ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Технология ремесла» является программой технической направленности, т.к. развивает интерес детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, способствует развитию инженерного мышления (ТРИЗ), навыков в сфере инженерии и технического творчества.
Адресат программы
Программа адресована учащимся 9-12 лет, проявляющим интерес к конструированию, макетированию, исследовательской деятельности, физическому устройству мира народных ремёсел.
Актуальность
Самостоятельность, полёт творческой мысли, смелость воплощать новаторские идеи –
основа образовательного запроса современного общества. Человек должен не только иметь глубокие знания об истории своего народа, но и уметь применять эти знания при решении сложных задач.
Изучение истории и культуры народа лежит в основе грамотной стратегии духовно-нравственного воспитания школьников. Применение на практике знаний, полученных в ходе изучения теории, - это важнейший образовательный момент, который позволяет осуществить переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями. Актуальность данной программы с точки зрения современности и социальной значимости состоит в том, чтобы отвечать потребностям и запросам современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение задач и актуальных проблем современного человека через изучение народных ремёсел.
«Технология ремесла» позволяет изучить старинные крестьянские ремесленные инструменты с точки зрения механики и инженерии, а произведения крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и даже программирования. Участники программы приобретают навыки построения чертежа и создания объемного макета, разработки схем для ткачества, плетения, вышивки и т. д., учатся оформлять и представлять творческие проекты технической направленности.
Программа реализуется на базе музея-мастерской "Школа ремёсел" в ГБОУ школе 641 с углублённым изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга.
Уровень освоения Программы – общекультурный.
Объем и срок освоения программы
Сроки реализации программы: 1 год, 72 академических часа.
Занятия группы проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Наполняемость групп: 15 человек.
Цель
Развитие изобретательских способностей ребенка посредствам знакомства с ремесленными технологиями в процессе занятий по макетированию, конструированию из различных материалов и ТРИЗ.
Задачи
Обучающие:
- Знакомство учащихся с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и программирования;
- Способствовать формированию навыков работы с информацией;
- Сформировать практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.
Развивающие:
- Развитие памяти, внимания, аналитического мышления;
- Формирование навыка презентационной деятельности;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- Формирование интереса к изучению традиционной культуры и народному творчеству;
- Формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности;
- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.
Планируемые результаты
Предметные
- Обучающие будут знакомы с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и даже программирования.
- Будут сформированы навыки работы с информацией;
- Сформированы практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.
Метапредметные
- Память, внимание, аналитическое мышление будут более развиты;
- Обучающиеся сформируют навыки презентационной деятельности;
- Будут развиты интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Личностные
- Сформируется устойчивый интерес к народному творчеству;
- Способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности более развиты;
- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации
Деятельность учащихся может быть организована с использованием дистанционных образовательных технологий:
- очные занятия, проводимые в режиме реального времени;
- дистанционная передача видеозаписи заданий и занятий, подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажёры.
Условия набора и формирования групп
В объединение принимаются все желающие в возрасте 9-12 лет, проявляющие интерес к конструированию, макетированию, исследовательской деятельности, физическому устройству мира народных ремёсел.
Основанием для зачисления на обучение является заявление родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Допускается прием новых учащихся на любом этапе обучения.
Количество учащихся в объединениях – 15 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации занятий:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Занятия по данной программе предусматривают внеаудиторные мероприятия.
Формы проведения занятий:
- научный лекторий (демонстрация видеофильмов, обсуждение просмотренного);
- игровое занятие на развитие логики, внимания, памяти (форма учебной деятельности стимулирующая мыслительные процессы, дающая нестандартный взгляд на окружающие предметы и явления);
- эвристическая беседа;
-творческая мастерская (форма обучения, которая создает условия для подхода каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества).
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием Материально-техническое оснащение программы:
Для реализации программы, каждому ребенку необходимо рабочее место с хорошим освещением, соответствующее росту ребенка.
