СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация воспитательного мероприятия "Дорогою добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по формированию основ духовно-нравственного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация воспитательного мероприятия "Дорогою добра"»

  1. Пояснительная записка: 

    1. Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание;

    2. Тема: «Дорогою добра»

    3. Актуальность и обоснование выбора темы

В последнее время в обществе отмечается спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности, таких как доброта, сострадание, сопереживание, доброжелательность. Во многих современных семьях материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления ο доброте, великодушии, справедливости, патриотизме. Отмечен также высокий уровень детской агрессивности, вызванный общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

 Формирование системы нравственных ценностей- одно из важнейших условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются с раннего детства.

    1. Данное мероприятие способствует пробуждению в ребёнке стремления совершать хорошие поступки, формирует желание быть полезным окружающим. Данное мероприятие можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, на классных часах.


    1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия – мероприятие предназначено для обучающихся 2-4 классов (8-10 лет), родителей.




    1. Цель мероприятия: формирование у обучающихся понятия, что доброта – одно из лучших качеств человека.


    1. Задачи мероприятия:

Образовательные:


- знакомить обучающихся с нравственными понятиями «доброта», «добрые дела»;

- формировать представления о нормах общественной жизни.


Развивающие:


- развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к другому мнению;

- формировать у обучающихся потребность в доброжелательном отношении к окружающим;

- развивать навыки проявления сострадания и сочувствия, сопереживания.


Воспитательные:

- воспитывать стремление помочь окружающим;

- содействовать формированию дружного коллектива класса

-повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.





    1. Планируемые результаты:

у обучающихся сформировано представление о духовных и нравственных ценностях;


обучающиеся способны проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;


у обучающихся сформировано умение работать в команде, умение слушать и выражать свою точку зрения.


1.9 Форма проведения воспитательного мероприятия: беседа

Данная форма развивает у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми). У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)-средствами человеческого общения.

1.10 Воспитательные методы и приемы: рассматривание рисунков, анализ заданных ситуаций, работа в группе способствуют развитию умения анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей.


1.11 Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, выставка рисунков и плакатов, методическая разработка, презентация мероприятия.



1.12 Литература:



  1. Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2004.

  2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.

  3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.

  4. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

  5. «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.

  6. «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.

  7. «Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова»


    1. Основная часть


2.1 Подготовительный этап:

Учащиеся получают домашнее задание:

найти пословицы и поговорки о доброте, добре;

оформить стенд с рисунками, изображающими добрые поступки;

выучить стихи.



2.2 Классный час: «Дорогою добра»



Ход классного часа:



(звучит фонограмма песни «Дорогою добра»)

Учитель: - Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. Сейчас прозвучала очень известная песня поэта Юрия Энтина и композитора Марка Минкова. И вы, конечно, догадались, о чём пойдёт речь на нашем классном часе. Мы поведём разговор о доброте.

Как вы думаете, что такое добро, доброта?

(Заботливое, внимательное отношение. Это все хорошее, доброе, красивое.)

Ученик.

Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень важно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Очень важное слово для всех …

Доброта




Учитель: Мало быть добрым – надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям.

Стихи детей

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

 

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

 

На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он…О чем?

Угадал его мысли?

 

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей.

 

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем –

Галопом сестренка

Помчится на нем!

 

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Ее думы, заботы.

“Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять”.

 

И ты совершаешь великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

 – Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!





Учитель: – Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Мы живем с вами на планете Земля. И люди, к сожалению, совершают и добрые, и злые дела.

- А с чем можно сравнить доброту? На что она похожа? Давайте подумаем вместе…

Вот наш класс. Когда в нашем классе всё по-доброму, какое у всех настроение? Всем становится тепло, правда? Так, на что похожа доброта.? (на солнышко) Ребята, есть даже такая пословица «Доброта, что солнце»

слайд

Когда солнышко светит – хорошо, а когда кругом все добрые – ещё лучше! И нам сегодня поможет солнышко... Оно своим лучиком посветит в наш класс и сделает обстановку более тёплой и дружелюбной.

Ребята, давайте улыбнёмся также как доброе, ласковое солнышко…

С этой минуты солнце будет согревать нас, а вы в свою очередь постарайтесь дружить между собой и совершать только добрые поступки. Обещаете? (ответы детей)



Учитель: -Давайте попробуем представить, как бы вы поступили в разных ситуациях.



