СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Внешнее строение листа»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка«Внешнее строение листа»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Внешнее строение листа»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистенская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570















































С.Чистенькое

Тема урока: «Внешнее строение листа.»

Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков

исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления

с внешним строением листа.

Задачи:

  • ознакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего

строения, типами жилкования листьев;

  • формировать умение дифференцировать простые и сложные листья;

  • формировать умение проводить описание и сравнение листьев;

  • формировать навыки распознавания листьев по морфологическим

критериям.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследования.


Оборудование: комнатные растения (пеларгония, алоэ), гербарии растений с

различными типами листовых пластинок и жилкованием,

таблица «Внешнее строение листа».

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • словесно-наглядно-практический;

  • рассказ с элементами беседы;

  • самостоятельная работа с учебником.

Содержание

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний (диагностика).

  3. Изучение нового материала (целеполагание).

  4. Этап закрепления знаний и умений.

  5. Рефлексия, коррекция.

  6. Домашнее задание (ДДЗ).

Ход урока.


  1. Организационный этап – проверка готовности к уроку.

Проверка д-з( тест)Приложение 1.

II. Актуализация знаний (работа над понятиями)

III. Изучение нового материала (целеполагание, определение темы,

знакомство с новой информацией)


Рассказ учителя с элементами беседы:


1. Шарада.

Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью желтый цвет он имеет.

В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,

Эту загадку на нем ты прочтешь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвертый в Венгрии жил,

И пианистом известным он был.

(Лист)

Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях.

2. Познавательная задача.

Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорга-

нических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем.

Лист – один из основных органов зеленого растения.

Какое он занимает положение на стебле?

- боковое, располагаясь в узлах стебля.

Ребята, вспомните, какими разнообразными бывают листья различных рас-

тений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя. В оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию, родственное нашим кувшинкам.

Продолжительность жизни листьев разная. У большинства растений сред-

ней полосы листья живут всего несколько месяцев. Но у нашей обыкновенной ели они могут жить от 7 до 12 лет. Это уже довольно долго. Есть растения, у которых всего два листа длиной 3 м, которые живут более 100 лет и они отходят от твердого ствола высотой сантиметров 30, - это африканская вельвичия.

По каким признакам мы определяем то или иное растение?

Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или раз-

мерам его листьев. Но как ни разнообразны листья, для них характерно, что они в большинстве плоские и с сильно развитыми поверхностями.

Какое это имеет значение?

- больше соприкасаются с воздухом и на них больше падает солнечных

лучей.

Итак, как мы можем дать определение новому органу побега?

Лист – это плоский зеленый орган побега.

Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях.

В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые

общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.46). Работа с учебником.

Какое строение имеет лист?

- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластин-

чатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).

Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.

Следующая часть листа – это черешок.

На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, бе-

резы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.

Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.

Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.

Проблемный вопрос:

Сколько листьев изображено на рисунке?

Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев



Листья


Черешковые Сидячие

(есть черешок) (нет черешка)

Береза, дуб, пеларгония Рожь, алоэ












Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.

Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков?

- алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).

Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству

листовых пластинок.

По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:


  1. Работа по карточкам

Описать по плану лист:

а) простой или сложный;

б) черешковый или сидячий;

в) жилкование;

г) форма листовой пластинки;

д) расчленение листовой пластинки;

е) форма края листовой пластинки.

Физкультминутка

IV. Закрепление знаний и умений

Тест: «Внешнее строение листа»

  1. Лист – это часть:

а) корня;

б) побега;

в) растения.

  1. Листья березы:

а) сложные черешковые;

б) простые сидячие;

в) простые черешковые.

  1. Листья имеют черешок:

а) у большинства видов растений;

б) у меньшей части видов растений;

в) только у цветковых растений.

  1. Сложные листья на общем черешке могут иметь:

а) не более 8 листочков;

б) от 3 и более листочков;

в) 1-2 листочка.

  1. Дуговое и параллельное жилкование характерно:

а) для двудольных растений;

б) для однодольных растений.

  1. Листья пшеницы имеют жилкование:

а) параллельное;

б) сетчатое;

в) дуговое.


Ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – а.

V. Рефлексия, коррекция

Подведение итогов, выставление оценок в листок учета.

VI. Домашнее задание (ДДЗ):

Что надо выполнить дома по минимуму:

  1. § 18, знать термины, самостоятельно описать по плану листья любого комнатного растения.

*составить кроссворд «Лист»

Приложение 1. Тест: «Побег. Его строение и значение».

  1. Побег – это:

А – вегетативный орган растения;

Б – генеративный орган растения;

В – побег может быть вегетативным или генеративным;

Г – все ответы не верны.

  1. Побег состоит из:

А – стебля с расположенными на нем цветами;

Б – стебля с расположенными на нем листьями и почками;

В – корня и стебля;

Г – узлов и междоузлий.

  1. Участок стебля, на котором развивается лист, называют:

А – междоузлием;

Б – пазухой листа;

В – листовым рубцом;

Г – узлом.

  1. Береза и липа имеют:

А – очередное листорасположение;

Б – супротивное листорасположение;

В – мутовчатое листорасположение;

Г – очередное или супротивное листорасположение.

  1. Мутовчатое листорасположение имеют:

А – вегетативный орган растения;

Б – генеративный орган растения;

В – побег может быть вегетативным или генеративным;

Г – все ответы не верны.

  1. Вегетативные почки растений состоят из:

А – зачаточного стебля и зачаточных листьев;

Б – зачаточного стебля и зачаточных почек;

В – зачаточного стебля, зачаточных листьев и зачаточных почек;

Г – зачаточного стебля, зачаточных листьев, зачаточных почек и цветков.

  1. Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:

А – верхушечными;

Б – придаточными;

В – пазушными;

Г – спящими.

  1. Верхушечный рост растений происходит за счет деления клеток:

А – междоузлий;

Б – узлов;

В – конуса нарастания;

Г – промежуточных клеток.


Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – Г; 4 – А;

5 – В; 6 – В; 7 – А; 8 – В.


6