СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная методическая разработка подготовлена для мастера производственного обучения колледжа, для проведения внеклассного мероприятия с группой студентов находящейся в кураторстве.
Применение данной разработки поможет мастеру производственного обучения акцентировать внимание студентов, на таком вопросе как служба в армии Республики Казахстан. Проникнутся обязанностью к военной службе, пополнению армии и флота личным составам, морально и физически готовым достойно выполнять свой долг по защите Отечества и мирного труда людей.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования по Карагандинской области
КГУ «Темиртауский профессионально – технический колледж»
Методическая разработка
внеклассных мероприятий
Служба в армии почетная обязанность гражданина
Республики Казахстан
Темиртау 2018
Автор:
Должность: мастер производственного обучения
КГУ «ТПТК» г. Темиртау ____________ Фомиченко С.Г.
подпись
Рецензенты:
Коликова О.Ю., препадователь истории КГУ «ТПТК», I категория.
Лобанова Э.Г., препадователь истории и спецдисциплин КГУ «ТПТК», высшая категория.
Рассмотрено и согласовано ЦМК ТД
Протокол № _____ от «____»________2018г
Председатель ЦМК ТД:
________________ Головко Н.Ю.
подпись
Пояснительная записка
Планирование начального военного обучения студентов колледжа осуществляется в соответствии с требованиями ГОСО о начальной военной подготовке молодежи, приказов (директив) и указаний соответствующих органов Министерства обороны, Министерства образования и науки, МЧС, Министерства здравоохранения РК.
В учебном заведении разрабатывается календарно-тематический (понедельный план) прохождения начальной военной подготовки на весь учебный год, который составляется отдельно для 1 курса (младших курсов) и для 2 курса (старших курсов) из расчета один час (два одночасовых урока) в неделю с каждой группой. По отдельным темам тактической подготовки и гражданской обороны занятия могут планироваться в течение 2-3 уроков. Занятиям по тактической подготовке должно предшествовать изучение соответствующих тем по огневой подготовке, военной топографии, гражданской обороне.
При изучении и прохождении начально военной подготовки студентам прививается патриотизм, любовь к Родине и знание законов республики Казахстан.
Для расширения кругозора студентов проводяться вне аудиторские занятия в виде классных часов. В пособии прилагаются классные часы на темы: «Я гражданин Казахстана»; «Мы граждане Казахстана» и историческая викторина «Казахстан – моя Родина!».
Данная методическая разработка подготовлена для мастера производственного обучения колледжа, для проведения внеклассного мероприятия с группой студентов находящейся в кураторстве.
Применение данной разработки поможет мастеру производственного обучения акцентировать внимание студентов, на таком вопросе как служба в армии Республики Казахстан. Проникнутся обязанностью к военной службе, пополнению армии и флота личным составам, морально и физически готовым достойно выполнять свой долг по защите Отечества и мирного труда людей.
Содержание.
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
1 | Пояснительная записка | 1 |
2 | Содержание | 2 |
3 | Введение | 3 |
4 | Основная часть | 4 |
5 | Классный час: «Я гражданин Казахстана» | 8 |
6 | Классный час: "Мы граждане Казахстана" | 15 |
7 | Историческая викторина: "Казахстан – моя Родина!" | 23 |
8 | Заключение | 28 |
9 | Литература | 29 |
Введение.
Подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах РК постоянно уделяют большое внимание. В постановлении Правительства РК “О подготовке молодежи до призывного и призывного возрастов к действительной военной службе в Вооруженных Силах РК” указывается, что все органы и должностные лица, непосредственно занимающиеся подготовкой молодежи к защите Родины, должны принять неотложные меры по коренному улучшению подготовки молодежи к военной службе, обеспечению армии и флота личным составам, морально и физически готовым достойно выполнять свой долг по защите Отечества и мирного труда людей: всемирно усилить воспитание будущих воинов в духе патриотизма и интернационализма, беспредельной преданности Родины, высокой бдительности, дисциплине, организованности и коллективизму; шире использовать в воспитательной работе героические традиции казахского народа и Вооруженных Сил, подвиги казахстанских воинов, совершенные при выполнении интернационального долга, энергичнее утверждать среди молодежи идеалы, принципы и ценности нашего общества.
При обучении студентов по специальным дисциплинам главное внимание уделяется военно-педагогической подготовке, привитию им практических навыков в проведении занятий по начальному военному обучению студентов и работе с ними вовне учебное время.
В ходе обучения студенты должны вырабатывать у себя высокие политические, моральные и воинские качества, необходимые для успешного выполнения обязанностей в должности военного руководителя – подготовки молодежи к защите Отечества, службе в рядах Вооруженных Сил.
Начальная военная подготовка – составная часть системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РК. Она рассматривает защиту Родины, укрепление обороны страны и обеспечение государственной безопасности как одну из важнейших функций государства. “Учитывая сложную международную обстановку, растущую агрессивность реакционных религиозных экстремистских группировок, парламент РК уделяет неослабное внимание на усиление обороноспособности страны, боевой мощи Вооружённых Сил РК”.
Основная часть.
Сегодня, когда новейшие открытия науки быстро находят применение в военном деле, возрастает значение подготовки к защите Родины. Новая техника приводит к коренным изменениям в характере и способах боевых действий. Бой стал намного маневреннее, скоротечнее, увеличился его пространственный размах, что предъявляет новые, более высокие требования к психологической, физической и специальной подготовке, война, требует от него умения быстро ориентироваться в обстановке, умело оценивать её и принимать правильные решения, координировать свои действия с действиями подразделения. Это значит, что теперь у пультов боевых машин, в танках, у штурвалов боевых самолетов, зенитно-ракетных комплексов должны находиться люди, более подготовленные в военном и специальном отношении, чем это было прошлом.
Допризывная подготовка молодежи впервые была введена в 1919г в соответствии с решением VIII съезда РКП. Обязательная допризывная подготовка проводилась в два этапа. Первоначальное обучение – по 96-часавой программе вне казарменным способом – в течение четырех недель.
С 1939г на основании Закона СССР о всеобщей воинской обязанности начальная военная подготовка в V-VII классах и допризывная подготовка в VIII-X классах общеобразовательных школ, а также в училищах и в вузах проводилась по 2 часа в неделю штатными военными руководителями.
В период Великой Отечественной войны с 1942г допризывная подготовка проводилась с учащимися старших классов (курсов) по 4-5ч, а в младших классах по 3ч в неделю. Кроме того, с юношами VIII-IX классов школ и I-II курсов колледжей в период летних каникул проводились двухнедельные лагерные сборы.
В 1962г военное обучение в школах и училищах было отменено.
