финансовое образование будет способствовать снижению рисков, правильному использованию финансовых продуктов,принятию экономически-обоснованных решений.

В «Обращенииот имени Российского председательства в «Группе двадцати» министр финансов Антон Силуанов сказал: «Российское правительство приняло долгосрочную стратегию развития финансового сектора, которая включает в себя меры по расширению доступа к финансовымуслугам, улучшению финансовой грамотности и защиты прав потребителей. Министерство финансов Российской Федерации при поддержке Всемирного банка начало реализацию общенационального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Для выпускников техникума большое значение имеет овладение азами финансовой грамотности и внеаудиторное занятие будет способствовать этой цели.

Методическая разработка внеаудиторного занятия составлена в соответствии с «Методическими рекомендациями по составлению методических разработок педагогическими работниками ОБПОУ «КЭМТ»».






ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ


Специальность: 15.02.08 Технология машиностроения

Учебная группа: ТМ-31

Тема занятия: Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. Личный финансовый план.

Тип занятия: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков и опыта (формируемых компетенций)

Вид занятия: Практическое занятие

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины: ОП.12 Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности, ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения

Средства обучения:

Технические (в том числе оборудование и инструмент):

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран.

Информационно-коммуникационные:

  • мультимедийная презентация.

Дидактический материал:

  • бланк личного финансового плана;

  • задания для тестового контроля.


Цели занятия:

Деятельностная: развитие умений и навыков составления личного финансового плана.

Содержательная: организация применения усвоенных знаний в области финансового планирования; развитие логического, образного и эмоционального мышления.

Воспитательная: воспитание интереса к повышению уровня финансовой грамотности, культуры межличностного общения.

Методическая:использование возможностей внеаудиторного занятия для формирования навыков управления личными финансами, повышения финансовой грамотности.

Задачи занятия:

Учебно-практические:

  • развивать умения и навыки составления личного финансового плана;

  • развивать умения высказывать аргументированные суждения и умозаключения, делать выводы;

  • совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности.

Учебно-познавательные:

  • расширить представления студентов о личном финансовом планировании;

  • стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

  • создавать условия для применения полученных знаний на практике;

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать внимательность при составлении личного финансового плана.


Прогнозируемые результаты:

а) усвоенные знания:

  • овладеть основами финансового планирования;

б) освоенные умения:

  • составлять личный финансовый план;

в) формируемые общие и профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Образовательные технологии: технология кооперативного обучения информационно-коммуникационные технологии.

Организационные формы:

  • групповая;

  • фронтальная;

  • индивидуальная.

Методы обучения:

Словесные: диалог; беседа;

наглядные: компьютерная мультимедийная презентация

интерактивные: интерактивный диалог;презентация результатов самостоятельной работы;

практические: организация применения;

методы контроля и самоконтроля: самоконтроль.

Нормативный документ: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2014г. №350)


Образовательные ресурсы:

Основная литература:

1.Блискавки Е.А. Бюджет и финансовое планирование.Управление бюджетом домохозяйства: Москва, 2015. – 60 с

2.Совершенствование национальных стратегий финансовогообразования. Совместная публикацияпредседательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР

3.Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора. Подготовлено АНО «ЭПШ ФБК» по заданию Министерства финансов Российской Федерации в рамках выполнения контракта №FEFLP/QCBS-3.5 «Разработка и реализация на пилотной основе модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности работающего населения (по месту работы) по проекту Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: Москва, 2014. – 60 с

Дополнительнаялитература:

1.ПятенкоС.В., СапрыкинаТ.Ю. Личные деньги. Антикризисная книга: М., –2010.

2.ПятенкоС.В.,СапрыкинаТ.Ю. Экономический кризис и личные финансы: М., – 2009.





Интернет-источники:

1.Финансовое благополучие в семье [Электронный ресурс] URL: http://bookitut.ru/

2.Как составить личный финансовый план [Электронный ресурс] URL: http://samsebegu.ru



Видеоматериалы:

    1. Что мы знаем о деньгах : [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=UNw2yX6sGUg

    2. Эдвард Григ Утро: [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=LtldM6nHgww




Организационная структура занятия


Наименования этапов занятия/ регламент

(в минутах)

Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Используе-мые методы, приемы

Виды деятельности студента

Виды деятельности преподавателя

Формируемые

ОК и ПК

1. Этап мотивации (самоопределе-ния) к учебной деятельности

(2мин.)

Создание деловой атмосферы, мотивация обучающихся.

Создание условий для развития у студентов интереса к практико-ориентированной деятельности.

Вступительное слово преподавателя, мотивацион-ный видеоролик


Ориентация обучающегося на продуктивную деятельность

Приветствует обучающихся

и обосновывает значимость занятия

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

(5мин.)