1.Расходные материалы
Бумага (писчая, координатная, чертежная, ватман, альбомная, цветная, газетная и др.). Картон разной толщины и фактуры. Клей, краски, проволока, нитки, шпагат, пластилин. Ножницы для бумаги
Хозяйственные, строительные и декоративные товары (пластиковые соломинки, зубочистки, шпажки, скотч: прозрачный, двусторонний, на бумажной основе, прищепки, нитки, проволока, губки, одноразовая посуда.
2. Оборудование
Компьютер, монитор, принтер.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля/аттестации |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях, противопожарная безопасность. План занятий | 2 | 1 | 1 | Беседа. Обсуждение |
2 | Крестьянская механика XIX века | 18 | 8 | 10 | наблюдение, практическая работа |
3 | Геометрия старинной вышивки XIX века | 16 | 4 | 12 | наблюдение, практическая работа |
4 | Симметрия бисерных украшений XIX века | 16 | 4 | 12 | наблюдение, практическая работа |
5 | Ткачество поясов – древнее программирование | 18 | 7 | 11 | наблюдение, практическая работа |
6 | Итоговое занятие «Проект» | 2 | | 2 | Коллективное макетирование |
| ИТОГО: | 72 | 24 | 48 | |
Рабочая программа
Группа №1
Задачи
Обучающие:
- Знакомство учащихся с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и программирования;
- Способствовать формированию навыков работы с информацией;
- Сформировать практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.
Развивающие:
- Развитие памяти, внимания, аналитического мышления;
- Формирование навыка презентационной деятельности;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- Формирование интереса к изучению традиционной культуры и народному творчеству;
- Формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности;
- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.
Планируемые результаты
Предметные
- Обучающие будут знакомы с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и даже программирования.
- Будут сформированы навыки работы с информацией;
- Сформированы практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.
Метапредметные
- Память, внимание, аналитическое мышление будут более развиты;
- Обучающиеся сформируют навыки презентационной деятельности;
- Будут развиты интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Личностные
- Сформируется устойчивый интерес к народному творчеству;
- Способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности более развиты;
- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел №1 – «Вводное занятие» - 2 часа
Теория: Знакомство с группой учащихся. Беседа «Правила поведения в учебном кабинете, в учреждении. Правила техники безопасности и охраны труда на занятиях».
Практика: Задание «Представься креативно». Игры на знакомство и сплочения.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №2 – «Крестьянская механика XIX века» - 18 часов
Теория: Презентации о крестьянских технических изобретениях XIX века.
Практика: Организация рабочих мест. Игры - занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление макетов, чертежей, аппликаций.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №3 – «Геометрия старинной вышивки XIX века» - 16 часов
Теория: Экскурсия по экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел», обсуждение видов вышивки и её форм в XIX веке.
Практика: Игры - занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами для вышивки, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление макетов, чертежей, аппликаций.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №4 – «Симметрия бисерных украшений XIX века» - 16 часов
Теория: Просмотр видео и обсуждение основных форм и видов украшений из бисера в XIX веке.
Практика: Игры-занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами для изготовления бисерных украшений, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление чертежей макетов, аппликаций.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №5 – «Ткачество поясов – древнее программирование» - 18 часов
Теория: Экскурсия по экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел», обсуждение видов народных поясов и способов их изготовления.
Практика: Игры-занятия на развитие логики, внимания, памяти. Изготовления чертежей, макетов, аппликаций.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №6 - «Итоговое занятие» - 2 часа
Теория: Подведение итогов обучения. Анализ достижений.
Практика: завершение и презентация работ.
Формы контроля: Беседа, наблюдение. Контрольное задание, анализ работ.
