Методические материалы для развития речи младших школьников (автоматизация звуков)
Подготовила Арефьева В.А
Учитель начальных классов
2018г
Различение звуков с и з, сь и зь, с и сь, з и зь
• Попросите ребенка повторить слоги: са-за, со-зо, су-зу, сы-зы; ся-зя, сё-зё, сю-зю, си-зи; аса-аза, асо-азо, асу-азу, оса-оза, осо-озо; са-ся, со-сё, су-сю, сы-си; за-зя, зо-зё, зу-зю, зы-зи.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] и [з] ([с’] и [з’]) в начале и середине слова: санки — звезда, замок—самовар, капуста—кузнечик, коза —лиса, селедка —зеркало, обезьяна-апельсины. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, чередуя произнесение слов то со звуком [с] ([с’]), то со звуком [з] ([з’]). Обратите внимание на правильность произнесения этих звуков.
• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:
са-са-са—выпала роса,
зи-зи-зи — капусту погрузи,
за-за-за — отказали тормоза,
са-са-са—залетела к нам оса,
су-су-су—обед на стол несу,
за-за-за—улетела стрекоза,
зу-зу-зу—руки моем мы в тазу,
су-су-су—в лесу видели лису,
сы-сы-сы—подарили мне весы,
зу-зу-зу—мы поймали стрекозу,
зы-зы-зы—отнеси тазы,
сы-сы-сы—у кота усы,
се-се-се — вся трава в росе,
зы-зы-зы — не боимся мы грозы,
зе-зе-зе —ест бананы шимпанзе,
си-си-си—воды принеси,
си-си-си —в пруду караси,
зи-зи-зи—быстрей меня вези.
• Прочитайте ребенку чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки; предложите ему повторить их:
Соня Зине принесла бузину в корзине.
Сеня—незнайка, а Зина—зазнайка.
Все за одного, один за всех.
Сказал—что узлом завязал.
• Загадайте ребенку загадки:
Красный нос в землю врос.
(Морковь)
Зимой белый, летом серый.
(Заяц)
Без рук, без ног К небу ползет.
(Дым)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
• Выучите с ребенком:
Арбуз
Вот какой у нас арбуз —
Замечательный на вкус!
Даже нос и щеки
Все в арбузном соке.
Где ж поспел арбуз такой,
Как варенье сладкий?
Неужели под Москвой,
На колхозной грядке?
Угадали!
Наш арбуз
Вырос в Подмосковье.
Сочен, сладок он на вкус —
Ешьте на здоровье!
3. Александрова
***
Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого
К белой березке.
— Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся!
Белая березка,
Стой, не качайся!
(Русская народная песенка)
Различение звуков с и ц
• Предложите ребенку повторить слоги: са-ца, со-цо, су-цу, сы-цы, ас-ац, ос-оц, ус-уц, ыс-ыц, ис-иц, ес-ец, аса-аца, оса-оца, уса-уца.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] и [ц] в начале, середине и в конце слова: сова—цапля, цветок—стакан, колесо —ножницы, лес—огурец, лестница—гусеница. Предложите ребенку назвать эти предметы, чередуя слова со звуком [с] и со звуком [ц]. Обратите внимание на правильность произнесения этих звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
са-са-са—вот так чудеса,
су-су-су—заплети косу,
ца-ца-ца—мы встретили бойца,
цу-цу-цу—напиши письмо отцу,
со-со-со—сменили колесо,
сы-сы-сы—дай собаке колбасы,
цо-цо-цо — снесла курица яйцо,
цы-цы-цы—летят на юг скворцы,
ес-ес-ес—мы сделали навес,
ис-ис-ис—попался хитрый лис,
ец-ец-ец — сидит в гнезде птенец,
иц-иц-иц—много в городе больниц.
• Предложите ребенку повторить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки:
- Из соседнего колодца целый день водица льется.
- Мой отец пасет овец.
- Молодец против овец, а против молодца сам овца.
- Кто за все берется, тому ничего не удается.
- Поговорка—цветок, пословица—ягодка.
- Кто смел, тот и цел.
• Загадайте ребенку загадки:
Девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
2)Два братца
В воду глядятся,
А все не сойдутся.
(Берега реки)
3)Не зверь, не птица,
А нос как спица.
(Комар)
4)Белая корзинка —
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
5)Два конца, два кольца,
А посредине гвоздик.
(Ножницы)
• Выучите с ребенком стихотворение:
Цыпленок Цып
Из колодца принесла
Курица водицы,
И цыплята всей семьей
Побежали мыться.
