Методическая схема обучения учащихся решению задачи
(Технология РКМЧП)
Решите задачу: Из города А в город В выезжает велосипедист, а через 3 часа после его выезда из города В навстречу ему выезжает мотоциклист, скорость которого в 3 раза больше, чем скорость велосипедиста. Велосипедист и мотоциклист встречаются посередине между А и В. Сколько часов в пути до встречи был велосипедист?
Методическая схема обучения учащихся решению задачи 1. Подготовительный этап.
Полезно повторить зависимость между скоростью, временем и расстоянием. С этой целью можно включить в урок следующие устные задания:
1. Два велосипедиста движутся с одинаковой скоростью. Первый – 2 часа, второй - 3 часа. Кто из них проедет большее расстояние?
2.За какое время пешеход, движущийся со скоростью 4 км/ч, пройдет расстояние 12 км?
3.Какое расстояние за 2 часа проедет лыжник, движущийся со скоростью 7 км/ч.
2. Анализ текста задачи и составление краткой записи условия.
- О чём эта задача? О движении велосипедиста и мотоциклиста.
- На какие участки можно разделить путь, пройденный велосипедистом? Мотоциклистом? Весь путь 2S, а половина пути S.
- Что в задаче спрашивается? Сколько часов в пути до встречи был велосипедист?
- Что в задаче известно? Известно, что велосипедист был в пути на 3 часа больше, чем мотоциклист. Скорость мотоциклиста в 3 раза больше скорости велосипедиста.
- Что неизвестно? Неизвестно расстояние между пунктами А и В. Время велосипедиста на половине участке пути, его скорость, время, расстояние и скорость мотоциклиста на втором участке пути.
- Что известно про скорость велосипедиста и скорость мотоциклиста? Скорость мотоциклиста в 3 раза больше, чем скорость велосипедиста.
Обозначим на схеме основные величины и их значения.
Vв 2S Vм
Vв в 3 раза
А 3час В
- Как связаны между собой величины «скорость», «время» и «расстояние»? Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время, чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время, чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
- Занесем данные, неизвестные и искомое в таблицу.
| Участки пути | Скорость (км/ч) | Расстояние 2S (км) | Время (ч) |
велосипедист | 1/2 пути | х | S | S/х? на 3 ч. больше |
мотоциклист | 1/2 пути | 3х | S | S/3х |
3. Разбор задачи.
Можно провести аналитический способ разбора задачи.
Аналитический способ разбора. |
· О чем спрашивается в задаче? Сколько часов в пути до встречи был велосипедист? · Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? Нужно знать скорость велосипедиста и мотоциклиста и расстояние, пройденное велосипедистом и мотоциклистом. ∙Известны эти величины в задаче? Нет, мы не знаем. ∙ Что для этого необходимо сделать? Скорость велосипедиста удобно принять за Х, тогда скорость мотоциклиста 3Х. ∙Известно расстояние пройденное велосипедистом? Мотоциклистом? Нет, мы не знаем ∙ Что для этого необходимо сделать? Половину пути удобно обозначить S. ∙Известно расстояние между пунктами А и В? Нет, мы не знаем. Расстояние между пунктами А и В равно 2S (км). ∙Знаем мы время движения на первом участке пути? Нет ·Можно ли выразить время велосипедиста до встречи? ДА. S/х ∙Знаем мы время движения на втором участке пути? Нет ∙Можно ли выразить время мотоциклиста до встречи? ДА. S/3х ∙Известна ли разница во времени? Да, велосипедист был в пути до встречи на 3 часа больше, чем мотоциклист, поэтому можно составить уравнение для решения задачи. |
4. Составление плана решения.
Учитель предлагает учащимся составить план решения задачи, который выглядит следующим образом:
1. Принимаем скорость велосипедиста за х (км/ч), скорость мотоциклиста - 3 х (км/ч).
2. Принимаем расстояние между пунктами А и В за 2S (км), тогда половина пути - S (км).
3.Зная формулу t = S : V и разницу во времени, составим уравнение для решения задачи.
5. Запись решения и ответа.
;
2S = 9х;
Х =
; Значит, скорость велосипедиста
(км/ч).
S :
= 4,5 (час). Был в пути велосипедист до встречи.
Ответ: 4,5 часа.
6. Работа над задачей после решения.
После решения задачи необходимо организовать проверку решения задачи. Для этого можно использовать следующий методический прием:
Выбор ответа из предложенных учителем вариантов.
2/9 часа, 4,5час, 9/2 час, 4,5 км/ч.
Выбор учеником ответа 4,5 км/ч говорит – об ошибке в наименовании; 2/9 часа - об ошибке при делении; важно заметить, что 4,5 = 9/2, однако ответ желательно записать в виде десятичной дроби.