Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 128»
Районный конкурс методических материалов
работников системы дополнительного образования
Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
Методическая разработка современного занятия
в дополнительном образовании
Вводное занятие по лепке из глины
в пришкольном лагере
«Солнышко, покажись».
Автор-составитель: Аксянова Светлана Валерьевна
педагог дополнительного образования
г. Нижний Новгород
2023
Летние каникулы! Дети с нетерпением ждут эти деньки, чтобы отдохнуть от учебных будней, перезагрузиться новыми интересными событиями.
Что же нужно сделать нам, взрослым? И как, чтобы дети получили пользу от проведенного времени вместе с нами? В лагере у ребят есть возможность показать свои способности в творческой деятельности, научиться новому интересному делу, принять участие в создании различных творческих работ.
Глина – это тот самый благодатный материал, который легко способствует раскрытию потребностей детей творить. В зависимости от предложенной тематики, все дети легко освоят простые базовые формы в технике ручной лепки из глины. Лепке различных форм из глины дети обучаются быстро. Затем, изготовленные на нескольких занятиях простые поделки раскрашиваются. И в конце лагерной смены собираются в коллективную работу.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования и воспитателями в ДОУ для занятий по лепке из природного материала – глины в детских садах, школах, оздоровительных лагерях и других образовательных организациях.
Методическая разработка включает в себя:
сценарий занятия
фотоматериалы образца, поэтапной лепки солнышка из природной глины,
фотоматериалы готовых работ, выставки глиняных поделок (Приложение 1),
презентацию к занятию Power Point (Приложение 2)
ссылка на презентацию
Представленное занятие рассчитано на разновозрастных детей, пребывающих в пришкольных лагерях. Рекомендуемый возраст обучающихся 7-10 лет. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для развития творческого потенциала личности. Дети 7-10 лет очень легко включаются в деятельность, и если какое- то общее дело начинается с творческой заставки, которая привязана к окончательному результату по тематике, то это и создает необходимое настроение в детском коллективе!
Актуальность данного занятия обусловлена ярким положительным примером в моём педагогическом опыте по сохранению культурного наследия древнего ремесла, направленностью на ознакомление с основными технологическими приемами работы с глиной, с историей возникновения глиняной игрушки. Лепка – осязаемый вид творчества, в процессе которого ребенок получает конкретный продукт своей деятельности и может сразу оценить результаты своего труда, ощутить себя мастером и творцом, что очень важно для развития личности.
Теоретическая подготовка и практические занятия лепкой из глины вырабатывают у детей особое чувство формы, материала, понимание законов декоративного искусства. На таких занятиях особенно удачно сочетается решение творческих задач с необходимостью знания специфики данного ремесла, с умением выполнить вещь в материале, что связано для ребёнка и с элементом игры, и с получением определенных трудовых навыков!
Лепка благотворно сказывается на здоровье ребёнка, развивает мелкую моторику, снимает напряжение, обеспечивая тем самым здоровое психическое развитие детей разного возраста. Глиняная игрушка, национальна по содержанию, способна активно воздействовать на духовное и нравственное развитие маленького человека.
Изучение прошлого нашей родины, постижение красоты национального искусства, вселяет в детей чувство гордости за себя, свой народ, уважение к его истории, что является одним из приоритетов в утверждённой Концепции развития дополнительного образования детей.
Цель занятия: приобщение к искусству древнего народного ремесла, формирование интереса детей к занятиям ручной лепкой из глины в рамках деятельности творческого объединения летнего лагеря.
Задачи:
Образовательные – познакомить с базовыми приемами ручной лепки из глины.
Развивающие – развивать мелкую моторику пальцев рук, восприятие формы, размера.
Воспитательные - воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются образцы материалов, изделий, иллюстрации, поделки и игрушки из глины, раздаточный материал, музыкальное сопровождение. Занятие включает теоретическую и практическую работу.
Оборудование, инструменты и материалы:
для педагога –
выставка предметов декоративно-прикладного творчества и народных игрушек из глины
интерактивная доска
мультимедийный проектор
компьютер
музыкальная колонка
презентация к занятию Power Point
глина для лепки, стеки, стаканчик, кисточки, вода, клеенка/доска, тряпочка
образец солнышка из глины
поднос для готовых работ
желтые, красные, оранжевые кружочки из картона
фото русских народных глиняных игрушек
для детей:
глина для лепки, вода, тряпочки, стеки, подкладные клеенки на стол/доска, стаканчики для воды, влажные салфетки для рук.