Только Цып стоит в сторонке,
Не желает мыться.
Потому что, как огня,
Он воды боится.
И сказала строго мама:
«Мыться дети все должны.
Цып играть не будет с нами,
Нам грязнули не нужны».
А. Максаков
Исправление недостатков произношения шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Материал для закрепления и различения шипящих звуков
Закрепление звука ш
• Попросите ребенка повторить слоги: ша, шо, шу, ше, ши, аш, ош, уш, еш, иш, аша, ашо, ашу, оша, ошо, ошу.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук [ш] в начале, середине и в конце слова: шапка, школа, пушка, катушка, малыш, мышь. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения звука.
• Предложите ребенку повторить вслед за вами шутки-чистоговорки, скороговорки:
ша-ша-ша—я качаю малыша,
ши-иш-ши — глубоко дыши,
шо-шо-шо — поем мы хорошо,
аш-аш-аш —я точу карандаш,
шу-шу-шу—пилотку я ношу,
уш-уш-уш—принимаем душ,
ше-ше-ше —утка в камыше,
ыш-ыш-ыш—у Кати камыш.
Тише, мыши, кот на крыше,
Луша под душем мыла мылом уши,
Леша и Клаша едят пшенную кашу.
• Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:
Тише едешь—дальше будешь.
Шило в мешке не утаишь.
Любит и кошка мышку.
Говори меньше, думай больше.
Кошка только на мышей храбра.
• Загадайте ребенку загадки; выучите с ним некоторые из них:
Два брюшка,
Четыре ушка.
(Подушка)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)
Пляшет крошка, а всего одна ножка.
(Волчок)
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.
Дядя Леша
Миша и Маша шли в школу. Около школы они увидели дядю Лешу. Он работает в школе шофером. Дядя Леша хорошо водит машину. Он иногда катает на ней Машу и Мишу. Миша любит машины и мечтает быть шофером, как дядя Леша.
Вопросы: куда шли Миша и Маша? Кого они увидели около школы? Кем работает дядя Леша в школе? Как водит дядя Леша машину? Кого катает дядя Леша на машине? Кем мечтает быть Миша?
• Выучите с ребенком считалку и стихотворение:
По тропинке,
По дорожке
Шли четыре Понарошки,
А навстречу
На горошке
Проезжали
Три картошки.
Если каждой Понарошке
Дать на завтрак
По картошке,
То одной
Из понарошек
Что достанется? —
Горошек.
В. Голяховский
Закрепление звука ж
• Предложите ребенку повторить слоги: жа, жо, жу, жи, же, ажа, ажо, ажу, ожа, ожо, ожу, ажи, аже.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук [ж] в начале и середине слова: жираф, журавли, лыжи, мороженое. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения звука.
• Прочитайте шутки-чистоговорки; попросите ребенка повторить их:
жа-жа-жа—иголки у ежа,
же-же-же — «Волга» в гараже,
жу-жу-жу—я флаг в руке держу,
жи-жи-жи—в воде плавают моржи,
жа-жа-жа—поймали мы ужа,
жу-жу-жу—я на тахте лежу,
жи-жи-жи—я точу ножи.
• Предложите ребенку повторить чистоговорку, скороговорку:
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
• Прочтите пословицы, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:
Жить-поживать да добра наживать.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
• Загадайте ребенку загадки и выучите с ним некоторые из них:
Лежал, лежал да в реку побежал.
(Снег)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух)
Не огонь, а жжется.
(Крапива)
Иголки лежали, лежали
Да под пол убежали.
(Еж)
Течет, течет —
Не вытечет,
Бежит, бежит
Не выбежит.
(Река)
Сторожем не состоит,
А всех будит рано.
(Петух)
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Жук
Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробку, и жук улетел.
Вопросы: где играл Жора? Кого Жора поймал? Куда положил Жора жука? Что делал жук в коробке? Кого пожалел Жора? Что сделал Жора, чтобы жук улетел?
• Выучите с ребенком стихотворение:
Медвежата
Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слезы:
— Ежики-занозы!
Испугались ежики:
Несут щипцы и ножики
И давай по штучке
Вынимать колючки.
Э. Котляр
Закрепление звука ч
• Предложите ребенку повторить слоги: ча, чо, чу, чй, че, ач, оч, уч, ич, еч, ача, ачо, ачу, оча, очо, очу, уча.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук [ч’] в начале, середине и в конце слова: чашка, чайник, бочка, бабочка, ключ, меч. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения звука.
