Методические приемы для
проверки домашнего задания
Лукина Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Верхнегордковская СОШ»
Чусовского ГО, Пермского края
Домашняя работа должна стать для учеников средство обучения и самообразования. Овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой учебной деятельности –все это является условием формирования потребности в самообразовании. Домашняя учебная работа школьника – это необходимость единого учебно-воспитательного процесса в школе. Существуют разные виды домашней учебной деятельности:
-индивидуальная;
-групповая;
-творческая;
-одна на весь класс;
-дифференцированная.
Роль домашних заданий обесценивается, если не налажена их проверка. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения, отношение учащихся к выполнению задания, ответственность и добросовестность. И, конечно же, желание выполнять домашнее задание.
С чего начинается урок? Может быть с проверки домашнего задания? Как разнообразить работу на данном этапе урока. Поделюсь своими приемами и наработками
Часто использую на этом этапе ИГРУ. Ведь дети, пусть даже и взрослые, 9-11 классы, очень любят играть.
Взаимопроверка
Предлагаем учащимся обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполненное задание и поставить оценку. А затем указать соседу на ошибки или обсудить спорные вопросы. В слабом классе можно вывести правильное выполненное задание на экран.
Игра «ДА-НЕТ»
Игра универсальная , подойдет как для уроков русского языка, так и для уроков литературы. Учитель или заранее подготовленный ученик загадывает слово или понятие, литературный персонаж. А учащиеся класса пытаются найти найти ответ, задавая вопросы. Но отвечать можно только словами «да», «нет», «да и нет». Вопросы правильно ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимущество приема в том, что он учит систематизировать , связывать определенные факты, находить частное в общем. Важно: после игры акцентируется внимание учащихся на тех вопросах. Которые были заданы правильно/корректно. Главным является выработка стратегии поиска нужного слова, при всем как можно меньше задавать вопросов. Игра может быть командной. Тогда команде выставляется условие, или она сама себе его ставит: отгадать искомое слово после …. вопроса.
Игра «Светофор»
У каждого ученика классам на парте 2 полоски: одна красного цвета, другая зеленого. В ходе опроса учащиеся сигнализируют учителю , знают они ответ или нет. Красный цвет-ответ не знаю, зеленый цвет-знаю. Можно назначить помощников, которые в заранее подготовленных листах будут отмечать работу некоторых учащихся. В результате учитель имеет представление: поняли учащиеся тему предыдущего. В результате учитель может обоснованно поставить ученику оценку за устный опрос.
Игра «Снежный ком»
Алгоритм игры: СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ВОПРОС-ОТВЕТ или ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Вариант 1
Каждый ученик добавляет к первому предложению свое.
1 ученик. Зимой на улице я встретил человека, одетого в пальто.
2 ученик. В пальто, согревающем его от холода.
3 ученик. От холода, пронизывающего все его тело.
4 ученик. Все его тело, замерзшее на морозе.
Вариант 2
Учитель , показывая на учащегося говорит : «Слово!»
Ученик произносит слово по теме урока. Существительное
Учитель показывает на другого учащегося и произносит : «Предложение».
Ученик произносит предложение по теме урока. Существительное –это часть речи, которая обозначает предмет, явление, состояние.
Учитель показывает на следующего ученика и произносит: «Вопрос».
Ученик задает вопрос по теме урока. На какие вопросы отвечают существительные?
Учитель показывает на следующего ученика и просит ответить на вопрос.
Ученик отвечает на вопрос. Имена существительные отвечают на вопросы КТО? или ЧТО?
Игра « Корзина с дарами»
Для игры нужно нарисовать корзину, в которую ученики будут помещать термины по изученной теме. Данный прием хорошо использовать на уроках обобщения и систематизации знаний по изученной теме.
На листе бумаги учащиеся записываю термины, персоналии, предметы из произведений, события. Один из учеников начинает зачитывать написанное, все внимательно слушают и вычеркивают повторяющиеся названия. Победитель тот, у кого окажется больше других неназванных терминов.
Игра «Лото»- 1
Прием требует предварительной подготовки, но сделав материал единожды учитель может им пользоваться много лет. Прием идеально подходит для работы с целым классом.
Игра «Лото»- 2
Прием требует предварительной подготовки, но сделав материал единожды учитель может им пользоваться много лет. Прием идеально подходит для индивидуальной работы.
