Методическая разработка воспитательного мероприятия по профилактике наркомании среди детей и молодежи
Тема: «Путь к здоровью»
Форма проведения: внеурочное занятие
Содержание
1. Ведение………………………………………………………………………. 3
2. Пояснительная записка……………………………………………………… 5
3. Основная часть. Методическая разработка воспитательного мероприятия по профилактике наркомании среди детей и молодежи.………………………………………………………………………… 6
4. Заключение…………………………………………………………………… 13
5. Список использованной литературы……………………………………....…14
Введение
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Подростковый возраст - это время больших возможностей для развития, но это также и время большого риска – именно в этом периоде жизни легко создаются отрицательные модели поведения.
Курение, алкоголизм, наркомания в современном мире слишком помолодели. Почему же сегодня так распространена наркомания среди подростков? В первую очередь, потому что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что такое проявление «взрослости», как наркомания, становится губительным, и не только не помогает решать обычные жизненные проблемы, а наоборот, приводит к новым, более серьезным.
На сегодняшний день у подростков преобладает пренебрежительное, безответственное отношение к своему здоровью. Низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых, учащиеся школ в полной мере не представляют проблему распространения наркомании как социально опасную проблему для жизни общества, недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации в целом. У подростков не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.
К профилактике детской наркомании стоит относиться очень серьезно и родителям, и педагогам. Профилактические мероприятия должны основываться на позитивной профилактике, которая ориентируется не на патологию, а на потенциал здоровья. Очень важно в подростковом возрасте первоначально сформировать потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни.
Пояснительная записка
Проводить профилактические мероприятия с подростками необходимо с учетом требований современного законодательства. Информацию, связанную с ПАВ освещать минимально (согласно Федеральному закону от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), а акцент переносить на получение знаний, умений и навыков, которые способствуют нормативному функционированию личности в обществе.
Одним из методов, используемых в профилактической работе, является тренинг. Задачами профилактического тренинга являются:
- изменение отношения обучающихся к появлению и развитию негативных явлений;
- формирование позитивных ценностей и мотивации у обучающихся к сохранению здоровья.
Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.
Тренинг «Путь к здоровью» помогает расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показывает значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствует формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивает ответственное поведение подростков.
Данный материал будет полезен классным руководителям и социальным педагогам.
Основная часть
Методическая разработка воспитательного мероприятия по профилактике наркомании среди детей и молодежи.
Тема: «Путь к здоровью»
Цель: формировать ценностное отношение к собственному здоровью
Задачи: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом;
развивать ответственное поведение подростков.
Форма проведения: Занятие с элементами тренинга
Техническое оснащение: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация по содержанию занятия.
Необходимый материал: бумага, ручки, фломастеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника).
Участники: учащиеся 7 классов
1. Организационно-подготовительный этап
Педагог: Я рада приветствовать вас на нашем уроке-тренинге.
Слайд презентации:
«Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел ... Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать». Авиценна (Средневековый персидский учёный, философ и врач, годы жизни (980-1037))
Педагог: О чем, на ваш взгляд, сегодня пойдет речь? (О здоровье)
Слайд презентации тема занятия: «Путь к здоровью»
Упражнение «Ассоциации»
Педагог: Что же такое здоровье, по-вашему? У каждого из вас при упоминании слова «здоровье» возникают свои ассоциации. И так, здоровье для вас – это…
Предлагается задание, каждый участник называет свое имя и продолжает фразу: «Для меня здоровье - это ...»
После общего вывода педагога следует упражнение, которое способствует формированию навыков здорового образа жизни.
Упражнение «Интервью».
Участникам предлагается объединиться в пары и взять друг у друга интервью относительно здоровья партнера; уместно ставить только те вопросы, которые ориентированы на выяснение состояния здоровья партнера.
Примеры вопросов: «Посещаешь ли ты врачей с профилактической целью?», «Считаешь ли ты, что только тот человек, который ведет здоровый образ жизни, способен обеспечить собственное успешное будущее?», «Есть ли у тебя вредные привычки, которые негативно влияют на твое здоровье?», «Ты делаешь что-нибудь для сохранения своего здоровья? Если делаешь, то что?».