• Прочитайте шутки-чистоговорки; попросите ребенка повторить их:
ча-ча-ча—не горит свеча,
ач-ач-ач—к больному пришел врач,
чо-чо-чо—ранило в плечо,
чу-чу-чу—я к луне лечу,
оч-оч-оч—наступила ночь,
чу-чу-чу—я молотком стучу,
еч-еч-еч—у Андрея меч,
чи-чи-чи—на стройке кирпичи,
ич-ич-ич—привезли кирпич,
чи-чи-чи—ножи наточи,
юч-юч-юч—потеряли ключ,
уч-уч-уч—из-за туч пробился луч.
• Попросите ребенка повторить чистоговорку, скороговорку:
Пекарь пек калачи в печи.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
С. Маршак
• Прочтите пословицы, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:
Под лежачий камень вода не течет.
Человек неученый —что топор неточеный.
• Загадайте ребенку загадки:
На дереве птичка
Куда кладет яички?
(В гнездо)
Что это у Галочки:
Ниточка на палочке,
Палочка в руке.
А ниточка в реке?
(Удочка)
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.
Катя на даче
Летом Катя отдыхала у бабушки на даче. Целый день Катя проводила в саду: она играла в мяч, ловила бабочек, кузнечиков, качалась на качелях. Вечером Катя с бабушкой пила чай, а потом читала ей книжку про Чиполлино. В четверг почтальон принес Кате письмо. Катя распечатала его и прочитала. Письмо было от мамы. Мама писала, что очень скучает и в выходной день приедет к ней в гости.
Вопросы: где отдыхала летом Катя? Чем занималась девочка днем? Что делала Катя вечером? Когда принес почтальон письмо Кате? Что сделала Катя с письмом? О чем писала мама?
• Выучите с ребенком потешку и стихотворение:
+В печи калачи,
Как огонь, горячи.
Для кого печены?
Для Галочки калачи,
Для Галочки горячи.
+А когда братишка плачет —
Нужно радио включать.
Может только хор ребячий,
Хор из детской передачи,
Мальчика перекричать.
А. Барто
Закрепление звука щ
• Предложите ребенку повторить слоги: ща, щу, щи, ще, щё, ащ, ощ, ущ, ещ, ищ, аща, ащу, аще, уща.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук [щ’] в начале, середине и в конце слова: щука, щенок, овощи, вещи, плащ, лещ. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения звука.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ща-ща-ща—поймали мы леща,
щи-щи-щи—мама варит щи,
щу-щу-щу—больного навещу,
ащ-ащ-ащ—у меня порвался плащ,
ще-ще-ще—я хожу в плаще,
щи-щи-щи—в пруду плавают лещи.
• Прочитайте чистоговорку и скороговорку; предложите ребенку повторить их:
Волки рыщут, пищу ищут.
Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.
• Прочтите пословицы, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:
Щи да каша — пища наша.
Где щи, тут и нас ищи.
• Загадайте ребенку загадку, выучите ее с ним:
Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)
• Прочтите ребенку рассказ и предложите сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.
Щенок
Во дворе в щели под бревном Вова увидел щенка. Щенок жалобно пищал. Вова оттащил бревно и вытащил щенка. Щенок дрожал от холода, и Вова укутал его плащом. Дома Вова накормил щенка.
Вопросы: где Вова увидел щенка? Что делал щенок? Что сделал Вова, чтобы вытащить щенка? Чем Вова укутал щенка? Что сделал Вова дома со щенком?
Материал на различение шипящих и свистящих звуков ш - ж, ш - с, ж - з, ч- с, ч-ц, ч-щ, щ-с (сь)
Различение звуков ш—ж
• Предложите ребенку повторить слоги: ша—жа, шо—жо, шу—жу, ши—жи, ше—же, аша—ажа, ашо—ажо, ашу—ежу, аши—ажи, аше—аже.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ш] и [ж] в начале и середине слова: шайба—жаба, жук—шуба, ужи—уши, кошка—ежик и др. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, чередуя произнесение слов со звуками [ш] и [ж]. Обратите внимание на правильность произнесения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ша-ша-ша—варится лапша,
жа-жа-жа — прилетели два чижа,
жа-жа-жа—у нас нет ножа,
шу-шу-шу—я значок ношу,
шу-шу-шу—свежим воздухом дышу,
жу-жу-жу—машину завожу,
жу-жу-жу—я жука в руке держу,
ше-ше-ше—живем мы в шалаше,
же-же-же — света нет на этаже,
ши-ши-ши—уснули малыши,
ша-ша-ша— поймали мы мыша,
жи-жи-жи—у нас живут чижи.