Календарно - тематический план
объединения «Технология ремесла»
1 год обучения, группа №1
№ п/п | Раздел/тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Фомы способы контроля |
Всего | Теория | Практика |
Раздел №1 – «Вводное занятие» - 2 часа |
1 | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. Игры на знакомство и сплочения. | 2 | 1 | 1 | 16.09 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №2 – «Крестьянская механика XIX века» - 18 часов |
2 | Экскурсия по музею-мастерской «Школа ремёсел». Игра «Найди ремесло» | 2 | 1 | 1 | 23.09 | | Беседа, наблюдение |
3 | Крестьянские ремёсла. Мужские и женские ремёсла. Оформление опорной схемы. | 2 | 1 | 1 | 30.09 | | Беседа, наблюдение |
4 | Женские ремёсла. Прядение. Устройство прялки. Интерактив «Моя первая ниточка». | 2 | 1 | 1 | 07.10 | | Беседа, наблюдение |
5 | Женские ремёсла. Ручное шитьё. Технический рисунок передника. | 2 | 1 | 1 | 14.10 | | Беседа, наблюдение |
6 | Женские ремёсла. Ручное шитьё. Раскрой передника. | 2 | 1 | 1 | 21.10 | | Беседа, наблюдение |
7 | Женские ремёсла. Ручное шитьё. Шитьё передника из бязи. | 2 | 1 | 1 | 28.10 | | Беседа, наблюдение |
8 | Мужские ремёсла. Гончарное ремесло. Керамическая игрушка в музее-мастерской «Школа ремёсел». | 2 | 1 | 1 | 11.11 | | Беседа, наблюдение |
9 | Мужские ремёсла. Гончарное ремесло. Чертёж изделия из художественной глины. | 2 | 1 | 1 | 18.11 | | Беседа, наблюдение |
10 | Изготовление изделия из художественной глины. | 2 | | 2 | 25.11 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №3 – «Геометрия старинной вышивки XIX века» - 16 часов |
11 | Виды старинной вышивки и инструменты для неё. Интерактив «Вышивка по дереву» | 2 | 1 | 1 | 02.12 | | Беседа, наблюдение |
12 | Женские ремёсла. Тамбурный вышивальный шов. Рисунок «Птица Пава» | 2 | | 2 | 09.12 | | Беседа, наблюдение |
13 | Женские ремёсла. Тамбурный вышивальный шов. Вышивка на ткани тамбурным швом «Птица Пава» | 2 | | 2 | 23.12 | | Беседа, наблюдение, презентация работ |
14 | Инструктаж по технике безопасности. Мужские ремёсла. Токарное искусство. Чертёж традиционных пялец для вышивки. | 2 | 1 | 1 | 13.01 | | Беседа, наблюдение |
15 | Мужские ремёсла. Токарное искусство. Изготовление макета традиционных пялец для вышивки из деревянных прутьев. | 2 | | 2 | 20.01 | | Беседа, наблюдение |
16 | Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. | 2 | 1 | 1 | 27.01 | | Беседа, наблюдение |
17 | Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. Чертёж узора «Берегиня». | 2 | 1 | 1 | 03.02 | | Беседа, наблюдение |
18 | Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. Чертёж узора «Берегиня». | 2 | | 2 | 10.02 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №4 – «Симметрия бисерных украшений XIX века» - 16 часов |
19 | Добыча жемчуга на Русском Севере в XIX веке. Экскурсия по разделу «Арт-зона» музея-мастерской «Школа ремёсел». | 2 | 1 | 1 | 17.02 | | Беседа, наблюдение |
20 | Мужские ремёсла. Добыча жемчуга. Интератктив «Живой камень» | 2 | 1 | 1 | 24.02 | | Беседа, наблюдение |
21 | Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Чертёж «Жемчужное украшение» | 2 | 1 | 1 | 03.03 | | Беседа, наблюдение |
22 | Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Создание макета «Жемчужное украшение» | 2 | | 2 | 10.03 | | Беседа, наблюдение |
23 | Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Создание макета «Жемчужное украшение» | 2 | | 2 | 17.03 | | Беседа, наблюдение |
24 | Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. | 2 | 1 | 1 | 24.03 | | Беседа, наблюдение |
25 | Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. Плоскостной макет. | 2 | | 2 | 31.03 | | Беседа, наблюдение |
26 | Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. Плоскостной макет. | 2 | | 2 | 07.04 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №5 – «Ткачество поясов – древнее программирование» - 18 часов |
27 | Пояс – неотъемлемый элемент крестьянского костюма. Способы изготовления поясов. Игра «Одень куклу». | 2 | 1 | 1 | 14.04 | | Беседа, наблюдение |
28 | Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек и берда. | 2 | 1 | 1 | 18.04 | | Беседа, наблюдение |
29 | Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда. | 2 | 1 | 1 | 21.04 | | Беседа, наблюдение |
