Исследовательский проект
«Каша-здоровье наше
Средней общеобразовательной школы №4
Руководитель проекта:
Баллод Екатерина ИвановнаУчитель начальных классов
2018 год
Оглавление.
Введение ………………………………………………………………………....
Основная часть …………………………………………………………………..
Содержание проекта………………………………………………………………
Этапы работы над проектом……………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Библиография ……………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………………..
Введение.
За последние годы наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, едим соевый творог, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами и т.д.
Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола домашнюю еду. Всем знакомое блюдо под названием «каша» приготовленное из разных круп, практически ушло из нашего рациона питания.
Основу питания наших прабабушек составляли каши, овощи и хлеб грубого помола.
Польза каш доказана многократно! Диетологи уверены: лучшего блюда, чем традиционная каша, просто не существует. Так почему полезно есть кашу и другие продукты из круп? Полезность каши заключается в том, что злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества в идеальном соотношении. К тому же, они дешёвые. И любой, кто хочет быть здоровым и энергичным, может и должен включать полезные каши в свой рацион. Главное для современного общества и для нас, молодого поколения, научиться различать полезные и вредные продукты, почувствовать разницу между ними и сделать правильный выбор.
Основная часть
Предмет исследования: болезни детей гастритом в раннем возрасте из-за неправильного питания. Большинство детей не любят каши, не знают о пользе злаковых культур. В ходе беседы с детьми их заинтересовало, где и как выращивают злаки и крупы: гречка, рис, манка, горох и т д. Какие разнообразные виды существуют, какими свойствами они обладают, и какие блюда из них можно приготовить. Для решения этой проблемы возник проект: «Каша здоровье наше»!
Объект исследования :
Гипотеза: Мы предположили, что если в кашах действительно сконцентрировано большое количество полезных, питательных веществ , то они имеют положительное значение для организма человека. Возможно, ребята не любят каши, потому что мало знают об их пользе.
Сферы применения проекта: Разработки можно использовать в качестве проведения классных часов, посвящённых здоровому и правильному питанию.
Цель проекта: формирование представления детей о каше, как полезном продукте на завтрак, через знакомство с традициями, играми, песнями, пословицами, поговорками, предметами быта русского народа, связанными с культовым блюдом - кашей.
Задачи:
1. Сформировать представления детей о законах правильного питания, о полезном продукте - каше, о витаминах в ней.
2. Пробудить интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем
3. Сформировать представления о связи рациона питания и образа жизни наших предков, о высококалорийных и полезных продуктах
4. Обогатить практический опыт детей в приготовлении каши
5. Воспитать у детей потребность вести здоровый образ жизни.
6. Стимулировать интерес родителей к вопросам правильного и здорового питания детей
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты.
Личностные УУД
1. Установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУ
1. Планировать свое действие в связи с поставленной
задачей.
2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные УУД
1. Ставить новые задачи и в сотрудничестве с учителем.
2. Преобразовывать познавательную задачу в
практическую.
Коммуникативные УУД
1.Умение слушать, слышать собеседника, вступать с ним
диалог.
2.Умение работать в группах.
Содержание проекта.
1. Выбор темы, целей.
2. Определение актуальности социальной проблемы.
3. Наблюдение за горячим обедом учащихся в школьной столовой.
4. Изучение мнений работников столовой, учащихся 1 классов.
5. Подготовка материала для социального проекта «Каша польза или вред»
6. Экспериментальная деятельность по теме проекта.
7. Пропагандистская деятельность среди учащихся 1-4 классов и родителей.
8. Подведение итогов работы.
9. Подготовка к защите проекта.
10.Защита проекта.
Этапы работы над проектом.