В связи с сокращением сроков действительной воинской службы в Вооруженных силах после 70 годов во исполнение нового Закона « О всеобщей воинской обязанности » возобновилось проведение начальной военной подготовки молодежи.
В 1980г в целях дальнейшего совершенствования подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах было введено новое «Положение о начальной военной подготовки молодежи».
“Пока существует опасность развязывания империализмом агрессивных воин и военных конфликтов говорится в Программе принятой XXVII съездом, будет уделять неослабное внимание усилению оборонного могущества СССР, укреплению его безопасности, готовности Вооруженных Сил к разгрому любого агрессора”. В успешном решении этих задач важную роль играла и начальная военная подготовка, она являлась обязательной государственной формой военного обучения учащейся и рабочей молодежи.
В нынешнее время активное участие в её проведении принимают местные областные и районные органы. Под их руководством планируется эта работа на территории республики, осуществляется тесная координация усилий различных ведомств и организаций.
Решение вопросов подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах базируется на положениях Конституции РК, принятой в 30 августа 1995. В ней уделяется особое внимание защите Отечества. В Конституции РК указывается, что обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению её обороноспособности определяются законодательством РК. В Основном Законе, провозглашающем защиту Отечества священным долгом каждого гражданина РК, а воинскую службу в рядах Вооруженных Сил РК почетной обязанностью граждан, убедительно подчеркивается всенародный характер защиты Отечества.
Защита Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Конституция РК формирует цели и основные задачи Вооруженных Сил РК - долг Вооруженных Сил перед Казахстанцами надежно защищать Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей отбор любому агрессору.
Важным государственным актом, на базе которого проводится начальная военная подготовка, является разработанный на основе указаний Конституции и принятый Правительством РК Закона « О всеобщей воинской обязанности ». Он раскрывает суть всеобщей воинской обязанности, определяет содержание подготовки молодежи в военной службе, порядок призыва на действительную службу и её прохождения, принципы комплектования Вооруженных Сил и подготовки для них резервов.
В Законе определены также обязанности государственных и общественных органов по подготовке молодежи к военной службе. Правительство заботится о том, что все государственные и общественные организации строго соблюдали положения Закона РК о всеобщей воинской обязанности, руководствовались им при подготовке молодежи к выполнению своего долга по защите Отечества, принимали меры к повышению эффективности военного обучения, военно - патриотического и физического воспитания молодежи, уровня начальной военной подготовки. На это направлены также требования постановления Правительства о реформе общеобразовательной и профессиональной школы: “ В основу военно-патриотического воспитания учащихся надо положить подготовку их к службе в рядах Вооруженных Сил РК, воспитание любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Повысить уровень и эффективность начальной военной подготовки в общеобразовательной и профессиональной школе.
Занятие по начальной военной подготовке в средних общеобразовательных школах проводятся в IX и X классах по 2ч в неделю, в средних специальных учебных заведениях - на старших курсах, в средних профессионально-технических колледжах - в течение первого-третьего годов обучения по 1-2ч в неделю.
Для закрепления военных знаний и навыков, приобретенных юношами на занятиях, на завершающем этапе для них проводятся учебно полевые сборы, как правило, на базе оборонно - спортивных оздоровительных лагерей.
Планирование начального военного обучения учащихся осуществляется в соответствии с требованиями Положения о начальной военной подготовке молодежи, приказов (директив) и указаний соответствующих органов Министерства обороны, народного и профессионально-технического образования.
Программа начальной военной подготовки молодежи предусматривает изучение студентами: Конституции РК, решение Правительства о защите Отечества; назначения Вооруженных Сил РК, их характера и особенностей; знакомство с вооружением и военной техникой, размещением и жизнью личного состава воинской части; приобретение студентами необходимых военных знаний и практических навыков в объеме подготовки молодого солдата, освоение основ ГО.
Начальная военная подготовка в тесной связи со всем учебно-воспитательным процессом призвана формировать у студентов высокую сознательность, преданность Родине, интернационализм, бдительность, прививать ненависть к врагам, постоянную готовность встать в ряды защитников Родины.
Особое место при изучении всех разделов и тем Программы отводится выработке у студентов высокой дисциплинированности, организованности и строевой подтянутости.
Начальная военная подготовка в средних общеобразовательных школах, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях включает изучение таких разделов, как:
Вооруженные силы на страже Родины;
Тактическая подготовка;
Огневая подготовка;
Уставы Вооруженных Сил РК;
Строевая подготовка;
Военная подготовка; гражданская оборона; медико-санитарная подготовка, а также проведение контрольных занятий.
Более 70% учебного времени отведено на практические занятия. В начале изучения курса проводится ознакомление студентов с размещением и жизнью личного состава, с вооружением и военной техникой воинской части (военно-учебного заведения). На завершающем этапе предусмотрено проведение учебно-полевых сборов, стрельб из автоматов боевыми патронами или из малокалиберного оружия.
Планирование начального военного обучения студентов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСО о начальной военной подготовке молодежи, приказов (директив) и указаний соответствующих органов Министерства обороны, Министерства образования и науки, МЧС, Министерства здравоохранения РК.
В учебном заведении разрабатывается календарно-тематический (понедельный план) прохождения начальной военной подготовки на весь учебный год, который составляется отдельно для 1 курса (младших курсов) и для 2 курса (старших курсов) из расчета один час (два одночасовых урока) в неделю с каждой группой. По отдельным темам тактической подготовки и гражданской обороны занятия могут планироваться в течение 2-3 уроков. Занятиям по тактической подготовке должно предшествовать изучение соответствующих тем по огневой подготовке, военной топографии, гражданской обороне.
На основе понедельного плана военрук для каждого урока составляется план-конспект. В нем отражается тема, учебные и воспитательные цели, раскрываются учебные вопросы, распределение учебного времени, связь изучаемых вопросов начальной военной подготовки с общеобразовательными предметами, материально-техническое обеспечение и ход занятий (урока), а также излагается краткое или более полное (в зависимости от личной подготовки военрука) содержание изучаемых вопросов. В обще годовом плане учебно-воспитательной работы учебного заведения в разделе “Начальное военное обучение и военно-патриотическое воспитание” военный руководитель совместно с организатором внеклассной и внешкольной работы (заместителем директора по учебно-воспитательной работе) и преподавателем физического воспитания предусматривают мероприятия по внеурочной и вне колледжной работе. Определяют количество и профили военных кружков, планируют показ военно-учебных, военно-патриотических и документальных кинофильмов, посещение музеев, проведение походов по местам боевой славы и другие мероприятия.
Кроме этого определяют время, место и порядок проведения стрельб из автомата боевыми патронами, посещение учащимися воинских частей и военно - учебных заведений, а также проведение полевых занятий.
