Методические приёмы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи.
Особенности восприятия и воспроизведения логического ударения детьми с нарушенным слухом.
Восприятие
Воспроизведение
логического ударения
логического ударения
- Дети с нарушением слуха вне зависимости от степени, остатков слуха, не выделяют
в своей речи логическое ударение.
с незначительными остатками слуха могут воспринимать на слух логическое ударение.
- Для речи характерно равноударное произношение всех слов в предложении.
Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.
Правила определения логического ударения
Подлежащее и сказуемое.
В нераспространённом предложении чаще всего ударение падает на сказуемое.
Осень наступила.
Правила определения логического ударения
Правило о новом понятии.
Если понятие уже упоминалось
в тексте, то оно уже не выделяется.
«Вот дом , который построил Джек ,
а это пшеница,
которая в тёмном чулане хранится в доме,
который построил Джек».
Правила определения логического ударения
Правило противопоставления .
Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.
Ещё вчера морозило , а нынче – оттепель .
Правила определения логического ударения
При сочетании нескольких
однородных членов в предложении
все они должны быть выделены.
Дети вокруг ёлки кружились, пели, плясали .
Кот, петух да баран жили в лесной избушке.
Удивительная тишина наступила и в поле , и в роще , и в воздухе.
В траве виднелись красные, коричневые, жёлтые шляпки грибов.
Правила определения логического ударения
При сочетании двух существительных,
отвечающих на вопрос чей?, кого?, чего?
ударение падает на существительное
в родительном падеже.
-Чьи это слова?
- Это воспитателя слова.
Правила определения логического ударения
В прямой речи ударение падает
на важные по смыслу слова.
- Ну, старуха, - говорит мужик,
- какой воротник привёз я тебе на шубу.
Правила определения логического ударения
При сочетаниях
прилагательного с существительным
ударение падает на существительное.
Видит лиса , везёт мужик на санях мёрзлую рыбу.
Правила определения логического ударения
Ударение падает на выделительные слова
сам, сама, совсем, совершенно, тоже, ещё .
Я сделаю это сама.
Правила определения логического ударения
Если имеются противопоставления,
то местоимение будет ударным.
«Если ты не пойдешь в гости,
то и меня там не будет».
Правила определения логического ударения
В вопросительном предложении
ударным является то слово,
в котором выражена сущность вопроса.
«Ты взял яблоко?»
Способы выделения логического ударения
В устной речи
-более громкое произнесение логического ударного слова;
- повышение или понижение тона
на слове;
- пауза перед логически ударным словом;
- замедленное произнесение слова.
В письменной речи:
- выделяется шрифтом (курсивом,
- полужирным шрифтом);
Система работы над логическим ударением
Работа с вопросами и ответами.
Дети сажают деревья .
Кто сажает деревья? Дети сажают деревья.
Что делают дети? Дети сажают деревья.
Что сажают дети? Дети сажают деревья .
Система работы над логическим ударением
Вопросы остаются постоянными,
только голосом выделяется интересующий объект.
Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.
Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.
Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.
Маша ходила вчера в кино ? Маша ходила вчера в кино .
.
Система работы над логическим ударением
Связный текст
В нашей стране более 100 тысяч рек. Реки – великий дар природы. Они дают людям воду для питья и орошения земель. Издавна реки были путями сообщений.
Интонация –это понижение или повышение голоса при произношении.
Понижение голоса обозначается на письме знаком
Повышение голоса обозначается на письме знаком
Система работы над интонацией
Повествовательная интонация – спокойное понижение голоса в конце предложения
Вопросительная интонация –повышение голоса на слове, несущем вопрос
Восклицательная интонация –изменение голоса на словах, выражающих чувства.
Система работы над интонацией
Дифференциация вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений
Идём гулять.
Идём гулять?
Идём гулять!
Система работы над интонацией
Различение интонации.
А) У обучающегося карточки с написанными предложениями без знаков препинания в конце.
Ты пойдёшь сегодня в кино !
Ты пойдёшь сегодня в кино ?
Ты пойдёшь сегодня в кино .
Б) У обучающегося таблички со знаками препинания:
точкой, вопросом, восклицательным.
. ! ?
Система работы над интонацией
Расстановка знаков в тексте
- Ой, какой ты мокрый! На улице идет сильный дождь?
- Да, на улице сильный дождь. Ты любишь дождливую погоду?
- Нет, я люблю лето. Летом тепло, хорошо!
Методические рекомендации по развитию интонационной выразительности речи у детей с нарушенным слухом.
- Работа должна проводиться последовательно и систематично, материал упражнений распределяться «пошагово», следует учитывать динамику возрастания интонационных навыков детей.
- Активно использовать речевые упражнения, игры, инсценировки на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.
- Использовать дифференцированный подход к формированию устной эмоционально-окрашенной речи:
учитывать состояния слуховой функции детей;
учитывать речевое развитие;
учитывать уровень восприятия и воспроизведения устной речи;
индивидуальные и психофизические особенности.
Методические рекомендации по развитию интонационной выразительности речи у детей с нарушенным слухом.
- Работа по формированию интонационных характеристик у детей с нарушением слуха должна вестись на занятиях:
учителя-дефектолога;
воспитателей;
учитель музыкально-ритмических занятий;
учителя физической культуры.
- Работа должна включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка школу.