СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устная речь играет в нашей жизни большую роль, выступая в качестве коммуникативной функции. Устное слово служит для нас носителем языка и важнейшим орудием мышления.

Сформировать у неслышащего обучающегося устную речь – значит обеспечить усвоения им необходимого словаря,грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи.»


Областное казённое общеобразовательное учреждение

«Курская школа-интернат для детей с ограниченными

возможностями здоровья»













Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха.
Логическое ударение в работе над выразительностью речи.







Тимирязева Т. С.,

учитель-дефектолог



















2017 – 2018 учебный год

Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха.
Логическое ударение в работе над выразительностью речи.


Устная речь играет в нашей жизни большую роль, выступая в качестве коммуникативной функции. Устное слово служит для нас носителем языка и важнейшим орудием мышления.

Сформировать у неслышащего обучающегося устную речь – значит обеспечить усвоения им необходимого словаря,грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова.

Слайд

Особенности восприятия и воспроизведения логического ударения детьми с нарушенным слухом.

Восприятие логического ударения

Неслышащие дети с незначительными остатками слуха могут воспринимать на слух логическое ударение.

Воспроизведение логического ударения

Дети с нарушением слуха вне зависимости от степени, остатков слуха, не выделяют в своей речи логическое ударение.

Для речи характерно равноударное произношение всех слов в предложении.


Слайд

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

В предложении, взятом вне контекста (не пословица и не фразеологизм), почти на каждом слове можно поставить логическое ударение, поэтому в практике определения логического ударения установились правила.


Слайд

Правила определения логического ударения:

Подлежащее и сказуемое.

В нераспространённом предложении чаще всего ударение падает на сказуемое:

Осень наступила.


Слайд

Правило о новом понятии.


Если понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется.


«Вот дом, который построил Джек, а это пшеница,

которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек».


Мы видим, что новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» – выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.



Слайд

Правило противопоставления.


Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

На противопоставляемые слова падает ударение.

Ещё вчера морозило, а нынче – оттепель.


Слайд

При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.

В предложениях с однородными членами ударение падает на каждое из перечисляемых слов.

Дети вокруг ёлки кружились, пели, плясали.

Кот, петух да баран жили в лесной избушке.

Удивительная тишина наступила и в поле, и в роще, и в воздухе.

В траве виднелись красные, коричневые, жёлтые шляпки грибов.


Однородными членами могут быть существительные, глаголы, прилагательные.


Слайд

При сочетании двух существительных, отвечающих на вопрос чей?, кого?, чего? ударение падает на существительное в родительном падеже.

Чьи это слова?- Это воспитателя слова.


Слайд

В прямой речи ударение падает на важные по смыслу слова.

- Ну, старуха, - говорит мужик, - какой воротник привёз я тебе на шубу.


Слайд

При сочетаниях прилагательного с существительным ударение падает на существительное.

Видит лиса, везёт мужик на санях мёрзлую рыбу.


Слайд

На выделительные слова сам, сама, совсем, совершенно, тоже, ещё падает ударение.

Я сделаю это сама.



Слайд

Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.


«Если ты не пойдешь в гости, то и меня там не будет».



Слайд

В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.


«Ты взял яблоко?».

Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты».


Правила применяются не механически, а с учётом ситуации речи, содержания текста.

Не рекомендуется перегружать текст логическими ударениями, так как речь плохо воспринимается.

Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.


Слайд

Способы выделения логического ударения:


В устной речи:

-более громкое произнесение логического ударного слова;

- повышение или понижение тона на этом слове;

- пауза перед логически ударным словом;

- замедленное произнесение слова.


В письменной речи:

- выделяется шрифтом (курсивом, полужирным шрифтом);

- знаком ударения;

- прописными буквами;


Система работы над логическим ударением:


Слайд

1.Работа с вопросами и ответами.

Предлагается предложение.

Дети сажают деревья.

Кто сажает деревья? Дети сажают деревья.

Что делают дети? Дети сажают деревья.

Что сажают дети? Дети сажают деревья.

Учитель сообщает уч-ся цель: «Будем выделять голосом главные слова в вопросах и ответах». Учитель за экраном читает первое вопросительное предложение, выделяя голосом смысловое содержание вопроса. Обучающиеся отвечают на вопрос. Учитель выясняет, какое слово главное при ответе на первый вопрос, подчёркивает его и предлагает послушать, как нужно ответить на вопрос, выделяя голосом первое слово в предложении. Затем предлагает повторить вопрос и ответ, воспроизводя логическое ударение. Аналогичная работа проводится с остальными вопросами и ответами.