Активизация познавательных процессов. «Погружение» в тему занятия

Беседа, диалог, тестирование



Участвуют в беседе, отвечают на вопросы , формулируют цели занятия, участвуют в тестировании

Содействует актуализации знаний. Сообщает тему занятия, способствует определению

целей занятия Корректирует, (при необходимости) цели занятия

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


3.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для решения целей задач занятия

(24мин.)


Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Презентация результатов домашнего задания, компьютерная мультимедийная презентация.

Представляют

готовые сообщения. Обсуждают, оценивают сообщения.

Комментирует работу студентов.

ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


4. Применение знаний, умений, навыков и опыта(10 мин.)

Совершенствова-ние умений и навыков самостоятельной работы, создание условий для применения полученных знаний при составлении личного финансового плана


Организация применения, практический метод

Выполняют практическое задание согласно бланку личного финансового плана;

Участвуют в отгадывании тематических загадок.

Организует выполнение практическогозадания, оказывает консультатив-ную помощь обучающимся (при необходимости), оценивает работу студентов, организует

отгадывание загадок.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.


5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

(2мин.)

Развитие у студен-тов навыков познавательной рефлексии как способа осознания ими результатов своей деятельности;

Контроль и оценка процесса и резуль-татов деятель-ности

Рефлексивная беседа; метод выборакарточки, соответствующей оценке занятия по предложениям на презентации

Оценивают свою работу на занятии, участвуют в рефлексной беседе и структурировании полученной информации, анализируют деятельность на уроке.

Оценивает работу обучающихся, подводит итоги занятия, проводит заключитель-ную беседу

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


6.Инструктиро-вание о выполне-нии домашнего задания

(2мин.)

Ознакомление с домашним заданием

Беседа-инструктаж


Получают с домашнее задание, знакомятся с ним, задают вопросы (при необходимос-ти)

Инструкти-рует по выполнению

домашнего задания (практическо

го); завершает занятие

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.





СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ


1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Проверка готовности группы к внеаудиторному занятию.

Преподаватель приветствует обучающихся и проводит вводную беседу.

Преподаватель. Вы готовы к занятию? Эпиграфом к нашему уроку могут служить слова римского философа Луция Сенека: «Нужный предел богатства – иметь необходимое, высший – иметь столько, сколько с тебя довольно».

 А теперь мне хочется продемонстрировать вам видеофрагмент.

На экране демонстрируется видеоролик.

 Преподаватель.Вы просмотрели видеофрагмент. На сегодняшнем занятии, как вы уже догадались, речь пойдет о деньгах. Во все времена люди задавались вопросами: Сколько нужно иметь денег? Хорошо ли быть богатым? Нужны ли вообще деньги? Что мы знаем о деньгах? Любят ли вас деньги?

Приведу вам высказывание американского актера Джека Бенни

«Учитесь копить, пока вы зарабатываете немного.

Вы сможете это сделать, когда начнете зарабатывать больше»,
Джек Бенни


2.Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Беседа со студентами.

Преподаватель. Итак, по мнению актера учиться управлять финансами необходимо молодым людям с ограниченным заработком. Вы согласны с этим мнением?

Студенты (предполагаемые ответы).

  • Да, в принципе согласны. Можно потратить деньги, а если не хватит попросить у родителей.

  • Хорошо бы выиграть в лотерею большую сумму, чтобы на все хватило.

  • Если научиться экономить, то можно позволить себе намного больше.

  • Тратить деньги необходимо с умом.

Преподаватель. Из ваших ответов я сделала вывод, что всех вас интересует вопросы получения дохода и расхода денежных средств. Как планировать доходы и затраты, чтобы иметь все необходимое и ставить перед собой финансовые цели. Вами наверняка было замечено, что семьи с одинаковым уровнем дохода могут жить совершенно по-разному. Одна семья умудряется на свои доходы вырастить детей, построить дом, отдыхать за границей, а другие (при таком же заработке) – еле сводят концы с концами. Что же необходимо сделать для того, чтобы улучшить качество жизни?

Студент (предполагаемый ответ).Разумно тратить деньги.

Преподаватель. Правильно. Необходимо научиться более эффективно распоряжаться своими финансами, а для этого надо понять, что контроль над деньгами и разумное управление может улучшить качество жизни и увеличить благосостояние семьи.

Вот пример того, как разумное управление деньгами может улучшить качество вашей жизни.Молодая семьясостоит из двух человек. Жена жалуется: «Я не знаю куда уходят деньги,непредсказуемые расходы наносят серьезный урон бюджету. И вот я решила заняться домашней бухгалтерией. Наши доходы составляют 40 000 рублей в месяц: это зарплата мужа 25 000рублей, и моя 15 000 рублей. Расходы, которые я смогла посчитать составили всего 25 400 рублей. Вывод: 14 600 рублей потрачено неизвестно куда. Я стала вести записи всех расходов и через некоторое время увидела результат. Мы смогли накопить 35 000 рублей на отдых!»