Результаты занятия: Дети познакомились с народным ремеслом, расширили и закрепили знания о народных глиняных игрушках, освоили базовые приемы при работе с глиной и изготовили творческую работу.
В конце занятия с детьми проводится рефлексия «Поляна творчества»: все работы выставляются на разноцветные картонные кружочки (жёлтый, оранжевый, красный), тем самым узнаются отзывы о проделанной работе: кому из детей понравилось, всё ли получалось или столкнулись с трудностями.
Структура занятия
Организационное начало занятия. Знакомство. Игра.
Приглашение детей на ярмарку глиняных игрушек. Беседа о глине.
Знакомство и рассматривание поделок и народных глиняных игрушек.
Постановка цели занятия.
Подготовка рабочего места к практической работе.
Правила работы на занятии.
Рассматривание, обсуждение образца.
Практическая работа.
Рефлексия.
Уборка рабочего места.
Сценарий занятия.
Школьная доска украшена фотографиями русских народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской). Посередине класса расположены столы с глиняными поделками и русскими народными глиняными игрушками («Ярмарка игрушек»).
Звучит русская народная музыка.
- Собирайся народ в большой хоровод!
А большой хоровод нас на ярмарку зовет.
Приглашает, веселит, улыбаться всем велит!
Здравствуйте, ребята! Вот так, под весёлую музыку и весёлое приглашение созывают торговцы людей на ярмарку.
А прежде всего, как водится, давайте с вами знакомиться!
Игра «Знакомство» на внимательность!
Называю своё имя, потом опрашиваю детей: Здравствуй, … Дети по очереди называют свои имена и затем спрашиваю у ребят своё имя!
- Ребята, а вы были когда-нибудь на ярмарке? (Ответы детей)
Что делают на ярмарке? Продают, покупают товары, гуляют, веселятся, мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки. И мы сегодня с вами побываем на ярмарке глиняных игрушек. Ребята, а вы знаете, что такое глина? Как вы думаете, откуда она берётся? (Ответы детей)
- Глина – это материал, который дает нам природа! Залежи глины можно найти под слоем земли по берегам рек и озер. Ребята, а не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Ласточки носят в клювиках глину из ближнего ручья, комочек за комочком лепят глубокую чашу. Высыхая, она становится надёжной и прочной! И в таком гнёздышке ласточке не страшно вывести своих птенцов. Вполне возможно, что в очень далёкие времена, наблюдения за ласточкой навели человека на мысль сооружать жилища из глины. И до сих пор кирпич для строительства домов, керамическую плитку для отделки ванн, бассейнов делают из глины! Столовая посуда, фарфоровые чашки, из которых вы пьёте чай, тоже сделаны из глины! Давайте посмотрим, какая же она – ГЛИНА!
Показать кусок дивеевской белой глины.
- Это белая глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, красная. А теперь давайте подойдём к нашей выставке поделок, сделанных из глины.
Подходим к выставке.
- Рассмотрим их внимательно и подумаем, что нужно сделать, чтобы глина превратилась в такие игрушки? (Ответы детей) Ребята, а как вы думаете, почему одни игрушки светлые, почти белые, другие красно-коричневые, а третьи яркие красочные? (Ответы детей) Правильно, потому что в разных местностях встречается и разная глина. Например, в Дивеевской области – белая глина, в Вятской и Тверской – красная, в Воронежской – голубая.
Ребята, а теперь давайте рассмотрим яркие расписные игрушки.
Показать дымковские игрушки.
- В некотором царстве,
В Русском государстве,
На Вятке реке,
Да в заречной слободе,
Возле града Кирова
Есть селенье Дымково.
В той далёкой стороне —
Так рассказывали мне,
Там живут мастеровые
Да умелые такие!
Мастерят они игрушки непростые
Глиняные, расписные!
Это Дымковские игрушки, которые начали изготавливать в селе Дымково более 400 лет назад и изготавливают по сей день.
А теперь посмотрите вот на эту красоту!
Показать филимоновские игрушки.
- Игрушки разрисованы,
Они из Филимоново.
Словно солнышко горят.
В руках приятно подержать.
