«Деньги. Что это такое?»
Проект по финансовой грамотности:
Методическая разработка внеурочного занятия по теме
«Деньги. Что это такое?».
Общая характеристика занятия
Методическая разработка внеурочного занятия
в 5 классе по теме
«Деньги. Что это такое?»
Характеристика условий реализации проекта
- Вид деятельности учащихся : внеурочная деятельность
- Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме : 1 / 1
- Тип занятия : усвоение новых знаний
- Форма проведения : групповая работа
- Оборудование и/или характеристика образовательной среды : демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки для практической работы;
- Учебно-методическое обеспечение:
1.Методические рекомендации для учителя «Финансовая грамотность 5-7 классы» Ю.Корлюгова ,
изд. ВАКО, 2018
2. Учебная программа «Финансовая грамотность 5-7 классы» Е.Викдорчик, И.Липсиц, Ю. Корлюгова,
А. Половникова изд, ВАКО, 2018
3. Материалы для учащихся «Финансовая грамотность 5-7 классы» Е.Викдорчик, И.Липсиц, изд, ВАКО, 2018
4. https://myrouble.ru/dengi-chto-ehto-takoe/
Тема: « Деньги. Что это такое? »
Цели занятия:
- Образовательная: сформировать знания по теме «Деньги».
- Развивающая: развивать интерес к познавательной деятельности.
- Воспитательная: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей
- Планируемые результаты:
- Предметные образовательные результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе;
- понимание и правильное использование экономических терминов
- Личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях
- Метапредметные образовательные результаты
- понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- использование различных способов сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде интеллект-карты;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий.
Описание учебного процесса
Этап
Организационно-мотивационный
Продолжительность
7 минут
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся
Изучение новых знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания изученного
Каждая группа объясняет смысл пословицы. Находит обобщающее понятие. Называет тему и цели занятия
18 минут
Читают и анализируют текст, выделяют ключевые суждения, готовятся представить этот материал одноклассникам ( работа с карточками).
Подведение итогов.
10 мин
5 минут
Рефлексия
В группе выполняют задание. Представляют результаты одноклассникам.
Просматривают видео, выделяют главное, делятся впечатлениями.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Представляют одноклассникам результаты своей работы.
Осуществляют самооценку своей деятельности на уроке, анкета.
* этап может включать одно или несколько типов заданий
Описание учебного процесса
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап
Метод
Организационно-мотивационный
Типы заданий контрольно-измерительных процедур
Общее обсуждение в группах по 5 человек
Изучение новых знаний и способов деятельности
Групповая практическая работа.
Первичная проверка понимания изученного
Дидактическая задача: сформировать понятие «Деньги», познакомить с историей создания денег и с необходимостью их появления и использования
Метод дополнения.
Изучение текста.
Групповая проектная работа, выработка и принятие единого решения.
Подведение итогов.
Просмотр видеоролика «История денег».
Рефлексия
Оценка занятия
Творческое задание «Умеем ли мы распоряжаться деньгами?»
Работа с карточками.
Самооценка, формулируют конечный результат своей работы на уроке
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на занятии:
Технологии:
- Личностно-ориентированная
- Групповая
Приемы и методы:
1. Практический метод
2. Проблемно-поисковый метод
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
- Вопросы для педагогической рефлексии:
Достигнуты ли поставленные цели и задачи?
Насколько активно ребята были вовлечены в проблему?
- Критерии оценки эффективности занятия:
Прием самооценки
Организационно-мотивационный этап. Объяснение смысла пословиц
Изучение новых знаний и способов деятельности Работа с карточками
Что такое деньги? Определение денег
Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Так же как в килограммах измеряют вес, в литрах жидкости, количеством денег измеряют ценность того или иного товара и услуги, а также в деньгах измеряется заработная плата, или по-другому ценность различных специалистов. Деньги могут быть бумажными, металлическими, виртуальными.
А еще деньги вполне можно считать товаром, возникшим в процессе обмена, причем с удивительными свойствами: низкой себестоимостью и высокой ликвидностью. Их можно обменять на путешествия, драгоценности, еду и разные вещи. Хотя сами по себе они мало чего стоят, и могут в одночасье превратиться в ничтожные бумажки и никчемные металлические кругляки, попав под реформу. Ценность им придают обязательства государства. Если государство не сможет выполнить свои обязательства, например, вернуть долг другому государству, выплатить зарплату бюджетным сотрудникам и т.д., как ценность денег неминуемо падает.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Деньги – это всеобщая мера стоимости.
