СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Какие бывают плоды?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия "Какие бывают плоды" поиожет педагогам дополнительного занятия и учителям биологии показать учащимся особенности строения сухих и сочных плодов различных растений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Какие бывают плоды?"»




АВТОР: Петрушина Галина Николаевна

Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

город Новокузнецк



Должность: Педагог дополнительного образования





Методическая разработка занятия

«Какие бывают плоды?»





Аннотация: методическая разработка занятия «Какие бывают плоды?» поможет педагогам дополнительного образования, а также учителям биологии показать учащимся особенности строения сухих и сочных плодов различных растений






















Тема: Какие бывают плоды?

Цель: познакомить учащихся с особенностями  строения плодов растений

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть особенности строения сочных и сухих плодов растений;

Развивающие:

-формировать практическое умение и навыки по распознаванию плодов;

 развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

Воспитательные:

-Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание.

Оборудование:

Иллюстрации плодов, муляжи плодов, технические средства: мультимедийная презентация «Особенности строения плодов»


Изучение нового материала

По мере развития семени завязь превращается в зрелый плод.

Назначение плода:

- предохранение семян

- способствование распространению семян.

Стенки плода называют околоплодником.

Настоящий плод - образован только одним пестиком (вишня).

Ложный плод - в образовании плода принимают участие цветоложе или околоцветник (земляника, шиповник).

Простые плоды образуются из цветков с одним пестиком (боб, пшеница, вишня). Сложные плоды образуются из цветков, имеющих несколько пестиков (малина, ежевика).

Стенки плода могут иметь различную консистенцию. Одни из них становятся мясистыми и сочными, другие – сухими и деревянистыми. В связи с этим выделяют две большие группы плодов:

Сочные:

1.Ягода - сочный многосемянный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей (смородина, клюква, томат, виноград, крыжовник

Ягодообразные –

2.Тыквина - сочный многосемянный плод, семена которого лежат в сочной мякоти плода, а наружный слой околоплодника деревянистый (тыква, дыня),

3.Померанец - (апельсин, лимон, мандарин).

4.Костянка – сочный односемянный плод с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника (вишня, слива, абрикос, персик, миндаль, черемуха).

5. Многокостянка (или сложная костянка)- ложный плод, сочный многосемянный плод, у которого на белом коническом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки (малина, ежевика)

Яблоко - у яблока околоплодник состоит из двух мясистых частей, срастающихся воедино. Наружная часть яблока образована разросшимся цветоложем, а внутренняя – стенками завязями (яблоня, груша, айва, рябина).

Сухие:

Раскрывающиеся (многосеменные)

Боб - одногнездный плод, содержащий много семян, располагающихся на стенках плода (фасоль, горох, акация, арахис,

Стручок - двухгнездный многосемянный плод, у которого семена прикрепляются к перегородке, идущей вдоль плода (капуста, репа, горчица

Стручочек – является разновидностью стручка– это стручок, у которого ширина не превышает половину длины. ( икотник, пастушья сумка, хрен).

Коробочка - образована двумя или несколькими плодолистиками, содержит много семян (лен, тюльпан, табак, мак, белена, лилия

Нераскрывающиеся (односемянные)

Орех - околоплодник сухой, твердый, деревянный (липа, лещина)

Желудь – состоит из трех сросшихся плодолистиков (дуб)

Многоорешек - ложный плод, основную мясистую часть плода составляет разросшееся цветоложе. В мякоть цветоложа вкраплены или заключены отдельные плодики – орешки (земляника клубника, шиповник, роза)

Зерновка - сухой односемянный плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень

Семянка - сухой односемянный плод, околоплодник которого прилегает к семени, не срастаясь с ним (ромашка,


Соплодие – сросшиеся в единое целое несколько плодов, возникших из отдельных цветков (ананас). У сложных плодов в отличие от соплодия плоды развиваются из нескольких пестиков одного цветка.


Распространение плодов может идти несколькими путями:

Самосбрасывание (боб, стручок);

Распространение ветром (одуванчик, клен, сосна, ель, липа);

Распространение водой (осоки, ирис, кокосовая пальма);

Распространение животными (череда, лопух, репейник).


2. Закрепление.

Заполните таблицу, вставив названия растений с соответствующими плодами




Тип плода

Вид плода

Название растения

сочные

Односемянный

Костянка


Многосемянный

Ягода


Яблоко


сухие

Односемянный

Семянка


Зерновка


Многосемянный

Коробочка


Боб


Стручок