СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы для проверки домашнего задания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы для проверки домашнего задания»

Методические приемы для

проверки домашнего задания

Лукина Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Верхнегордковская СОШ»

Чусовского ГО, Пермского края

Домашняя работа должна стать для учеников средство обучения и самообразования. Овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой учебной деятельности –все это является условием формирования потребности в самообразовании. Домашняя учебная работа школьника – это необходимость единого учебно-воспитательного процесса в школе. Существуют разные виды домашней учебной деятельности:

-индивидуальная;

-групповая;

-творческая;

-одна на весь класс;

-дифференцированная.

Роль домашних заданий обесценивается, если не налажена их проверка. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения, отношение учащихся к выполнению задания, ответственность и добросовестность. И, конечно же, желание выполнять домашнее задание.

С чего начинается урок? Может быть с проверки домашнего задания? Как разнообразить работу на данном этапе урока. Поделюсь своими приемами и наработками

Часто использую на этом этапе ИГРУ. Ведь дети, пусть даже и взрослые, 9-11 классы, очень любят играть.

Взаимопроверка

Предлагаем учащимся обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполненное задание и поставить оценку. А затем указать соседу на ошибки или обсудить спорные вопросы. В слабом классе можно вывести правильное выполненное задание на экран.

Игра «ДА-НЕТ»

Игра универсальная , подойдет как для уроков русского языка, так и для уроков литературы. Учитель или заранее подготовленный ученик загадывает слово или понятие, литературный персонаж. А учащиеся класса пытаются найти найти ответ, задавая вопросы. Но отвечать можно только словами «да», «нет», «да и нет». Вопросы правильно ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимущество приема в том, что он учит систематизировать , связывать определенные факты, находить частное в общем. Важно: после игры акцентируется внимание учащихся на тех вопросах. Которые были заданы правильно/корректно. Главным является выработка стратегии поиска нужного слова, при всем как можно меньше задавать вопросов. Игра может быть командной. Тогда команде выставляется условие, или она сама себе его ставит: отгадать искомое слово после …. вопроса.

Игра «Светофор»

У каждого ученика классам на парте 2 полоски: одна красного цвета, другая зеленого. В ходе опроса учащиеся сигнализируют учителю , знают они ответ или нет. Красный цвет-ответ не знаю, зеленый цвет-знаю. Можно назначить помощников, которые в заранее подготовленных листах будут отмечать работу некоторых учащихся. В результате учитель имеет представление: поняли учащиеся тему предыдущего. В результате учитель может обоснованно поставить ученику оценку за устный опрос.

Игра «Снежный ком»


Алгоритм игры: СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ВОПРОС-ОТВЕТ или ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Вариант 1

Каждый ученик добавляет к первому предложению свое.

1 ученик. Зимой на улице я встретил человека, одетого в пальто.

2 ученик. В пальто, согревающем его от холода.

3 ученик. От холода, пронизывающего все его тело.

4 ученик. Все его тело, замерзшее на морозе.

Вариант 2

Учитель , показывая на учащегося говорит : «Слово!»

Ученик произносит слово по теме урока. Существительное

Учитель показывает на другого учащегося и произносит : «Предложение».

Ученик произносит предложение по теме урока. Существительное –это часть речи, которая обозначает предмет, явление, состояние.

Учитель показывает на следующего ученика и произносит: «Вопрос».

Ученик задает вопрос по теме урока. На какие вопросы отвечают существительные?

Учитель показывает на следующего ученика и просит ответить на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос. Имена существительные отвечают на вопросы КТО? или ЧТО?

Игра « Корзина с дарами»

Для игры нужно нарисовать корзину, в которую ученики будут помещать термины по изученной теме. Данный прием хорошо использовать на уроках обобщения и систематизации знаний по изученной теме.

На листе бумаги учащиеся записываю термины, персоналии, предметы из произведений, события. Один из учеников начинает зачитывать написанное, все внимательно слушают и вычеркивают повторяющиеся названия. Победитель тот, у кого окажется больше других неназванных терминов.

Игра «Лото»- 1

Прием требует предварительной подготовки, но сделав материал единожды учитель может им пользоваться много лет. Прием идеально подходит для работы с целым классом.

Игра «Лото»- 2

Прием требует предварительной подготовки, но сделав материал единожды учитель может им пользоваться много лет. Прием идеально подходит для индивидуальной работы.