Как вы думаете, что помогло молодой семье добиться таких результатов?

Студент (предполагаемый ответ). Жена стала вести учет доходов и расходов.

Преподаватель. Совершенно верно. Всем нам необходимо научиться соизмерять свои доходы и расходы.

На сегодняшнем занятии мы попробуем ответить на интересующие вас вопросы о повышении финансового благополучия семьи. И как один из инструментов рассмотрим составление личного финансового плана.

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. Личный финансовый план.

Преподаватель. Давайте подумаем какие цели стоят перед нами на сегодняшнем занятии?

Студент (предполагаемый ответ). Научиться тратить меньше, чем заработали.

Преподаватель корректирует и конкретизирует цели занятия:

  • повысить финансовую грамотность;

  • научиться составлять личный финансовый план;

Преподаватель. Прежде чем мы продолжим наше занятие давайте проведем небольшой избирательный тест «Любят ли вас деньги?», представляющий собой вопрос, на который предлагается три варианта ответа, из них вы выберите тот, который считаете верным. (Приложение 1).

Преподаватель озвучивает вопросы теста, на экране мультимедийной презентации демонстрируется текст. Преподаватель комментирует ответы теста, студенты самостоятельно осуществляет общую оценку результатов тестирования.


3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для решения целей занятия

Преподаватель проводит беседу со студентами.

Преподаватель. Знакомы ли вам понятия «личный финансовый план», «личное финансовое планирование», «личный бюджет»? Пытались ли вы составить личный финансовый план?

Студент (предполагаемый ответ). Мы слышали эти понятия, но никогда не составляли личный финансовый план.

Преподаватель. В качестве домашнего задания вам было предложено, подготовить сообщения по темам, которые вы видите на экране (тематика заданий на слайде электронной презентации). Вы работали в микрогруппах по два студента в каждой. Давайте познакомимся с результатами вашей работы. Каждой группе на презентацию результатов самостоятельной работы отводится не более 3-х минут. Внимательно слушайте сообщения товарищей, так как вам будет предоставлена возможность задать вопросы выступающим (для организации интерактивного взаимодействия между студентами). Прошу первую группу представить результаты своей работы.

Два студента из группы выходят к доске и демонстрируют результаты самостоятельной работы.

Студент первой группы (предполагаемый ответ).Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения:«Личное финансовое планирование». Один из нас готовил презентацию, а другой составлял сообщение. Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.

Студенты демонстрируют сообщение,сопровождающиеся презентацией на экране.

По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.

Студенты из других групп задают вопросы.

Два студента выходят к доске и демонстрируют результаты самостоятельной работы.

Студентвторой группы(предполагаемый ответ).Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения:«Формулировка жизненных целей и расстановка приоритетов». Один из нас готовил презентацию, а другой составлял сообщение. Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.

Студенты демонстрируют сообщение,сопровождающиеся презентацией на экране.

По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.

Студенты из других групп задают вопросы.

Два студента выходят к доске и демонстрируют результаты самостоятельной работы.

Студент третьей группы (предполагаемый ответ). Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Планирование бюджета». Один из нас готовил презентацию, а другой составлял сообщение. Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.

Студенты демонстрируют сообщение,сопровождающиеся презентацией на экране.

По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.

Студенты из других групп задают вопросы.

Два студента выходят к доске и демонстрируют результаты самостоятельной работы.

Студент четвертой группы (предполагаемый ответ). Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Принципы накопления». Один из нас готовил презентацию, а другой составлял сообщение. Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.

Студенты демонстрируют сообщение,сопровождающиеся презентацией на экране.

По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.

Студенты из других групп задают вопросы.

Преподаватель. Вы прослушали четыре сообщения. Теперь вы понимаете в каком направлении надо работать, чтобы стать успешным человеком.

4. Применение знаний, умений, навыков и опыта

Выполнение практической части внеаудиторного занятия. Преподаватель объясняет алгоритм выполнения задания,сопровождающийся презентацией на экране.

Преподаватель. Давайте сейчас все вместе попробуем составить личный финансовый план. Для этого нам надо сформулировать финансовые цели. Цели должны быть конкретными, в них должна присутствовать четкость, показывающая, что хочет человек, когда и какова стоимость его желаний. Цели могут быть на любой период времени – год, три года, пять лет. При постановке целей и наиболее эффективного построения финансового плана необходимо учитывать ответы на следующие вопросы:


  • Каково семейное положение?

  • Возраст членов семьи?

  • Каков среднемесячный/годовой доход семьи?

  • Какова доля основных источников дохода в семье?