В целях более организованного проведения занятий и привития учащимся практических навыков в выполнении требований уставов каждый класс именуется взводом и делится на три (четыре) отделения. Из числа активных, хорошо успевающих и физически развитых юношей приказом директора колледжа назначаются командиры взводов и отделений. В отделениях, состоящих из девушек, командирами назначаются девушки. Проект приказа о назначении командиров взводов и отделений разрабатывается военным руководителем и согласовывается с кураторами групп. На занятии по начальной военной подготовке студенты обязаны прибывать в установленной директором колледжа форме одежды.
На занятиях в классе, в строю студенты должны знать свое места, быть всегда внимательными к распоряжениям и указаниям преподавателя, к командам и сигналам командира, быстро и точно их выполнять.
Классный час: «Я гражданин Казахстана»
Цель:
Воспитание Казахстанского патриотизма у студентов: любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, приумножение достижений Родины в сфере внутренней жизни и на международной арене, изучение казахского языка, как государственного, уважение прав народов Казахстана, знание родного языка, знание, уважение, соблюдение национальных традиций и обычаев народов Казахстана, сохранение межнационального единства и согласия народов Казахстана, воспитание толерантности.
Задачи:
1. Обобщение знаний об основных исторических предпосылках создания Основного Закона страны
2. Помощь студентам в уяснении значения государственных символов Республики Казахстан, являющихся символами независимости, источником вдохновения и гордости.
З. Закрепление сформированных знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан.
4. Формирование представления о структуре Основного Закона Республики Казахстан.
5. Формирование умения использования знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан в ходе бесед и игр.
6. Воспитание студентов:
6.1. Интеллектуальное:
-развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей каждой личности;
6.2. Нравственное:
-формирование требовательности к себе, проявление к другим чуткости, отзывчивости и уважения к чужому мнению, установление добрых отношений, сотрудничества и взаимопомощи;
-воспитание студентов в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры всех народов, проживающих в Казахстане;
-формирование навыков установления взаимоотношений с окружающими людьми на основе принципов гуманизма, соблюдая нравственные принципы (честь, совесть, ответственность).
6.3. Патриотическое:
-воспитание любви к Родине;
-воспитание законопослушности и уважения к Основному Закону.
Ожидаемый результат занятия:
По окончанию занятия студенты смогут:
- рассказать об основных исторических предпосылках создания Основного Закона страны;
- назвать государственные символы Республики Казахстан, являющиеся символами независимости, источником вдохновения и гордости;
- перечислить основные права и обязанности граждан Республики Казахстан.
- назвать разделы Основного Закона Республики Казахстан;
- проанализировать различные ситуации, связанные с правами и обязанностями граждан Республики Казахстан;
Оборудование:
Конституция Республики Казахстан, 1995г., плакаты с государственными символами республики Казахстан, физическая карта Казахстана.
Для игры «Ассоциации » 3-4 альбомных листа, ручки.
Для игры «Память»: карточки с названиями основных разделов Конституции; Конституция- 3 штуки; Грамоты «Знатоку»; призы.
Тип урока:
Комбинированный ход урока.
Организационный момент.
1.Звучит музыка, студенты рассаживаются по местам.
2.Вступительное слово мастера производственного обучения.
Среди множества законов есть один, значение которого трудно переоценить. Часто его так и называют - ОСНОВНОЙ ЗАКОН, это - КОНСТИТУЦИЯ.
Казахстаном пройден непростой путь к нынешнему конституциональному согласию, достигнутому и засвидетельствованному на республиканском референдуме (всеобщем голосовании) 30 августа 1995 года.
Обретенная Независимость со всей остротой поставила во главу угла вопросы государственного строительства. Объявив о своем суверенитете 25 октября 1990 года, Казахстан продолжал оставаться Советской республикой до 13 января 1992 года, пока не был принят Закон «О приостановлении действия отдельных норм Конституции (Основного Закона) Казахской ССР в переходный период». Но лишь в январе 1993 года с принятием Конституции был положен конец советской государственности Казахстана. Переход к президентской форме правления потребовал создание нового Закона, так как Конституция Республики Казахстан 1993 года не решила эту проблему, обойдя многие принципиальные вопросы взаимоотношений Президента и парламента, парламента и правительства. И лишь с принятием Конституции Республики Казахстан 1995 года президентская форма правления была введена в полном объеме.
В Послании народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев остановился на тех наиболее значимых результатах, которые казахстанцы действительно достигли благодаря Конституции 1995 года.
Если попытаться наиболее ёмко обобщить их, то можно сказать, что Конституция дала стабильность, устойчивость и уверенность.
3. Игра «Ассоциации»:
Мастер п/о: Давайте обобщим ваши представления связанные со словом «Конституция».
(студенты разделены на 3-4 группы, им раздали альбомные листы и ручки. В жюри выбираются гости -3 чел.)
Студенты предлагается в течение 3 минут написать ассоциации со словом «Конституция» и затем спикер каждой группы защищает работу.
Жюри по итогам защиты вручает грамоты.
4. Игра « Расположи верно »:
Мастер п/о: Настоящий гражданин должен отличаться правовой грамотностью. Сейчас мы познакомимся с основными разделами Конституции и узнаем, сколько статей в нашем Основном Законе.
Студенты работают в группах (по рядам). Им раздаются карточки с названиями основных разделов Основного Закона (на одной карточке - название одного раздела). Каждая группа должна иметь на парте Конституцию.
Задание: Надо расположить карточки в правильном порядке, ориентируясь по названиям разделов в Конституции. Побеждает команда, выполнившая работу правильно и быстрее остальных.
Жюри подводит итоги.
Разделы Основного Закона Республики Казахстан І. Общие положения. 2.Человек и гражданин. 3. Президент. 4. Парламент. 5. Правительство. 6. Конституционный Совет. 7. Суды и правосудие. 8. Местное государственное управление и самоуправление. 9. 3аключительные и переходные положение. 10. Всего 98 статей.
5. «Государственные символы»:
Республика Казахстан имеет государственные символы - Флаг, Герб, и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом
Какие вы знаете государственные символы?
6. «Права человека и гражданина»:
Мастер п/о: Конституция Республики Казахстан 1995 года явила собой новый шаг в развитии страны как демократического правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Одно из центральных мест в Конституции Республики Казахстан занимают основные права и свободы человека и гражданина.
7. «Мозговой штурм»:
Как вы думаете, понятия «человек» и «гражданин» различаются? (студенты высказываются)
Делаем вывод, что человек - биологическое понятие, а гражданин-сын своей страны, ведь еще Н.А.Некрасов писал:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын...