• Предложите ребенку повторить чистоговорки, пословицы, поговорки; отгадать загадки, выучите с ним стихотворение.
У кошки лежат ложки в лукошке.
Обожгли мошки об огонь ножки.
Кто ходит больше, тот живет дольше.
Лежа хлеба не добудешь.
Шуба лежит, а шкура дрожит.
Различение звуков ш—с
• Предложите ребенку повторить слоги: ша —са, шо — со, шу — су, ши — си, ше —се, аш —ас, ош —ос, уш —ус, иш — ис, еш —ес, аша —аса, ашо —асо, ашу—асу,аши—аси, аше —асе, оша —оса, ошо —осо, ошу —осу, оши —оси, оше — осе, уша — уса.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] и [ш] в начале, середине и в конце слова: санки —школа, кукушка —колесо, нос —мышь; солнышко, сушки, старушка, шесть. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [с] и [ш]. Обратите внимание на правильность произношения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ша-ша-ша —купаем голыша,
аш-аш-аш—в лесу стоит шалаш,
са-са-са—хитрая лиса,
ас-ас-ас — мы пьем холодный квас,
шо-шо-шо—поют дети хорошо,
со-со-со—на дороге колесо,
ош-ош-ош —Буратино дали грош,
шу-шу-шу—я письмо пишу,
ос-ос-ос — починили пылесос, с
у-су-су—я коров пасу,
уш-уш-уш — в саду много груш,
ши-ши-ши—ну-ка попляши,
ус-ус-ус — на ленте много бус,
си-си-си—мы ехали в такси,
ыш-ыш-ыш—крепко спит малыш,
ше-ше-ше — собака в шалаше,
се-се-се—машина на шоссе,
ис-ис-ис—хорошо поет Борис.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто водит машину? (Шофер.)
Кто шьет сапоги? (Сапожник.)
Кто водит электропоезда? (Машинист.)
Кто прыгает с самолета на парашюте? (Парашютист.)
Кто играет в шахматы (в шашки)? (Шахматист, шашист.)
• Попросите ребенка повторить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, отгадать загадки, выучите с ним стихи:
Мишки собирают шишки.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Слишком много ножек у сороконожек.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Палкой Саша шишки сшиб.
Шишки на сосне, шашки на столе.
В шалаше шесть шалунов.
Шишки-мышки
Жили-были на сосне две серьезных шишки;
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки: «Эй, спускайтесь, шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке!»
Удивлялись шишки: «Глупенькие мышки!
Чем же плохо нам висеть здесь, на нашей вышке?
Лучше мы вас пригласим,
Залезайте, повисим».
А. Кондратьев
Пудель
Не спеша идет старушка.
Рядом с ней шагают стружки.
Да, охапка черных стружек,
Только это лишь снаружи.
Стружки—хвост,
Макушка-стружки...
А попробуй тронь старушку:
Вот тогда узнают люди,
Что внутри—собака—Пудель.
О. Тарутин
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа
катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолеты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы: как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?
Различение звуков ж—з
• Предложите ребенку повторить слоги: жа —за, жо —зо, жу — зу, жи — зи, же — зе, ажа —аза, ажо —азо, ажу —азу, ажи — ази, аже — азе, ожа — оза, ожо — озо.
• Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [ж] и [з] ([з’]) в начале и середине слова: журнал—звездочка, козленок—медвежонок; зеленые желуди. Предложите ребенку назвать предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуком [ж] и звуком [з] ([з’]). Обратите внимание на правильность произнесения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
жа-жа-жа—иголки у ежа,
жа-жа-жа — на льдине два моржа,
за-за-за—Женя — егоза,
жу-жу-жу—в садик я хожу,
за-за-за—летает стрекоза,
зу-зу-зу—купаемся в тазу,
жу-жу-жу—по лесу брожу,
же-же-же—мы выросли уже,
зу-зу-зу—мы живем внизу,
зе-зе-зе—дай воды козе,
жи-жи-жи — ползают ужи,
зи-зи-зи—на повороте тормози,
зы-зы-зы—спрятались мы от грозы.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
как называют человека, который разводит животных? (Животновод.)
Как называют человека, который работает на железной дороге? (Железнодорожник.)
• Предложите ребенку повторить чистоговорки, поговорки, отгадайте загадки. Выучите с ним стихотворение:
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Железный замок заржавел, заржавел железный замок.
На живом все заживет.
Конь бежит, земля дрожит.
