СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательного мероприятия " С чего начинается Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, направленное на привлечение внимания обучающихс к изучению истории своей "малой родины"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного мероприятия " С чего начинается Родина"»

  1. Пояснительная записка

1.1 Тематическое направление гражданское и патриотическое воспитание;

    1. Тема: «С чего начинается Родина»

1.3 Актуальность и обоснование выбора темы

Воспитание гражданственности, патриотизма – основное требование времени, от этого зависит будущее. В последнее время наиболее остро встают вопросы: как воспитать бережное отношение к собственной истории и культуре? Как пробудить интерес и воспитать уважение к истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков?

1.4 Данное мероприятие направлено на привлечение внимания обучающихся к изучению истории своей Родины, своего народа, к культурному и историческому наследию малой Родины. Данный материал можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, на классных часах.



1.5 Целевая аудитория воспитательного мероприятия - мероприятие предназначено для обучающихся 3-4 классов (9 - 10 лет), родителей.


1.6 Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

  • Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.

  • Привлечь их внимание к историческому наследию малой Родины.

  • Показать значение Родины в жизни каждого человека.

Развивающие:

  • Расширять кругозор.

  • Развивать навыки ораторского искусства.

  • Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

  • Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своей страны.

  • Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

  • Способствовать формированию гражданской позиции, чувства принадлежности к своему краю.


    1. Планируемые результаты: повышение уровня самоуважения и уверенности в себе, развитие социальных навыков и умения работать в команде, умение слушать и выражать свою точку зрения.

1.8 Форма проведения воспитательного мероприятия: беседа

Данная форма развивает у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми). У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)-средствами человеческого общения.

1.9 Воспитательные методы и приемы: рассматривание рисунков и фотографий, анализ заданных ситуаций, работа в группе способствует развитию умения анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.


1.10 Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, выставка рисунков и плакатов, методическая разработка, презентация мероприятия.



1.11 Литература:

1. Л.В. Мищенкова. Классные часы для учащихся 1-4 классов. Ярославль. Академия развития. 2007г.

  1. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее [Текст] / – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1978. - 368с.



  1. Ожегов С. И. Толковый словарь живого великорусского языка для детей: Избранные статьи. В 10 т. Т9.- М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА ПРЕСС Образование, 2006г.



  1. Основные приёмы и технологии в работе тренера-преподавателя: Учебно-методическое пособие: М.: АПКИППРО, 2010г.










  1. Основная часть


2.1 Подготовительный этап:

Учащиеся получают домашнее задание:

Найти определения “Родина”, “малая Родина”.

Найти пословицы о Родине, нарисовать их, оформить стенд.

Класс делится на группы по 4–6 человек.










Классный час: "С чего начинается Родина"

Цель: прививать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос;

Оформление и оборудование: плакаты с пословицами; любые картины с видами нашей страны, плакаты и рисунки ребят; слайдовые презентации, сочинения ребят; модель дерева и листья к рефлексии

Ход классного часа

Учитель:

- Ребята, сегодня мы поведём необычный, но очень важный для каждого из нас разговор. Мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.

-Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок или взрослый человек.

-Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стихотворение.

Ученик:

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная, но у всех она одна.

Учитель:

-Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на нашем классном часе? (о Родине)

- Давайте попробуем дать определение слову «родина».

Ученики:

-Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

-Родина. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и села.

-Родина. Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского.

Учитель:

-О том, что такое Родина для человека, сказано в старинной мудрой русской пословице: «Человек без Родины – соловей без песни». В самом деле, что может быть жальче соловья, лишенного хрустального голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка. Даже воробей, смельчак и забияка, куда большего стоит. Но соловей со своей соловьиной песней – душе правитель. Что сравниться с его силой и властью? Он зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь родиной силен, одухотворен, добр и красив человек.

-Какие пословицы о Родине вы можете назвать?

  • Жить – Родине служить.

  • Нет в мире краше Родины нашей.

  • За Родину – мать не страшно умирать.

  • Родина – мать, умей за неё постоять.

Учитель:

-Молодцы! Много нашим народом сложено пословиц о Родине, некоторые из них вы сможете прочитать, поучаствовав в игре “Собери пословицу”. У вас на столе лежит конверт, в котором находятся части от пословиц. Каждая пословица разделена на части. Ваша задача за 3 минуты собрать как можно больше пословиц. (идет работа в группах).