Ни одна конституция в мире не закрепляет так широко и полно права и свободы человека и гражданина, как в нашей стране. Важно и то, что в Конституции РК в полном объеме зафиксированы положения из Всеобщей декларации прав человека и других международных правовых документов. В этом проявляется не только уважение нашего государства к общепризнанным нормам международного права, но и повышенная ответственность за их неукоснительное выполнение.
8. «Мозговой штурм»:
Прошу высказаться, что такое «права», как вы определяете понятие «права человека»? (студенты высказываются)
Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства.
В Конституции Республики Казахстан записаны следующие права и обязанности человека и гражданина:
(мастер п/о может зачитать все ниже перечисленные права или выбрать некоторые, в зависимости от уровня подготовленности студентов группы и возрастных особенностей студентов)
-на жизнь;
-на равенство;
-на защиту;
-на личную свободу;
-на неприкосновенность достоинства;
-на неприкосновенность частной жизни
-на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
-на свободу передвижения;
-на свободу совести:
-на свободу слова и творчества;
-на свободу объединений;
-на свободу труда;
-на неприкосновенность жилища;
-на охрану здоровья;
-на владение частной собственностью;
-на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей)
-на минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;
-на бесплатное среднее образование;
-на мирные собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; -на участие в управлении делами государства;
-избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме;
-равное право на доступ к государственной службе;
9. Игра «Верно ли, что...»:
Мастер п/о зачитывает утверждения, а учащиеся выражают свое согласие или несогласие разными способами: поднимают руки, встают с места, переходят из угла «Верно» в угол «Неверно», хлопают в ладоши 1 раз и т.п.
Мастер п/о просит высказаться 1-2 студентов по каждому утверждению.
ВЕРНО ЛИ, ЧТО:
1. Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?
2. Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
3. Права должны соблюдать только взрослые?
4. Права - это сама жизнь
5. Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.
6. Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав, (неверные ответы -№№ 3, 5)
10. «Обязанности человека и гражданина»:
У каждого человека и гражданина есть определенные обязанности, которые можно условно разделить на моральные и правовые. Есть много моральных обязанностей, которым вас учат с детства, например: здороваться, уступать место старшим, не перебивать ... Продолжите. За невыполнение этих обязанностей Вас накажут морально - поговорят по душам, лишат каких-то удовольствий и т.д.
Но те обязанности, за неисполнение которых государство может привлечь человека к ответственности - это правовые обязанности, они записаны в Конституции Казахстана и подзаконных актах.
В статьях №№34-38 нашего Основного Закона записаны основные обязанности граждан Республики Казахстан.
Каждый обязан:
- соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;
- уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц; -уважать государственные символы Республики; (мы об этом говорили ранее) -защищать Республику Казахстан (воинская служба);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
- сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
- на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей);
- совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
11. Игра «Ситуация»:
1 вариант:
Давайте вспомним знакомые с детства сказки и попробуем разобрать ситуации с точки зрения соблюдения прав главных героев.
А) Можно дать задание по группам, а можно обсудить всем классом. Предлагаю разобрать сказку «Колобок» и ответить на вопросы:
1. Главный герой-пострадавший от нарушения прав или правонарушитель?
2. Какие права были нарушены? (студенты забывают, что бабка и дед сами покушались на жизнь колобка)
Б)
Сказка «Емеля»:
Здесь студенты забывают, что Емеля сам подавил много народа и является как пострадавшим, так и правонарушителем.
В)
Сказка «О царе Султане»:
Надо подсказать студентам, что вначале сказки царь подслушивал, что является вмешательством в личную жизнь и т.д.
(Можно взять любые сказки на усмотрение мастера п/о).
2 вариант:
1. Одногрупник ежедневно посылает тебя в буфет купить ему пирожок. Нарушаются ли при этом чьи - либо права? Разбери ситуацию.
2. Письмо, адресованное тебе, было прочитано твоим другом (мамой, папой, учителем) без твоего разрешения. Является ли это нарушением права на тайну личной жизни?
3. В автобусе ты не купил билет. Является ли это правонарушением или это моральный проступок? (ответ - является, т.к. есть штраф за бесплатный проезд).
4. Твоя подруга высказалась нелестно о твоих умственных способностях в присутствии одногрупников (любых лиц). Нарушены ли при этом твои права?
(ответ - да. Возможно возмещение в виде извинения в присутствии тех же лиц. Либо надо обращаться в суд по защите чести и достоинства.)
12. 3аключение:
- составить синквейн «ГРАЖДАНИН».
Классный час: "Мы граждане Казахстана"
Цели:
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана; закрепление знаний по истории Казахстана; развитие речи учащихся и обогащение словарного запаса, воспитание толерантности.
Задачи:
Интеллектуальное:
- развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей каждой личности;
Нравственное:
- формирование требовательности к себе, уважения к чужому мнению, сотрудничества и взаимопомощи;
- воспитание учащихся в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры всех народов, проживающих в Казахстане.
Патриотическое:
- воспитание любви к Родине.
Оборудование:
Конституция Республики Казахстан, плакат с государственными символами республики Казахстан, шары, торжественная музыка, презентация.
Ход классного часа:
Ради детей, ради степей,
Ради родной земли своей,
Живя в достатке, мире, братстве,
Преумножай свои богатства!
Н. Назарбаев
1. Вступительное слово.
Здравствуйте! Саләметсіздерме! Уважаемые гости, ребята.
Мы дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы
За мир, за свободу, за счастье борцы.
Мастер п/о:
16 декабря1991 года была образована независимая Республика Казахстан. В этот день Верховный Совет принял Закон «О независимости Республики Казахстан».
Ведущий 1. Назарбаев Нурсултан Абишевич родился 6 июля 1940 года в селе Чемолган Каскеленского района Алматинской области. В 1960 году окончил Днепродзержинское техническое училище. В 1967 году получил квалификацию инженера-металлурга, закончив Высшее техническое учебное заведение при Карагандинском металлургическом комбинате.
Ведущий 2.
Наш Президент – единственный гражданин Казахстана, которого знает весь мир. А всего нашей стране проживает около 17 млн. человек! По численности населения мы занимаем 50-ое место в мире. Это достаточно солидное положение в мировом содружестве государств.
Ведущий 3.
На суше протяжённость границ Казахстана составляет 15 тысяч километров. Граничит с Россией, Китаем, Узбекистаном, Киргизией. Протяжённость водных границ (по Каспийскому морю) равна 1, 5 тысячам километров.
Ведущий 4.
Среди 2000 наций и народностей мира казахи по общей численности занимают 70-е место, насчитывая более 11 миллионов человек. Кроме того, в Казахстане проживают представители почти 100 национальностей.
Ведущий 1.
