СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические особенности использования современных ЦОР для организации учебных и внеаудиторных занятий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направлена на выявление особенностей использования современных цифровых образовательных ресурсов с целью подготовки учебных и внеаудиторных занятий по преподаваемым дисциплинам.

Результатом работы является разработка интерактивных заданий по темам физики, астрономии и математики на цифровых образовательных платформах: learnis.ru; learningapps.org; coreapp.ai; tilda.cc/projects

Просмотр содержимого документа
«Методические особенности использования современных ЦОР для организации учебных и внеаудиторных занятий»

Коми Республикаса велöдан да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми


Государственное профессионального образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»




Рассмотрено на заседании МО Утверждаю:

естественнонаучных дисциплин Зам. Директора по УПР

Протокол № 6 Филиппов С.В.

От 02.03.2021 __________________

Руководитель МО «____»________2021г

Черепянская Н.Ф.









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦОР ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ И ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ











Черепянская Н.Ф.,

преподаватель










Сыктывкар, 2021г





Содержание

Введение 3

Особенности применения современных цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе 6

Примеры использования ЦОР 14

Заключение 17

Список информационных источников 18

Приложения:

  1. Методическая разработка занятия по физике по теме «Механические свойства твердых тел» на цифровой платформе CORE для специальности (27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»



Введение



Методическая разработка направлена на выявление особенностей использования современных цифровых образовательных ресурсов с целью подготовки учебных и внеаудиторных занятий по преподаваемым дисциплинам.

Результатом работы является разработка интерактивных заданий по темам физики, астрономии и математики на цифровых образовательных платформах: learnis.ru; learningapps.org; coreapp.ai; tilda.cc/projects

Разработанные задания способствуют изучению и практическому усвоению учебного материала. Задания могут быть использованы в качестве обучающего, дидактического и контрольного материала на уроках, в качестве дополнительного материала при подготовке к занятиям, при проведении внеклассных мероприятий по дисциплинам, а также при дистанционном режиме обучения.

Студенты проявляют большой интерес и потребность к урокам с применением Интернет-технологий, поэтому разработка интерактивных заданий и упражнений на основе ЦОР позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся интересно и эффективно.

Исходя из вышеперечисленного, для нас актуальной задачей является разработка интерактивных заданий, формирующих элементарные навыки приложения теоретических знаний по изучаемым дисциплинам к профессии.

Гипотеза: если в процессе изучения естественнонаучных и точных дисциплин применять интерактивные задания с профессиональным содержанием, разработанных на ЦОР, то формирование элементарных навыков к профессиям и специальностям студентов СПО будет эффективным.

Цель исследования: методические особенности использования современных ЦОР для подготовки учебных и внеаудиторных занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Предмет исследования: система интерактивных заданий профессиональным содержанием как средство формирования познавательной активности студентов СПО к дисциплинам естественнонаучного цикла и повышения качества образовательного процесса.

Объект исследования: процесс обучения в системе СПО

Задачи исследования:

  1. Изучить информационные источники по использованию ЦОР: learnis.ru; learningapps.org; coreapp.ai; tilda.cc/projects

  2. Систематизировать полученные данные, дать краткую характеристику ресурсам, методические особенности использования и обоснование выбора.

  3. Разработать задания на данных сервисах.

  4. Разработать урок по физике по теме «Механические свойства твердых тел» на платформе coreapp.ai.

Этапы исследования:

  1. Теоретический:

  1. изучение и анализ информационных источников по исследуемой проблеме;

  2. систематизировать полученные данные, дать краткую характеристику ресурсам, методические особенности использования и обоснование выбора.

  1. Практический:

  1. Подбор, составление и систематизация заданий с профессиональным содержанием для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)».

  2. Разработка интерактивных заданий по преподаваемым дисциплинам на основе ЦОР: learnis.ru; learningapps.org; coreapp.ai; tilda.cc/projects

  3. Разработать урок по физике по теме «Механические свойства твердых тел» на платформе coreapp.ai.





Особенности применения современных цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе



Цифровой образовательный ресурс (далее – ЦОР) представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.

