Министерство образования Новосибирской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
"НОВОСИБИРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Рассмотрено на заседании П(Ц)К Информационных технологий Протокол № ___ от «__» ________ 2019 г. Председатель П(Ц)К ___________ О.Ю. Ануфриева | СОГЛАСОВАНО: Руководитель НМС «____» ___________ 2019 г. _____________ И.П. Балдина |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Разработчики: Евтющенко Юлия Александровна, преподаватель
Новосибирск 2019
Аннотация
П(Ц)К | Информационных технологий |
ФИО преподавателей | Евтющенко Ю.А. |
Сведения о занятии: | В интересной форме углубить знания по основам информационных технологий |
Дата проведения | 06.12.2019г |
Специальность | 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации |
№ группы | 131 |
Вид занятия | Внеклассное мероприятие |
Тема занятия | Путешествие в мир профессии |
Тип занятия | Урок-викторина |
Форма занятия | Работа в командах, групповая, фронтальная, индивидуальная |
Цели занятия: | |
Образовательная | способствовать обобщению знаний по профессиональному модулю |
Развивающая | развитие мышления, памяти, эрудиции, познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности, развитие умения работать в команде. |
Воспитательная | воспитание информационной культуры обучающихся, культуры общения |
Формирование ОК, ПК | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Формы и методы контроля | Решение ситуационной задачи |
Материально-дидактическое обеспечение урока | компьютер; экран; презентация; раздаточный материал; лист удовлетворенности результатом урока. |
Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится все более актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских подростков Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет. Формирование навыков информационной безопасности должно осуществляться на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ и т.д. и во внеурочной деятельности. Этому вопросу должно быть уделено достаточное внимание в программе по воспитанию и социализации обучающихся, которая является частью основной образовательной программы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом.
План урока
Тема: Путешествие в мир профессии
Тип занятия: Урок-викторина
Форма занятия: Работа в командах, групповая, фронтальная, индивидуальная
Цель: обеспечение информационной безопасности обучающихся путём привития навыков естественного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
развитие мышления, памяти, эрудиции, познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности,
развитие умения работать в команде
Воспитательные задачи:
воспитание информационной культуры обучающихся,
культуры общения
Учебно-методическое обеспечение занятия:
Технические средства обучения:
компьютер;
экран;
презентация.
Дидактические материалы
Время проведения – 90 минут
Ход занятия
№ п/п | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Время (мин) |
1 | Организационный момент (перед занятием) | Организует расстановку парт и стульев так, чтобы участники игры могли сесть командами по 5 человек. Уточняет у каждой команды капитана, ответственного за работу группы | приветствуют преподавателя, Занимают места, определённые для команды Выбирают капитана команды | 5 |
| Организационный этап (на занятии) | Проверяет явку, готовность к уроку. | Слушают преподавателя, готовятся к занятию | 2 |
2 | Вступительное слово преподавателя мотивация к уроку определение целей урока совместно со студентами, актуализация знаний | Знакомит с целью урока, задачами и планом проведения | Слушают преподавателя | 5 |
3 | Основная часть | |
3.1 | Конкурс «Приветствие» | | | 5 |
3.1 | Конкурс «Разминка» | | | 5 |
3.2 | Конкурс «Блиц-опрос» | | | 7 |
3.3 | Конкурс лингвистов | | | 3 |
3.4 | Конкурс «Всё наоборот» | | | 7 |
3.5 | Конкурс «Передача информации» | | | 18 |
3.6 | Конкурс болельщиков «И в шутку и в серьёз» | | | 6 |
3.7 | Конкурс «Буриме» | | | 5 |
3.8 | Конкурс- «Веришь – не веришь» | | | 7 |
3.9 | Конкурс «Опознай пословицу» | | | 7 |
4 | Подведение итогов | Заслушивает наблюдателей, выставляет оценки | Наблюдатели передают результаты преподавателю фиксируют результаты | 5 |
5 | Рефлексия | лист удовлетворенности результатом занятия | делают пометки в листах оценки | 3 |
Ход учебного занятия
1. Организационный момент
(приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку)
2. Вступительное слово преподавателя
Определение целей урока
Преподаватель, обращаясь к студентам, спрашивает: «Какие ассоциации у вас вызывает понятие «Интернет безопасность»? Выслушав ответы, подводит к цели урока.
Цель: обеспечение информационной безопасности обучающихся путём привития навыков естественного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Актуализация знаний
Преподаватель, обращаясь к студентам, спрашивает: «Что необходимо знать пользователю ПК для безопасной работы в Интернете. Формулирует вместе со студентами задачи урока.
обучение подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет, мобильной и сотовой связи, другими электронными средствами связи, в том числе способам защиты от посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях.