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Ежик и змея
Жил в лесу ежик с ежихой и ежатами. Летом они ловили мошек, жуков и букашек. На зиму ежик заготовлял еду и прятал ее под старую корягу. Однажды в жилище к ежу заползла ядовитая змея. Ежик решил прогнать змею. Змея попыталась укусить ежика, но ежик ловко схватил ее за горло и загрыз.
Вопросы: с кем жил в лесу ежик? Что делали ежик, ежиха и ежата летом? Что заготовлял ежик на зиму? Куда заползла змея? Что решил сделать ежик? Кого хотела укусить змея? Что сделал ежик со змеей?
Различение звуков ч—щ
• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ща, чу—щу, чи—щи, че—ще, ач—ащ, уч—ущ, ич — ищ, еч—ещ, ача—аща, ачу—ащу, ачи—ащи, аче—аще, уча—уща.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ч’] и [щ’] в начале, середине и в конце слова: Чебурашка — щит, щепка —чемодан, ящик—ключи, меч —плащ; почтовый ящик. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [ч’] и [щ’]. Обратите внимание на правильность их произношения.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча—Кате вызвали врача,
чи-чи-чи—огонь горит в печи,
ща-ща-ща—тащи скорей леща,
щи-щи-щи—носки прополощи,
чу-чу-чу—я на коне скачу,
ач-ач-ач—девочка, не плачь,
щу-щу-щу—трещоткой я трещу,
ащ-ащ-ащ—у Коли новый плащ,
че-че-че — ворона на плече,
еч-еч-еч—надо сад беречь,
ще-ще-ще — нам тепло в плаще,
ещ-ещ-ещ—укусил нас клещ.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто точит ножи и ножницы? (Точильщик.)
Кто чистит обувь? (Чистильщик.)
Различение звуков ч—с (сь)
• Попросите ребенка повторить слоги: ча —са, чо — со, чу—су, чи—си, че—се, ач—ас, оч—ос, уч—ус, ич—ис, еч—ес, ача—аса, ачо—асо, ачу—асу, ачи—оси, аче—асе, оча—оса, очу—осу.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч], и звук [с] ([с’]), например: часы, сачок, ласточка, песочница, косичка, расческа, синичка. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения этих звуков, на чистоту произнесения слов.
• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча —не горит свеча,
че-че-че — грач на каланче,
са-са-са—у норы лиса,
се-се-се—мы едем по шоссе,
чо-чо-чо — вывихнул плечо,
ач-ач-ач — спит на сосне грач,
со-со-со — сломали колесо,
ас-ас-ас — продается квас,
чу-чу-чу—я по столу стучу,
оч-оч-оч — наступила ночь,
су-су-су—сова кричит в лесу,
ос-ос-ос —на веранде много ос,
чи-чи-чи—на дубу грачи,
ич-ич-ич—разбили мы кирпич,
си-си-си — свет скорей гаси,
ис-ис-ис — купила мама рис.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто носит почту? (Почтальон.)
Кто выращивает цветы? (Садовник.)
Кто чистит трубы? (Трубочист.)
• Попросите ребенка повторить скороговорку, пословицы, поговорки, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:
-Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
-Слышу, лиса, про твои чудеса.
Чистые сапоги быстрее ходят.
У врача лечись, у умного учись.
Час от часу не легче.
Хочешь есть калачи —так не сиди на печи.
Родничок
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок Звонко бьет со дна.
В. Берестов
Светлячок
Ухнул филин — и молчок.
Ночь в лесу давно.
Только светит светлячок
Всем, кому темно.
Д. Кондратьев
Часы
Интересней нет усов,
Чем у часиков-часов.
Посмотри —один короче,
А другой длинней чуть-чуть,
Друг за другом дни и ночи
Совершают долгий путь.
Г. Люшнин
• Прочтите ребенку рассказ и предложите сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.
Часовщик
К часовщику принесли старые часы. Часовщик осмотрел их, затем смазал механизм часов маслом, почистил циферблат щеточкой. Пинцетом он вынул испорченную пружину и заменил ее новой. После ремонта часы точно показывали время.
Вопросы: к кому принесли часы? Что сделал часовщик с механизмом часов и циферблатом? Что сделал часовщик с испорченной пружиной? Как показывали часы время после ремонта?