Они, как солнце желтоваты,
Но, их шеи длинноваты!
Петушки, и, лягушата.
Медвежата и котята!
По местному преданию основателем деревни был игрушечных дел мастер дед Филимон. Отсюда и село Филимоново. И название игрушки, какое? Филимоновская! Ну а вытянутые эти игрушки потому, что глина в этих местах была необыкновенная, и когда игрушки обжигали в печке, они вытягивались!
На ярмарке не только продают и покупают, но и ремеслу обучают!
Ребята, а вы бы хотели полепить из глины?
Тогда вам нужно выполнить несколько заданий!
- Задание первое - самое смелое!
Места занимайте! Слушайте правила, да запоминайте!
Дети проходят на рабочие места.
Прежде, чем приступить к работе, давайте проверим рабочие места, все ли у вас есть (Организация рабочего места, готовность детей к работе) и познакомимся с правилами работы с глиной.
Правила работы с глиной:
1. Работы выполнять за столом на клеенке;
2. Удобно и аккуратно расположить необходимые материалы;
3. Внимательно слушать задания учителя;
4. Во время работы на рабочем месте соблюдать чистоту;
5. Быть аккуратными (не пачкать одежду, стол, других детей);
6. Работать с глиной сухими руками;
7. Лепить свою поделку, не мешать другим, не трогать чужие поделки;
8. По завершению работы убрать своё рабочее место;
9. Тщательно вымыть руки с мылом.
- Задание второе - самое простое!
Отгадаем загадку и будем лепить по порядку!
Жёлтый круг, вокруг лучи
Они очень горячи,
Прячься лучше ты в тенёк,
Жарким будет, коль денёк.
Глянь с утра скорей в оконце,
Светит ярко уже ... (Солнце)
Восход солнца говорит о наступлении нового дня. И сегодня мы с вами слепим солнышко, как символ нашего первого занятия!
Солнышко, покажись!
Красное нарядись!
Выйди поскорее
Будь к нам подобрее,
Сядь на пенек
Посвяти весь денек!
Показать и рассмотреть образец.
- Давайте посмотрим, на какую геометрическую фигуру похоже солнышко? Да, верно, это круг. А вокруг круга треугольники – это лучи!
Приступить к работе.
Последовательность лепки |
1. | Пропорциональное деление глины на две равные части | |
2. | Лепка: шарик (основная заготовка) - блиночек (сплющивание), обработка заготовки от трещинок водой | |
3. | Деление оставшегося куска глины на три равные части | |
4. | Лепка: шарик (лицо) - блиночек (сплющивание), присоединение лица к основной заготовке: насечки стекой - смачивание водой – соединение | |
5. | Лепка лучиков*: шарик – капелька (вытягивание) – лучик (сплющивание) *Форма лучиков может быть разная: прямые и волнистые, в виде завитков, треугольников, капелек. Каждый из вас может выбрать форму лучиков по своему желанию. | |
6. | Присоединение лучиков: насечки стекой - смачивание водой – соединение, прорисовка стекой узоров на лучиках | |
7. | Лепка и присоединение носика, глаз, щёчек – шарики, прорисовка ресниц, глаз, улыбки | |
Рефлексия «Поляна творчества»
- Ребята, на поднос кладём готовые солнышки.
Предложить детям разложить поделки на цветные кружочки.
Ребята, если вам было интересно на занятии и всё получилось, положите солнышко на красный кружочек,
если было интересно, но понадобилась помощь учителя – положите солнышко на оранжевый кружочек,
если было неинтересно и не получилось солнышко – на желтый.
Ребята, что понравилось больше всего на занятии? Понравилось ли лепить из глины? В чём были трудности при изготовлении солнышка? (Ответы детей)
Вот и солнце закатилось, эта ярмарка закрылась! Ребята, на следующем занятии мы раскрасим наши солнышки, а в конце лагерной смены организуем свою глиняную ярмарку!
Сейчас убираем рабочие места и моем руки!
До новых встреч!
Используемая литература:
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Перечень приоритетных направлений. обновления содержания и технологий дополнительного образования по направленностям на 2023 год.
Федоров Г., Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 1997
Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами малой скульптуры (индивидуальный подход).: Автореферат дис. Канд. Пед. Наук. – М., 1998.
Колесникова Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности. // Народное образование. 2002, № 4
Приложение 1