30 | Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда. | 2 | 1 | 1 | 25.04 | | Беседа, наблюдение |
31 | Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда. | 2 | 1 | 1 | 28.04 | | Беседа, наблюдение |
32 | Различные способы изготовления поясов. Заготовка карточек из картона для ткачества. | 2 | 1 | 1 | 05.05 | | Беседа, наблюдение |
33 | Женские ремёсла. Создание схемы для ткачества поясов на дощечках. | 2 | | 2 | 12.05 | | Беседа, наблюдение |
34 | Женские ремёсла. Плетение пояса из нитей. Практикум. | 2 | 1 | 1 | 19.05 | | Беседа, наблюдение |
35 | Женские ремёсла. Плетение пояса из нитей. Практикум. | 2 | | 2 | 23.05 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №6 – «Итоговое занятие» - 2 часа |
36 | Итоговая работа: Защита проектов. | 2 | | 2 | 26.05 | | Контрольное задание, анализ работ. |
Итого: | 72 | 24 | 48 | | | |
Рабочая программа
Группа №2
Задачи
Обучающие:
- Знакомство учащихся с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и программирования;
- Способствовать формированию навыков работы с информацией;
- Сформировать практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.
Развивающие:
- Развитие памяти, внимания, аналитического мышления;
- Формирование навыка презентационной деятельности;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- Формирование интереса к изучению традиционной культуры и народному творчеству;
- Формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности;
- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.
Планируемые результаты
Предметные
- Обучающие будут знакомы с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и даже программирования.
- Будут сформированы навыки работы с информацией;
- Сформированы практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.
Метапредметные
- Память, внимание, аналитическое мышление будут более развиты;
- Обучающиеся сформируют навыки презентационной деятельности;
- Будут развиты интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Личностные
- Сформируется устойчивый интерес к народному творчеству;
- Способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности более развиты;
- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел №1 – «Вводное занятие» - 2 часа
Теория: Знакомство с группой учащихся. Беседа «Правила поведения в учебном кабинете, в учреждении. Правила техники безопасности и охраны труда на занятиях».
Практика: Задание «Представься креативно». Игры на знакомство и сплочения.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №2 – «Крестьянская механика XIX века» - 18 часов
Теория: Презентации о крестьянских технических изобретениях XIX века.
Практика: Организация рабочих мест. Игры - занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление макетов, чертежей, аппликаций.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №3 – «Геометрия старинной вышивки XIX века» - 16 часов
Теория: Экскурсия по экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел», обсуждение видов вышивки и её форм в XIX веке.
Практика: Игры - занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами для вышивки, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление макетов, чертежей, аппликаций.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №4 – «Симметрия бисерных украшений XIX века» - 16 часов
Теория: Просмотр видео и обсуждение основных форм и видов украшений из бисера в XIX веке.
Практика: Игры-занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами для изготовления бисерных украшений, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление чертежей макетов, аппликаций.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №5 – «Ткачество поясов – древнее программирование» - 18 часов
Теория: Экскурсия по экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел», обсуждение видов народных поясов и способов их изготовления.
Практика: Игры-занятия на развитие логики, внимания, памяти. Изготовления чертежей, макетов, аппликаций.
Формы контроля: Беседа, наблюдение.
Раздел №6 - «Итоговое занятие» - 2 часа
Теория: Подведение итогов обучения. Анализ достижений.
Практика: завершение и презентация работ.
Формы контроля: Беседа, наблюдение. Контрольное задание, анализ работ.