Разыгрывание ситуаций:

  1.  «В тесноте, да не в обиде»

Ребята работают за столом. Все места заняты. Подошла Юля. Она хочет работать с ребятами вместе.

Как должен поступить её одноклассник - Артём?

  1. «В холодную погоду»

Вика в холодную погоду была легко одета и очень быстро замёрзла, а у Саши была курточка.

Как поступит Саша?

  1. «По дороге в школу»

Вова заходит в школу, следом идёт Маша с пакетом и рюкзаком.

Как поступит Вова?

  1.  «На лестнице»

Пелагея осторожно спускается по лестнице. Лестница только что вымыта. Мимо идёт Егор.

Как он поступит?


Учитель: -Молодцы! Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
- Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук деда.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.

Учитель: – Какой человек оказался самым добрым?
– А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?

Учитель: Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Народ сложил о добре и доброте много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки о добре и доброте вы знаете?

(Дети называют пословицы и поговорки о доброте.

Пословицы и поговорки.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • "Не одежда красит человека, а его добрые дела".

  • «Спешите делать добро!»



Игра «Собери пословицу»

Учитель: -А теперь давайте проведём игру «Собери пословицу»

Сейчас вы разделитесь на две команды. Первая команда получит карточки с началом пословиц, вторая- с их окончанием. Вы должны составить пословицу, прочитать и объяснить смысл пословицы.

Добра желаешь – добро и делай.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

Слайд «Пословицы»



Учитель: -А сейчас я предлагаю спеть песню «Если добрый ты»

(Дети исполняют песню «Если добрый ты» Аркадия Хайта)

Учитель: - Быть добрым человеком непросто. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом родители, учителя, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.

Игра «Сказка».

Учитель: - Я буду вам показывать картинку сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Крокодил Гена, Василиса Премудрая, Красная шапочка, Карабас Барабас, Баба – Яга, Золушка.)


Учитель: «Ребята, а как вы думаете какие черты характера присущи добрым людям?» 

(Дети перечисляют: доброта, внимание, отзывчивость, помощь, чуткость…)

Учитель: «А среди нас есть добрые и заботливые люди?» 

(Ученики называют добрых людей.)

Учитель: «А почему вы их считаете добрыми?»

Учитель: «Я очень рада, что вас окружают такие добрые и заботливые люди, которые стараются вам помочь, поддержать вас. И вам с ними интересно и легко.



Ученик:

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта ,как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.





Учитель: -  Никогда не бойтесь улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи. Никогда не бойтесь понять и простить. Никогда не бойтесь просить прощения.



Ученик:

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Ученик:



Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.

Упражнение «Продолжи предложение»

Учитель: -  Как вы думаете: какому доброму поступку будет рада ваша мама, сестрёнка? Начинайте предложение со слов: «Моя мама будет рада, если я…»

- «Моя  младшая сестрёнка (братишка) будет рада (или рад), если я…»



Учитель: - А какие добрые слова вы знаете?» 

(ответы детей)

Добрые слова – это прежде всего «волшебные» слова.

Слайд

Учитель.  Но также очень важно в трудную минуту сказать человеку слова поддержки.


Медики советуют ежедневно 1 – 3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес которого слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.

Делать людям хорошее – хорошеть самому.

Слайд

Учитель.  Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся.

Заканчивается наш классный час. Я думаю, вы многое поняли и о многом задумались: а правильно лия себя веду по отношению к старшим и своим друзьям. Желаю, чтобы вы всегда были добропорядочными и милосердными.

А сейчас пусть каждый из вас нарисует свою ладошку на этом белом листе бумаги и напишет на ней доброе слово, которое вы хотите сказать своим одноклассникам или мне.



(звучит «Вальс» Шопена, дети рисуют свои ладошки и пишут добрые слова)

Учитель: - Не забывайте дарить окружающим добрые слова каждый день! Они помогут вам идти по жизни правильной дорогой – «дорогою добра»!

( звучит фонограмма «Дорогою добра»)





3.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.



Сценарий данного мероприятия предназначен для работы педагогов по формированию духовного и нравственного воспитания обучающихся.