Цель использования ЦОР - повышение качества информационного образования и увеличение степени его доступности.


Задачи:


  1. Научить обучающихся, используя цифровые образовательные ресурсы, добывать самостоятельно необходимые знания и применять их на практике;

  2. Сделать процесс обучения интересным и увлекательным.


Назначение и возможности цифровых образовательных ресурсов:


    1. Помощь преподавателю при подготовке к уроку:


  • моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

  • большое количество дополнительной и справочной информации;

  • эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

  • подготовка контрольных и самостоятельных работ;

  • подготовка творческих заданий;

  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

  • обмен результатами деятельности с педагогами через Интернет.


    1. Помощь преподавателю при проведении урока:


  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.


    1. Помощь студенту в самостоятельной работе и подготовке домашних заданий:


  • повышение интереса к предмету за счет новой формы представления материала;

  • автоматизированный самоконтроль знаний в любое удобное время;

  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

  • развитие творческого потенциала студента;

  • помощь в организации изучения предмета в удобном для студента темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

  • овладение информационными технологиями.


Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на разных этапах урока.

  1. на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные тесты. Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков студентов на уроках и позволяет преподавателю скорректировать учебный процесс.

  2. на этапе объяснения нового материала: электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы. Презентации и видеофильмы служат наглядностью во время подачи материала.

  3. на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Интернет предлагает огромный выбор цифровых образовательных ресурсов. Изучение и анализ образовательных сервисов позволяет сделать выбор в пользу определенного сервиса в зависимости от требуемых учебных задач.

ЦОР – это онлайн программы, которые позволяют не только разработать объекты мультимедиа, но и размещать их в сети для совместного доступа и последующей работы с ними. С помощью образовательных ресурсов можно разработать различные наглядные материалы, интерактивные и тестовые задания. Средства ЦОР позволяют создать учебные ситуации, в которых студенты могут естественным образом осваивать и отрабатывать такие навыки, как:

  • информационная грамотность - поиск информации, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию;

  • мультимедийная грамотность - распознавать и использовать различные типы медиаресурсов;

  • создавать авторский электронный учебный продукт;

  • развивать коммуникативные навыки.


В таблице 1 приведена краткая характеристика некоторых современных ЦОР и рассмотрены методические особенности использования ресурсов на уроках и внеклассных занятиях по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Таблица 1

Особенности использования ЦОР для создания интерактивных заданий с профессиональным содержанием

Название ЦОР и ссылка на личный профиль преподавателя

Краткая характеристика

Методические особенности

Цифровая образовательная платформа Learnis:https://www.learnis.ru/registration.html



Быстро, просто, доступно.

Предлагает достаточный набор инструментов и бесплатных шаблонов для создания учебных квестов: https://www.learnis.ru/301375/


интеллектуальных игр: викторин: https://www.learnis.ru/301514/терминологических игр и интерактивного видео.

Для расширения возможностей необходимо платно подключить преимум.


Нестандартные, увлекательные уроки, внеклассные мероприятия и домашние задания.

Предварительная подготовка заданий и вопросов в формате рисунка jpeg, музыкального или видеофайла, которые вставляются в готовый шаблон.

Подходит для повторения, закрепления, обобщения учебного материала и повышения мотивации за счет игровых технологий.

Отсутствует возможность загрузки текстовых файлов. Инструктировать перед проведением.

2 типа результата: типа «Молодец! Верно выполнил задание!», «Победитель» и рейтинговый: оценка по количеству набранных баллов.

Статистику результатов можно отследить на сервисе.

Работает на всех интерактивных досках.


Сетевой образовательный сервис LearningApps.org: https://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=1219795



https://learningapps.org/

Для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших интерактивных модулей.

Сервис предлагает несколько шаблонов.

Гибкая настройка теста параметрами.