Календарно - тематический план
объединения «Технология ремесла»
1 год обучения, группа №1
№ п/п | Раздел/тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Фомы способы контроля |
Всего | Теория | Практика |
Раздел №1 – «Вводное занятие» - 2 часа |
1 | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. Игры на знакомство и сплочения. | 2 | 1 | 1 | 11.09 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №2 – «Крестьянская механика XIX века» - 18 часов |
2 | Экскурсия по музею-мастерской «Школа ремёсел». Игра «Найди ремесло» | 2 | 1 | 1 | 18.09 | | Беседа, наблюдение |
3 | Крестьянские ремёсла. Мужские и женские ремёсла. Оформление опорной схемы. | 2 | 1 | 1 | 25.09 | | Беседа, наблюдение |
4 | Женские ремёсла. Прядение. Устройство прялки. Интерактив «Моя первая ниточка». | 2 | 1 | 1 | 02.10 | | Беседа, наблюдение |
5 | Женские ремёсла. Ручное шитьё. Технический рисунок передника. | 2 | 1 | 1 | 09.10 | | Беседа, наблюдение |
6 | Женские ремёсла. Ручное шитьё. Раскрой передника. | 2 | 1 | 1 | 16.10 | | Беседа, наблюдение |
7 | Женские ремёсла. Ручное шитьё. Шитьё передника из бязи. | 2 | 1 | 1 | 23.10 | | Беседа, наблюдение |
8 | Мужские ремёсла. Гончарное ремесло. Керамическая игрушка в музее-мастерской «Школа ремёсел». | 2 | 1 | 1 | 30.10 | | Беседа, наблюдение |
9 | Мужские ремёсла. Гончарное ремесло. Чертёж изделия из художественной глины. | 2 | 1 | 1 | 06.11 | | Беседа, наблюдение |
10 | Изготовление изделия из художественной глины. | 2 | | 2 | 13.11 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №3 – «Геометрия старинной вышивки XIX века» - 16 часов |
11 | Виды старинной вышивки и инструменты для неё. Интерактив «Вышивка по дереву» | 2 | 1 | 1 | 20.11 | | Беседа, наблюдение |
12 | Женские ремёсла. Тамбурный вышивальный шов. Рисунок «Птица Пава» | 2 | | 2 | 27.11 | | Беседа, наблюдение |
13 | Женские ремёсла. Тамбурный вышивальный шов. Вышивка на ткани тамбурным швом «Птица Пава» | 2 | | 2 | 04.12 | | Беседа, наблюдение |
14 | Мужские ремёсла. Токарное искусство. Чертёж традиционных пялец для вышивки. | 2 | 1 | 1 | 11.12 | | Беседа, наблюдение |
15 | Мужские ремёсла. Токарное искусство. Изготовление макета традиционных пялец для вышивки из деревянных прутьев. | 2 | | 2 | 18.12 | | Беседа, наблюдение |
16 | Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. | 2 | 1 | 1 | 25.12 | | Беседа, наблюдение, презентация работ |
17 | Инструктаж по технике безопасности. Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. Чертёж узора «Берегиня». | 2 | 1 | 1 | 15.01 | | Беседа, наблюдение |
18 | Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. Чертёж узора «Берегиня». | 2 | | 2 | 22.01 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №4 – «Симметрия бисерных украшений XIX века» - 16 часов |
19 | Добыча жемчуга на Русском Севере в XIX веке. Экскурсия по разделу «Арт-зона» музея-мастерской «Школа ремёсел». | 2 | 1 | 1 | 29.01 | | Беседа, наблюдение |
20 | Мужские ремёсла. Добыча жемчуга. Интератктив «Живой камень» | 2 | 1 | 1 | 05.02 | | Беседа, наблюдение |
21 | Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Чертёж «Жемчужное украшение» | 2 | 1 | 1 | 12.02 | | Беседа, наблюдение |
22 | Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Создание макета «Жемчужное украшение» | 2 | | 2 | 19.02 | | Беседа, наблюдение |
23 | Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Создание макета «Жемчужное украшение» | 2 | | 2 | 26.02 | | Беседа, наблюдение |
24 | Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. | 2 | 1 | 1 | 05.03 | | Беседа, наблюдение |
25 | Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. Плоскостной макет. | 2 | | 2 | 12.03 | | Беседа, наблюдение |
26 | Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. Плоскостной макет. | 2 | | 2 | 19.03 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №5 – «Ткачество поясов – древнее программирование» - 18 часов |
