СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Воздух, его состав и свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия "Воздух, его состав и свойства" поможет педагогам дополнительного образования и учителям начальной школы дать предсталение детям о воздухе, его составе, свойствах и охране.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Воздух, его состав и свойства"»


АВТОР: Петрушина Галина Николаевна

Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

город Новокузнецк



Должность: Педагог дополнительного образования





Методическая разработка занятия

«Воздух, его состав и свойства»





Аннотация: методическая разработка занятия «Воздух, его состав и свойства» поможет педагогам дополнительного образования, а также учителям начальной школы дать учащимся представление о воздухе, его составе, свойствах и охране.




























Тема: Воздух

Цель: дать понятие об атмосфере, свойствах воздуха и его значении.

Задачи:

-формировать понятие «воздух»; установить свойства воздуха,

-развивать логическое мышление, внимание, память, устную связанную речь; умения работать в группе;

-воспитывать уважительное отношение к природе

Оборудование: презентация «Воздух», стеклянная трубка, клубень картофеля, флакон туалетной воды,

Ход занятия

Изучение нового материала

-Ребята! А вы знаете, что с вами на  каждом  уроке присутствует «невидимка».

А кто это, догадайтесь из моей загадки.

       -Через нос проходит в грудь.

        И обратный держит путь.

       Он невидимый, и все же

       Без него мы жить не можем.

Наш невидимка- это воздух.

Вокруг нас есть воздух. Воздушная оболочка вокруг земного шара называется атмосфера. Толщина атмосферы более 1000 км.

Вопрос: Как вы думаете, почему эта воздушная оболочка не улетает от Земли?

Воздух не улетает от Земли потому, что она его притягивает, как и любое тело, находящееся на поверхности Земли.

Состав воздуха:

Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и совсем мало – 1% углекислого газа.

Вопрос: А нужна ли атмосфера?

- воздух нужен для дыхания живых организмов (Однажды барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле? «Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался».

Ответ: без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут.

- атмосфера рассеивает солнечные лучи, и они не так сильно нагревают днем поверхность

- защищает Землю от метеоритов (почти все они в ней сгорают, не достигая поверхности Земли

Воздух находится везде: он заполняет все промежутки и трещинки в предметах. Он находится и в воде.

Свойства воздуха:

Посмотрите внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Вопрос: Почему мы воздух не замечаем?

Потому, что воздух прозрачен. Докажите это.

Через воздух видны все окружающие предметы

Опыт 1: в стеклянную трубочку врежем по ломтику сырого картофеля. Палочкой будем осторожно проталкивать пробку из картофеля с одного конца.

Вопрос: Что произошло?

Пробка с другого конца вылетела. Это произошло от того, что толкая пробку, мы сжали воздух. Сжатый воздух давил на стенки трубки и на обе пробки. И под его напором пробка вылетела.



Опыт 2: снова врежем в оба конца по ломтику картофеля. Прежде, чем проталкивать один из ломтиков, приставим другой конец трубки, например, к столу, чтобы пробка не могла вылететь. Попробуем протолкнуть пробку внутрь трубки.

Вопрос: Что наблюдаем?

Пробка с трудом, но передвигается. Сжатый воздух ей мешает. Прекратим давить и вынем палочку. Мы увидим, что пробка начнет двигаться назад, так как давление на него прекратилось, воздух расширился и вытолкнул пробку.

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

Вообще это свойство воздуха вы вполне могли наблюдать. Если ударить мячом об пол, воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вопрос: Где применяется упругость сжатого воздуха?

- воздух накачивают в шины велосипедов, мотоциклов, автомобилей, чтобы смягчить удары при езде

- упругость сжатого применяют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня

- с помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску при покраске стен домов

- с помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.

Вопрос: как вы думаете, воздух имеет запах?

Воздух не имеет запаха.

Опыт:

Педагог: предлагает детям закрыть глаза, брызгает туалетной водой.

– Откройте глаза. Как только что-либо почувствуете, поднимите руку.

- Получилось так, что сначала почувствовали запах ребята с первых парт, а последними с последних парт. Как вы думаете, почему?

- А почему воздух почувствовали все?

- Мы с вами открыли новое свойство: движение воздуха.

Вопрос: что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться очень быстро? Да, ветер. Ветер – это движение воздуха. А если ветер дует очень сильный, что может произойти?

Давным-давно люди заметили, что ветер движет предметы, а лёгкие даже поднимает и переносит. «А нельзя ли использовать силу ветра?» - думали люди

- Человек изобрёл парус, что позволило кораблям двигаться быстрее, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов. Послушайте 2 историю барона Мюнхгаузена и скажите, могла ли она произойти? «Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далёким берегам».

- Могло ли такое быть? (нет, ветра нет)

- Ветряные мельницы облегчили работу по хозяйству.

Вопрос: вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании?

Воздух при нагревании расширяется (Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется)

От расширения воздух становится легче и поднимается вверх. Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх.Люди заметили это и решили использовать для подъёма различных предметов. Как вы думаете, что они изобрели?

Рассказ ученика:

В 1783 году во Франции братья Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие они наполнили шар горячим воздухом. К шару





привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся и благополучно приземлился. Убедившись, что опасность при подъёме в воздух не грозит, на них стали летать и люди. Полётом такого шара управлять было нельзя, он летел в ту сторону, куда дует ветер.

Вскоре учёные изобрели управляемый летательный аппарат. Он был оснащён рулём и гребным винтом. Назвали его аэростат. Прошло некоторое время, и люди стали использовать его для наблюдений за окрестностью, для путешествий и составления плана местности.

Опыт: У меня в руках два шарика: надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить.

Вывод: воздух имеет вес.

Опыт: в сосуд с водой бросаем камешек. Он тонет, а из воды поднимаются вверх пузырьки воздуха. Воздух легче воды он поднимается вверх и выходит из нее.

Вывод: воздух легче воды.

Педагог: Посмотри на окно. На улице прохладно, а в классе тепло. Как вы думаете почему?

Воздух плохо проводит тепло. В окнах двойные рамы, между ними воздух, он не дает теплу выйти на улицу.

Вопрос: Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

Вопрос: Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.


Вопрос: Сможем ли мы жить без атмосферы?

К нам пришла телеграмма: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.»


А) Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по количеству выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, поэтому вдоль дорог растения заражены тяжёлыми металлами.

Б) Над заводами можно видеть разноцветные клубы дыма. Вокруг них почти нет растительности, погибла трава, кустарники, деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ при сжигании топлива. А в отвалы вывозят миллионы тонн золы. Е еще выпадают кислотные дожди. Газ соединяется с атмосферной влагой и образуются капельки кислоты. Так выпадает кислотный дождь. (В разгар лета вдруг опала листва, отмёрли корни, деревья пожелтели и высохли, а в озёрах исчезла рыба. Из-за кислотных дождей страдает здоровье человека.

Какие же надо применять меры по охране воздуха?

- Установка очистных сооружений

Воздухом дышит всё живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше?

Потому, что на Земле есть зелёные растения.

Они – настоящая фабрика кислорода! Поэтому, какие еще меры надо применять?

- Озеленение окружающей среды