Как каждое независимое государство, наша страна имеет свои символы независимости.
Ведущий 2.
В статье 9-ой провозглашается: «Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом».
Музыкальное сопровождение. Исполнение гимна.
Ведущий 3.
В новой государственной символике сочетаются высшие человеческие ценности. Сине-голубой цвет флага – это идея единения. И напоминание о безоблачном мирном небе, олицетворение спокойствия и благополучия. Синий цвет и его оттенки соответствуют честности, верности, надёжности. Золотое солнце, купающееся в своих лучах – покой и богатство, а степной орёл – Щедрость и зоркость, высота помыслов казахстанцев.
2. «Права человека и гражданина».
Мастер п/о:
Конституция Республики Казахстан 1995 года явила собой новый шаг в развитии страны как демократического правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Одно из центральных мест в Конституции Республики Казахстан занимают основные права и свободы человека и гражданина.
2. «Мозговой штурм».
Стихотворение Р. Сефа «Кто по улице идет?»
Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он,
В яслях он –
Родитель,
В кинотеатре –
Зритель.
А пришел на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда, везде и всюду
Гражданин
Своей страны.
Как вы думаете, понятия «человек» и «гражданин» различаются?
(студенты высказываются).
Гражданин – это «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. (С.И. Ожегов.)
- В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правилами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.
Вывод, что человек - биологическое понятие, а гражданин- сын своей страны.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын…
Некрасов.
Ни одна конституция в мире не закрепляет так широко и полно права и свободы человека и гражданина, как в нашей стране.
3. Игра «Верно ли, что…».
Мастер п/о зачитывает утверждения, а студенты выражают свое согласие или несогласие разными способами: «Верно» хлопают в ладоши 1 раз, «Неверно» - не хлопают.
ВЕРНО ЛИ, ЧТО:
1. Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?
2. Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
3. Права должны соблюдать только взрослые?
4. Права - это сама жизнь
5. Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.
6. Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.
(неверные ответы –№№ 3, 5)
«Обязанности человека и гражданина».
У каждого человека и гражданина есть определенные обязанности, которые можно условно разделить на моральные и правовые. Есть много моральных обязанностей, которым вас учат с детства, например: здороваться, уступать место старшим, не перебивать … Продолжите.
За невыполнение этих обязанностей Вас накажут морально - поговорят по душам, лишат каких-то удовольствий и т.д.
Но те обязанности, за неисполнение которых государство может привлечь человека к ответственности - это правовые обязанности, они записаны в Конституции Казахстана в статьях №34- 38..
4. Игра «Ситуация».
Давайте вспомним, знакомые с детства сказки и попробуем разобрать ситуации с точки зрения соблюдения прав главных героев.
(задания по группам):
1 группа:
Предлагаю разобрать сказку «Колобок» и ответить на вопросы:
1.Главный герой-пострадавший от нарушения прав или правонарушитель?
2.Какие права были нарушены?
(дети забывают, что бабка и дед сами покушались на жизнь колобка)
2 группа Сказка «Емеля»
Здесь дети забывают, что Емеля сам подавил много народа и является как пострадавшим, так и правонарушителем.
3 группа: Сказка «О царе Султане»
Надо подсказать детям, что вначале сказки царь подслушивал, что является вмешательством в личную жизнь и т.д.
4 группа: Одноклассник ежедневно посылает тебя в буфет купить ему пирожок. Нарушаются ли при этом чьи – либо права? Разбери ситуацию.
5 группа: Письмо, адресованное тебе, было прочитано твоим другом (мамой, папой, учителем) без твоего разрешения. Является ли это нарушением права на тайну личной жизни?
Мастер п/о продолжает. С рождением нового государства, суверенного Казахстана, наш народ обрёл новые праздники. Давайте, перечислим их. Правильно, День Конституции, День Независимости, День языков, День Республики.
День Республики – это своеобразный день рождения нашего государства. В такое время принято вспоминать события, связанные с виновником торжества, с его рождением, ростом, возмужанием. Предлагаю вспомнить сегодня основные вехи на славном пути нашей родины. Студенты рассказывают о борьбе казахского народа за независимость с джунгарами, о присоединении Казахстана к России, о развитии промышленности и сельского хозяйства в республике, строительстве космодрома Байконур и т.д.
В грядущее мы отправляемся смело.
И пусть нас уносит мечта в высоту.
Мечта в наше время становится делом,
Дело рождает мечту.
Сегодня Казахстан современное государство со всеми современными атрибутами Национальным Банком. Валютным и Алмазным Фондом, Золотым запасом, независимой налоговой кредитной валютной системой.
Ведущий 1.
Наверное, прав тот мыслитель, кто сказал однажды: “Жизнь, не те дни, что прошли, а что запомнились и нам есть, что вспомнить. Нужно только на мгновенье остановиться и оглянуться назад, какое огромное множество событий радостных и печальных, тревожных и вселяющих надежду остались позади, вместившись в крохотный промежуток времени длиною 20 лет. Именно столько и исполняется независимому Казахстану 16 декабря этого года”.
Народная мудрость гласит: Все земли хороши, а своя земля лучше всех.
5. Викторина:
Знаете ли вы свой край, культуру, язык, традиции и обычаи.
С какими странами граничит Казахстан? (Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан,
Туркменистан).
• Какие горы на территории Казахстана самые высокие? (Тянь – шань).
• В каком озере вода наполовину солёная, наполовину пресная? (озеро Балхаш).
• Сколько раз можно встретить Новый год на территории Казахстана? (1 января, 22 марта,
а ещё 14 января – по старому стилю и 12 февраля – по восточному календарю).
• Назовите все известные столицы Казахстана. (Верный, Кызыл – Орда, Алма-Ата,
Астана) (муз сопровождение, песня об Астане).
• Когда Казахстан приобрёл независимость? (16 декабря 1991 года).
• Какой объект в 1961 году прославил Казахстан на весь мир? (Байконур).
• Кому из поэтов принадлежат эти строки?
Не для забавы я слагаю стих,
Не выдумками наполняю стих
Для чутких слухом, сердцем и душой,
Для молодых я свой рождаю стих
Кто сердцем прозорлив и чуток,
Тот поймет, что в каждом я влагаю стих.
Абай
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности. Говорят: гость в двери счастье – в доме. Откуда идут истоки знаменитого казахского гостеприимства?
Рассказывают, что дивным – давно, когда было еще совсем мало людей на свете – жил старец, который приручил диких лошадей, коров, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него 3 сына. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал:
Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство. Удивившись, сыновья, не ослышались ли мы, родитель наш, а верно ли мы поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части. Кому ты оставляешь четвертую часть? Отец ответил: Четвертую часть скота я оставляю гостю. Пусть каждый, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в наше жилище, найдут у вас приют, ласку и обильное угощение. Миновали века, и многое изменилось с тех пор. Но во все времена, годы и дни крепок степной обычай гостеприимства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство.