I этап теоретический (1-я неделя):
проведение учителем классного часа посвященного правильному питанию « Здоровое питание»;
формулирование проектной задачи;
уточнение темы;
выбор методов работы над проектом;
II этап: планирование (1-я неделя):
формирование проектных групп:
Роль | Функции | Кол-во | Ответственные |
Руководитель | Консультирует, мотивирует, наблюдает | 1 ч. | Классный руководитель |
Корреспонденты | Собирают информацию, обрабатывают её, знакомят с полученными результатами. Оформляют доклады. | 5 ч. | Александрова Екатерина Андреев Артём Новикова Вероника Иванов Матвей Иванова Мария |
Социологи | Проводят опрос, обрабатывают результаты. | 4 ч. | Легостаева Виктория Селезнёв Никита Звягин Дмитрий Башкатова Яна |
Экспериментаторы | Проводят эксперименты, дегустируют разные виды каш. Докладывают о полученных результатах | 3 ч. | Воробьёва Екатерина Дубовая Диана Дягилева Екатерина |
совместная разработка плана выполнения проекта;
определение источников информации.
III этап: практический (2-я неделя):
Изучение общественного мнения:
а) интервью с работниками школьной столовой «Что чаще всего остаётся на тарелках у учащихся?»
б) опрос учащихся «Как вы относитесь к кашам?» (Приложение 1 )
в) опрос мнения родителей « Как часто вы готовите кашу дома?»
Сбор информации (отв. корреспонденты )
а) поиск информации по теме проекта в энциклопедиях, справочниках о вкусной и здоровой пище, на сайтах в Интернете; (приложение 4 )
б) обработка информации (выбор самого важного и интересного);
в) оформление и защита докладов «Чем полезна каша?»
Проведение эксперимента « Каша против сникерса»
Проведение дегустации каш.
а) сбор рецептов.
б) с помощью родителей готовят кашу по рецептам.
Проведение игры- викторины «Каша-сила наша» (Приложение 2)
Объявление конкурса стихов «Ода каше» (Приложение 3 )
IV этап: итоговый (3-я неделя):
Анализ проведённой работы;
Повторный опрос, анкетирование
Оценка работы каждого в проекте;
Оформление проекта, оформление презентации и защита проекта.
Полученные результаты:
●Ученики приобрели знания, умения и навыки при самостоятельном исследовании и нахождении необходимой информации;
● У детей сформировалось правильное понимание рационального питания школьников за завтраком.
●Повысился уровень культуры общения с взрослыми и сверстниками.
Заключение.
Главным итогом работы над проектом является то, что дети смогли проявить себя в совместной деятельности.
Научились работать в группах. Их творчество и выдумка воплотились в разработке проекта.
Не всё получалось гладко, но хочется отметить, что ребята активно принимались за работу. Самое главное, что они достигли того, что запланировали.
Мне хочется предложить вашему вниманию отклики ребят и родителей, полученные по окончании проекта:
Иванов Матвей.: «Я узнал, что существует много круп и каждая полезна. Мои одноклассники подготовили интересные доклады. Мне понравилось делать проект».
Иванова Мария : «Я искала информацию о пользе каш. Узнала много интересного. Мне все очень понравилось. Я узнала, из каких круп делают каши, как они называются и что содержат. Было интересно».
Сергеева Анна: «Я узнала много нового о кашах. В гречневой каше много полезного. Мне очень понравилось».
Легостаева Виктория .: « Я узнала о том, что манная крупа получается из пшеницы, в ней мало полезных веществ».
Звягин Дмитрий .: «Я узнал, что каши полезны и вкусны. В них можно добавлять фрукты, овощи, ягоды, варенье, цитрусовые. Кашу можно есть на завтрак, на обед. Каши нужно есть, будешь сильным и здоровым. А еще я искал книги ,в которых упоминаются каши. Их оказалось много».
Лебедев Иван: « Есть много пословиц, загадок о кашах. Если не есть каши, то будешь слабым. Я узнал много нового. Я старался слушать внимательно. Мне очень понравилось работать над проектом».
Александрова Екатерина и Козлова Кристина : «Мы искали разные интересные рецепты приготовления каш. Их такое огромное количество!?»
Новикова Г.Д « Мне очень трудно было доказать своей дочери пользу завтрака, тем более необходимость есть кашу, теперь Даша сама заказывает кашу. Я считаю, что тема проекта была очень полезной для многих ребят».