После окончания интервьюирования каждый участник тренинга представляет своего партнера, сообщая группе о его отношении к ценностям собственного здоровья.
2. Основной этап
Информационный блок (составляющие здоровья)
Педагог: По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье понимается не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного физического, психического и социального благополучия. (Слайд презентации)
- Здоровье человека является целостной системой взаимосвязанных друг с другом составных частей. Изменения в одной из составляющих неизбежно вызывают изменения во всех других. Составными частями здоровья являются: физическое, психическое и нравственное (социальное) здоровье (слайд презентации).
- Физическое здоровье - это слаженное функционирование всех систем человеческого организма: нервной, двигательной, дыхательной и др.. Устойчивость к различным инфекциям и заболеваниям, является одним из показателей физического здоровья (слайд презентации). Каждый человек должен знать, как функционирует его организм, каковы симптомы нарушения деятельности определенных органов, как оказать себе первую помощь, куда обращаться за консультацией.
- Как вы считаете, что необходимо делать, чтобы поддерживать физическое здоровье в норме? (Вести здоровый образ жизни, соблюдать режим дня, личную гигиену, оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек).
- Психическое здоровье (слайд презентации) - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Психическое здоровье - это оптимизм, уравновешенность, доброжелательность, правильные мысли, которые не доставляют тревожности и стрессов, терпение по отношению к другим, самоуважение, а также, совладение с негативными эмоциями, дисциплина ума (управление мыслями), активность.
- Нравственное (социальное) здоровье (слайд презентации) - определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственно неполноценным, если он пренебрегает нормами морали, принятыми в обществе. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Педагог: Здоровье - это необходимое условие активной жизнедеятельности человека. Без здоровья личность не может быть гармоничной и успешной. Здоровье - это высшее благо для каждого! Каждый человек имеет право на охрану собственного здоровья. Существуют международные организации (слайд презентации), например, ВОЗ, которые определяют и обеспечивают право человека на охрану здоровья. ВОЗ - это Всемирная организация здравоохранения, которая была создана в 1946 году, а ее Устав стал первым международным документом, в котором сформулировано определение права на здоровье как «право на наивысший достижимый стандарт физического, умственного и социального благополучия». В дальнейшем положение о праве на здоровье нашло отражение в многочисленных международных и национальных правовых документах. Например, Декларация прав человека (принята 10.12.1948 г). (слайд презентации) Статья 25 Всемирной декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Вывод: Таким образом, на страже охраны нашего с вами здоровья стоит ЗАКОН, но и мы сами должны стремиться охранять и беречь свое здоровье.
Человек в жизни может идти двумя путями: один ведет его к здоровью, другой - от здоровья. А вот в каком направлении идти - выбирать вам!
Упражнение «Скрепка»
В ходе упражнения важно донести до сознания подростков идею о том, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить.
Педагог: Сейчас я попрошу каждого из вас, последовательно делать все то, что я буду демонстрировать. Предлагаю взять в руки обычную канцелярскую скрепку, а теперь послушайте историю об этой скрепке (участники тренинга делают из скрепки то, что предлагает учитель во время своего рассказа).
- История маленькой Скрепочки:
Героиня нашей истории - маленькая Скрепка, такая же, как у вас в руках.
Жила маленькая Скрепочка, она была веселой, здоровой и потихоньку взрослела. Но почему-то казалось ей, что можно жить беззаботно, безопасно и безответственно, что впереди - долгая жизнь, и не надо с молодых лет заботиться о собственном здоровье.
И захотелось Скрепке попробовать сделать свою жизнь интереснее. Начала она курить, потому что ей казалось, так легче общаться с друзьями. И Скрепка представляла, как расцветает она в компании друзей, а жизнь ее становится похожа на цветочек. (Предлагается сделать участникам тренинга из скрепки сделать цветочек, учитель показывает, как это делается).
А потом Скрепочке захотелось попробовать алкоголь, потому что так она чувствовала себя взрослее. И показалось ей, что она уже взрослая, успешная и блещет - ну настоящий бриллиант. (Учитель предлагает сделать участникам тренинга из скрепки бриллиантовое кольцо, показывает, как это делается).
