Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств города Югорска»
Методическая разработка
«Жанры музыки»
Разработал: Найденова Т.В.
Г.Югорск, 2021
В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется портретом. Если на полотне изображена природа – это пейзаж. Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт – жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.
В музыке тоже есть свои жанры. Начнём с трёх музыкальных жанров: песни, танца и марша. Замечательный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами, на которых держится вся музыка. Песня, танец и марш стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную, шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто. Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.
В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех китов».
Песня
Задолго до того, как появилась профессиональная музыка, народные песни правдиво и художественно отражали типические черты национального характера того или иного народа. Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом. Песня, как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки.
Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций и всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской. Как драгоценный камень передавалась песня из уст в уста от одного поколения к другому. Каждый исполнитель вносил в неё что – то своё, индивидуальное. Нередко поэтому одни и те же тексты пелись в разных селениях с разными напевами. Существуют различные виды народных песен: трудовые, игровые, обрядовые, семейно – бытовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические и многие другие.
Чаще всего песня исполняется в сопровождении музыкального инструмента. Используя народную тематику, композиторы создают новые песенные жанры, а также монументальные произведения: кантаты, оратории, оперы и оперетты. Органично вошла песня в симфоническую музыку. И таких примеров множество.
Танец
Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В
ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства
настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали
непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились
и до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство
— балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в
свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои
национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.
Французский танец куранта (courante — «бегущая», «текущая»)
придворного происхождения, но довольно быстрый, отличающийся
сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им музыкой.
Совсем иной танец сарабанда — медленный, величественный. Он родился
в Испании и возник из торжественного траурного обряда. Это отразилось в
названии (sacra banda по-испански — «святое шествие»).
Жига — старинный танец английских моряков, быстрый, веселый,
непринужденный. Эти четыре танца издавна объединялись композиторами
в сюиты.
Множество чудесных танцев издавна бытовало в Польше. Наиболее
известными из них стали полонез, мазурка, краковяк.
Самый древний из них — полонез. В старину он назывался великим или
пешим танцем. Нынешнее его название произошло от французского
polonaise («польский»). Полонезом — парадным шествием открывались
придворные балы. Кроме придворного существовал и крестьянский
полонез, более спокойный и плавный.
Излюбленным танцем была и мазурка, точнее - мазур (от названия одной из областей Польши —Мазовии). Народная мазурка с веселой, задорной, резко акцентированноймелодией — это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур.
Третий танец — краковяк отличается от первых двух четким размером.
Все эти танцы представлены в творчестве Шопена, Слышим их мы и в
опере Глинки «Иван Сусанин».
Танец полька принадлежит другому славянскому народу — чехам.
Название его происходит от слова pulka — «половина», так как танцевали
его мелкими шажками. Это живой, непринужденный танец, который
танцуют парами по кругу. Самый любимый из чешских танцев, он звучит в
опере Сметаны «Проданная невеста».
Интересная судьба австрийского крестьянского танца лендлера. Парный
круговой танец, получивший название от австрийской области Ландль, он в
начале XIX века перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его
стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и
всеми любимый вальс.
В «Венгерских рапсодиях» Листа, в «Венгерских танцах» Брамса звучат
характерные мелодические обороты, острые, ритмические фигуры. Они
сразу узнаются на слух, напоминая о венгерском народном танце чардаше.
Название его происходит от слова csarda — «трактир», «корчма».
Венгерские корчмы издавна служили своеобразными клубами, где
собирались окрестные жители. В них или на площадке перед ними и
танцевали. Чардаш возник к началу XIX в., причем не в крестьянской
среде, а в городе. Танец этот состоит из двух частей: медленной,
патетической и подвижной, огневой пляски.
На юге Италии расположился город Торонто. Он дал название
национальному танцу тарантелле.
Очень колоритны танцы Испании. Хота — любимый танец испанскихпровинций Арагон, Каталония, Валенсия — отличается быстрым темпом,острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парныйтанец, исполняемый под гитару или мандолину. Своеобразием хоты
пленился Глинка во время своего путешествия по Испании. Его оркестровая
«Арагонская хота» написана на подлинную народную тему.
Другой распространенный танец — болеро (по-испански volar — «летать»)
более умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза.
В России чисто инструментальная танцевальная музыка не получила столь
широкого распространения: русские издавна любили петь, и все танцы — и
быстрые веселые пляски, и плавные хороводы — обычно сопровождались
пением.
Наиболее популярная в XIX веке задорная пляска «Барыня» даже
название свое получила от припева песни «Сударыня-барыня». Среди
танцев других народов известны украинский казачок, быстрая, задорная
молдовеняска.
Огромную популярность приобрел кавказский танец лезгинка. Музыка
лезгинки — с четким ритмом и энергичными движениями — привлекла к
себе внимание многих композиторов. Бурная, полная стихийной силы и
страсти лезгинка звучит в опере «Руслан и Людмила» Глинки, в балете
«Гаянэ» Хачатуряна.
Марш.
Французское слово marche означает «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме, под который удобно маршировать. Хотя марши отличаются друг от друга, их объединяет одно: марш всегда пишется в чётном размере – на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Но в каждом правиле есть исключения. Послушайте песню А. Александрова на стихи В. Лебедева – Кумача «Священная война». Она написана в трёхдольном размере, и всё же это настоящий марш, под который воины уходили на фронт.Марш является важным организующим, объединяющим началом. Не случайно многие революционные песни написаны в ритме марша. Это знаменитые «Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка». Королём марша называли советского композитора И.О. Дунаевского. Он написал многие известные марши: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Спортивный марш».Есть несколько типов маршей: строевой, встречный, концертный, похоронный.