3. Основная часть
Вступление
ВЕДУЩИЙ:
КВН – это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны Вашей будущей профессиональной деятельности, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на занятиях, при серьезном разговоре об этой сложной современной науке. Для многих учащихся игра даст возможность проявить свою любовь к своей будущей профессии, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Итак, «Путешествие в мир профессии» начинается.
Поприветствуйте наши команды! (1 курс)
Конкурс «Разминка»
ВЕДУЩИЙ:
Разминка! Каждая команда получает по карточки. Командам нужно узнать тип диаграмм изображенных на слайде и подписать их. На это командам дается две минуты. Разминка оценивается в 3 балла.
1 | Пузырьковая |
2 | Гистограмма |
3 | График |
4 | Поверхность |
5 | Круговая |
6 | Биржевая |
7 | Точечная |
8 | Коническая |
ВЕДУЩИЙ:
Жюри начинает подсчет первых оценок, а мы продолжаем разминать мозги дальше.
Конкурс «Блиц-опрос»
Команды быстро отвечают на вопросы. Правильный ответ 0,5 балла
Вопросы для первой команды:
Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации? (Процессор)
Устройство визуального отображения информации? (Дисплей)
Абстрактное информационное пространство, являющееся средой для обмена информацией? (WWW, интернет)
Группа символов, состоящая из восьми рядом записанных бит? (Байт)
Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК? (Клавиатура)
Лицо, которое пользуется ЭВМ? (Пользователь)
Комбинация символов после последней точки в имени файла, которая определяет тип файла? (Расширение)
Совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая целесообразное использование ЭВМ в интересах каждого его пользователя? (Программное обеспечение)
Специальная программа для управления внешними устройствами компьютера? (Драйвер)
Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию? (Дисковод)
Вопросы для второй команды:
Наименьшая единица количества информации? (Бит)
Совокупность знаний, сведений и данных? (Информация)
Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации? (Процессор)
Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода? (Кодирование)
Манипулятор в виде укрепленной на шарнире ручки с кнопкой, употребляется в основном для компьютерных игр? (Джойстик)
Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер? (Сканер)
Программа просмотра веб-страниц с возможностью перехода к следующей по гиперссылкам? (Браузер)
Устройство для вывода чертежей на бумагу? (Плоттер)
Программируемый цифровой обработчик всевозможных данных? (Компьютер)
Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр)? (Система счисления)
Вопросы для третьей команды:
Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером? (Винчестер)
Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть? (Модем)
Элементарная база второго поколения ЭВМ? (Транзистор)
Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде? (Архиватор)
Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш? (Курсор)
Главными частями его являются операционная система и система программирования? (Системное программное обеспечение)
Совокупность программ, являющаяся посредником между ЭВМ и пользователем? (Операционная система)
Совокупность нескольких запоминающих устройств? (Память ЭВМ)
Соединение компьютеров, расположенных на небольших расстояниях друг от друга (локальная сеть, одноранговая сеть)
Как называется выдача чужой программы за собственную? (Плагиат)
Конкурс лингвистов
ВЕДУЩИЙ:
Конкурс «ЛИНГВИСТОВ». Командам за 1 минуту необходимо составить слова из букв, составляющих слово «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ». Выигрывает та команда, которая составит больше слов. Оценивается конкурс: 1 слово – 0,5 баллов
Игра «Всё наоборот»
ВЕДУЩИЙ:
На экране приведены словосочетания. Данные словосочетания получены из словосочетаний, связанных с компьютерами и информатикой, слова в которых заменены на противоположные по смыслу.
Например, «функциональная клавиша» по этим правилам была бы записана как «бесполезная кнопка». Необходимо определить исходные словосочетания. За правильный ответ 0,5 балла
беззвучный микрофон (звуковая карта);
естественное отсутствие ума (искусственный интеллект);
разгрузочный винчестер (загрузочная дискета);
пиратский алгоритм (лицензионная программа);
капельная клавиатура (струйный принтер);
коллективные счеты (персональный компьютер);
отцовский транзистор (материнская плата).
видимая папка (скрытый файл);
гибкое кольцо (жёсткий диск);
разъединительная нить (соединительный кабель);
расшифровка отсутствия новостей (кодирование информации);
единичная деталь (системный блок).
Конкурс «Передача информации»
ВЕДУЩИЙ:
Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» - «Да нет, я на рыбалку» - «А я думал, ты на рыбалку…»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать её приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов. Один из представителей команды должен изобразить тот предмет, который написан у него на листе. Другие команды должны отгадать, что он изображает.
Прошу капитанов получить у меня задания. На подготовку командам дается 3 мин.
Задание.
