СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководство для учителя по проведению урока

 

Теоретический материал к уроку, определения к понятиям и др.

В эмбриогенезе (эмбриональном развитии человека) выделяют следующие стадии: оплодотворение; дробление и образование бластулы; гаструляция; дифференцировка зародышевых листков; гистогенез (образование зачатков тканей); органогенез (начальный этап образования органов); системогенез (дифференциация систем органов) плода.

Дробление представляет собой митотическое деление клеток без суммарного увеличения их объема. Стадия дробления начинается к концу первых 24 часов после оплодотворения и длится 3-4 суток. В этот промежуток времени зародыш продвигается по яйцеводу к матке. У человека дробление зиготы полное неравномерное асинхронное. К третьим суткам количество бластомеров увеличивается от 2 до 12-16. Внутриутробное питание плода обеспечивается через плаценту. Первое деление зиготы происходит через 30 часов и завершается образованием двух бластомеров, стадия трех бластомеров заканчивается через 40 часов, в результате чего образуются четыре клетки. Примерно через 60 часов образуется морула – группа клеток, находящихся внутри оболочки. Центральные клетки морулы осуществляют информационные межклеточные взаимодействия, периферические – формируют барьер, ограничивающий внутреннюю среду

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация»

Методические рекомендации


Руководство для учителя по проведению урока


Теоретический материал к уроку, определения к понятиям и др.

В эмбриогенезе (эмбриональном развитии человека) выделяют следующие стадии: оплодотворение; дробление и образование бластулы; гаструляция; дифференцировка зародышевых листков; гистогенез (образование зачатков тканей); органогенез (начальный этап образования органов); системогенез (дифференциация систем органов) плода.

Дробление представляет собой митотическое деление клеток без суммарного увеличения их объема. Стадия дробления начинается к концу первых 24 часов после оплодотворения и длится 3-4 суток. В этот промежуток времени зародыш продвигается по яйцеводу к матке. У человека дробление зиготы полное неравномерное асинхронное. К третьим суткам количество бластомеров увеличивается от 2 до 12-16. Внутриутробное питание плода обеспечивается через плаценту. Первое деление зиготы происходит через 30 часов и завершается образованием двух бластомеров, стадия трех бластомеров заканчивается через 40 часов, в результате чего образуются четыре клетки. Примерно через 60 часов образуется морула – группа клеток, находящихся внутри оболочки. Центральные клетки морулы осуществляют информационные межклеточные взаимодействия, периферические – формируют барьер, ограничивающий внутреннюю среду. После этого начинается формирование заполненного жидкостью полого пузырька – бластоцеля. С его появлением возникает бластоциста. Приблизительно на четвертые сутки бластоциста состоит из 58 клеток, содержит клеточную массу эмбриобласта и хорошо развитый трофобласт. На пятые сутки бластоциста опускается в матку и значительно увеличивается в размерах. Внутренняя клеточная масса, эмбриобласт, имеет вид узелка зародышевых клеток. Клетки эмбриобласта образутся из центральной части морулы. Позже из внутренней клеточной массы будет формироваться зародыш и некоторые оболочки. Трофобласт сформирован периферическими клетками морулы и представляет собой покров зародышевого комплекса. С 5-х по 7-е сутки длится стадия свободной бластоцисты. С седьмых суток начинается имплантация, которая длится до 40 часов. В этот промежуток времени зародыш погружается в слизистую оболочку матки. Первые две недели наблюдается гистиотрофный тип питания зародыша (за счет продуктов распада материнских тканей). Затем наступает гематотрофный тип питания – за счет материнской крови.

Гаструляция и образование зародышевых зачатков У человека гаструляция происходит в две фазы. 1 фаза предшествует имплантации, а затем идет параллельно с ней и завершается на седьмые сутки, а вторая фаза начинается на 14-15 сутки. В промежутке между двумя фазами происходит активное формирование внезародышевых органов, которые впоследствии обеспечат условия для формирования и развития зародыша. 1 фаза гаструляции протекает путем деламинации. Из клеток эмбриобласта формируется два листка: эпибласт – наружный, включает материал эктодермы, мезодермы, нервной пластинки и хорды и гипобласт – внутренний, состоящий из материала внезародышевой и зародышевой энтодермы. Эпибласт и гипобласт вместе участвуют в образовании двухслойного зародышевого диска – бластодиска.