Благодарим тех, кто принял участие в работе над проектом, а именно учащихся начальных классов, родителей, которые охотно откликнулись на призыв участвовать в нашем проекте и помогли его осуществить.
Библиография.
1. В. В. Похлёбкин «Национальные кухни наших народов»
Москва, «Пищевая промышленность», 1978 г.
2. В. М. Ковалев «Русская кухня: традиции и обычаи»
Москва, «Советская Россия», 1990 г.
3. Т.В. Корелина «Кулинария для всех»
С-Петербург, «Амаранта» 1992г
4. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании.»
Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.
5. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 2009г
6. Сайты Интернета
Приложение 1
1.Любите ли вы кашу? Любят/ Не любят/ Не едят совсем
- Какую кашу любите больше всего? ( Слайд № 16)
- Знаете ли чем полезна каша? Да / Нет. ( Слайд № 17)
Приложение 2
Викторина на тему «Каша – сила наша»
Задачи:
расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьника.
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.
ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША - МАТЬ НАША».
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо. (показ картинок о земледельцах: пшеница, рожь, просо) Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш ей».
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!» Выражение это дошло и до наших дней.
Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»
( Ребята хором произносят продолжение стишка )
Учитель:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.
Ребята! Вот перед вами набор различных круп. Кто сможет назвать, как они называются ?
ИГРА «Знатоки» «Найди пару!»
( На столе раскладывается гербарий из злаковых растений. Дети по виду колоска должны определить название растения, а затем найти соответствующую крупу и назвать ее. ( Ячневая, манная, пшеничная, рисовая, пшенная, гречневая, кукурузная, перловая )
Победители получают призы .
Учитель – Ребята ! Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша. Каши содержат необходимое количество питательных веществ . К тому же они легко усваиваются, что немаловажно утром ( ведь организм ребенка только просыпается ).
- Какая ваша любимая каша ?
( Дети называют свою любимую кашу).
Учитель : Манная крупа, приготовляемая из пшеницы, относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать ребенку на завтрак перед серьезными нагрузками ( контрольными, соревнованиями )
--- Вспомните, из какого рассказа эта история с манной кашей? (Зачитывается отрывок из рассказа Драгунского «Тайное становится явным»
Сорока проводит веселые конкурсы.
ВЕСЕЛЫЕ КОНКУРСЫ.
1 «Кто быстрее ?»
Вызываются два ребенка, они должны как можно быстрее из детской бутылочки через соску высосать манную кашу.
2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.
Пять минут --- и тарелка пустая !
А вот про какую кашу мы будем говорить сейчас, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалят»
Реклама
Игра «Поворята»
В блюдцах насыпаны вперемежку различные крупы. Задание «поворятам»: отделить крупы друг от друга и разложить по отдельным мискам. Победителем станет тот кто быстрее и без ошибки справится с заданием.
Стихи
Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять..
Говорят, что во рту у вас - каша!
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!
Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно,ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
А теперь, чтобы окончательно определить, кто из зрителей заработал сегодня призы, мы проведем викторину.
ВИКТОРИНА.
Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку?(Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари».
Сколько детей было у сороки-белобоки? (Пять)
Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р.Н.С.)
Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
Из чего сварена каша, которой поп из сказки А.С.Пушкина кормил своего работника? (Из полбы. Полбой на Руси называли особый вид пшеницы – с ломким колосом,т.е. пшеничная каша)
Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша? (Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили запасы-оставалось чуть-чуть гороха,пшена, перловки, гречихи. Чем же накормить истощенныхсолдат? Суворов приказал все варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу называют сейчас «суворовской»
Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой)
Знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда.Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели)
Приложение 3
«Ода о каше»
Сколько каши можно съесть?
Интересно очень!
Лично я могу её
Кушать днём и ночью! (Легостаева Виктория)
На столе красиво всё -
Вазочки, салфеточки.
Но не в этом даже дело -
Каша на тарелочке! (Лысенко Максим)
Положу клубнику в кашу -
Витамины это.
