СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы подготовки учащихся к ОГЭ по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы подготовки учащихся к ОГЭ по географии»

Воспитывает дитя любая минута жизни и каждый уголок Земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. В.А. Сухомлинский Методические приемы подготовки учащихся к ОГЭ по географии  Учитель географии МОУ «СОШ № 11»  села Алексеевское Семенихина Татьяна Ивановна

Воспитывает дитя любая минута жизни и каждый уголок Земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.

В.А. Сухомлинский

Методические приемы подготовки учащихся к ОГЭ по географии

Учитель географии МОУ «СОШ № 11» села Алексеевское

Семенихина Татьяна Ивановна

Начинаем учебный год Подготовка к ОГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 9 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии. Стенды в кабинете

Начинаем учебный год

Подготовка к ОГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 9 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии.

Стенды в кабинете

Методический уголок Демоверсии 2019 года; Сборники тестов 2019 года; Папки с вариантами заданий КИМов разных лет Дополнительная литература

Методический уголок

Демоверсии 2019 года;

Сборники тестов 2019 года;

Папки с вариантами заданий КИМов разных лет

Дополнительная литература

Знакомство с учебными пособиями Подготовка к ОГЭ: Знакомство с кодификатором КИМ Знакомство со спецификацией Знакомство с инструкцией по выполнению заданий Знакомство с инструкцией по заполнению бланков ответов Объяснение оценивания заданий разного типа Первоначальное тестирование

Знакомство с учебными пособиями

Подготовка к ОГЭ:

Знакомство с кодификатором

КИМ

Знакомство со спецификацией

Знакомство с инструкцией по выполнению заданий

Знакомство с инструкцией по заполнению бланков ответов

Объяснение оценивания заданий разного типа

Первоначальное тестирование

Документация у учителя График дополнительных занятий; Тематический план дополнительных занятий; Учет посещаемости. Диагностика

Документация у учителя

График дополнительных занятий;

Тематический план дополнительных занятий;

Учет посещаемости.

Диагностика

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ. Схема дополнительных занятий Тестирование по предыдущей теме; Анализ тестирования (10 минут); Отработка теоретических вопросов и практическое закрепление повторяемых понятий (25 минут); Работа с номенклатурой (5 минут); Повторение биографий исследователей и путешественников (5 минут). Практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память. Постоянная тренировка

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.

Схема дополнительных занятий

  • Тестирование по предыдущей теме;
  • Анализ тестирования (10 минут);
  • Отработка теоретических вопросов и практическое закрепление повторяемых понятий (25 минут);
  • Работа с номенклатурой (5 минут);
  • Повторение биографий исследователей и путешественников (5 минут).

Практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.

Постоянная тренировка

Основной метод подготовки – отработка умения читать карту - приём ориентирования; составление описаний территорий; картографическое моделирование; составление характеристик территорий; картографические приёмы (чтение профилей, составление контурных карт, картосхем); картоаналитические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и высот).  Атласы 7, 8, 9 класса 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Это задания, которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения».

Основной метод подготовки – отработка умения читать карту

- приём ориентирования;

составление описаний территорий;

картографическое моделирование;

составление характеристик территорий;

картографические приёмы (чтение профилей, составление контурных карт, картосхем);

картоаналитические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и высот).

Атласы 7, 8, 9 класса

70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа.

Это задания, которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения».

Работа с географической номенклатурой Индивидуальные задания по карте Дифференцированные задания по карте - убыстрённый показ объектов в атласах; -составление географического диктанта; - взаимный показ по карте; -описание географического положения объекта; - узнавание по словесному описанию; -характеристика рельефа, климата внутренних вод, страны . - нанесение на контурную карту; - географические диктанты по номенклатуре . Формируются результаты : метапредметные : развитие образного восприятия географических объектов; расширение мировоззрения и кругозора учащихся; предметные : знание географической номенклатуры. личностные : мотивация.

