Методическая разработка занятия на развитие толерантности
у детей младшего школьного возраста.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
развитие коммуникативных способностей, способствующих формированию толерантного отношению к себе и окружающим.
ЗАДАЧИ:
Помочь детям осознать различия в отношении к тем, кого они считают своим человеком и кого считают чужим.
Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими».
Предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются, как чужие.
ОБОРУДОВАНИЕ:
тексты с историями для каждого ученика
карточки с названиями царств
колпачки для гномов
Деление на команды
Ребята, сегодня у нас состоится необычная игра. Заранее я попросила вас разделиться на группы по 3-4 человека. Но для игры вам необходимо объединится в 4 команды. Для этого мы проведём голосование. Прошу каждую группу направить ко мне своего представителя для голосования. (Представители групп вынимают из коробки по 1 квадрату и возвращаются к своим ребятам. Группы, которые вытянули при голосовании квадраты одинакового цвета, садятся за 1 стол.)
Итак, деление на команды закончено, и мы можем начать игру.
Работа с понятиями
Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живёт рядом с нами, есть более близкие нам люди, и те с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберёмся, что это значит? (Команды, сидящие за столами с желтыми и зелёными карточками, обсуждают между собой, что значит «свой человек». Две другие команды, сидящие за столами с синими и красными карточками, обсуждают между собой, что значит «чужой человек.»)
Как же вы понимаете, что значит «свой человек»? («Свой человек»- это родственник; это человек, с которым меня связывают общие интересы, увлечения; это друг, с которым мне интересно и хочется общаться.)
Как вы понимаете, что значит «чужой человек»? («Чужой человек»- это не родственник, посторонний человек; это человек, с которым меня не связывают общие интересы, занятия; это человек, непохожий на меня: он не такой, как я, он другой; это может быть человек, игры которого мне непонятны, неинтересны.)
Ребята, как вы думаете, могут ли все люди вокруг быть своими? (Не могут. Мы все разные. Мы не похожи друг на друга.)
Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими, и те, кого мы считаем чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем чужими. И поговорим мы об этом в ситуации совершенно особенной, волшебной. Мы на время превратимся в гномов.
Разминка «Экзамен на гномов - волшебников»
- Сейчас вам предстоит сдать экзамен на звание гномов — волшебников.
Постройтесь в 4 колонны. Не забудьте взять колпачки. (Заранее каждый участник
игры приготовил для себя маленький колпачок — красный, жёлтый, синий или
зелёный, соответствующий цвету команды.) Ваша задача — превратить колпачок в к-л предмет, продемонстрировав это мне. Есть одно условие, которое вы не
должны нарушать: следующий участник не должен повторять «превращение»,
совершённое предыдущим участником. Если я скажу: «Есть волшебство!», игрок
надевает колпачок и бежит в конец колонны.
Погружение в игровую ситуацию
Я поздравляю вас с успешной сдачей экзамена и присваиваю звание гномов — волшебников. (В результате предшествующей разминки члены каждой команды становятся гномами Жёлтого, Красного, Зелёного и Синего царств в колпачках соответствующего цвета. На каждый стол ставятся карточки с названием царств.)
А теперь все вместе станцуем танец гномов.
Итак, начинается наша история... Она касается всех жителей ваших царств, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовём его Гном с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Гномом и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашей горы. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе быть не может, у вас же разные царства, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом (Тексты прилагаются к конспекту.)
Прочитайте внимательно текст.
Решите, кто из вас сыграет роль Гнома, о котором идёт речь в вашей истории.
Наверно, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом - вы должны разыграть маленькую сценку без слов, из которой всем было бы понятно, каким же был ваш гном и какие у него были отношения с другими гномами. Прошу моих помощников подойти к ребятам и оказать им необходимую помощь. (На подготовку детям дается 5 минут. В это время звучит спокойная мелодия.)
Внимательно смотрите сценки друг друга и подмечайте, каким был гном в каждом царстве и как к нему относились окружающие. Со своими историями нас знакомят жители Жёлтой и Красной Горы.
Какой характер был у Гномов? (Гном Жёлтой Горы странный, одинокий, непонятный, чудак. Гном Красной Горы весёлый, общительный.)
В каком царстве к Гному относились как к чужому, а в каком, как к своему, и почему вы так думаете? (Жители Жёлтой Горы относились к Гному как к чужому. Они отворачивались, отмахивались, сторонились, не разговаривали с ним. Жители Красной Горы были приветливы, дружелюбны, они вместе играли, веселились, улыбались, им вместе было хорошо.)
А теперь со своими историями нас познакомят жители Синей и Зелёной Горы. (Гном Синей Горы любил одиночество, своим желанием побыть одному он никому не мешал, ему хорошо было одному на природе, он хороший, добрый, тихий, немного отстранённый. Гном Зелёной Горы навязчивый, любым способом старается обратить на себя внимание, у него нет чувства такта. Жители Синей Горы относились к Гному как к своему. Они приветливы, дружелюбны. Жители Зелёной Горы относились к Гному как к чужому. Они обижали его, они недовольны тем, что он такой навязчивый, ему угрожали.)