Еще много чего успела попробовать в своей жизни Скрепочка. Но однажды почувствовала себя плохо, поняла, что надо позаботиться о своем здоровье. И захотелось ей вернуться в то время, когда она чувствовала себя здоровой. (Учитель предлагает участникам тренинга попробовать вернуть скрепке ее первоначальный вид. Сделать это оказывается невозможным, в некоторых случаях скрепка даже ломается).
Педагог: Итак, Скрепка пыталась вернуть себе прежнее состояние. Но ...! Почему я рассказала вам эту историю? Надеюсь, когда кто-то предложит вам или, когда вы сами захотите легко и без лишних усилий сделать свою жизнь ярче и взрослее, вы вспомните эту историю, о желаниях Скрепочки, и о последствиях осуществления этих желаний. Возможно, тогда у вас возникнет вопрос: а стоит ли?
Далее учитель предлагает группе поделиться своими мыслями об истории маленькой Скрепочки. Предлагаемые вопросы для обсуждения:
«Что происходило со скрепкой?», «Почему это происходило?», «Может ли быть употребление алкоголя, табака и наркотических веществ показателем взрослости?».
Необходимо подвести группу к мнению, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить. Необходимо помнить, что сохранение и укрепление здоровья (здоровый образ жизни) всегда эффективнее, чем лечение, то есть лучше предупредить заболевание, чем потом его лечить. На лечение или избавление от вредных привычек уйдет много усилий (средства, время, духовные силы), которые могли бы быть использованы для достижения целей важнее. К сожалению, нарушенное здоровье невозможно полностью восстановить.
Упражнение «Преимущества здоровья». Робота в малых группах (3-4 группы)
Далее предлагается упражнение, в ходе которого необходимо акцентировать внимание участников на преимуществах здоровья. Обсуждение проблем в группах происходит с использованием метода мозгового штурма (перед проведением упражнения объяснить участникам, как это происходит.)
Ход работы:
Учитель объединяет участников тренинга в три - четыре малые группы и предлагает обсудить следующие проблемы:
- Какие преимущества дает здоровье для достижений в учебе и карьере?
- Какие преимущества дает здоровье в личной и семейной жизни?
- Какие преимущества дает здоровье в проведении досуга и в общении?
Результаты обсуждения группы записывают на плакатах, затем по очереди презентуют.
Учитель делает выводы: обычно здоровый человек имеет больше возможностей реализовать себя и собственные ожидания во всех сферах жизни, чем тот, у которого есть проблемы со здоровьем.
Основные положения, на которых необходимо акцентировать внимание подростков:
«Здоровье дает возможность реализовывать свои мечты»;
«Здоровье легко потерять, но трудно восстановить»;
«Каждый человек имеет право сохранять свое собственное здоровье»;
«Здоровье дает возможности физической адаптации к различным условиям»;
«Здоровье дает силу для труда, учебы, общения и построения отношений»;
«Здоровье дает интерес к жизни, приносит радость, создает платформу для самореализации человека»;
«Здоровье заряжает энергией, улучшает настроение, укрепляет психику, продлевает жизнь».
3. Заключительная часть
Упражнение «Путь к здоровью».
Педагог: Как я уже говорила в начале, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью. Перед вами лежат изображения следов человека (по два следа на каждого участника). На одном запишите, что вы будете делать, а на другом чего не будете, чтобы сохранить свое здоровье.
- А сейчас возьмите свои следы и станьте в круг. Поочередно зачитайте свои записи. Положите следы на пол и встаньте на них ногами.
- Поздравляю! Вы сделали свой шаг на пути к здоровью.
3. Заключение
Итак, профилактические мероприятия должны основываться на позитивной профилактике, которая ориентируется не на патологию, а на потенциал здоровья. Такие мероприятия, позволяют получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствуют формированию адекватного поведения. Именно такая работа в школе является наиболее действенной и эффективной.
Используемая литература
Интернет ресурсы: Методическая копилка ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Материалы зонального семинара от 15.02.2017г. ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» «ДЕТИ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ» (рекомендации по проведению профилактической работы в школах)
Интернет ресурсы: образовательный портал https://infourok.ru/
Интернет ресурсы: учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/