Вот что сказал по этому поводу мудрый казахский деятель 18 века Казыбек-би.
Стихотворение “Мы - народ”:
Мы, казахи, табунами богатый народ,
Ни с кем не воюющий, мирный народ.
Чтобы счастье с удачей народ наш познал,
Чтобы враг на границы не посягал,
Наготове мы копья держим свои,
Никакому врагу не покорялись мы,
Свободой одной наши души полны.
Дружбой великой велик мой народ,
И хлебом, и солью, благородный народ.
На наших праздниках гости не просто смотрят, но и сами становятся активными участниками празднества. Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись- ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!
О, Казахстан, страна моя,
Совсем иным ты стал при нас,
Что ты когда-то жил страдая,
Нам трудно верится сейчас.
Наша страна прошла нелегкий путь, стремясь к Независимости, испытала сложные этапы становления. На этом тернистом пути побед и поражений происходили многочисленные исторические события. (Демонстрация портретов известных исторических личностей — хана Абулхаира, Абылай хана, Кенесары Касымова и др.)
Какие события связаны с этими датами?
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов — навеки жива,
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на нивах и сила в расцвете.
6. Игра «Составь пословицу».
Одна у человека мать —…(одна и Родина)
Тот герой…(кто за Родину горой)
Для Родины своей…(сил не жалей)
Не будь сыном отца…(а будь сыном народа).
Мастер п/о: А теперь помечтаем...
Вернемся мысленно 135 лет назад в наш город. Я буду рассказывать, а вы закрывайте глаза и мысленно представляйте себе все, что я расскажу.
Итак, мы попали в 90 года 19 века. Грязно, пыльно, неуютно. На плоской как стол пыльной степи, на берегу полу пересыхающего Тобола, без единого кустика и деревца стоит Кустанай. название улицам первоначально давали по названию губерний, из которых приехали переселенцы: Оренбургская, Самарская ... Самыми большими были центральные улицы: Соборная, Большая, Пушкина. В центре большая площадь. И улицы, и площадь обстроены землянками, домишками, домами в четыре, в пять окон. В землянках и мазанках живут мужики. В сколоченных на живую нитку домишках разместились кабаки, постоялые дворы. В центре города два-три каменных дома, подобных крепости. «И страшный же этот город Кустанай. Целые недели по степи носятся бураны и затемняют солнце пылью».
Наш город давным - давно…
Начало 20 века - это уже бойкий торговый поселок. В центре каменные одно и двухэтажные здания. Никольский собор (1898) самая крупная постройка. К собору примыкает торговая площадь. Одна из главных проблем - обеспечение города качественной водой: анализы показали непригодность для потребления речной воды. Не имеет город и канализации, медленно развивалось уличное освещение.
1914 год осенью - устанавливается дизельный двигатель для освещения
1915 год весна - столбы для освещения.
Общественного транспорта нет, жителей обслуживают извозчики до 1959 года.
1895 год открыто телеграфное сообщение между Троицком и Кустанаем.
1895 год - построен первый каменный колодец с резервуаром - накопителем на
случай пожара, а также для полива общественного сада.
1914 год - закончена железная дорога и проложен водопровод. Им многочисленные
мельницы: ветряные, водяные, конные, паровые. Писатель Дедлов писал: «Выйдешь
к Тоболу - там голая степь... и несметное полчище ветряных мельниц»
И последнее.
Обратите внимание, каким стал наш город за последние несколько лет. Красивым, ухоженным. Ничего, что это только в центре. Даже такой красивый центр можно превратить в свалку, если не заботиться о чистоте и порядке. Поэтому, где бы вы не жили - в центре или на окраине - не превращайте город в свалку. Даже фантик от конфеты донесите до урны. Если каждый бросит фантик - будет куча мусора. Позаботьтесь о городе. Вам здесь жить.
Наша страна вошла в XXI век и третье тысячелетие в качестве безъядерной державы. Республика Казахстан – независимое суверенное государство первым в мире закрыло один из самых мощных полигонов планеты – Семипалатинский ядерный полигон, унесший много человеческих жизней и людских судеб.
Мой Казахстан !
Твои просторы, степи и поля
Навеки в моем сердце и сознании
Заслуживает уважения земля
Преодолевшая испытания различные.
Все задрожало. Небо потемнело
Над областью Семея грянул взрыв!
Не видывала ты еще такого,
Ты не испытывала столь большой подрыв.
Не знали радиации ни степи,
Ни горы, ни пустыни, ни леса.
Но кто нам подарил проблему эту ?
Конечно род людской, а не святые небеса.
29 августа 1991 года вышел исторический Указ Президента Казахстана Н.А. Назарбаева № 409 “О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона”, объединивший волю народа и здравый смысл политиков.
За 40 лет испытаний ядерного оружия Семипалатинский ядерный полигон стал местом ядерной катастрофы. Ее масштабы, последствия до сих пор остаются неизвестными.
Семипалатинский ядерный комплекс не имел в мировой практике аналогов.
На полигоне в течении 14 лет производились наземные и воздушные… А затем еще 25 лет подземные испытания. Суммарная мощность открытых и подземных ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне примерно в 1000 раз выше Хиросимской бомбы.
Семипалатинский степной край стал главной кузницей, где создавался ядерный щит. Хлебосолен казахский народ, рада гостям Земля наша. Но разве знала она, что “ прославится “ своим грозным на весь мир ядерным испытательным полигоном? Вскоре после войны с 1949 по 1989 гг. на Семипалатинской земле стали испытывать грозное оружие – ядерное оружие. Именно оно способно убивать. Человек – часть природы, он спокоен, пока не знает, что у него развивается какой – недуг. Встревожен, когда узнает об этом. Нечто подобное произошло с жителями Семипалатинского региона. Ведь практически все люди с любопытством наблюдали за медленно поднимающимся громадным грибовидным облаком и за вторым ярким солнцем на небе, как за новым чудом света. Ежемесячные многократные качания Земли, на которой жили семипалатинцы стали привычным явлением. Тем временем “ феномен Семипалатинского дьявола “ уносил тысячи жизней степняков. Люди гибли от рака, белокровия, анемии, катаракты.
Люди гибли от аллергии, туберкулеза, нервно – психических заболеваний. Люди гибли от кожных, сердечно – сосудистых заболеваний. У многих были врожденные уродства, олигофрения.
До сих пор звучит” эхо “полигона.
