Пояснительная записка:
Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание;
Тема: «Дорогою добра»
Актуальность и обоснование выбора темы
В последнее время в обществе отмечается спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности, таких как доброта, сострадание, сопереживание, доброжелательность. Во многих современных семьях материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления ο доброте, великодушии, справедливости, патриотизме. Отмечен также высокий уровень детской агрессивности, вызванный общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Формирование системы нравственных ценностей- одно из важнейших условий сохранения и развития человека, общества, страны.
Основы духовно-нравственного воспитания закладываются с раннего детства.
Данное мероприятие способствует пробуждению в ребёнке стремления совершать хорошие поступки, формирует желание быть полезным окружающим. Данное мероприятие можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, на классных часах.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия – мероприятие предназначено для обучающихся 2-4 классов (8-10 лет), родителей.
Цель мероприятия: формирование у обучающихся понятия, что доброта – одно из лучших качеств человека.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- знакомить обучающихся с нравственными понятиями «доброта», «добрые дела»;
- формировать представления о нормах общественной жизни.
Развивающие:
- развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к другому мнению;
- формировать у обучающихся потребность в доброжелательном отношении к окружающим;
- развивать навыки проявления сострадания и сочувствия, сопереживания.
Воспитательные:
- воспитывать стремление помочь окружающим;
- содействовать формированию дружного коллектива класса
-повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Планируемые результаты:
у обучающихся сформировано представление о духовных и нравственных ценностях;
обучающиеся способны проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;
у обучающихся сформировано умение работать в команде, умение слушать и выражать свою точку зрения.
1.9 Форма проведения воспитательного мероприятия: беседа
Данная форма развивает у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми). У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)-средствами человеческого общения.
1.10 Воспитательные методы и приемы: рассматривание рисунков, анализ заданных ситуаций, работа в группе способствуют развитию умения анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.
1.11 Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, выставка рисунков и плакатов, методическая разработка, презентация мероприятия.
1.12 Литература:
Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2004.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
«Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
«Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.
«Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова»
Основная часть
2.1 Подготовительный этап:
Учащиеся получают домашнее задание:
найти пословицы и поговорки о доброте, добре;
оформить стенд с рисунками, изображающими добрые поступки;
выучить стихи.
2.2 Классный час: «Дорогою добра»
Ход классного часа:
(звучит фонограмма песни «Дорогою добра»)
Учитель: - Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. Сейчас прозвучала очень известная песня поэта Юрия Энтина и композитора Марка Минкова. И вы, конечно, догадались, о чём пойдёт речь на нашем классном часе. Мы поведём разговор о доброте.
Как вы думаете, что такое добро, доброта?
(Заботливое, внимательное отношение. Это все хорошее, доброе, красивое.)
Ученик.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень важно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Очень важное слово для всех …
Доброта
Учитель: Мало быть добрым – надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям.
Стихи детей
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он…О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
“Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять”.
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
– Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
Учитель: – Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Мы живем с вами на планете Земля. И люди, к сожалению, совершают и добрые, и злые дела.
- А с чем можно сравнить доброту? На что она похожа? Давайте подумаем вместе…
Вот наш класс. Когда в нашем классе всё по-доброму, какое у всех настроение? Всем становится тепло, правда? Так, на что похожа доброта.? (на солнышко) Ребята, есть даже такая пословица «Доброта, что солнце»
слайд
Когда солнышко светит – хорошо, а когда кругом все добрые – ещё лучше! И нам сегодня поможет солнышко... Оно своим лучиком посветит в наш класс и сделает обстановку более тёплой и дружелюбной.
Ребята, давайте улыбнёмся также как доброе, ласковое солнышко…
С этой минуты солнце будет согревать нас, а вы в свою очередь постарайтесь дружить между собой и совершать только добрые поступки. Обещаете? (ответы детей)
Учитель: -Давайте попробуем представить, как бы вы поступили в разных ситуациях.