Работа с географической номенклатурой

Индивидуальные задания по карте

Дифференцированные задания по карте

- убыстрённый показ объектов в атласах;

-составление географического диктанта;

- взаимный показ по карте;

-описание географического положения объекта;

- узнавание по словесному описанию;

-характеристика рельефа, климата внутренних вод, страны .

- нанесение на контурную карту;

- географические диктанты по номенклатуре .

Формируются результаты :

метапредметные : развитие образного восприятия географических объектов; расширение мировоззрения и кругозора учащихся; предметные : знание географической номенклатуры.

личностные : мотивация.

Самоконтроль при работе с контурными картами Устье какой крупной российской реки показано на карте? Подсказки. 1.Исток реки - на Валдайской возвышенности. 2.Крупный приток реки в устьевой части носит название Ахтуба. 3.Несёт свои воды в бассейн внутреннего стока, образуя широкую дельту. Формируются результаты: Метапредметные : умение предвидеть возможные результаты своих действий; Предметные: знание географической номенклатуры. Личностные : мотивация. Дополнительные задания. 1.Почему эта река, не являясь самой длинной в России, считается самой известной российской рекой за рубежом? 2.За счёт чего дельта реки увеличивается? 3.Как можно использовать воды этой реки в хозяйстве? Самоконтроль: выполнено с подсказкой – «3»; выполнено с дополнительными заданиями верно – «5».

Самоконтроль при работе с контурными картами

Устье какой крупной российской реки показано на карте?

Подсказки.

1.Исток реки - на Валдайской возвышенности.

2.Крупный приток реки в устьевой части носит название Ахтуба.

3.Несёт свои воды в бассейн внутреннего стока, образуя широкую дельту.

Формируются результаты:

Метапредметные : умение предвидеть возможные результаты своих действий;

Предметные: знание географической номенклатуры.

Личностные : мотивация.

Дополнительные задания.

1.Почему эта река, не являясь самой длинной в России, считается самой известной российской рекой за рубежом?

2.За счёт чего дельта реки увеличивается?

3.Как можно использовать воды этой реки в хозяйстве?

Самоконтроль: выполнено с подсказкой – «3»; выполнено с дополнительными заданиями верно – «5».

Диагностика усвоения географической номенклатуры при помощи логических цепочек 7 класс  Африка  Капские горы – о. Мадагаскар – р. Замбези – Ниагарский вдп. – Красное море – п – ов Сомали – Гвинейский залив.  Южная Америка  Анды – Примексиканская низм. – Амазонская низм.- Патагонская низм. – р. Сан – Франсиску – Ла – Плата – Чили.  Северная Америка  П-ов Аляска – море Саргассово – Скандинавские горы – о-в Куба – р. Миссисипи – оз. Атабаска – Канада.  Евразия  О-в Тасмания – м. Рока – Кунь – Лунь – плоск. Декан – Паданская низм. – р. Дунай – р. Амударья. Формируются результаты: метапредметные : умение предвидеть возможные результаты своих действий; предметные : знание географической номенклатуры. личностные : мотивация Самооценка: определен признак, исключено «лишнее», отмечены объекты на контурной карте

Диагностика усвоения географической номенклатуры при помощи логических цепочек

7 класс

Африка

Капские горы – о. Мадагаскар – р. Замбези – Ниагарский вдп. – Красное море – п – ов Сомали – Гвинейский залив.

Южная Америка

Анды – Примексиканская низм. – Амазонская низм.- Патагонская низм. – р. Сан – Франсиску – Ла – Плата – Чили.

Северная Америка

П-ов Аляска – море Саргассово – Скандинавские горы –

о-в Куба – р. Миссисипи – оз. Атабаска – Канада.

Евразия

О-в Тасмания – м. Рока – Кунь – Лунь – плоск. Декан – Паданская низм. – р. Дунай – р. Амударья.

Формируются результаты:

метапредметные : умение предвидеть возможные результаты своих действий;

предметные : знание географической номенклатуры.