Учитель: - Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашей работы (зачитывают собранные пословицы).

Родной куст и зайцу дорог.

С родной земли – умри, не сходи.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Учитель:

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы детей)

Учитель:

- Народ слагал о Родине не только пословицы. На каждом языке поэты писали свои стихи о Родине.

Ученик:

У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья...
У каждого на свете
Есть родина своя,
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.
(А. Казанцева)

Учитель:

-У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где все кажется ему особенным и родным. Может быть, чужому человеку покажется все здесь обыкновенным и простым, но твоему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

Ученик:

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутолимый

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе мой край родной!

Учитель:

- Что в вашем понимании значит малая Родина? (ответы детей)

- Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город).

-И для меня родина - это мой родной дом и вся моя большая семья. И в знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы. Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.

Ученица:- А когда я слышу Россия, то представляю русские березки, колодцы и деревеньки.

Ученик:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В.Степанов)

Учитель:

- Родина …. знакомое и близкое с детства слово. С чего же она начинается?

-Давайте прослушаем … песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» - в ней мы найдём ответ на наш вопрос

Учитель:

-Сейчас я предлагаю вспомнить ещё одну замечательную песню, которая называется «Наш край». Предлагаю всем вместе её исполнить (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца)

Учитель:

-А сейчас предлагаю всем разделиться на 3 группы. Работаем дружно и быстро. Внимательно слушаем задание. У вас на столах лежат листы, где 1 строкой будет ключевое слово Родина.

2 строка – надо подобрать 2 прилагательных, характеризующих основное слово.

Например, великая, непобедимая

3 строка- подобрать 3 глагола

4 строка- краткое выражение или пословица по теме «Родина»

5 строка-синоним к слову Родина

-Задание всем понятно?

-Кто выполнил задание, выходите, для защиты своей работы.

1группа -красивая, родная

2группа -любимая, приветливая

3группа -доброжелательная, величественная

1группа -любит, защищает, заботится

2группа -охраняет, радует, чтит

3группа -восторгает, бережёт, уважает

1группа - Родина у всех одна

2группа - Нет ничего краше Родины

3группа - Радуюсь своей Родине

1группа - Отечество

2группа -Отчизна

3группа -родной край

- Молодцы! Прекрасно справились с этим заданием.

-Весомо чувство Родины…Как сказал один поэт: «Трудно определить, когда оно рождается у каждого. Очевидно, с начальными познаниями жизни. С первых шагов тянемся мы к родному порогу, за которыми открывается пусть небольшой, но уже волнующий сердце мир: и уходящая в поле дорожка, и таинственный темно-зеленый лес, и неумолчная, переливающаяся серебром луговая речушка.

- Да не только эти и более широкие просторы становятся для нас навечно родными, но и кучерявая березка у хаты и простой камень, потертый осями телег, при повороте во двор…»

- Вот такая Родина у поэта, у каждого из нас она другая, но чувство у всех одно – чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма, как мы его называем.

-Люди, которые уезжают жить заграницу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям. Многие, даже зная, что им грозит смерть, возвращались назад. Ведь даже умирать легче в родном месте. Родина жизнь облегчает, душу нашу лечит.

-Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.



ИТОГ

-Наш классный час подходит к концу. Я хотела бы, узнать, что особенно запомнилось вам сегодня? (рисунки ребят, песня Бернеса, пословицы, чтение стихов, составление синквейна)

-А кто из вас знает, что является символом России? (белоствольная берёзка) - А вы все знали об этом?

-Такую берёзку приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас на столе имеется по 2 листочка-жёлтый и зелёный. – Если вам понравился классный час и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не все задания удалось хорошо выполнить, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу….

-Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек.

-Ребята, скажите, а какой бы пословицей вы бы закончили наш классный час? («Нет ничего краше, чем Родина наша») 

–Я с вами совершенно согласна.

-Ребята, огромное спасибо вам за работу.







3.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.



Сценарий данного мероприятия предназначен для работы педагогов по формированию гражданского. патриотического воспитания обучающихся.
































То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!

2
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперед.

3
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.

4