  • Нужны ли накопления на дальнейшее обучение?

  • Какое количество средств для этого необходимо?

  • Где планируется обучение?

  • Есть ли на ближайшие 10-15 лет какие-то другие цели, которые могут повлиять на изменение денежного потока?

  • Появилась ли готовность откладывать часть средств с дохода на различные цели – создание резерва, создание капитала с целью инвестирования и др.?

Перечень вопросов, которые необходимо учитывать при составлении личного финансового плана, лежат у вас на столах (Приложение 3). В качестве примера на экране вы можете посмотреть варианты финансовых целей и их стоимость. Выберите из предложенных любые одну-две цели или придумайте свои, возьмите бланк личного финансового плана (Приложение 4).

  • Запишите финансовые цели и срок их реализации.

  • В графе «доходы» запишите все ваши денежные поступления.

  • В графе «расходы» зафиксируйте все денежные затраты.

  • Проведите анализ текущей финансовой ситуации.

  • Откорректируйте финансовые цели.

  • Подумайте о защите накоплений (как вариант: страхование жизни, имущества и т.д.)

  • Обратите внимание на способы повышения благосостояния: увеличить доходы,уменьшить расходы, рационально распорядиться накоплениями.

На экране вы можете ознакомиться с примерным финансовым планом, составленным студентом четвертого курса.

На экране мультимедийной презентации демонстрируется пример выполнения личного финансового плана.

Во время выполнения студентами практической части задания звучит музыкальное произведение Эдварда Грига «Утро», сопровождающееся видеофрагментом.

После выполнения задания студенты с бланками личного финансового плана выходят к доске и представляют результаты своей работы.

Преподаватель оценивает самостоятельную практическую работу студентов.

Далее обучающимся предлагается принять участие в решении тематических загадок, способствующих релаксации обучающихся.

Преподаватель. Вашему вниманию предлагаются экономические загадки.

Преподаватель озвучивает загадки, на экране мультимедийной презентации демонстрируется текст и правильный ответ.

Загадки:

1.На товаре быть должна

Обязательно ... (цена)

2.Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (доход)

3.Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ... (налоги)

4.В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)

5.Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (Банкир.)

6.Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке)

7.Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)

8.Приносить доходы стал

В банке папин ... (капитал)

9.Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ... (товар)

10.И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (зарплату)

11.Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ... (ссуду)

12.Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ... (договоры)

13.Стал владельцем, братцы, я -

Вот завода ... (акция)

14.На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке ... (проценты)


Преподаватель комментирует работу студентов на занятии.


5. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Преподаватель. Подведем итоги нашего занятия.

Как вы считаете достигли мы поставленных целей на нашем сегодняшнем занятии?

Студент (предполагаемый ответ). Да, я считаю, что достигли. Мы получили необходимые знания для составления личного финансового плана. Мы поняли, что грамотно составленный финансовый план способен улучшить финансовое благосостояние семьи.

Преподаватель. Да, верно. Составление финансового плана способствует разумному распределению доходов и расходов и способствует росту благосостояния семьи. На этом наши занятия по повышению финансовой грамотности не заканчиваются. Мы будем продолжать работу в этом направлении на последующих внеклассных мероприятиях.

Полученные сегодня знания будут необходимы вам в дальнейшем. Я удовлетворена результатами нашей совместной работы.

А теперь я попрошу вас выбрать один вариант карточки на выбор, которое больше подходит для оценки сегодняшнего занятия.

  • Урок полезен, все понятно.

  • Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

  • Еще придется потрудиться.

  • Да, трудно все-таки учиться.

6. Инструктирование о выполнении домашнего задания

В качестве домашнего задания вам предлагается, составить личный финансовый план для всей семьи. Если у вас возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. Я рада буду вам помочь.

Занятие закончено. Всего доброго!






































Приложение 1
Тест: Любят ли вас деньги?

1. У вас есть крупная сумма денег. Вы:

а) будете стремиться зарабатывать еще больше;

б) постараетесь заработать, но немного;

в) будете тратить то, что имеете.

2. Вам предстоит потратить деньги. Вы:

а) вложите их в выгодное дело;

б) потратите на домашние нужды;

в) вам все равно, на что тратить.

3. Заработав очень большое количество денег, вы:

а) будете продолжать работать;

б) насладитесь уютной богатой жизнью;

в) займетесь мотовством.

4. У вас появилась возможность заработать деньги сомнительным способом или получить их из сомнительных источников. Результат – неопределенный. Ваши действия:

а) откажетесь;

б) будете рисковать;

в) воспользуетесь этими источниками в любом случае.

5. Каким способом вам проще всего заработать деньги?

а) много работать;

б) использовать любые способы подработать;

в) присмотреть, где что плохо лежит.

6. Доверяете ли вы своей интуиции? Она в состоянии помочь заработать деньги, сохранить стабильное финансовое положение?

