Методические основы психолого – педагогического сопровождения интеллектуально – познавательного развития на этапе подготовки детей к обучению в школе.
Одним из основных и поставленных перед дошкольным образовательным учреждением является подготовка детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школьной системе, по результатам которой подготовленность к школьному образовательному учреждению сформирован. «Готовность к школе — понятие многогранное. Оно подразумевает как уровень умственное развитие, необходимое для успешного обучения, и умение правильно и четкое выполнение указаний педагога, а также наличие некоторых начальных знания и навыки, такие как знание букв, простых геометрических фигур, умение читать короткие слова, считать в пределах десяти и т. д. К сожалению, не многие родители относятся серьезно к формированию таких знаний и умений, не заботясь о другие аспекты подготовки к школе» [1].
Актуальность исследования заключается в том, что готовность дошкольников к школе детей – это многокомпонентное образование, требующее комплексного социально-педагогического исследования по улучшению качества такой подготовки.
Подготовка к школе подразумевает целенаправленно организованную, основанную на знании закономерности психического развития и возрастные особенности, потребности ребенка, педагогические руководство деятельностью ребенка (учение, игра, работа), в которой происходит формирование внутренних сил ребенка - мышления, морально-волевых качеств, творческих активность, навыки культуры поведения, формируются предпосылки учебной деятельности, происходит физический и духовный рост ребенка.
Изменения, происходящие в образовательном пространстве, ставят вопрос о преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования по-новому.
Обеспечение физической, психической и психологической «школьной зрелости» дошкольного возраста является основной задачей дошкольного образовательного учреждения (дополнительного образования). Дифференциация образовательных систем требует новых требований к содержанию школьной готовности детей 6 лет. Иными словами, современная система отечественного образования нуждается в обновлении соответствующих управленческих, научно-методических и организационных решения на основе непрерывности.
Впервые понятие «готовность к школьному обучению» было предложено А.Н.Леонтьев [3]. Автор связывал это с развитием у детей способности контролировать свое поведение. В свою очередь, Л.И.Божович, учитывая особенности умственного развития ребенка, начинающего школьное обучение, отмечали важность наличие, необходимость образования такого новообразования, как «внутренняя позиция школьника».
Более того, по ее мнению, этот показатель является основным критерием готовность к школе, что облегчает его обучение. Л.И. Божович считала важный элемент в структуре готовности ребенка к школе как достаточная уровень развития мотивационной сферы дошкольника, мотивы, которые вызвать учебную деятельность. Речь идет о познавательных интересах школьника, потребность в интеллектуальной деятельности, в овладении навыками, знаниями и умениями, а также мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с другими людьми, в их оценку и одобрение, с желанием ученика занять определенное место в доступной ему системе общественных отношений [4].
Необходимость изучения готовности детей к школьному обучению возникла в 80-х гг. ХХ века в связи с сокращением срока обучения. Специалисты разного профиля (педагоги, психологи, физиологи, врачи) уже при первом опыте обучения детей с 6 лет отметили особая роль дошкольного детства, поскольку именно в этом возрасте, по мнению В.Д.Шадрикова, происходит интенсивная направленность ребенка в социальных отношениях. Между людьми, в трудовых функциях людей, социальных мотивах и задачах их деятельность. На этом основании к концу названного периода у детей появляется склонность к серьезности, общественно значимая деятельность, которая оценивается.
Вот что является решающим для готовности ребенка к школе: социальная зрелость, скорее чем техническое мастерство, создает такую готовность.
Поэтому в первую очередь необходимо создать среду, обеспечивающую расширение прав ребенка и родителей, уважение личности ребенка, учет образовательных интересов каждого, адекватность педагогического процесс до возрастных особенностей, обеспечивающий полноценное психическое и физическое развитие, здоровье защита детей. Как показывает опыт, чтобы принципы были не просто провозглашены, они должны быть реализованы в соответствующих материально-технических, педагогических и социальных
условиях [5]. Анализ литературы по проблемам исследования свидетельствует о том, что как у отечественных и зарубежных авторов нет единства в этом вопросе. Они разные подходы к терминологии в определении компонентов школьной готовности, их количественные и качественные характеристики, различные точки зрения на изучение подготовки детей к обучению. Результаты исследований показывают, что с приходом ребенка в школу начинается важный этап в его жизни, есть новый социальное положение личности - ученика. При этом к нему предъявляются новые требования, появляются новые обязанности, меняются отношения со взрослыми, которые также требуют определенных моральных усилий и опыта. Но для развития ребенка дошкольный возраст имеет самодостаточное значение, и его нельзя рассматривать только как этап подготовки к школе, ограничиваясь обучение дошкольника чтению и счету.
Феномен готовности ребенка к школе требует дальнейшего изучения. В частности, обзор литературы по проблеме показывает, что, несмотря на различия в подходы к пониманию готовности ребенка к обучению в первом классе, компоненты, по которым определяется уровень развития его психологических качеств, которые определяются самой школой, остаются неизменными.
В контексте процесса перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту психологическая перестройка личности ребенка, т. е. формирование готовности принять положение школьника.
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, встроенные в систему, чтобы обеспечить достаточный уровень мышления деятельность. Также необходимо развивать у детей познавательные интересы, любознательность, способность осознанно воспринимать новую информацию. Во время перехода в школу, меняется образ жизни и социальное положение ребенка. Новое социальное положение требует умение самостоятельно выполнять учебные обязанности, быть дисциплинированным и организованным в школе, самостоятельно управлять своим поведением и деятельностью, знать и следовать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.
Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации учебного процесса, сводя внимание к решению главной задачи формирование личности ребенка.
Использованная литература
1. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное образование.
образование, 2004. №4. стр.42.
2. Васильев В.Г., Миннибаева Г.Р., Дурнева А.А. Дошкольное образование и
проблема перехода в школу // Начальная школа, 2001. № 11. С. 24.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Том 1.М. 2010.550
4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня М
.: Дрофа. 2014. 39 с.
5. Дошкольное образование. Ежемесячный научно-методический журнал. № 10,
2005. С.26.