личностные : мотивация

Самооценка: определен признак, исключено «лишнее», отмечены объекты на контурной карте

Метод опорных конспектов Значительно сокращает использование учебного времени, является наглядным пособием для запоминания учебного материала Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, кластеров, ментальных карт

Метод опорных конспектов

Значительно сокращает использование учебного времени, является наглядным пособием для запоминания учебного материала

Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, кластеров, ментальных карт

Кластер

Кластер

Информационно-коммуникационные технологии Возможность работы без регистрации ; Возможность бесплатного пользования; Решу ОГЭ geo.ege.sdamgia.ru Возможность распечатать материал для работы на уроке и дополнительных занятиях; 4ege.ru Возможность отслеживать результаты учеников; examen.ru Ежемесячное обновление готовых тестов; ru.wikipedia.org Возможность посмотреть пояснения к типовым заданиям; wildberries.ru Возможность узнать примерные экзаменационные баллы после выполнения тестов.

Информационно-коммуникационные технологии

Возможность работы без регистрации ;

Возможность бесплатного пользования;

Решу ОГЭ

geo.ege.sdamgia.ru

Возможность распечатать материал для работы на уроке и дополнительных занятиях;

4ege.ru

Возможность отслеживать результаты учеников;

examen.ru

Ежемесячное обновление готовых тестов;

ru.wikipedia.org

Возможность посмотреть пояснения к типовым заданиям;

wildberries.ru

Возможность узнать примерные экзаменационные баллы после выполнения тестов.

 Некоммерческий социальный проект «Мульти – Россия» «Мы живем в России» Цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России

Некоммерческий социальный проект «Мульти – Россия»

«Мы живем в России»

Цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России

Например, задание № 30 Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений Папка и электронный вариант включают: Методическая часть – алгоритм работы; Задания для совместного выполнения и актуализации знаний - 255; Задания для самостоятельного выполнения (с ответами) - 40. Материалы для подготовки позволяют: Отработать алгоритм; На примере всех регионов России (европейская и азиатские части), материков повторить и закрепить изученный материал; Выполнить самостоятельно предложенные задания.

Например, задание № 30

Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений

Папка и электронный вариант включают:

Методическая часть – алгоритм работы;

Задания для совместного выполнения и актуализации знаний - 255;

Задания для самостоятельного выполнения (с ответами) - 40.

Материалы для подготовки позволяют:

Отработать алгоритм;

На примере всех регионов России (европейская и азиатские части), материков повторить и закрепить изученный материал;

Выполнить самостоятельно предложенные задания.

Межпредметные связи

Картография и география

Физика и география

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров .

Определите, какое АД будет наблюдаться на вершине горы высотой 300 м, если у ее подножия его значение составляет 760 мм, и известно, что АД меняется на 10 мм на каждые 100 м.

Биология и география

Традиционным занятием каких из перечисленных народов является морской зверобойный промысел?

1)Якуты и буряты; 2)чукчи и эскимосы; 3)ханты и манси; 4)карелы и коми.

История и география

Г.И. Шелихов – русский мореплаватель, промышленник и купец. В 1783 году в Охотске он организовал разведывательную экспедицию, целью которой был поиск новых островов с лежбищами морского зверя. В 1783-1786 годах он исследовал северную часть Тихого океана, организовал коммерческое торговое судоходство между Курильской и Алеутской островными грядами. Какой из перечисленных географических объектов на карте России носит имя этого мореплавателя?

1)залив; 2)течение; 3)вулкан; 4)море

Математика и география

Определите долю городского населения (в процентах) в общей численности населения Нижегородской области, если известно, что численность ее населения на 1 января 2017 года составляла 3297 тыс.чел., в том числе горожан 2606 тыс. чел. Полученный результат округлите до целого числа .

Экономика и география

Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. .

Стратегия работы на экзамене Первый этап Отмечай верное и пропускай то, что сложно Второй этап Проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй географические атласы Третий этап Проверяй сделанное и угадывай то, что не знаешь Эта стратегия должна помочь правильно распределить время, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности

Стратегия работы на экзамене

Первый этап

Отмечай верное и пропускай то, что сложно

Второй этап

Проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй географические атласы

Третий этап

Проверяй сделанное и угадывай то, что не знаешь

Эта стратегия должна помочь правильно распределить время, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности

Успех зависит… От подготовительной работы От стремления самого школьника к успеху От единой позиции у учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их. А. Дистервег От педагога, его профессиональной готовности Ученик включается в любую деятельность, когда это нужно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения

Успех зависит…

От подготовительной работы

От стремления самого школьника к успеху

От единой позиции у учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников

Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их.