Различение звуков ч—ц
• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ца, чо—цо, чу—цу, чи —ци, че —це, ач —ац, оч —оц, уч —уц, ич —иц, еч—ец, ача—аца, ачо —ацо, ачу—ацу, ачи—аци, аче —аце, оча — оца, очо — оцо.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч’], и звук [ц], например, волчица, цепочка, учительница. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения звуков и слов.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча — каша горяча,
цу-цу-цу—зерен дай птенцу,
ца-ца-ца—мы видели скворца,
чи-чи-чи — играют скрипачи,
чо-чо-чо—я ушиб плечо,
цы-цы-цы —в сумке огурцы,
цо-цо-цо — новое кольцо,
еч-еч-еч — затопили печь,
чу-чу-чу—погаси свечу,
ец-ец-ец—Андрей у нас борец.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто учит детей в школе? (Учительница.)
Кто ухаживает за птицей? (Птичница.)
• Предложите ребенку повторить чистоговорку, скороговорку, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:
-Очень часто бьются у Танечки блюдца.
-Ученица-озорница получила единицу.
-Два братца через дорожку живут,
А никогда не видятся.
(Глаза)
Четыре братца
Под одной шляпкой стоят.
( Стол)
Различение звуков щ—с (сь)
• Предложите ребенку повторить слоги: ща—са, щу—су, щи—си, ще—се, ща—ся, щу—сю, ащ—ас, ощ—ос, ущ—ус, ищ —ис, ещ—ос, ащ—ась, ощ—ось, ущ—усь, ищ—цсь, ещ—есь, аща—аса, аща—ася, ащу—асю, ащи—аси.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [щ’] и [с] ([с’]) в начале, середине и в конце слова: щетка—селедка, беседка—прищепка, гусь—лещ. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [щ’] и [с] ([с’]). Обратите внимание на правильность их произношения.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ща-ща-ща — не боимся мы клеща,
щи-щи-щи — собери щавель на щи,
са-са-са—сосновые леса,
си-си-си —вещи выноси,
ся-ся-ся — поймали карася,
ащ-ащ-ащ — носим мы весною плащ,
щу-щу-щу—щуку я тащу,
су-су-су—заплети косу,
ас-ас-ас — идем мы в первый класс,
сю-сю-сю — мы съели кашу всю,
ась-ась-ась—плавает карась,
ще-ще-ще — сметаны нет в борще,
ещ-ещ-ещ—попался в сети лещ,
се-се-се— прищемили хвост лисе,
ес-ес-ес—загорелся лес,
есь-есь-есь — обед мы съели весь.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто вставляет стекла? (Стекольщик.)
Кто помогает носить вещи на вокзале? (Носильщик.)
• Предложите ребенку повторить пословицы, поговорку. Выучите с ним загадки, стихотворение:
Всякому овощу свое время.
Всякой вещи свое место.
Лес рубят—щепки летят.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,
А моется всех чище.
(Кот)
Исправление недостатков произношения звуков л—ль
Материал для закрепления звуков л—ль
• Предложите ребенку повторить слоги: ла, ло, лу, ли, ал, ол, ул, ыл, ля, лё, лю, ли, ле, аль, оль, уль, иль, ель, ала, ало, алу, алы, аля, алё, ала, але, ала, ало.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [л], [л’] в начале, середине и в конце слова: луна, голубь, клоун, стол, лейка, улитка, кисель. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчетливость произнесения этих звуков.
• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:
ла-ла-ла—у меня юла,
ал-ал-ал — Вова днем не спал,
ло-ло-ло—в комнате тепло,
ол-ол-ол—садимся мы за стол,
лу-лу-лу—шкаф стоит в углу,
ул-ул-ул — Петя губы надул,
лы-лы-лы—у нас чистые полы,
ыл-ыл-ыл—суп давно остыл,
ля-ля-ля —виднеются поля,
ял-ял-ял —книгу Петя взял,
лю-лю-лю—я на диване сплю,
ил-ил-ил—я котенка напоил,
ли-ли-ли—мы в кино пошли,
ел-ел-ел — Вова кашу ел,
ле-ле-ле — посуда на столе,
оль-оль-оль—мы покупаем соль,
ель-ель-ель—мы пьем кисель.
• Попросите ребенка повторить чистоговорки и скороговорки:
+ Мылась Мила мылом.
+ Коля колья колет.
+ Около кола колокола.
+ Поля поле полет.
+ Иголка, иголка, ты остра и колка.
+ Сел и все съел.
+Кол около стола. Стол около кола.
• Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:
Много слов, да мало дела.
Кончил дело—гуляй смело.
Ел не ел, а за столом сидел.
Палец слаб, а кулак силен.
Было, да сплыло.
Голод и волка из леса гонит.
Гол как сокол.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Человек мал, да до луны достал.
Либо будет, либо нет, либо дождик, либо снег.
Маленькое дело лучше большого безделья.
• Отгадайте загадки:
Бело одеяло
Землю одевало.
