Методические аспекты работы
на уроках литературного чтения в начальных классах.
Формирование читательских компетенций при использовании дополнительной литературы.
Компетенции – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
Исходя из этого, федеральные государственные стандарты определяют читательскую компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Следовательно, читательская компетенция – это знание законов,
правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную работу по освоению художественных текстов. Понятие читательская компетентность тесно связано с понятием функциональной грамотности, при этом речь идет о способности читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении.
Читательская компетенция участвует в формировании ключевых
компетенций (классификация А.В. Хуторского):
1) ценностно-смысловой компетенции;
2) общекультурной компетенции;
3) учебно-познавательной компетенции;
4) информационной компетенции;
5) коммуникативной компетенции;
6) личностной компетенции.
Так, например, читательская компетенция участвует в формировании
ценностно-смысловых ориентиров обучающихся. Жизненный опыт
школьников чаще всего небольшой, поэтому в процессе обучения литературе он может компенсироваться читательским опытом. Следовательно, читательская компетенция призвана способствовать достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах.
Для того чтобы читать и понимать художественный текст, необходимо обладать познаниями в области истории, отечественной и мировой культуры определенной эпохи. Чтобы стать подготовленным читателем, необходимо владеть общекультурными знаниями и вместе с этим обладать учебно-познавательными компетенциями. Небольшой кругозор и ограниченный словарный запас являются серьезными препятствиями на пути к пониманию книги.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.
Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению, выступают следующие образовательные технологии:
-личностно ориентированные
-развивающие
-деятельностно- ориентированные
-развивающие технологии критического мышления
-игровые технологии
-проблемного обучения
-дифференцированного обучения
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Первый этап: Работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Второй этап: работа во время чтения текста:
После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения:
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
Технология групповой работы. Применение групповой работы на уроках чтения, по - моему мнению, удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.
Рассмотрим более подробно технологию «введения» учащихся начальной школы в мир художественной литературы.
Чтение книг для учащихся – это преодоление трудностей. Важно на начальном этапе обучения чтению заинтересовать многообразием произведений. Каким же образом это можно осуществить? Красочная обложка, чтение с выражением учителем произведения на уроке, представление всей линейки произведений данного автора, изучаемого на уроке. Детям представляют книги, как огромный мир. На уроках учащиеся знакомятся с такими понятиями как: автор, заголовок, обложка, абзац, форзац, переплет.
Впервые, во второй половине первого класса обучения, учащиеся знакомятся со справочной литературой. Автор, соавтор, переводчик, под редакцией, издание, глава, содержание, количество страниц, художник – иллюстратор – слова, которые впервые входят в повседневный обиход младших школьников.
Именно с первого класса учитель и школьный библиотекарь вводит учащихся в мир библиотечного пространства. Учат их ориентироваться в стеллажах (по стилям произведений), полках, расстановках книг по авторам (в алфавитном порядке). Учат выбирать книги в соответствии со своим возрастом и интересами.
В школе впервые происходит знакомство учащихся со справочной литературой. В обиход учащихся входят словари (по возрасту, по тематике произведений), справочники.
Во втором классе учащиеся знакомятся с биографическими сведениями авторов произведений. Это необходимое условие понимания творчества писателя и источник создания культурного фонда младших школьников.
В третьем триместре обучения (2 класс), уместно вводить толковый словарь русского языка (С.И.Ожегова, В.И.Даля). Программой предоставляется возможность использовать толковый словарь, как средство поиска дополнительной информации.
В третьем – четвертом классе учащиеся могут использовать 8 словарей:
1. Толковый словарь.
2. Словарь «Пиши правильно» (орфографический)
3. Словарь «Произноси правильно» (орфоэпический)
4. Словарь происхождения слов.
5. Авторский словарь.
6. Словарь синонимов и антонимов. (Подбор синонимов или антонимов.
Синонимы: алчный-жадный, важничать-зазнаваться, задира-драчун.
Антонимы: щедрый-скупой, халатный-добросовестный, смеркаться-светать, отчаяние-надежда).
7. Словарь иностранных слов.
8. Во втором полугодии вводится словарь - «Словарь устойчивых выражений» (фразеологический словарь).
Для проверки эффективности использования дополнительных источников информации для повышения познавательного интереса разработано анкетирование с целью выявления интереса обучающихся к изучению литературного чтения
С помощью словарей учащимся предоставляется возможность:
- научиться работать с несколькими источниками информации;
- обогатить свой словарный запас;
- познакомиться с лексическим значением незнакомых слов;
- усвоить грамматические формы, нормы языка;
- научиться правильному орфоэпическому произношению и
соблюдению нормативного ударения;
- закрепить в своей памяти зрительным путем трудно усваиваемые слова, через написания этих слов.
Учитель обязательно рассказывает младшим школьникам о правилах использования толкового словаря, о правилах нахождения нудных слов.
В работе со словарями выделяют три этапа:
- подготовительный
- начальный
- основной.
Подготовительный этап
Основная цель подготовительного этапа состоит в том, чтобы подготовить каждого ребенка в классе к обращению со словарем как со своим помощником и советчиком. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:
- освоение алфавита как строгой последовательности букв,
- освоение словаря как особой специальной книги учебного характера.
Начальный этап
Основная цель – сформировать у детей первоначальные умения пользоваться словарем.
На начальном этапе продолжается решение задач подготовительного этапа (освоение алфавита и освоение словаря как учебной книги).
Углубляется представление о словаре как о книге справочного характера.
Формируется первоначальное представление о разных видах языковых (лингвистических) словарей и о назначении каждого из них.
Основной этап
Основной этап связан с обучением детей во 2-4 классах.
Цели этапа: сформировать представления о разных видах лингвистических словарей воспитать умение и привычку обращаться к словарю за помощью и советом.
Продолжается решение задач предыдущих этапов. Дети приучаются пользоваться словарями:
а) как справочниками,
б) как альтернативным учебным пособием по русскому языку.
Приемы работы с дополнительной литературой и другими источниками информации:
1) ознакомление младших школьников учителем с различными видами дополнительными источниками информации на уроках литературного чтения;
2) самостоятельное чтение дополнительной литературы и использование других источников информации учениками перед изучением определенной темы;
чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг учителем, при этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте;
3) доклады и сообщения младших школьников по материалам прочитанной книги (для 3 – 4 классов);
4) коллективное чтение дополнительной литературы, ответы на вопросы обучающихся в связи с самостоятельным чтением дополнительной литературы и поиском дополнительных источников информации;
5) ведение читательских дневников;
6) игровые приемы в виде викторин, кроссвордов;
7) создание проблемной ситуации, побуждающей учеников читать книги и использовать другие источники информации
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг, талантливо прочесть их - задача взрослых, задача тех, кто верит в силу книги и болеет душой за возрождение культуры и умов России.