СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танец воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией».»

Методическая разработка

«Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией».

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" 

Платон

В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках. 

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. 
Основная цель на занятиях ритмики с младшими школьниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. 


Задачи обучения и воспитания детей на занятиях хореографией:


1.Развитие музыкальности.


-Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер,

   
-понимать содержание. 

     
-Развитие музыкального слуха, чувства ритма.


-Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.


-Развитие музыкальной памяти.


2.Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.


3.Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.


4.Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.


5.Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки.

Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными   видами движений. 


6.Развитие способностей фантазии и импровизации.


7.Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.


8.Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше


Обязательная одежда и обувь для занятия:


Для девочек. Гимнастический купальник. Балетки белого цвета, носки и лосины. Волосы должны быть собраны в пучок. Для мальчиков. Футболка белого цвета. Шорты темного цвета.  Балетки белого или черного цвета.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка. 


Для развития творческой исполнительской  деятельности в танце,
детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или  иного музыкального произведения- это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.
На занятиях ритмики мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.


Гармония (от греч.) - " согласие, лад, красота ". 


Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

  
Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.  


Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И.В полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с
практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

 Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей. 
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, мы каждое занятие посвящали исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики. 
Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. 

Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец. 

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.

 На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

 

Цель музыкальных занятий на уроках хореографии:

 

Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала.


А также развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки
и, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки (характер, жанр, сильная и слабые доли).


На занятиях ритмики я рассказываю детям об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой -  это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец.

В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. 
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

 
Для этого педагогами и концертмейстерами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как "Паровозики", "Пингвины", "Котята", "Лягушки" и т.д.

 

"Музыкальная ритмика"

С целью помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, я разработала методику "Музыкальная ритмика" для детей младшего школьного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и "пропевать" танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.


Танцевальные этюды из "Музыкальной ритмики":

 

  1. "Петушок" из собрания "Детские потешки"

для детей 6 -летнего возраста.


Петушок, петушок


Золотой гребешок.


Маслена головушка


Шёлкова бородушка!


Что ты рано встаёшь


Деткам спать не даешь?


  1. "Тили-тили"    из собрания "Детские потешки"

для детей 6-7 летнего возраста  


Тили-тили-тили-бом!


Загорелся Кошкин дом.


Кошка выскочила


Глаза выпучила.


Бежит курица с ведром


Заливает Кошкин дом.


     3. "Курица-красавица"    стихи К. Чуковского  
  для детей 6-7 летнего возраста  


Курица-красавица у меня жила.


Ах, какая умная курица была!


Шила мне кафтаны, шила сапоги,


Сладкие румяные пекла мне пироги.


А когда управится, сядет у ворот-
Сказочку расскажет, песенку споет.


     4. " В магазине игрушек" стихи В. Берестова  
   для детей 6-7 -летнего возраста  


Друзей не покупают,


Друзей не продают.


Друзей находят люди,


А также создают.


И только у нас в магазине игрушек,


Огромнейший выбор


Друзей и подружек!


   5. "Новогодняя"   стихи К. Чуковского для детей 6-7летнего возраста  


Были бы у ёлочки ножки,


Побежала бы она по дорожке.


Заплясала бы она вместе снами,


Застучала бы она каблучками.


Закружились бы на елочке игрушки-


Разноцветные фонарики, хлопушки.


Завертелись бы на елочке флаги


Из пунцовой и серебряной бумаги


Потому что у ворот


Постучался Новый Год!


Новый, новый, молодой


С золотою бородой!


Были также разработаны музыкально- игровые занятия для дошкольников с целью облегчить труд педагога хореографии и помочь детям понять танец и музыку, под которую танцуют:

    1. "Угадай-ка" 

Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и сразным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры- птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик, и т. д.
А теперь поиграем в "Угадай мелодию".

    1. "Тик-так"


Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли.
Полька 2/4, вальс 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.

    1. "Повторяй-ка»

Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами.

    1. "Поиграем в тишину"

Что такое пауза и как её просчитать.

    1. "Слушаем и рассказываем"

Слушаем Вальс Доги к кинофильму" Мой нежный и ласковый зверь ".


Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор?


Анализируем музыкальное произведение.

Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце)

 

    1. "Маленькие фантазии"

Что вы представляете, когда слушаете эту музыку?


Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер?


В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое незнакомое музыкальное произведение, дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения.


Урок заканчивается ритмичными хлопками и поклоном.

 Методика "Радужная полянка" для разучивания танцев с детьми 6-летнего возраста, придерживается следующих основных принципов:


- Правильный подбор музыкального произведения. 


- Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев. 


- Разнообразие движений и высокая динамичность.

 
Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.

 
- Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори". 


- Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца. 


- Активная роль концертмейстера на занятиях. 


- Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений. 


- Разучивание детских танцев через игры "Зеркало" и "Радужная полянка".


Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы прямо на открытых уроках.


На занятиях я использую наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях я использую упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.


Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, преподаватель обычно гибко чередует упражнения разной степени трудности, варьирует построение уроков и работает с учениками индивидуально. Педагог упорно идет к своей цели, настойчиво добивается усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, старается показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем.


Пришли к выводу, что "Музыкальная ритмика" способствует более быстрому развитию творческой активности детей младшего школьного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.


На занятиях "Музыкальная ритмика" педагог-хореограф и концертмейстер стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях.

Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Педагог придумывает совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Дети получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог просит ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствами их образы или представить предметы: живые или неживые. На периодический просмотр подобных работ педагог отводит часть урока.

Несмотря на большое количество школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами.

Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и
более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

 

Литература.

    1. В. Морозов. "В помощь педагогу-музыканту", М. Музыка, 1965.  - 18 с.

https://урок.рф/library/kruzhok_mir_tantca_130459.html


    1. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. - 180 с.

http://nashol.com/2015081586094/muzika-i-dvijenie-bekina-s-i-lomova-t-p-sokovnina-e-n-1984.html


    1. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики      "Ритмика". Пермь, 1997

http://ocherschool1.ru/data/documents/ritmika_2.pdf