19 типов вопросов: Найти пару, классификация, хронологическая линейка, простой порядок, ввод текста, сортировка картинок, викторина с выбором правильного ответа, заполнить пропуски, сетка приложений, аудио/видео контент, кто хочет стать миллионером, пазл "Угадай-ка", кроссворд, слова из букв, где находится это?, виселица, скачки, игра "Парочки":https://learningapps.org/display?v=pyzpnjfvk18

4 типа результата: доступна "Профессиональная настройка шкал" теста, чтобы реализовать практически любую логику расчета результата.

Удобный инструмент статистики: доступен просмотр статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу, статистики по каждому результату.

Предварительная и оперативная подготовка заданий и вопросов в формате текстовых файлов, рисунков, фотографий, видео и звуковых файлов.

Небольшие модули позволяют использовать интерактивные задания на всех типах и этапах занятия: мотивация к изучению; приобретение новых знаний и умений; повторение, обобщение материала, контроль знаний и т.д.

Многофункциональный образовательный сервис - Конструктор тестов Online Test Pad

https://app.onlinetestpad.com/profile/settings


https://app.onlinetestpad.com/tests/gaxazunjvlfsg/questions

УдобноПредназначен для создания и проведения тестов и заданий: тесты, вопросы, расчетные и логические задачи, кроссворды и т.п.

Гибкая настройка теста параметрами:

14 типов вопросов: один выбор, мультивыбор, ввод числа, ввод текста, ответ в свободной форме, установление последовательности, установление соответствий, заполнение пропусков - числа/текст, интерактивный диктант, последовательное исключение, слайдер (ползунок), загрузка файла, служебный текст:https://app.onlinetestpad.com/tests/gcj23rl3n3kyy


4 типа результата: для каждого теста вы можно создать результаты типа психологический тест, личностный тест, образовательный тест. Доступна "Профессиональная настройка шкал" теста, чтобы реализовать практически любую логику расчета результата.

Удобный инструмент статистики: доступен просмотр каждого результата, статистики ответов и набранных баллов по каждому вопросу, статистики по каждому результату. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые можно сохранить в Excel и отметки перенести в журнал.

Возможность установить ограничение времени прохождения теста.

Автоматическая выдача сертификата с результатом выполнения задания.

Предварительная разработка тестовых вопросов различного типа и иллюстраций к ним в виде рисунков, графиков, фото и видео файлов.

Подготовка инструкции по выполнению заданий и критериев оценки.

Подходит как для обучения с возможностью прохождения теста неограниченное количество раз, так и для оценки и самооценки знаний и умений с возможностью ограничения по времени и количества прохождений.

Tilda Publishing- https://tilda.cc/projects/?registered=success

Нестандартная, интересная, привлекающая внимание подача материала о мероприятии. Включено все на одной странице: полное описание мероприятия, сами задания, обратная связь.

Блочный конструктор сайтов, не требующий навыков программирования. Позволяет создавать одностраничные сайты мероприятия и email-рассылки.

Сайты на платформе собираются из готовых блоков, которые автоматически адаптируются под мобильные устройства и выделены в смысловые категории.

Платный ресурс, но на 2 недели можно создать один сайт бесплатно.

Предварительная подготовка заданий и вопросов в любом формате, которые вставляются в готовый шаблон.

Подходит для онлайн и офлайн режимов. Повышение познавательной активности за счет нестандартной, привлекательной подачи материала мероприятий.

Задания можно выполнять на мобильных устройствах.



CORE - платформа для онлайн-обучения.

https://coreapp.ai/app/auth?goto=/study/profile

Создание учебных занятий и курсов. Режим ученика и учителя. Неограниченное кол-во учеников.

Готовые шаблоны 4 основных типов урока:

Информационный блок: текст, инструкция, медиафайл, изображение, упражнение, документ. Все легко вставлять и перетаскивать

Задания и тесты: тест с выбором одного и нескольких правильных ответов, открытый вопрос, классификация, соответствие, вопрос с автопроверкой, заполни пробелы, диалоговый тренажер. У ученика возможность прикрепить файлы к ответу.

Рефлексия: вопрос, обратная связь.

Контроль и самоконтроль.

Полная статистика результатов.

Подходит для онлайн и офлайн режимов. Повышение познавательной активности за счет нестандартной, привлекательной подачи материала.