27 | Пояс – неотъемлемый элемент крестьянского костюма. Способы изготовления поясов. Игра «Одень куклу». | 2 | 1 | 1 | 26.03 | | Беседа, наблюдение |
28 | Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек и берда. | 2 | 1 | 1 | 02.04 | | Беседа, наблюдение |
29 | Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда. | 2 | 1 | 1 | 09.04 | | Беседа, наблюдение |
30 | Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда. | 2 | 1 | 1 | 16.04 | | Беседа, наблюдение |
31 | Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда. | 2 | 1 | 1 | 23.04 | | Беседа, наблюдение |
32 | Различные способы изготовления поясов. Заготовка карточек из картона для ткачества. | 2 | 1 | 1 | 30.04 | | Беседа, наблюдение |
33 | Женские ремёсла. Создание схемы для ткачества поясов на дощечках. | 2 | | 2 | 17.05 | | Беседа, наблюдение |
34 | Женские ремёсла. Плетение пояса из нитей. Практикум. | 2 | 1 | 1 | 14.05 | | Беседа, наблюдение |
35 | Женские ремёсла. Плетение пояса из нитей. Практикум. | 2 | | 2 | 21.05 | | Беседа, наблюдение |
Раздел №6 – «Итоговое занятие» - 2 часа |
36 | Итоговая работа: Защита проектов. | 2 | | 2 | 28.05 | | Контрольное задание, анализ работ. |
Итого: | 72 | 24 | 48 | | | |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы и приемы обучения
группа методов | методы | приемы |
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия | словесный | устное изложение, беседа |
наглядный | видео-просмотр, демонстрация графиков, схем, рисунков, работа по образцу |
практический | практические работы |
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей | репродуктивный | учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности |
частично-поисковый | выбор оптимального варианта решения |
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся | фронтальный | одновременная работа со всеми учащимися |
групповой | организация работы по малым группам (от 2 человек) |
индивидуальный | индивидуальное выполнение заданий, решение проблем |
Современные педагогические технологии
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. На занятиях по Программе они применяются преимущественно на этапах закрепления знаний, умений и навыков, а также при проведении занятий, завершающих освоение разделов.
Диалоговые технологии. Весь образовательный процесс построен на основе коммуникативной среды, в рамках которой реализуется взаимодействие педагог –учащийся, учащийся – учащийся. В процессе диалогического общения на занятии учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для принятия личностью нового опыта. Примером реализации такой технологии являются задания «объясни соседу», которые достигают высшего развития в мульти-диалоговых вариантах при проведении ребенком мастер-класса.
Технология проблемного обучения. Организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Программа предполагает не предъявление учащемуся готовых шаблонов моделей и некоторой системы знаний, а освоение ребенком способов деятельности и новых знаний в процессе создания собственных моделей, адекватных представленному прототипу.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности функционирует система контроля освоения учащимися Программы:
Вид контроля | Формы | Срок контроля |
Входной | педагогическое наблюдение, практическая работа | сентябрь |
Текущий | контрольное задание, соревнование-игра | в течение учебного года |
Промежуточный | презентация работ | декабрь |
Итоговый | презентация работ | май |
Входной контроль проводится в сентябре, с целью выявления у учащихся начальных представлений об основных открытиях, первоначальных навыков работы по образцу, умения использовать простые инструменты (ножницы, клеящий карандаш).
Формы:
-педагогическое наблюдение,
-выполнение каждым учащимся практической работы.