Страшные цифры говорят сами за себя. 30 – 35 % от общего числа населения ВКО являются облучившихся. Средняя продолжительность жизни в регионе сократилась на 3 – 4 года. Последствия ядерных испытаний на потомках облученных лиц выразилась следующим образом: злокачественные опухоли выросли в 5 раз; болезни нервной системы отмечены до 4 раз. Отмечены врожденные пороки развития, среди которых – синдром Дауна, расщелины губы и неба. Несмотря на большую имеющуюся информацию по состоянию здоровья населения по Семипалатинскому региону многие вопросы медицинского характера нуждаются в тщательном и глубоком изучении.
В мае 1995 года – вывод с территории Казахстана последнего ядерного заряда, подготовленного к испытанию на Семипалатинском полигоне.
Суверенный Казахстан сказал “ нет “ ядерным испытаниям… И люди с воодушевлением это приветствовали. На сегодняшний день Семипалатинский ядерный полигон преобразовался в научный исследовательский центр, который работает в мирных целях.
2011 год был объявлен Годом независимости и прошел под девизом « 20 лет мира и созидания».
«Давайте, дети, учиться!»
Дитя, когда учиться станешь ты,
То знание средь полной темноты
Светлее ламп осветит путь тебе,
И станут явью все твои мечты.
Давайте же, дети, учиться начнем
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетем!
(И.Алтынсарин)
Пожелания детей Казахстану
- Много хороших слов было сказано о нашей Родине. А что бы вы хотели пожелать нашему Казахстану?
Дети высказывают свои пожелания.
О, Казахстан, моя родная мать!
Желаю я тебе во всех делах сильнее процветать!
Пусть небо будет вечно чистым над тобой!
Цвети, мой Казахстан, моя земля,
О, Родина моя, будь счастлива всегда!
На этом заканчивается наш классный час, посвящённый Дню Независимости Казахстана. Невозможно в пределах одного академического часа охватить панораму прошлого, настоящего и будущего Казахстана. У нас ещё будет возможность неоднократно прикоснуться к живым истокам родной земли.
Историческая викторина: "Казахстан – моя Родина!"
Цель: способствовать формированию патриотического воспитания.
Развивающая: способствовать развитию навыков мышления, памяти, сопоставления фактов, находчивости.
Воспитательная: укрепить дружбу и взаимопомощь ребят на основе общего дела и сопереживания за свою команду. Повысить у учащихся интерес к истории.
Организационный момент
Добрый день, дорогие студенты, уважаемые члены жюри! Сегодня мы собрались в этом зале, в преддверии знаменательного праздника нашей с Вами Родины – День Независимости РК!
Смотрю на небо голубое,
там высоко парит орел,
восходит солнце золотое
над птицей, будто ореол.
До боли мне знакомо это
Видение сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить сбоку
Национальный наш узор.
Герб и флаг наш гордый
Народу государством дан!
Пусть всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!
Звучит Гимн РК.
Как прекрасно слышать звучание гимна своей страны! Ощущаешь необычайное чувство гордости, радости за свою Родину! Нам повезло с вами, что мы живем в суверенном Независимом Казахстане! А всегда ли Казахстан был Независимым? Нет, он прошел длинный сложный путь, прежде чем достичь Независимости. Я предлагаю вам посмотреть следующее видео. Что вы увидели в видео-материале? Таким образом, Независимостью нашей страны мы с вами обязаны ни одному поколению людей боровшихся за ее достижение. В том числе и участникам декабрьских событий 1986 года в городе Алматы, признанного колыбелью Независимости Республики Казахстан.
И так, сегодня на занятии мы с вами рассмотрим, что же представляет собой на сегодняшний день наша с вами Родина. Ознакомимся с основными составляющими Независимого Казахстана. Сделаем мы это при помощи нетрадиционного занятия в форме исторической викторины «Казахстан – моя Родина!»
В сегодняшней исторической викторине у нас примут участие три команды:
1 команда: «Желтоксан»
2 команда: «Астана»
3 команда: «Байтерек»
Командам предстоит пройти следующие конкурсы:
«Лучший кластер»
Ответить на вопросы кроссворда
«Портрет города»
Вопрос за…
За каждое выполненное задание команда будет получать монеты – тенге стоимостью от 20 до 100 тенге. Дело в том, что одним из элементов Независимости является национальная валюта.
И так приступим к конкурсной программе:
Составление Кластера
«Казахстан на карте мира»
«Астана - сердце Казахстана»
«Назарбаев – лидер нации»
Тексты для составления кластера:
«Казахстан – на карте мира»
1) РК суверенное государство
2) расположенное в середине материка Евразия.
3) Наша страна по площади территории занимает 9 место.
4) Казахстан занимает площадь в 2,7 млн. км2.
5) Государственная граница нашей страны протягивается на 15 тыс. км.
6) граничит с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном.
7) Экономико-географически делится на Центральный, Западный, Восточный, Северный и Южный регионы.
8) В административно-территориальном отношении делится на 14 областей и 2 города республиканского значения.
9) Столица Казахстана - город Астана (ранее Акмола).
10) Численность населения Казахстана на 2013 год более 16 млн. чел.
11) Здесь проживают представители более 130 национальностей и народностей.
О КАЗАХСТАНЕ СЕГОДНЯ ЗНАЮТ ВО ВСЕМ МИРЕ.
«Астана – сердце Казахстана»
Столица Республики Казахстан Астана с 10 декабря 1997 года.
с каз. астана — «столица»
3) Население города 780 880 человек[1].
4) Площадь территории города — 710 км².
5) Город, рожден на берегу реки Ишим.
6) В разные годы он назывался по разному: Акмолинск, Целиноград, Астана.
7) Астана – самая молодая столица в мире, которая сегодня является административным, политическим и культурным центром Республики Казахстан.
8) Ее символом является комплекс «Астана - Байтерек».
9) расположена ближе к северу в сердце Казахстана
10) АСТАНА – СЕРДЦЕ КАЗАХСТАНА
«Н.А.Назарбаев – лидер нации»
1) Нурсулта́н Аби́шевич Назарба́ев род. 6 июля 1940, с. Чемолган, Каскеленский район, Алма-Атинская область)
2) первый и единственный президент Казахской ССР (с 24 апреля1990 года).
3) Первый президент Республики Казахстан с 10 декабря 1991 года.
4) Носитель титула «Лидер Нации» (каз. Елбасы).
5) успехи и достижения Казахстана тесно переплетены с именем Первого Президента
5) С именем Президента страны казахстанцы связывают повышение качества и стандартов жизни народа Казахстана,
6) ВХОЖДНИЕ в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира
7) Любимые занятия спорт, музыка и чтение
8) Он является автором книг: «Казахстанский путь», «На пороге XXI века», «В потоке истории» и др.
