Методические аспекты обучения детей с ОВЗ
Снигирева Марина Борисовна
МБОУ « СОШ №88 с кадетскими классами», г. Барнаул
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. [2].
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, часто не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: «Я не могу. Я не знаю». Дети с ОВЗ из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием, поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности).
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. [3].
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ учитель может использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.
- Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.
- Ратификация (похвала, одобрение) за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности.
- Использование мультимедийной презентации открывает большие перспектива для повышения интереса учащихся к учению, мотивирует на приобретение новых знаний, стимулирует познавательное мышление.
- Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
- Восприятие материала на определённом этапе урока с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти. Данный вид работы помогает переключению эмоционального состояния детей после активной деятельности. [1].
Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь на педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный процесс и управление познавательной деятельностью. Успех учителей, работающих по системе инклюзивного образования, в достижении полной успеваемости школьников объясняется тем, что фронтальная работа со всем классом сочетается с индивидуальным подходом к каждому ученику с ОВЗ. Здесь существует несколько этапов.
Первый этап – подход при опросе учащихся:
1.Дети с ОВЗ опрашиваются чаще других.
2.Учащимся с ОВЗ дается возможность сделать предварительные записи и зарисовки на доске, ответы у стола учителя.
3.Первоначально детям с ОВЗ разрешается отвечать по простому плану, составленному дома, но не содержащему явных подсказок.
4.Чаще практикуется ответ на основной вопрос по плану учителя.
5.При фронтальном опросе ученикам с ОВЗ сначала дают простые вопросы, ответы поощряются, чтобы включить их в деятельность по более сложным вопросам.
6.При опросе школьникам предлагается серия картин, плакатов, помогающих изложить существо явления, понятия правила, закона.
7.Обязательная проверка домашнего задания.
8.Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учитель поддерживает робких и застенчивых, приучает к усидчивости легко возбудимых детей, формирует самостоятельность и активность слабовольных.
Второй этап – подход к самостоятельной работе:
1.Задания для учащихся с ОВЗ отличаются следующими особенностями:
- они являются посильными для детей в данный момент;
- в них содержится план и подробный инструктаж;
- они отличаются вначале меньшим объемом;
- практикуется задание по «выбору», когда ученик сам определяет какой из вариантов для него посилен в настоящий момент;
- глубина, объем знаний и степень помощи со стороны учителя изменяется по мере преодоления отставания ученика в умении.
2.Во время самостоятельной работы учитель осуществляет контроль за учащимися с ОВЗ, чаще подходит к ним, своевременно инструктирует их, помогает, проверяет, предлагает исправить ошибки.
3.Во время практических работ дается задание ученикам для оказания помощи детям с ОВЗ в овладении умениями и навыками.
4.При закреплении учебного материала учитель проверяет степень усвоения материала учениками путем контрольных вопросов, тестирования.
Третий этап – подход к домашним заданиям:
1.Задания составляются с учетом личных затруднений ученика с ОВЗ, выявленных учителем в ходе работы над ошибками.
2.Используются карточки-помощницы с направляющим планом действий, т.е. дифференцируется характер помощи.
3.Даются дополнительные задания тренировочного плана.
4.Учитывается тип памяти учеников с ОВЗ и предлагаются наглядные пособия.
Четвертый этап – дополнительные занятия:
1.Преодоление фактических пробелов в знаниях.
2.Развитие навыков мышления.
3.Развитие учебных умений (чтение, письмо, счет и т.д.).
При организации учебно – воспитательного процесса с учащимися с ОВЗ используется следующие подходы:
• замедленный темп обучения;
• предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения);
• дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;
• соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности;
• использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;
• организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
• наглядно – практический характер обучения;
• опора на знания и жизненный опыт учащихся;
• установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. [3].
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Библиографический список
Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2004. 184 с.
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. Красноярск, 2013. С. 71-95.
Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001.