Вырасту большой, как папа,
Лучше папы нету! (Абдуллин Ильдар)
Приложение 4
Рецепты вкусных каш.
Манная каша без комочков
|
Как варить манную кашу без комочков: Кастрюлю с толстым дном сполоснуть холодной водой. Налить холодное молоко. Всыпать манную крупу, перемешать и оставить на 15-20 минут, чтобы манка набухла. Если молоко домашнее, его лучше развести водой в пропорции 3:1 |
|
Перед варкой тщательно перемешать манку. Поставить кастрюлю с манной крупой на медленный(!!!) огонь. Добавить соль и сахар. Помешивая (без фанатизма, но регулярно), довести до кипения и варить, уже все время помешивая, еще 6 минут. |
Выключить огонь, добавить масло и перемешивать еще минуту. Вкусная манная каша без комочков готова. |
Каша, приготовленная по этому рецепту получится не слишком густой и очень нежной. Приятного аппетита! |
Каша геркулесовая 6 порций 25 мин (ваши 25 мин) Практика 27.10.12 Все мы с детства знаем, что самая полезная каша – «Геркулес» или овсяная каша. Рецепт ее приготовления очень прост, а разнообразить кашу вы можете добавлением изюма, орехов, варенья или свежих ягод. Как приготовить геркулесовую кашу? |
Продукты (на 6 порций) | Хлопья овсяные - 270 г (чуть больше 2,5 стакана*) | Молоко - 600 г (около 2,5 стакана) | Вода - 200 г (0,75 стакана) | Масло сливочное - 40 г (2 ст. ложки) | Сахар - 50-100 г (0,25-0,5 стакана) | Соль - 0,5 ч. ложки | (*Объем стакана - 250 мл) | | | Каша по этому рецепту получается густая, даже суховатая, но очень вкусная! Если нужно приготовить более нежную овсяную кашу, молока нужно взять в 2 раза больше. Пошаговый фото рецептКаша геркулесовая | Подготовить ингредиенты для каши геркулесовой на молоке. | | Разбавить водой молоко, налить в кастрюлю, довести до кипения. | Добавить соль, сахар, размешать, засыпать овсяные хлопья «Геркулес». | Помешивая, варить геркулесовую кашу при слабом кипении 15-20 минут, до загустения. | При подаче в тарелки с кашей положить масло. | |
Буберт Rambutan Вы считаете, что манная каша – это для малышей, и свою порцию вы уже съели. Просто вы не пробовали латышский буберт. Очень вкусная…манная каша. Согласно Википедии, буберт – сытное и сладкое блюдо немецкой, латышской и эстонской кухонь. В отличие от каш, буберт не варится, а лишь заваривается — это оказывает решающее влияние на формирование особого вкуса. Буберт питательнее, чем манная каша, очень полезен детям. |
Продукты | Молоко – 0,5л | Манка – 0,75 стакана | Соль – по вкусу | Яйца – 4 шт. | Сахар – 6 чайных ложек или по вкусу | Лимонная или апельсиновая цедра – 1 чайная ложка | Ягодный сок – по вкусу | | | Пошаговый фото рецептБуберт | Из таких продуктов готовим буберт. | | Приготовление буберта. Отделить желтки от белков. Желтки растереть с сахаром и цедрой и хорошо взбить до кремообразного состояния. Взбить яичные белки в пышную пену. | Довести молоко до кипения, добавить щепотку соли и всыпать в него тонкой струйкой, все время мешая, манную крупу. Продолжать нагревать на слабом огне еще 1-2 минуты, не забывая мешать. Затем снять с огня, накрыть крышкой и еще чем-то теплым и дать набухнуть крупе настолько, чтобы она вобрала в себя все молоко (10 минут). Хорошо размешать и постепенно добавить взбитые желтки. Затем, продолжая мешать буберт, ввести в него взбитые яичные белки, взбивая всю массу. | К столу подать буберт, полив ягодным соком. Я полила буберт апельсиновым соком и украсила дольками апельсина. Буберт готов. Приятного аппетита! | |