Позже на месте зародышевого диска в результате пролиферации и миграции клеток образуются первичные зародышевые листки: эктодерма, мезодерма, энтодерма. На седьмые сутки начинается формирование мезенхимы. К 11-м суткам мезенхима заполняет полость бластоцисты, внедряется в трофобласт и начинается формирование хориона. Внезародышевая мезодерма вместе с эктодермой и энтодермой участвует в образовании закладок амниотического и желточного пузырьков. На 13-14 сутки трофобласт вместе с мезодермой образует хорион. В это время у человека хорошо развиты внезародышевые части – хорион, амниотический и желточный мешки. 2 фаза гаструляции длится с 14-15-х суток до 17-х суток. Клетки в эпибласте интенсивно делятся, перемещаются к центру и вглубь. Зародыш становится трехслойным и по строению имеет много схожего со строением зародыша птиц на аналогичной стадии эмбриогенеза. К концу фазы завершается закладка всех внезародышевых органов и всех зародышевых листков. 17-е сутки - закладка зачатков осевых органов продолжается. В эктодерме клетки располагаются слоями. Между экто- и эндодермой появляется зачаток хорды. В стенке желточного мешка наблюдается формирование первичных кровеносных сосудов и кровяных островков. 20-21-е сутки характеризуются началом сомитного периода. Окончательно формируются осевые зачатки, тело эмбриона обособляется от внезародышевых органов. Наблюдается дифференцировка мезодермы и разделение ее части на сомиты. Формируется туловищная складка. Зародыш все больше отделяется от желточного мешка, формируется кишечная трубка. Полностью нервная трубка замыкается примерно на 25 сутки, с внешней средой остаются сообщаться два отверстия – передний и задний невропоры, которые зарастают в течение 5-6 суток. С 20-х суток идет дифференцировка мезодермы. Дорсальная мезодерма сегментируется, сомиты формируются в головной части зародыша. 35-е сутки - у зародыша имеется 43-44 пары сегментов. С появлением туловищной складки начинается выделение кишечной энтодермы. В начале 4-й недели формируется ротовая ямка, которая углубляясь, доходит до переднего конца кишки и превращается в ротовое отверстие. В течение 3-6 недель у человека совершается плацентация, которая совпадает с периодом образования зачатков органов. За счет детского места (плаценты) устанавливается связь между зародышем и матерью. Плацента выполняет ряд функций: экскреторную; трофическую; эндокринную (вырабатываются хориальный гонадотропин, плацентарный лактоген, прогестерон, эстрогены и др.); защитную; иммунологическую.

Информация взята с сайта: https://spravochnick.ru/biologiya/reproduktivnaya_funkciya_i_individualnoe_razvitie_cheloveka/embrionalnoe_razvitie_cheloveka/


Инструкции к демонстрациям и технике безопасности.

На уроке необходимо обратить внимание на соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы. Обсудите с учащимися правила техники безопасности с учётом оборудования, которое находится в классе.

При демонстрации видеоролика предложите учащимся, имеющим проблемы со зрением, подойти поближе к экрану.


Дополнительные методические рекомендации по организации урока.

Для экономии времени на уроке критерии оценивании заданий и инструкции к ним желательно вывести на экран мультимедийной доски (Active Board). Для лучшего усвоения материала, возможно, следует сделать информационные листы по данной теме, если недостаточно материала в учебнике.


Дополнительные разноуровневые (на дифференциацию) задания.

1.Из эктодермы образуются:

1) мышцы 2) легкие 3) скелет 4) органы чувств

2. Выберите системы органов, которые развиваются в эмбриогенезе из энтодермы

1) кожа и ее производные 2) нервная и органы чувств

3) пищеварительная и дыхательная 4) скелет и кровеносная

3. Последовательность стадий эмбриогенеза хордовых:

1) гаструла, бластула, нейрула, органогенез 2) нейрула, гаструла, бластула

3) бластула, гаструла, нейрула 4) органогенез, нейрула, бластула, гаструла

4. Бластомеры образуются:

1) при оплодотворении 2) в процессе гаструляции

3) в период дробления 4) в процессе органогенеза

5. Какая стадия развития насекомых является приспособлением для активного питания и роста, но не способна к половому размножению:

1)зигота 2)личинка 3) куколка 4) имаго

6. Органогенез эмбрионального развития отличается от периода гаструляции тем, что приводит к образованию:

1) однослойного зародыша 2) двухслойного зародыша

3) трехслойного зародыша 4) осевого комплекса зародыша

7.Стадия однослойного зародыша:

1) гаструла 2) бластула 3) морула 4) нейрула

8.Из наружного зародышевого листка (эктодермы) в эмбриогенезе у ланцетника развиваются:

1) кожные покровы, нервная система и органы чувств

2) органы пищеварения и органы дыхания

3) скелет и мускулатура, органы кровообращения

4) органы дыхания, кровообращения и выделения

9. Зародышевые листки и их производные.

А) эктодерма:_______________________________________________________

Б) энтодерма:________________________________________________________

В) мезодерма:________________________________________________________

1) скелетная мускулатура,

2) поджелудочная железа и печень,

3) эпителий кожи, 4) эмаль зубов,

5) соединительная ткань, 6) эпителий лёгких.

10. Стадия эмбрионального развития, на которой зародыш представляет собой двухслойную структуру:

1) бластула 2) нейрула 3) морула 4) гаструла

11.Процесс индивидуального развития организма:

1) филогенез 2) клеточный цикл 3) онтогенез 4) эмбриогенез

12. Морфологические признаки зародыша на ранних стадиях развития:

А) гаструла:__________________________________________________

Б) нейрула:_______________________________________________________

1) эктодерма 2) энтодерма

3) мезодерма 4) хорда

5) нервная пластинка 6) бластопор(первичный рот)


Рекомендации по формативному оцениванию.

1. На этапе повторения материала можно распечатать схему.

2. На этапе осмысления выведите на экран критерии самооценивания или раздайте их учащимся. Это позволит учащимся самостоятельно оценить свою работу, сообщив о результатах учителю.

3. В конце урока проводится итоговое оценивание, для этого заранее проинформируйте учащихся о критериях оценивания, лучше распечатав их для всех учащихся. Оценивание проводится учителем.


Список полезных ссылок и литературы

  1. Образовательный сайт http://testent.ru/index/0-408

  2. Видео об онтогенезе https://www.youtube.com/watch?v=CLdvji5rQRY


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!