Разыгрывание ситуаций:
«В тесноте, да не в обиде»
Ребята работают за столом. Все места заняты. Подошла Юля. Она хочет работать с ребятами вместе.
Как должен поступить её одноклассник - Артём?
«В холодную погоду»
Вика в холодную погоду была легко одета и очень быстро замёрзла, а у Саши была курточка.
Как поступит Саша?
«По дороге в школу»
Вова заходит в школу, следом идёт Маша с пакетом и рюкзаком.
Как поступит Вова?
«На лестнице»
Пелагея осторожно спускается по лестнице. Лестница только что вымыта. Мимо идёт Егор.
Как он поступит?
Учитель: -Молодцы! Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
- Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук деда.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
Учитель: – Какой человек оказался самым добрым?
– А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?
Учитель: Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Народ сложил о добре и доброте много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки о добре и доброте вы знаете?
(Дети называют пословицы и поговорки о доброте.
Пословицы и поговорки.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
"Не одежда красит человека, а его добрые дела".
«Спешите делать добро!»
Игра «Собери пословицу»
Учитель: -А теперь давайте проведём игру «Собери пословицу»
Сейчас вы разделитесь на две команды. Первая команда получит карточки с началом пословиц, вторая- с их окончанием. Вы должны составить пословицу, прочитать и объяснить смысл пословицы.
Добра желаешь – добро и делай.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
Слайд «Пословицы»
Учитель: -А сейчас я предлагаю спеть песню «Если добрый ты»
(Дети исполняют песню «Если добрый ты» Аркадия Хайта)
Учитель: - Быть добрым человеком непросто. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом родители, учителя, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
Игра «Сказка».
Учитель: - Я буду вам показывать картинку сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Крокодил Гена, Василиса Премудрая, Красная шапочка, Карабас Барабас, Баба – Яга, Золушка.)
Учитель: «Ребята, а как вы думаете какие черты характера присущи добрым людям?»
(Дети перечисляют: доброта, внимание, отзывчивость, помощь, чуткость…)
Учитель: «А среди нас есть добрые и заботливые люди?»
(Ученики называют добрых людей.)
Учитель: «А почему вы их считаете добрыми?»
Учитель: «Я очень рада, что вас окружают такие добрые и заботливые люди, которые стараются вам помочь, поддержать вас. И вам с ними интересно и легко.
Ученик:
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта ,как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: - Никогда не бойтесь улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи. Никогда не бойтесь понять и простить. Никогда не бойтесь просить прощения.
Ученик:
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ученик:
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Упражнение «Продолжи предложение»
Учитель: - Как вы думаете: какому доброму поступку будет рада ваша мама, сестрёнка? Начинайте предложение со слов: «Моя мама будет рада, если я…»
- «Моя младшая сестрёнка (братишка) будет рада (или рад), если я…»
Учитель: - А какие добрые слова вы знаете?»
(ответы детей)
Добрые слова – это прежде всего «волшебные» слова.
Слайд
Учитель. Но также очень важно в трудную минуту сказать человеку слова поддержки.
Медики советуют ежедневно 1 – 3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
Слайд
Учитель. Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся.
Заканчивается наш классный час. Я думаю, вы многое поняли и о многом задумались: а правильно лия себя веду по отношению к старшим и своим друзьям. Желаю, чтобы вы всегда были добропорядочными и милосердными.
А сейчас пусть каждый из вас нарисует свою ладошку на этом белом листе бумаги и напишет на ней доброе слово, которое вы хотите сказать своим одноклассникам или мне.
(звучит «Вальс» Шопена, дети рисуют свои ладошки и пишут добрые слова)
Учитель: - Не забывайте дарить окружающим добрые слова каждый день! Они помогут вам идти по жизни правильной дорогой – «дорогою добра»!
( звучит фонограмма «Дорогою добра»)
3.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Сценарий данного мероприятия предназначен для работы педагогов по формированию духовного и нравственного воспитания обучающихся.