9) 1 декабря с 2012 года признан днем первого президента РК.
«Государственные символы РК» (кроссворд)
Перед тем как начать наш следующий конкурс хотелось бы рассказать вам легенду
Легенда.
Давным-давно это было. Поссорились как-то два государя. Как им различить своих граждан? Один государь разозлился и велел сшить своим подданным красные колпаки на голову. Другой государь увидел это и велел своим подданным сшить голубые колпаки с кисточками.
И пошла тут такая морока! То колпак потерялся, то дома его забудут. А стража домой граждан без колпаков хватает и ведет в свое царство-государство. Сами государи запутались. Никак не могут сосчитать сколько же у кого граждан?
Вот однажды пришел к ним мудрец и сказал: «Что вы мучаетесь? Каждому из вас надо придумать свою песню, которую будут петь все люди государства, нарисовать знак государства и сделать полотнище из материала». Послушались его государи, так и сделали.
Так появились флаг, герб, гимн. Флаг – полотнище с эмблемой, прикрепленной к древку. Герб – отличительный знак, символ государства. Гимн – главная песня.
«Города Казахстана»
Команда №1
Этому городу 1500 лет;
Паломники говорят: три поездки в этот город равняются малому хаджу в Мекку;
В этом городе расположен Мавзолей Ахмеда Яссави
Ответ: «Туркестан»
Команда №2
Город основан в 1824 году, как военное укрепление русско-казахскими войсками
В 1999 году по решению ЮНЕСКО, получил звание «Город Мира».
Столица Республика Казахстан с 1998 года
Ответ: Астана
Команда №3
В самом центре города расположен парк 28 панфиловцев;
Самый большой город Казахстана;
Этому городу был присвоен статус города республиканского значение и южной столицы республики, крупнейшего финансового, научного и культурного центра
Ответ: Алматы
Команда №1
Ещё в XIX веке на месте города не было ничего. Существует легенда, что на месте этого города в 1833 году мальчик-пастух Аппак Байжанов нашёл уголь.
Среди жителей распространено объяснение, что название города переводится как «чёрная (густая) кровь», «место, где имеется густая, запёкшаяся кровь. Пласты каменного угля, добываемого здесь, казались населению ничем иным, как запёкшейся кровью
Столица - Центрального Казахстана.
Ответ: Караганда
Команда №2
Город основан русскими и украинскими переселенцами в 1879 году как торговый пункт
Город расположен на берегу реки Тобол
Один из крупнейших производителей продовольственной пшеницы
Ответ: Костанай
Команда №3
Город расположен при впадении в реку Иртыш реки Ульба. Основан в 1720 году;
центр золотодобывающей промышленности в казахстанской части Алтая;
административный центр Восточно-Казахстанской области (с 1932 года)
Ответ: Усть-Каменогорск
«Вопрос за…»
Достопримечательности:
За 20
Первый и крупнейший в мире космодром, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области между городом Казалинск и посёлком Джусалы. Именно с этого космодрома был совершен первый полет человека в Космос - БАЙКОНУР
За 50
Проект данного монумента был разработан по инициативе президента РК Нурсултана Назарбаева, автор проекта — Акмурза Рустембеков. Высота сооружения составляет 97 метров. Выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни - БАЙТЕРЕК
За 100
Памятник на центральной площади (Площадь Республики) Алма-Аты, основным мотивом которого является изображение Золотого человека. Наряду с Байтереком является символом современного Казахстана. Автор — Ш-А.Валиханов – МОНУМЕНТ НЕЗАВИСИМОСТИ
За 100
Даты:
ЗА 20
Когда Н.А.Назарбаев объявил о Независимости РК -16 декабря 1991 года
3А 50
День рождения государственных символов РК ( герб и флаг)
4 июня 1992 года
ЗА 100
Когда появилась валюта РК – тенге?
Исторические личности:
За 20
Основатели Казахского ханства – Керей и Жанибек»
За 50 «Собиратель казахских земель». В период его правления население Казахского ханства составило 1 млн.человек
За 100
Казахский хан. В период джунгарского нашествия объединил силы трех казахских жузов для борьбы против завоевателей. Единственный хан, которого при жизни возвели к лику святых «аруак»
Награждение команд
Пожелания участников на разных языках (казахский, русский, английский, украинский, ингушский)
Казахстан – моя Родина! Так может сказать сегодня каждый гражданин РК вне зависимости от национальности и вероисповедания! Казахстан многонациональная страна. И сегодня представители национальностей поздравят всех нас с эти знаменательным днем!
На казахском языке:
Нур Отан, Жас Отан,
Отанымыз Қазақстан
Гүлдене бер, жайнай бер
ТауелсіздігімҚазақстан
На русском языке:
Примите наши искренние поздравления с днем Независимости Республики Казахстан!
Этот праздник по праву считается символом свободы и могущества нашего государства.
Нас нынче мир теплей встречает,
И даже солнца ярче свет –
Сегодня день свой отмечает
Наш гордый суверенитет!
Не вправе нынче промолчать я:
Не зря свобода нам дана!
С Днем независимости, братья
Да здравствует моя страна!
Рефлексия (нарисованы два смайлика: грустный и веселый – добавить лучик солнца к тому смайлику, который передает твое настроение от урока)
Тексты для составления кластера:
«Казахстан – на карте мира»
1) РК суверенное государство
2) расположенное в середине материка Евразия.
3) Наша страна по площади территории занимает 9 место.
4) Казахстан занимает площадь в 2,7 млн. км2.
5) Государственная граница нашей страны протягивается на 15 тыс. км.
6) граничит с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном.
7) Экономико-географически делится на Центральный, Западный, Восточный, Северный и Южный регионы.
8) В административно-территориальном отношении делится на 14 областей и 2 города республиканского значения.
9) Столица Казахстана - город Астана (ранее Акмола).
10) Численность населения Казахстана на 2013 год более 16 млн. чел.
11) Здесь проживают представители более 130 национальностей и народностей.
О КАЗАХСТАНЕ СЕГОДНЯ ЗНАЮТ ВО ВСЕМ МИРЕ.
Заключение.
Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы школ и колледжей. Те изменения, которые произошли в казахстанском обществе за последнее десятилетие, привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие казахской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно казахстанского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Список использованных источников.
«Об образовании» Закон РК. Астана. 27 июля 2007г.
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. 11 октября 2004г.
Указ Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007г. «Военная доктрина Республики Казахстан»
Закон Республики Казахстан от 7 января 2005г. «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан»
Стратегическая программа Республики Казахстан «Қазақстан-2030», 1997г.
Конституция РК, 1995г.
Закон РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК» от 7 января 2005г.
Начальная военная подготовка, А.И. Аварин, 1993г.
28