а) конечно;

б) будете долго сомневаться;

в) все это – чепуха.

7. У вас попросили деньги в долг. Вы:

а) дадите сколько сможете;

б) дадите деньги в долг под проценты;

в) откажете, потому что в долг денег не даете.

8. Вы экономите деньги. Зачем?

а) для важной покупки;

б) не можете видеть пустой кошелек;

в) на черный день.

9. Предстоит работа за хорошие деньги, но душа не лежит к ней. Вы:

а) будете работать ради денег;

б) чувствуя, что успеха не будет, выждете время;

в) считаете, что работу нужно выполнить потому, что все работы одинаковы.

10. Вам улыбнулась Фортуна – денег уже предостаточно. Ваши действия:

а) все равно будете работать, но гораздо меньше и только потому, что уже привыкли. Без работы не сможете комфортно себя чувствовать;

б) станете трудиться и дальше, опасаясь, что когда-нибудь деньги закончатся;

в) будете тратить на всю катушку.

11. Вам предстоит преподнести дорогой подарок. Вы:

а) преподнесете дорогой подарок, исходя из вкусов того, кому он предназначен;

б) подарите талисман на финансовую удачу;

в) выберете дорогой подарок, не важно какой.


Результаты:

1. Преобладание пункта «а» в ответах

У вас стабильное финансовое положение, деньги легко идут к вам.

Рано или поздно вы добьетесь успеха, а значит, богатство не за горами.

2. Преобладание пункта «б» в ответах

Вы оказались в золотой середине, где гармонично распределены радости и огорчения, доходы и убытки, успехи и неудачи.

3. Преобладание пункта «в» в ответах

Ваше положение незавидно. Безразличие и нежелание жить лучше являются главными преградами на пути к успеху.













Приложение 2


Тема №1. ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание конспекта, подготовленного студентом

Личное финансовое планирование – это составление финансового плана для одного человека или семьи, в котором отражены текущее финансовое состояние, личные финансовые цели и средства их достижения.

Личный финансовый план – это личный план действий по достижению желаемых финансовых целей. Отсутствие личного плана – огромный риск.

Каждый человек имеет разные черты характера, однако для каждого имеет смысл разработать его собственный финансовый план, при его появлении финансовые риски заметно снизятся. Первым шагом формирования финансового плана является составление личного бюджета.

Составление бюджета

Слово «бюджет» имеет французское происхождение (bougette – кошелек (старофранц.)) и означает совокупность планируемых доходов и расходов.

Это своего рода инструкция, помогающая расходовать деньги на наиболее важные для человека целии контролировать расходы в соответствии с намеченными категориями. То есть в начале месяца нужнонаметить точные суммы расходов на те статьи, которые определили на этапе предварительной записи затрат, а затем контролировать ситуацию, чтобы реальные расходы не превысили запланированные.

Для составления бюджета необходимы следующие действия:

  • Определение статей доходов и расходов;

  • Запись доходов и расходов;

  • Группировка доходов и расходов;

  • Расчет разницы между полученными доходами и произведенными расходами;

  • Постоянный учет доходов и расходов.


Структура и запись доходов и расходов

Структура доходов может быть следующая:

1. Периодические доходы:

  • Ежемесячные доходы;

  • Ежегодные доходы.

2. Разовые (прочие) доходы.

Аналогичной может быть структура расходов:

1. Периодические расходы:

  • Ежемесячные расходы;

  • Ежегодные расходы;

2. Разовые (прочие) расходы.

Примеры статей доходов и расходов можно увидеть в Таблице 1:


Таблица – 1 Доходы и расходы

п/п

Статьи доходов

Сумма, руб.

п/п

Статьи расходов

Сумма, руб

1.

Ежемесячные доходы:

1.

Ежемесячные расходы:

1.1.

Заработная плата


1.1.

Квартирная плата


1.2.

Премии


1.2.

Стационарный телефон


1.3.

Проценты по депозиту


1.3.

Мобильный телефон


1.4.

Доход от сдачи недвижимости в аренду


1.4.

Электричество


1.5

Алименты


1.5

Газ


1.6

Пенсионные выплаты


1.6

Вода


1.7

Другое


1.7.

Лекарство





1.8.

Бензин



Итого ежемесячные расходы


1.9.

Ремонт автомобиля


2.

Ежегодные доходы


1.10.

Одежда


2.1.

Ежегодная премия


1.11.

Обувь


2.2.

Отпускные


1.12.

Продукты


2.3.

Другое


1.13.

Ремонт





1.14.

Занятия спортом



Итого ежегодные доходы


1.15.

Выплата кредита



Итого доходы за год


1.16.

Отдых





1.17.

Развлечения





1.18.