Солнце припекло —
Одеяло потекло.
( Снег)
В сосне дупло.
В дупле тепло.
А кто в дупле Живет в тепле?
(Белка)
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки.
На меня они глядят.
Молока они хотят.
(Еж)
К. Чуковский
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.
Заблудились
Коля и Клава пошли за ландышами в лес. Когда они шли домой, они заметили в кустах лисенка. Дети хотели поймать его, но лисенок ловко, вильнув хвостом, убежал от них. Коля и Клава долго ловили лисенка, но так и не поймали его. Бегая за лисенком, они не заметили, как очутились далеко от дома и заблудились. Пошел дождь, стало темно и холодно. Клава испугалась темноты и заплакала. Коля успокоил Клаву, дал ей свой плащ. Когда стало светло, они отыскали знакомую лужайку и поспешили домой.
Вопросы: зачем пошли Коля и Клава в лес? Кого они увидели в кустах? Кого хотели поймать дети? Поймали Коля и Клава лисенка? Что случилось с детьми? Чего испугалась Клава? Что сделал Коля, чтобы Клава не плакала? Когда дети нашли лужайку?
• Выучите с ребенком стихи:
Зима
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала —
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла как пеленкой,
Запушила снежным пухом —
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одеждой ледяною.
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
Я. Купала
Исправление недостатков в произношении звуков р—рь
Материал для закрепления звуков р—рь
• Предложите ребенку повторить слоги: ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ыр, ря, рё, рю, ри, ре, арь, орь, урь, ара, аро, ару, ары, аря, арё, арю, ари, аре, ора, оро, ору, оры.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [р] и [р’] в начале, середине и в конце слова: рамы, муравей, трактор, моряк, грибы, букварь. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчетливость произнесения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ра-ра-ра—домой идти пора,
ар-ар-ар — стоит самовар,
ро-ро-ро —неси сюда ведро,
ор-ор-ор — Вова несет топор,
ру-ру-ру —начинаем мы игру,
ур-ур-ур — щенок гоняет кур,
ры-ры-ры — в беседке комары,
ыр-ыр-ыр — мы едим сыр,
ря-ря-ря—тащите пескаря,
ир-ир-ир —мы пьем кефир,
рю-рю-рю —я компот варю,
ер-ер-ер—дядя Петя —офицер,
ри-ри-ри — на ветках снегири,
ёр-ёр-ёр —на стене ковёр,
ре-ре-ре — стоит дуб на горе,
арь-арь-арь —у меня горит фонарь,
орь-орь-орь — ты со мной не спорь,
ырь-ырь-ырь—Витя — богатырь,
ерь-ерь-ерь — мы чиним дверь.
• Предложите ребенку повторить чистоговорки и скороговорки:
Топоры остры до поры.
Трое трубачей трубят в трубы.
По бревну бобры бредут.
В озере — карп, а в море — краб.
На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова —
Не руби дрова на траве двора.
• Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:
На безрыбье и рак—рыба.
Терпенье и труд все перетрут.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
За правду стой горой.
На воре шапка горит.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
• Загадайте ребенку загадки, выучите с ним некоторые из них:
Без рук, без ног
Рисовать умеет.
(Мороз)
На дворе — горой,
А в избе — водой.
( Снег)
Без рук, без ног,
А дверь отворяет.
(Ветер)
Пять братьев Годами равные,
Ростом разные.
(Пальцы)
Рук нет, а строить умеет.
(Птица)
Два братца
Живут через дорогу,
А друг друга не видят.
(Глаза)
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)
Сверху дыра, снизу дыра,
Посредине огонь да вода.
( Самовар)
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.
Ира Крутова
Ире Крутовой четыре года. Утром мама провожает Иру в детский сад, а сама идет на работу. В саду у Иры много друзей, но играет она всегда с Ромой. Рома хороший товарищ, он хорошо рисует и поет. Вечером мама возвращается с работы, заходит за Ирой в детский сад, и они вместе идут домой. Дома Ира помогает маме: она убирает комнату, вытирает посуду, кормит кошку Мурку.
Вопросы: сколько лет Ире Крутовой? Куда идут утром Ира и мама? С кем играет Ира в детском саду? Почему Ира играет в детском саду с Ромой? Когда возвращается Ира домой? Чем занимается Ира дома?