Входной контроль осуществляется по следующим параметрам:
-техника безопасности (навыки безопасного поведения, понимание инструкций по технике безопасности);
- мотивированность (комплексная реакция удивления, интереса, радости на предъявляемые в игровой форме необычные явления; умение слушать и задавать вопросы по существу; уровень эрудиции и любопытства);
- зрелость (знание некоторых понятий о прогрессе человечества);
- возраст (соответствие мыслительных процессов, логики, внимания и памяти);
- умение (работать в команде; знание предназначения простых инструментов);
- умелость (элементарные ручные навыки: склеивание, вырезание, складывание листов бумаги, обведение шаблонов по контуру);
Результаты входного контроля фиксируются в бланке входного контроля (Приложение 2) с использованием следующей шкалы:
Оценка параметров | Уровень по сумме баллов |
Начальный уровень – 0 баллов Средний уровень – 1 балл Высокий уровень – 2 балла | Высокий уровень: 9–10 баллов Средний уровень: 4–8 баллов Допустимый уровень: 1–3 балла |
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала по разделам Программы.
Формы:
- соревнование-игра заключается в использовании естественной для детей склонности к соперничеству: на каждом занятии отмечаются не только лидеры, но и дети, достигшие локального успеха (сравнение с самим собой); фото- и видеосъемка удачных моментов («самая хорошая игрушка», «кому доверили сложный инструмент», «кто отлично помогает младшим» и т. п.);
- выполнение контрольных заданий для оценки практических навыков, механической понятливости, внимательности, креативности.
Промежуточный контроль осуществляется в конце первого учебного полугодия с целью выявления уровня освоения Программы учащимися и корректировки процесса обучения. Проводится в форме презентации работ, на которой учащиеся демонстрируют уровень овладения теоретическим и практическим программным материалом.
Итоговый контроль проводится по окончании обучения.
Процедура подведения итогов освоения программы представляет собой презентацию работ, где дети демонстрируют
-умение рассказать о значении открытия;
-умение решать поисково-логические задачи;
При подведении итогов в целом подсчитывается сумма всех баллов и определяется рейтинг творческой активности каждого ребенка.
Оценка степени достижения метапредметных и личностных результатов осуществляется на основании педагогического наблюдения при выполнении учащимися практических заданий.
Результаты промежуточного и итогового контроля фиксируются в Карте педагогического мониторинга (Приложение 1).
Информационные источники
1. Барышева Т.А. Креативный ребёнок. Диагностика и развитие творческих
способностей. – Ростов - на - Дону, 2008
2. Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. – Изд. 2-
е. – М. – СПб.- Киев.,2009.
3. Гусева М.М. Традиции ткачества Олонецкой губернии конца XIX ― начала XX в. //
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2011
4. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007
5. Крейг Г. Психология развития. – СПб. ,2010.
6. Музейная педагогика в школе: выпуск 1 / Науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. –
СПб., 2008
7. Музейная педагогика в школе: выпуск 2 / Науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. –
СПб., 2010
8. Музейная педагогика в школе: выпуск 3 / Науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. –
СПб., 2011
9. Образовательное пространство музея: материалы семинара, посвященного 15- летию
Российского центра музейной педагогики и детского творчества: сб. ст. / Науч. ред.
Б. А. Столяров. – СПб., 2010
10. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория и практика. – М., 2009
11. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в
собрании музея «Кижи»// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2004
12. Яскеляйнен А.А.Жемчужные и бисерные украшения в крестьянской культуре
Олонецкого края// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2010
Методика определения результативности образовательной программы деятельности детей
Для мониторинга результатов учащихся по дополнительной образовательной программе используется методики Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н.
Они позволяют представить:
набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками;
определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
№ п/п | Ф И учащегося | Входная диагностика | Предметные результаты обучаемости по программе | Метапредметные результаты обучаемости по программе | Результаты личностного развития детей в процессе освоения программы | % освоения программы учащимся |
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Предметные достижения ребёнка | итого, % | Учебно-интеллектуальные умения | Учебно-коммуникативные умения | Учебно-организационные умения и навыки | итого, % | Организационно-волевые качества | Ориентационные качества | Поведенческие качества | итого, % | |
с 01 по 20.09 | Полугодие |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
… | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
педагог ____________________________________________________ дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "_______________________"
___ год обучения, группа № ____