Другое












Итого ежемесячные расходы





2.

Ежегодные расходы





2.1.

Отпуск





2.2.

Абонемент в спортзал





2.3.

Страховка





2.4.

Мебель и бытовая техника





2.5.

Другое






Итого ежегодные расходы






Итого расходы за год



Фиксировать доходы и расходы удобно путем записи всех получаемых доходов и всех осуществляемых расходов на любой носитель информации – школьная тетрадь, амбарная книга, блокнот, компьютерная программа, специальное приложение на мобильном телефоне,

Сопоставление доходов и расходов

Запись и группировка полученных доходов и произведенных расходов дает возможность их сопоставления. Если за период времени (месяц, год) расходов оказалось меньше, чем доходов, значит, появились свободные средства, что говорит о верной оценке своих финансовых возможностей. Если за этот же период времени расходов оказалось больше, чем доходов, значит, образовался долг, в такой ситуации следует подумать о причинах этого явления. Может быть необходимо в большей мере сдерживать собственные потребности, может быть, подумать о рациональности структуры расходов.

Запись (учет) доходов и расходов и их сопоставление (анализ) разумно проводить в течение длительного времени, как минимум одного-трех месяцев. При этом едва-ли стоит вдаваться в крайности «сверхдетального» учета – во многих случаях, время важнее мелочей. Заслуживают особого внимания те расходы и доходы, которые имеют определенный вес в бюджете.

Непрерывный учет и контроль доходов и расходов помогает вовремя подготовиться и безболезненно справиться с изменением ситуации.


Список использованных источников

Основные источники:

1. Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора.Подготовлено АНО «ЭПШ ФБК» по заданию Министерства финансов Российской Федерации в рамках выполнения контракта №FEFLP/QCBS-3.5 «Разработка и реализация на пилотной основе модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности работающего населения (по месту работы) по проекту Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации:Москва, 2014 г. – 60 с


Интернет-источники:

2. Личный финансовый план: [Электронный ресурс] URL: http://www.lkapital.ru/





Тема №2. ФОРМУЛИРОВКА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ

Содержание конспекта, подготовленного студентом

Для успешного построения личного финансового плана необходимо:

  • Сформулировать жизненные цели, определить их приоритеты;

  • Рассчитать стоимость достижения целей, сформулировать финансовые цели;

  • Постоянно корректировать цели;

  • Достигать поставленных целей.

Поставленные жизненные цели нуждаются в оценке их важности. Каждый может расставить приоритеты по-своему. После того, как появляется представление о том, какие цели необходимо достичь, очередность достижения целей и стоимость их достижения, – можно составить финансовый план. Наиболее вероятный результат первой попытки – понимание того, что поставленные цели и сроки их достижения нуждаются в заметной корректировке.

Формулировка жизненных целей и расстановка приоритетов

Цели должны быть конкретными, на любой период времени - год, три года, 20 лет. При постановке целей и наиболее эффективного построения финансового плана необходимо учитывать все особенности: семейное положение, возраст членов семьи, предпочтения и образ жизни членов семьи, среднемесячный/годовой доход семьи, распределение финансовой ответственности между членами семьи, другие особенности.

На постановку целей могут повлиять и другие факторы: необходимость в новом жилье, автомобиле, потребность в смене работы, переезде в другой город и т.д. Для начала важно просто сформулировать эти цели.

После формулировки целей необходимо ранжировать их в соответствии с их важностью, стоимостью, скоростью достижения.


Таблица – 2 Жизненные цели

Цели

Сроки

Покупка автомобиля

2017 год

Покупка жилья

2021 год

Оплата образования

2020 год

Финансовая независимость

2030 год





После определения жизненных целей необходимо определить стоимость их достижения: какая сумма требуется для покупки автомобиля заданных параметров, какая сумма требуется для приобретения, например, однокомнатной квартиры в черте города, и т.д. Определение стоимости достижения жизненных целей помогают определить финансовые цели.

Постановка финансовых целей

Для определения стоимости поставленных целей можно использовать следующий пример.


Таблица – 3 Стратегические финансовые цели на 5-15 лет

Цели

Стоимость достижения (руб.)

Сроки

Примечание

Покупка автомобиля

150 000

2017 г.

20 000 уже есть

Покупка жилья

2 000 000

2021 г.

Нужен кредит

Оплата образования

300 000

2020 г.

Получение второго образования

Финансовая независимость

3 000 000

2030 г.

Необходимо 3 000 000 рублей, приносящих доход в размере 12% годовых



После того, как появляется представление о том, какие цели необходимо достичь и сколько это стоит, – можно составить финансовый план. Как уже отмечалось выше, наиболее вероятный результат первой попытки – понимание того, что поставленные цели и сроки их достижения нуждаются в заметной корректировке.