Деньги – это специфический товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Изучение новых знаний и способов деятельности Работа с карточками
Что такое инфляция? С бумажными деньгами все было благополучно до тех пор, пока государство выпускало их, имея золото, на которое всегда могло их обменять. То есть, как говорят, выпускало деньги под золотое обеспечение. Но часто бывает так, что государству нужно платить много денег, а их нет. Так бывает, например, во время войны или во время каких-то неурядиц в стране. Где же взять деньги? И вот правительство начинает выпускать бумажные деньги без золотого обеспечения. Остаются в ходу одни бумажки. Да к тому же их становится все больше и больше государству деньги все время нужны,— оно и печатает их, сколько необходимо. Раз появилось у людей больше денег, значит, и купить каждый может больше. И товары сейчас же начинают дорожать. Но как только это случится, рабочие и служащие требуют прибавки зарплаты, крестьянин просит дороже за свой хлеб, и правительству приходится выпускать бумажных денег еще больше. А от этого товары дорожают тоже больше, и поэтому требуется еще больший выпуск бумажных денег. И с каждым выпуском таких необеспеченных золотом бумажных денег, они все больше и больше дешевеют, обесцениваются. Это называется инфляцией. Конечно, государству нужно много денег. У него большие расходы: на школы, больницы, на армию и на многое другое. Где же взять деньги на все это, если их не выпускать постоянно? Государство берет деньги в виде разных налогов, в виде доходов от работы заводов и фабрик, от продажи нефти и газа другим странам. Поэтому, чтобы деньги не дешевели, нужно каждому исправно платить государству налоги. Нужно, чтобы хорошо работали заводы и фабрики, выпуская много нужных нам предметов. Мы будем их покупать и тем самым как бы возвращать деньги государству.
Изучение новых знаний и способов деятельности Работа с карточками
Функции денег и их роль в обществе
С развитием общества усложнялась и роль денег в нем. В современном мире это часть экономических отношений, без которой мы не сможем существовать в привычном нам виде. Если изъять деньги из нашей жизни, то человечество вернется в своем развитии на несколько веков назад. Без денег исчезнут многие профессии, так как люди будут вынуждены заниматься только той деятельностью, которая поможет им прокормиться и не погибнуть с голоду.
Сейчас деньги выполняют много функций:
1 Средство платежей. С помощью денег можно оплатить товар как сиюминутно, так и позже, взяв его в долг. Сумма долга выражается в денежных единицах.
2 Оценка труда людей. Выше всего ценятся редкие специалисты. Работу, которую могут выполнить многие, оценивают ниже.
3 Эквивалент стоимости товаров и услуг. Товары имеют разный габарит, вес, объем, фактуру. А деньги – универсальная мера стоимости, которая позволяет справедливо обменять один товар на другой.
4 Средство создания накоплений. Денежные знаки можно сохранить на счете в банке, превратить в золото и серебро. Такой запас может храниться долгое время, он не испортится, не будет “съеден” инфляцией, и может даже принести прибыль, если вложить средства с умом.
5 Посредник в обращении товаров. С появлением денег все стало проще, быстрее, потому что деньги – универсальный товар, который можно обменять на все, что угодно. В эпоху натурального обмена надо было искать подходящий товар на рынках, даже, совершить двойную-тройную сделку, чтобы выменять один товар на другой. Сейчас можно продать, к примеру, зерно даже в другую страну, получив деньги в тот же день, а то и предоплатой – через банк на счет организации. И тут же этими деньгами расплатиться за покупку комбайнеров в другом городе, перечислив средства на счет завода-производителя.
6 Межгосударственное средство расчетов. Деньги позволяют вести торговлю между странами. К примеру, Россия продает уголь, газ и нефть в страны Европы, а покупает на вырученные доллары машины и оборудование.
7 Деньги связывают товаропроизводителей между собой и активно участвуют в экономических отношениях. Например, завод для производства мясных и колбасных изделий покупает сырье, упаковочный материал у других товаропроизводителей. Готовый продукт идет к потребителям. Товар превращается в деньги. Сам товар выходит из обращения, ту же колбасу съедают, а деньги остаются, совершая все новый кругооборот – “деньги-товар-деньги”. Деньги позволяют товаропроизводителям работать дальше и развиваться, обеспечивать своих сотрудников работой и, соответственно, оплатой труда.
Подведение итогов. Рефлексия Творческое задание
Представьте себе, что вы нашли клад. В течение 10 минут, предположите, сколько денег вы получите и придумайте пять вариантов, на что вы их потратите.
Самооценка. Анкета.
Школьникам предлагается небольшая анкета. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
Благодарим за внимание!