• Выучите с ребенком стихи:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Барабанщик
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
А. Барто
Материал на различение звуков р (рь)—л (ль)
• Предложите ребенку повторить слоги: ра—ла, ро—ло, ру—лу, ры—лы, ар —ал, ор—ол, ур—ул, ыр—ыл, ря—ля, рё—лё, рю— лю, ри— ли, ре—ле, арь —аль, орь —оль, урь—уль, ара—ала, аро —ало, ару—алу, ари—али, аре —але, ора—ола, оро — оло.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [р] ([р’]), и звук [л] ([л’]), например, тарелка, вертолет, корабль, милиционер, троллейбус. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения звуков и на четкость произнесения слов.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ра-ра-ра—под сосной нора,
оль-оль-оль—мы едим фасоль,
ла-ла-ла—на цветке пчела,
ря-ря-ря—глубокие моря,
ро-ро-ро — в городе метро,
ля-ля-ля —черная земля,
ло-ло-ло —в комнате светло,
рю-рю-рю—дали нам по сухарю,
ру-ру-ру—заяц ободрал кору,
лу-лу-лу—игрушки на полу,
лю-лю-лю — маму я люблю,
ры-ры-ры —в реке плавают бобры,
ри-ри-ри — на пол не сори,
ли-ли-ли — кашу посоли,
лы-лы-лы — привезли столы,
ре-ре-ре—уху варим на костре,
ар-ар-ар—улетел мой шар,
ле-ле-ле — кипит вода в котле,
ал-ал-ал —построили канал,
ор-ор-ор — красный помидор,
ел-ел-ел—дятел прилетел,
ол-ол-ол —покрасили мы пол,
ир-ир-ир — мой папа командир,
ур-ур-ур —у нас короткий шнур,
ил-ил-ил — зубастый крокодил,
ёр-ёр-ёр — к нам пришёл монтёр,
ул-ул-ул — ветерок подул,
ёл-ёл-ёл — кто-то в комнату вошёл,
ыр-ыр-ыр —прочтите книгу «Мойдодыр»,
ырь-ырь-ырь—лопнул наш пузырь,
ыл-ыл-ыл—тарелки я помыл,
арь-арь-арь — Толя наш вратарь,
ыль-ыль-ыль — на дороге пыль,
ерь-ерь-ерь—тигр —хищный зверь,
аль-аль-аль — изготовили деталь,
орь-орь-орь —у Светланы корь,
ель-ель-ель—на улице метель.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто строит дома? (Строитель.)
Кто чинит свет? (Электрик.)
Кто ремонтирует машины? (Слесарь.)
Кто выдает книги в библиотеке? (Библиотекарь.)
Кто натирает полы? (Полотер.)
Кто варит сталь? ( Сталевар.)
• Предложите ребенку повторить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:
Проворонила ворона вороненка.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Покатился колобок,
А на дороге коробок.
Удивился колобок
И закатился в коробок.
Взял Валерка поднос —
Мне тарелку Валерка
На подносе принес.
Труд человека кормит, а лень портит.
Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.
За добро добром и платят.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Гора с горой не сойдется, а человек с человеком встретятся.
Что с возу упало, то пропало.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
***
Кто рано встает,
Тот грибы себе берет,
А сонливый да ленивый
Идет после за крапивой!
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Осенью
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит,
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
А. Плещеев
Луноход-1
Луноход-вездеход
По луне легко идет,
Покоряет пыльный берег,
Переходит море вброд!
Луноход-вездеход
Нам с луны приветы шлет,
Говорит, дела в порядке,
В гости всех к себе зовет.
Собирайтесь, фантазеры!
Вот луна висит в окне.
В луноходе будем скоро
Мы кататься по луне.
М. Садовский
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Рыбаки
Рано утром Андрейка и Коля отправились на речку ловить рыбу. Они взяли с собой ведро, запасные крючки, леску, поплавки и коробочку с червями. Все это ребята положили на дно лодки. Андрейка сел за весла, и они отчалили от берега. На середине реки ребята насадили на крючки червей и забросили удочки. Клев был плохой. Ребята собирались возвращаться домой, как вдруг леска у Андрейки сильно натянулась и поставок стал быстро погружаться в воду. Андрейка с большим трудом удерживал удочку в руках. Коля хотел помочь Андрейке, но не удержался и упал в воду. На берегу реки ребята разожгли костер, и Коля высушил свою одежду.
Вопросы: куда отправились рано утром Андрейка и Коля? Что они взяли с собой в лодку? Кто сел за весла? Где ребята насадили червей и забросили свои удочки? Какой был клев? Что случилось с леской и поплавком Андрейки, когда ребята собирались возвращаться домой? Как удерживал Андрейка удочку в руках? Что хотел Сделать Коля и что с ним случилось? Что сделали ребята на берегу реки?
32