На стандартном белом листе рисуется какой-либо рисунок, а с обратной стороны учитель пишет текст , разделенный на части. Учащимся нужно разложить карточки в логической последовательности. Выигрывает тот, кто составит правильно рисунок.

Блиц

Учитель задает вопрос первому ученику (желательно, чтобы он был короткий) , первый ученик задается вопрос второму, второй-третьему и т.д. На ответ дается несколько секунд.

Найди ошибку

В предложенном тексте, который зачитывается учителем, либо учащийся сам читает текст нужно найти ошибки. Пример: «Имя существительное-служебная часть речи, которая обозначает предмет, явление, признак действия, состояние и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?.

Почта

Данный прием очень хорошо работает в 5-6 классах. Готовятся почтовые конверты , в который в последствии будут вкладываться письма с вопросами , на которые следует ответить. Почтальон, он выбирается в начале урока, разносит письма, тем, кому они написаны. Адресаты должны письменно ответить на поставленный в письме ответ.

Прием «Ассоциации» на доске

Понятие

Данный прием хорошо использовать при изучении нового материала или обобщения.

Учитель на доске записывает слова –понятие (они должны быть записаны вертикально), а учащиеся называют признаки этого понятия или ассоциации, которые они вызывают. При объяснении используются сходные с основным понятием буквы.

НАРЕЧИЕ

Используя этот прием прошу учащихся выписать в столбик слова-ассоциации к теме или конкретному понятию урока. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, то можно предложить составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд. Если ряд получился не совсем точным или достаточным, то следует оставить запись на доске, объяснить новую тему, а в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Разряды имен прилагательных- сравнительная степень- превосходная степень-качество светлый –светлее-светлейший.

При изучении темы «Притяжательные прилагательные» уместно нарисовать зрительный зал и ,отвечая на вопрос: «Чье это место?» Заполнить зал «зрителями». Место мамино, дедушкино, лисье, медвежье и т.д.

На уроке литературы 8 класс

И.А. Бунин «Детство» Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Уместно использовать мяч. Нарисуйте свои ассоциации, выразив их цветом.

А.С. Пушкин «Капитаская дочка» 1 урок. Назовите к каждому слову, возникшие у вас ассоциации.

Скульптура

Дается определение или понятие, учащимся предлагается объединившись в группы представить в виде скульптуры. Далее проводится работа по вопросам:

-Какое понятие представлено группой?

-Какие признаки понятия переданы наиболее удачно?

- С помощью чего его передали учащиеся?

Мозайка

Прием сродни приему . Дети сами могут изготовить

Чип и Дейл спешат на помощь( так назвали мы с учащимися этот прием)

Иногда выясняется , что кто-то из учащихся не присутствовал на предыдущем уроке. Тогда наиболее подготовленный ученик. Взаимообучение в данный момент имеет место быть. Учащимся в классе нужно выделить отдельное место, чтобы не мешать остальным.

Придумал сам

Данный прием очень нравится учащимся, так как им предлагается дома составить мини-контрольную по изученному на уроке материалу. При условии, что материал для контрольной учащиеся не могут брать из учебника. Наиболее сильным учащимся предлагается продумать вопросы конструктивного и творческого характера.

Картинная галерея

На доске вывешиваются несколько картин или фотографий, которые содержат признаки основного понятия(явление). Учащиеся, объединившись в группы, выделяют признаки понятия(явления), изображенного на картине. Далее каждая группа называет по одному признаку, а учитель фиксирует это на доске.

Прямоугольник

В центре рисуется прямоугольник в нем записывается основное понятие. Учащиеся называют: синонимы, антонимы, имена существительные, имена прилагательные, глаголы, которые связаны с этим понятием. Все записывается по разным сторонам прямоугольника. После того , как ассоциации заканчиваются учащимся предлагается отобрать три наиболее важных понятия. С ними ведется дальнейшая работа.

Цветок

Для данного приема рисуется цветок. В середине основное понятие, а вокруг лепестки, на которых записываются проявления и характеристики понятия.

Тематический кроссворд

Учителю необходимо составить кроссворд по теме, изученной на предыдущем уроке и предложить разгадать его учащимся. В данной вопросе существенную помощь учителю может оказать платформа Learningapps.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!