На составленный финансовый план может повлиять любая непредвиденная жизненная ситуация, поэтому необходимо предусмотреть, какие наиболее вероятные жизненные ситуации могут произойти, корректировки плана при этом будут неизбежны.

Любой долгосрочный план нуждается в мониторинге и регулярной корректировке, в то же время чем реальнее поставленные цели, тем больше шансов достичь их до определенного возраста при минимальной корректировке.

Для достижения поставленных целей необходимо понять, какие существуют источники дохода, как они изменятся в будущем, хватает ли имеющихся источников дохода для реализации целей, какие дополнительные источники дохода можно найти.

Список использованных источников

Основные источники:

1. Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора. Подготовлено АНО «ЭПШ ФБК» по заданию Министерства финансов Российской Федерации в рамках выполнения контракта №FEFLP/QCBS-3.5 «Разработка и реализация на пилотной основе модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности работающего населения (по месту работы) по проекту Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: Москва, 2014 г. – 60 с


Интернет-источники:

2. Постановка финансовых целей: [Электронный ресурс] URL: http://alis-finance.ru/























Тема №3. ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА

Содержание конспекта, подготовленного студентом

Важнейшая задача личного финансового планирования понять, откуда приходят и могут приходить деньги, а также, куда они уходят. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо научиться структурировать информацию о доходах и расходах. Сложно контролировать деньги, не зная, сколько их, откуда они приходят и куда уходят.

Планирование доходов

У большинства людей доходы обычно меньше желаемого размера. Но для того, чтобы планы об увеличении доходов были построены более эффективно, необходимо структурировать возможные источники их получения.

Трудовая деятельность не всегда может обеспечить желаемый уровень дохода. Один из важнейших признаков обеспеченного человека – независимость от финансовых результатов трудовой деятельности.

Достичь финансовой независимости поможет структурирование имеющихся доходов, поиск новых источников дохода, планирование будущих доходов, а также принятие всех необходимых мер по повышению эффективности расходов.

Повышение эффективности расходов

Согласно проводимым на регулярной основе социальным опросам, большинство людей тратят деньги, не придавая структуре расходов никакого значения. Многие люди не только не планируют будущие расходы, они даже не знают,куда делась прошлая зарплата. Это не значит, что часть зарплаты уходит просто так, все расходы могли быть вполне осмысленными. Но просто их структура для большинства людей остается неизвестной.

Есть несколько базовых принципов повышения эффективности своих расходов:

  • Планирование каждого финансового шага;

  • Выделение времени на анализ расходов;

  • Воспитание чувства ответственности к доходам и расходам;

  • Сравнение цен на желаемый товар;

  • Минимизация обязательств (кредит, залог и т.д.);

  • Пользование имеющимися налоговыми льготами;

  • Рационализация расходов (расходный минимализм);

  • Осуществление регулярных покупок оптом;

  • Использование «полезных» сервисов, предоставляемых финансовыми институтами;

  • Контроль расходов путем анализа выдаваемых платежных документов;

  • Использование скидок;

  • Ведение здорового образа жизни.


Что нужно для планирования и расчета семейного бюджета?
  • Во-первых, данные прошлых месяцев. Чтобы их получить, необходимо вести учет домашнего бюджета.

  • Во-вторых, нужно знать о «денежных» событиях, предстоящих у вас на ближайшее время, такие как дни рождения близких, отпуск, различные праздники, налоговые выплаты, кредиты и прочее.

  • В-третьих, необходимо учитывать сезонность. К примеру, перед различными праздниками, такими как Новый год, Восьмое марта и т.д., магазины и супермаркеты поднимают стоимость продуктов питания. Ближе к лету, обычно дорожает бензин, из-за того, что многие автолюбители едут в отпуск на своих железных конях. Осенью повышаются расходы на детей-школьников и студентов.


Список использованных источников

Основные источники:

1. Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора. Подготовлено АНО «ЭПШ ФБК» по заданию Министерства финансов Российской Федерации в рамках выполнения контракта №FEFLP/QCBS-3.5 «Разработка и реализация на пилотной основе модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности работающего населения (по месту работы) по проекту Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: Москва, 2014 г. – 60 с

Интернет-источники:

2. Планирование и расчет семейного бюджета: [Электронный ресурс] URL: http://www.myrouble.ru



Тема №4. ПРИНЦИПЫ НАКОПЛЕНИЯ

Содержание конспекта, подготовленного студентом

Процесс грамотного накопления может быть наиболее эффективным при одновременном выполнении следующих действий:

  • Составление финансового плана

На основе анализа бюджета необходимо определить сумму, остающуюся на финансирование стратегических целей.

  • Отделение сбережений от остальных денег

Необходимо определить, какую сумму можно откладывать, и отложить ее сразу после получения дохода.