- Прошу представителей каждой группы прочитать вслух свои истории.
Всё ли мы сказали?
Происшествие в царстве гномов
- Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище —
Радужный Камень. По просьбе гномов этот камень мог излучать удивительное
радужное сияние: как будто миллионы разноцветных, перламутровых шаров
начинали светиться в воздухе, создавая атмосферу радости и праздника.
Гномы очень любили и ценили этот камень. Была, правда, у него одна особенность: он не мог долго жить без тепла живых рук! Стоило оставить такой Радужный Камень на 5-6 минут, и он засыпал вовеки! Когда-то много таких камней было в каждом доме, но постепенно все они заснули из-за забывчивости или занятости своих хозяев, и остался только один. Его уж гномы хранили и берегли как зеницу ока! Знаете как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый житель обязан был раз в несколько месяцев дежурить в комнате, где хранился Камень, и во время дежурства держать его в руках. Не правда ли, хорошее решение?
И вот наступило очередное дежурство нашего гнома. Он шел на него спокойно: не в первый раз. «И не в последний», - думал он про себя. Увы... В какой-то момент гному надоело сидеть в комнате, расцвеченной волшебным сиянием Камня. Он решил выйти с ним на порог дома и заодно посмотреть, как далеко распространяется сила Камня, на каком расстоянии от порога пройдет граница сияния. Да, любознательный Гномик!
Гном вышел на порог, высоко поднял Камень, стал осматриваться, привстал на цыпочки... и в этот момент (как назло!) по ноге пополз подземный муравей, подбираясь к самому щекотному месту — под коленкой... Гном дёрнулся, стал одной ногой чесать другую и... не удержал Камень. Тот упал и закатился под порог. Да так далеко, что рукой не достать. А рядом — ни одной палки, чтобы дотянуться! Пока гном бегал, искал палку, время прошло. И Камень заснул. Как его теперь разбудить?
Очень быстро весть разнеслась по всему царству. Прибежали к дому Радужного Камня его жители, смотрят на Гнома. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшествие? Как с гномом обращаются?
- Поставьте маленькую сценку и покажите, как бы в вашем царстве жители
вели себя с Гномом, учитывая всё то, что вы уже знаете про характер этого
Гнома и его отношение с окружающими. (Дети показывают свои сценки.)
Групповое обсуждение
Как относятся к тому, кого считают своим? ( Успокаивают, утешают, сочувствуют, жалеют, вместе переживают случившееся.)
Как относятся к тому, кого считают чужим? (Обижают, не сочувствуют, унижают, разговаривают грубо, сердито, недовольно, недоверчиво.)
Что может чувствовать человек, которого считают чужим? (Страх, тревогу, обиду, опасения, страдание, досаду, гнев.)
Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе? Кто не хочет пережить такие чувства, давайте громко скажем: «Нет!»
Моделирование поведения
Если вокруг нас есть свои и есть чужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают? (Не обязательно. Относиться надо доброжелательно, спокойно, терпимо, не грубить, не сердиться, не драться.)
Разыграйте сцену, произошедшего после того, как уснул Камень. Главное условие таково: Гнома нельзя унижать, обижать, оскорблять. (Две группы получают начало 1 истории. Перед этим они проигрывали другие ситуации. Две оставшиеся — начало 4 истории. Варианты заключительных сцен:
Ну что теперь поделаешь! Слезами горю не поможешь.
Будь внимательнее!
-Ты поступил, конечно, плохо. Надо быть более осторожным.
Не расстраивайся!
Успокойся!
Не переживай так. Мы вместе подумаем, как помочь твоему горю.
Хватит распускать слёзы!
Групповое обсуждение
Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение не оскорбляло и не унижало их? В чём особенности такого поведения? (Не допускать ссор, драк, брани, крика, угроз, не обижать, не злиться, не грубить, относиться приветливо, доброжелательно, спокойно, терпимо.)
В начале я превратила вас в гномов. А теперь я должна совершить другое чудо: превратить вас обратно в учеников. Как только я взмахну рукой, вы должны сказать: «Я не гном, я ученик (ученица) 3 класса»
Снимите колпачки. Что вы извлекли для себя из этого занятия?
Давайте понаблюдаем сами за собой и попробуем выполнить всё то, о чём говорили.
При разработке конспекта использовался материал из газеты «Биология» №35 / 2002.
Приложение
Жил-был в огромной Желтой Горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Этот Гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие гномы считали его непонятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...
Жил-был в огромной Красной Горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Среди них он слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители Горы...
Жил-был в огромной Зеленой Горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. Он очень хотел дружить с другими гномами, быть равным партнером в игре и в работе. Но гномы сторонились его, старались не общаться с ним. Он казался им каким-то не таким...
Жил-был в огромной Синей Горе Гном. Жил он там не один, а с другими гномами. В большой и дружной семье гномов все его считали своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но маленький Гном всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось на открытый воздух, в леса. Он сочинял стихи, рассказы. Гном чувствовал себя чужим в обществе других гномов...
6