Выбираем тему и тип урока, готовим материалы и вставляем в готовые шаблоны.

Тип 1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тип 2. Урок рефлексии

Тип 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Тип 4. Урок развивающего контроля

Делимся с учениками ссылкой на урок. Легко отслеживать выполнение заданий и анализировать результаты обучения



Примеры использования ЦОР



На рисунках 1, 2, 3 представлены разработанные задания на ЦОР Learnis.ru

Рис.1 Скриншот заданий по физике в форме веб-квестов

Рис.2 Скриншот заданий по физике и астрономии в форме викторины

Рис 3. Скриншот заданий по физике в форме терминологической игры

На рисунке 4 представлена цифровая платформа CORE, на которой разработан дистанционный урок по физике по теме «Механические свойства твердых тел»

Рис. 4 Скриншот страницы преподавателя на ЦОР CORE

На рисунке 5 представлен скриншот дистанционного урока по физике по теме «Механические свойства твердых тел». Урок разработан на цифровой платформе CORE. Урок разработан согласно структуре урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Ссылка на урок: https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fcf9bc64687b930e4d31f14.

Рис 5 Скриншот дистанционного урока по физике по теме «Механические свойства твердых тел» на ЦОР CORE



Итак, хотелось бы отметить следующее: для того чтобы интерактивные задания в должной мере служили средством формирования знаний, умений и профессиональных компетенций студентов СПО, необходимо провести дифференцированный отбор задач по классификационным признакам, отбор и составление задач осуществлять с привлечением самих студентов, преподавателей общепрофессиональных дисциплин, специалистов профессиональной сферы и организовать их систематическое и целенаправленное использование в процессе обучения.





Выводы:

  1. Проведен анализ некоторых цифровых образовательных ресурсов и отобраны наиболее приемлемые для использования в образовательном процессе ГПОУ «СТТТ».

  2. Выявлены методические особенности использования ЦОР на уроках и внеклассных занятиях.

  3. Разработаны интерактивные задания на ЦОР по физике, математике и астрономии.

Заключение



Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс позволит дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности студента в самостоятельной работе и рост творческой составляющей в деятельности преподавателя.







Список информационных источников



  1. Интернет технологии как инструмент сетевого взаимодействия - [Электронный ресурс] // URL:https://pandia.ru/text/78/402/42064.php

  2. Применение электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках - [Электронный ресурс] // URL: https://videouroki.net/razrabotki/primienieniie-eliektronnykh-i-tsifrovykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-na-urokakh.html

  3. Цифровые образовательные ресурсы. Типы, требования, разработка- [Электронный ресурс] // URL: https://studbooks.net/1861262/pedagogika/tipy_trebovaniya_razrabotka


Наиболее популярные коллекции ЭОР и ЦОР:


  • Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс] // URL: http://fcior.edu.ru/

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) [Электронный ресурс] // URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/

  • Образовательные ресурсы сети Интернет: [Электронный ресурс] // URL: http://edu-top.ru/katalog/

ЦОР, на которых разрабатываются и размещаются задания



  • Сервис Online Test Pad: 14 типов тестовых заданий с полной статистикой:https://onlinetestpad.com/hpucddcq6j5zq

  • Сервис Learningapps.org – множество игровых, тестовых, текстовых и др. заданий:https://learningapps.org/display?v=pyzpnjfvk18

  • Образовательная платформа Learnis- нестандартные учебные занятия и внеклассные мероприятия: https://www.learnis.ru/305316/

  • Google Forms - платформа для совместных мероприятий:https://docs.google.com/forms/d/18Tqd7ynDuDWQ9oNz7mNp1uXDZlTdFlbrzdKuiKhX_bw/edit

  • CORE - платформа для онлайн-обучения и разработки уроков различных типов по готовым шаблонам : https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5fcf9bc64687b930e4d31f14

  • eTrenikiе- онлайн-конструктор учебных тренажёров: https://etreniki.ru/cabinet/#/login

  • Tilda Publishing - блочный конструктор сайтов, не требующий навыков программирования (платный): https://tilda.cc/login/



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!