  • Посильное накопление

Необходимо начинать сберегать с маленькой суммы, постепенно увеличивая ее, причем сберегаемая часть доходов не должна наносить серьезного урона личному или семейному бюджету.

  • Усложнение трат, облегчение накопления

Поможет система, при которой откладывать деньги было бы легко, а растрачивать тяжело.

  • Тренировки в экономии денег

Умение экономить, как и любой навык, требует освоения и некоторых усилий для его поддержания. Некоторых этому научили в детстве, а некоторым еще придется учиться этому.

  • Минимум экономии – максимум накоплений

Накопления должны появляться не за счет тотальной экономии на всём с риском для здоровья, а за счет разумного планирования расходов и сбережения неизрасходованных средств.

Несколько правил накопления денег.

Непременное наличие мотивации

Просто собирать деньги становится неинтересно уже через пару месяцев. А тут еще возникает необходимость в обновлении бытовой техники или в ремонте автомобиля – и все! Сбережения начинают распылять отнюдь не в интересах инвестирования.Например, если поставлена цель приобрести пакет акций перспективной компании, то это будет служить отличным стимулом к накоплению.

Конкретизация целей и возможностей

Вряд ли у кого-то получится сразу накопить большую сумму – откладывая небольшими пропорциями от полученных доходов, внушительный объем будущих инвестиций накопится не сразу. Поэтому стоит наметить себе начальный этап, который сможет придать уверенности и позволит достичь пусть и небольшой цели, но в короткие сроки.

Не нужно откладывать

Приняв значимое решение о начале накопительного процесса, не стоит его начинать со следующего понедельника. Есть в кармане сотня – другая рублей? Отбросив сомнения и не задумываясь о том, куда бы их немедленно потратить, можно сделать эту скромную сумму начальной в своих сбережениях.

Ограничения в суммах накоплений

Конечно, можно строго придерживаться четко установленного лимита в 10%, 20 или даже в 30 процентов от объема дохода, который выступает суммой для откладывания. Но если не предвидится неизбежных расходов, то почему бы и не отложить больше денег? Отложенная суммав скором будущем принесет еще больше дивидендов..

Рациональное планирование

Составление плана расходов и учет движения средств собственного бюджета позволить выявить те расходные статьи, которые могут быть полностью или частично исключены.

Различия между экономией и накоплением

Не надо путать эти два понятия, поскольку первое включает снижение расходов. В то время как накопление предусматривает откладывание свободных средств. В практике эти два понятия могут отлично сочетаться и дополнять друг друга. Причем для многих экономия становится еще одной разновидностью методов накопления.

Экономика и экономия

В каждом процессе должно быть заложено рациональное зерно. Экономия должна стать частью общей экономики в собственном бюджете. В некотором смысле это процесс может стать образом жизни – пусть даже на непродолжительный период.

Таким образом, соблюдая эти правила, со временем получится насобирать нужную сумму.

Список использованных источников

Основные источники:

1. Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора. Подготовлено АНО «ЭПШ ФБК» по заданию Министерства финансов Российской Федерации в рамках выполнения контракта №FEFLP/QCBS-3.5 «Разработка и реализация на пилотной основе модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности работающего населения (по месту работы) по проекту Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации: Москва, 2014 г. – 60 с


Интернет-источники:

2. Семь правил стратегии накопления денег: [Электронный ресурс] URL: http://grow-rich.su






























Приложение 3


Перечень вопросов, учитываемых при составлении личного

финансового плана.



  • Каково семейное положение?

  • Возраст членов семьи?

  • Каков среднемесячный/годовой доход семьи?

  • Какова доля основных источников дохода в семье?

  • Нужны ли накопления на дальнейшее обучение?

  • Какое количество средств для этого необходимо?

  • Где планируется обучение?

  • Есть ли на ближайшие 10-15 лет какие-то другие цели, которые могут повлиять на изменение денежного потока?

  • Появилась ли готовность откладывать часть средств с дохода на различные цели – создание резерва, создание капитала с целью инвестирования и др.?



















Приложение 4

Бланк личного финансового плана


Финансовая цель №1____________________________________________________________________

Стоимость_______________________________

Финансовая цель №2____________________________________________________________________

Стоимость_______________________________

п/п

Статьи доходов


Сумма, руб.

п/п

Статьи расходов


Сумма, руб

1.

Ежемесячные доходы:

1.

Ежемесячные расходы:

1.1.



1.1.



1.2.



1.2.



1.3.



1.3.



1.4.



1.4.



1.5



1.5



1.6



1.6



1.7



1.7.






1.8.




Итого ежемесячные расходы


1.9.






1.10.






1.11.






1.12.






1.13.






1.14.






1.15.






1.16.






1.17.






1.18.













Итого ежемесячные расходы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!