На стандартном белом листе рисуется какой-либо рисунок, а с обратной стороны учитель пишет текст , разделенный на части. Учащимся нужно разложить карточки в логической последовательности. Выигрывает тот, кто составит правильно рисунок.
Блиц
Учитель задает вопрос первому ученику (желательно, чтобы он был короткий) , первый ученик задается вопрос второму, второй-третьему и т.д. На ответ дается несколько секунд.
Найди ошибку
В предложенном тексте, который зачитывается учителем, либо учащийся сам читает текст нужно найти ошибки. Пример: «Имя существительное-служебная часть речи, которая обозначает предмет, явление, признак действия, состояние и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?.
Почта
Данный прием очень хорошо работает в 5-6 классах. Готовятся почтовые конверты , в который в последствии будут вкладываться письма с вопросами , на которые следует ответить. Почтальон, он выбирается в начале урока, разносит письма, тем, кому они написаны. Адресаты должны письменно ответить на поставленный в письме ответ.
Прием «Ассоциации» на доске
Понятие
Данный прием хорошо использовать при изучении нового материала или обобщения.
Учитель на доске записывает слова –понятие (они должны быть записаны вертикально), а учащиеся называют признаки этого понятия или ассоциации, которые они вызывают. При объяснении используются сходные с основным понятием буквы.
НАРЕЧИЕ
Используя этот прием прошу учащихся выписать в столбик слова-ассоциации к теме или конкретному понятию урока. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, то можно предложить составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд. Если ряд получился не совсем точным или достаточным, то следует оставить запись на доске, объяснить новую тему, а в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Разряды имен прилагательных- сравнительная степень- превосходная степень-качество светлый –светлее-светлейший.
При изучении темы «Притяжательные прилагательные» уместно нарисовать зрительный зал и ,отвечая на вопрос: «Чье это место?» Заполнить зал «зрителями». Место мамино, дедушкино, лисье, медвежье и т.д.
На уроке литературы 8 класс
И.А. Бунин «Детство» Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Уместно использовать мяч. Нарисуйте свои ассоциации, выразив их цветом.
А.С. Пушкин «Капитаская дочка» 1 урок. Назовите к каждому слову, возникшие у вас ассоциации.
Скульптура
Дается определение или понятие, учащимся предлагается объединившись в группы представить в виде скульптуры. Далее проводится работа по вопросам:
-Какое понятие представлено группой?
-Какие признаки понятия переданы наиболее удачно?
- С помощью чего его передали учащиеся?
Мозайка
Прием сродни приему . Дети сами могут изготовить
Чип и Дейл спешат на помощь( так назвали мы с учащимися этот прием)
Иногда выясняется , что кто-то из учащихся не присутствовал на предыдущем уроке. Тогда наиболее подготовленный ученик. Взаимообучение в данный момент имеет место быть. Учащимся в классе нужно выделить отдельное место, чтобы не мешать остальным.
Придумал сам
Данный прием очень нравится учащимся, так как им предлагается дома составить мини-контрольную по изученному на уроке материалу. При условии, что материал для контрольной учащиеся не могут брать из учебника. Наиболее сильным учащимся предлагается продумать вопросы конструктивного и творческого характера.
Картинная галерея
На доске вывешиваются несколько картин или фотографий, которые содержат признаки основного понятия(явление). Учащиеся, объединившись в группы, выделяют признаки понятия(явления), изображенного на картине. Далее каждая группа называет по одному признаку, а учитель фиксирует это на доске.
Прямоугольник
В центре рисуется прямоугольник в нем записывается основное понятие. Учащиеся называют: синонимы, антонимы, имена существительные, имена прилагательные, глаголы, которые связаны с этим понятием. Все записывается по разным сторонам прямоугольника. После того , как ассоциации заканчиваются учащимся предлагается отобрать три наиболее важных понятия. С ними ведется дальнейшая работа.
Цветок
Для данного приема рисуется цветок. В середине основное понятие, а вокруг лепестки, на которых записываются проявления и характеристики понятия.
Тематический кроссворд
Учителю необходимо составить кроссворд по теме, изученной на предыдущем уроке и предложить разгадать его учащимся. В данной вопросе существенную помощь учителю может оказать платформа Learningapps.