Слайд

2.Вопросы остаются постоянными, только в них голосом выделяется интересующий объект.

Задача обучающегося:

-воспринять на слух логическое ударение с голоса учителя;

-определить какое слово, ориентируясь на вопрос, необходимо выделить в ответе;

-подчеркнуть его и воспроизвести логическое в вопросе и ответе.

Карточка с вопросами и ответами.


Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.

Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.

Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.

Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.


Учитель за экраном читает первое вопросительное предложение, выделяя голосом смысловое содержание вопроса. Обучающиеся отвечают на вопрос. Учитель выясняет, какое слово главное при ответе на первый вопрос, подчёркивает его и предлагает послушать, как нужно ответить на вопрос, выделяя голосом первое слово в предложении. Затем предлагает повторить вопрос и ответ, воспроизводя логическое ударение. Аналогичная работа проводится с остальными вопросами и ответами.



Слайд

3.Связный текст.

Учитель читает текст в микрофон, выделяя голосом ударные слова, обучающиеся воспринимают слова и подчёркивают их карандашом. Затем проверка и чтение текста учеником с учётом выделения логического ударения в вопросе и ответе.

В нашей стране более 100 тысяч рек. Реки – великий дар природы. Они дают людям воду для питья и орошения земель. Издавна реки были путями сообщений.













Слайд

Особое отношение в выразительности речи имеет интонация. Формирование навыков восприятия отдельных интонационных компонентов начинается с подготовительного класса. Произносительные навыки, которые формируются у обучающихся в ходе работы над силой, высотой голоса, над ритмом речи, создают основу, без которой невозможно овладение ребенком со значительным снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка – речевой интонацией.


Слайд

Интонация - это понижение или повышение голоса при произношении.

Понижение голоса обозначается на письме знаком

Повышение голоса обозначается на письме знаком


Слайд

Повествовательная интонация – спокойное понижение голоса в конце предложения

Вопросительная интонация –повышение голоса на слове, несущем вопрос

Восклицательная интонация –изменение голоса на словах, выражающих чувства.


Слайд

Система работы над интонацией:


1.Дифференциация вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений,

например:

Идем гулять.

Идем гулять?

Идем гулять!

Предложения написаны на карточке. Педагог читает предложения в микрофон. Дети воспринимают на слух предложения и определяют одинаково ли они произносятся. После определения различения в интонации учитель обращает внимание на знаки препинания. Обучающийся воспроизводит интонацию сопряжено, а потом отражённо.


Слайд

2 .Различение интонации.

А) У обучающегося карточки с написанными предложениями без знаков препинания в конце.

Учитель читает предложение, обучающийся расставляет знаки препинания в конце предложения, затем воспроизводят интонации со знаками препинания.

Б) У обучающегося таблички со знаками препинания: точкой, вопросом, восклицательным.

Учитель читает предложение. Ученик слушает и показывает соответствующий знак, а затем воспроизводит интонации со знаками препинания.


Слайд

3. Расстановка знаков в тексте. Чтение текста обучающегося с соблюдением интонации.

У обучающегося карточка с текстом, учитель читает предложения, а ребенок ставят соответствующий знак.


- Ой, какой ты мокрый! На улице идет сильный дождь?

- Да, на улице сильный дождь. Ты любишь дождливую погоду?

- Нет, я люблю лето. Летом тепло, хорошо!


Слайд

Методические рекомендации по развитию интонационной выразительности речи у детей с нарушенным слухом.

  • Работа должна проводиться последовательно и систематично, материал упражнений распределяться «пошагово», следует учитывать динамику возрастания интонационных навыков детей.

  • Активно использовать речевые упражнения, игры, инсценировки на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.

  • Использовать дифференцированный подход к формированию устной эмоционально-окрашенной речи:

учитывать состояния слуховой функции детей;

учитывать речевое развитие;

учитывать уровень восприятия и воспроизведения устной речи;

индивидуальные и психофизические особенности.

Слайд

  • Работа по формированию интонационных характеристик у детей с нарушением слуха должна вестись на всех занятиях:

учителя-дефектолога;

воспитателей;

учитель музыкально-ритмических занятий;

учителя физической культуры.


Работа должна включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка школу.


Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь слабослышащего обучающегося, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи обучающегося. Свободное владение устной эмоционально-окрашенной речью будет содействовать более свободному выбору профессии или учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, а также трудоустройству и профессиональной карьере. Достижению определенного социального статуса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!