Изобразить мимикой и жестами:
для команды 1: сканер
для команды 2: принтер
для команды 3: монитор
Команда отгадавшая первой, получает1 балл. За удачный показ жюри начисляет 0,5-1 дополнительных баллов.
Конкурс болельщиков «И в шутку и в серьёз».
За каждый убедительно сформулированный ответ – 0,5 балла.
Вопросы.
Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру на команду "По порядку номеров рассчитайся". (В какой системе счисления?).
О каком программном обеспечении идет речь в песне:
Он мне дорог с давних лет,
И его милее нет,
Этих окон негасимый свет.
(Операционная система Windows).
А всё-таки: в какой системе счисления лучше получать стипендию?
(В любой).
Когда появился манипулятор типа “мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (“Колобок” источник — Математический энциклопедический словарь, 1988 г.)
Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Все они связаны со словом "винчестер").
Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем? (Основой микросхемы процессора является кристалл кремния высокой степени чистоты).
Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации).
В каком устройстве компьютера происходит обработка информации? (Процессор).
Как называется последовательность сигналов? (Сообщение).
«Лицо» компьютера. (Монитор)
Конкурс «Буриме»
По имеющимся рифмам за 3 минуты вам нужно составить стихотворение. Оценивается 4 балла
Рифмы:
ЭВМ - без проблем
нужно – дружно
программист – оптимист
мышь - услышь
Конкурс- “Веришь – не веришь”
- Команды на счет “три” поднимают руку, если верят, и не поднимают, если не верят. Или поднимают одну из табличек со словами “Да” или “Нет”
Верите ли вы, что для доступа к свойствам объектов используется контекстное меню. (Да)
Верите ли вы, что одной из главной функцией компьютера является передача информации. (Нет – обработка)
Верите ли вы, что графические операционные системы позволяют использовать для управления компьютером специальный манипулятор, если да, то какой? (Да-мышь)
Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема – память. (Нет - процессор)
Верите ли вы, что по-английски WINDOWS - это система. (Нет-окна)
Верите ли вы, что производительность компьютера в первую очередь зависит от производительности памяти (Нет – от процессора)
Верите ли вы, что Монитор это стандартное устройство для ввода данных в компьютер. (Нет – клавиатура)
Верите ли вы, что калькулятор имеет два режима работы обычный и инженерный. (Да)
Верите ли вы, что для работ с графическими данными в состав Windows входит стандартный графический редактор WORD. (Нет - Paint)
Верите ли вы, что удобным объектом для работы с программами и документами в Windows является панель управления. (Нет-Проводник)
Верите ли вы, что каждый файл имеет имя, которое состоит из собственного имени файла и расширении имени. (Да)
Верите ли вы, что щелчок на кнопке Пуск открывает ярлык Мой компьютер. (Нет)
Конкурс «Опознай пословицу»
ВЕДУЩИЙ: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
Пословицы угадывают по очереди. Каждой команде достается 6 пословиц. Угаданная пословица – 0,5 балла. Если команда не отгадала пословицу, соперники могут предложить свой вариант. Правильный ответ дополнительные 0,5 балла.
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)
Без компьютера жить, только небо коптить.
(Без труда жить, только небо коптить.)
На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива.
(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)
Без винчестера - полсироты, а без материнской платы - и вся сирота.
(Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)
Компьютер без программы - что фонарь без свечи.
(Голова без ума - что фонарь без свечи.)
Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру.
(Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)
Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар.
(Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)
Компьютер памятью не испортишь.
(Кашу маслом не испортишь.)
Компьютер на столе не для одних только игр.
(Голова на плечах не для одной только шапки.)
По ноутбуку встречают, по уму провожают.
(По одёжке встречают, по уму провожают.)
На IBM PC «яблоки» не растут.
(На сосне яблоки не растут.)
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
(Дарёному коню в зубы не смотрят.)
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.
(В Тулу со своим самоваром не ездят.)
Кто БЭСМ вспомянет, тому глаз вон.
(Кто старое вспомянет, тому глаз вон.)
Не Intel’ом единым жив процессорный мир.
(Не хлебом единым жив человек.)
Мал микропроцессор (или ноутбук), да дорог.
(Мал золотник, да дорог.)
Всякая плата свой разъем любит.
(Всякая птица своё гнездо любит.)
Семь раз подумай - один раз апгрейдируй.
(Семь раз подумай - один раз скажи.)
Подведение итогов
ВЕДУЩИЙ:
Наш КВН подошел к концу. Итак, подведение итогов!
Выступление членов жюри с анализом конкурсов. Объявление победителя.
Приложение 2
РЕФЛЕКСИЯ
П онравился урок | Н е понравился урок |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
21