А. Дистервег

От педагога, его профессиональной готовности

Ученик включается в любую деятельность, когда это нужно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения

Анализ ОГЭ по географии КОЛИЧЕСТВО СДАВАВШИХ ЭКЗАМЕН ОГЭ 2016 СРЕДНИЙ БАЛЛ ПО КРАЮ  ОГЭ 2017 ОГЭ 2018 СРЕДНИЙ БАЛЛ ПО РАЙОНУ  7 ЧЕЛОВЕК  9 ЧЕЛОВЕК ОБУЧЕННОСТЬ 6 ЧЕЛОВЕК КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ 100% 100% 71% НЕ ПРЕОДОЛЕЛИ ПОРОГ УСПЕШНОСТИ 83% 67% 33% 17% (1 человек)

Анализ ОГЭ по географии

КОЛИЧЕСТВО СДАВАВШИХ ЭКЗАМЕН

ОГЭ 2016

СРЕДНИЙ БАЛЛ ПО КРАЮ

ОГЭ 2017

ОГЭ 2018

СРЕДНИЙ БАЛЛ ПО РАЙОНУ

7 ЧЕЛОВЕК

9 ЧЕЛОВЕК

ОБУЧЕННОСТЬ

6 ЧЕЛОВЕК

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

100%

100%

71%

НЕ ПРЕОДОЛЕЛИ ПОРОГ УСПЕШНОСТИ

83%

67%

33%

17% (1 человек)

Источники: ttps://yandex.ru/images/search?text=огэ география 9 кл https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-uchaschihsya-h-klassov-k-uspeshnomu-prohozhdeniyu-gosudarstvennoy-itogovoy-attestacii-g-1172048.html ttps://урок.рф/library/statya_algoritm_podgotovki_k_gia_po_geografii_iz_091635.html http://www.akipkro.ru/kpop-main/end/meropriyatiya-end/13741-seminary-dlya-uchitelej-geografii-aktualnye-voprosy-podgotovki-k-gia-2018-goda-ege-oge-vpr.html https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/03/13/rekomendatsii-po-geografii-po-povysheniyu-kachestva-podgotovki Sistema-podgotovki-uchashhihsya-k-OGE-i-EGE-po-geografii-s-ispolzovaniem-EOR.pdf https://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/kak-effiektivno-podghotovit-uchashchikhsia-k-sdachie-oge-po-ghieoghrafii-obobshchieniie-opyta-uchitielia-ghieoghrafii https:// www.pedopyt.ru/categories/3/articles/1055 https:// schoolfiles.net/158583 https:// arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/14/s_587a175b70196/528503_1.png http://images.myshared.ru/5/436619/slide_13.jpg

Источники:

  • ttps://yandex.ru/images/search?text=огэ география 9 кл
  • https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-uchaschihsya-h-klassov-k-uspeshnomu-prohozhdeniyu-gosudarstvennoy-itogovoy-attestacii-g-1172048.html
  • ttps://урок.рф/library/statya_algoritm_podgotovki_k_gia_po_geografii_iz_091635.html
  • http://www.akipkro.ru/kpop-main/end/meropriyatiya-end/13741-seminary-dlya-uchitelej-geografii-aktualnye-voprosy-podgotovki-k-gia-2018-goda-ege-oge-vpr.html
  • https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/03/13/rekomendatsii-po-geografii-po-povysheniyu-kachestva-podgotovki
  • Sistema-podgotovki-uchashhihsya-k-OGE-i-EGE-po-geografii-s-ispolzovaniem-EOR.pdf
  • https://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/kak-effiektivno-podghotovit-uchashchikhsia-k-sdachie-oge-po-ghieoghrafii-obobshchieniie-opyta-uchitielia-ghieoghrafii
  • https:// www.pedopyt.ru/categories/3/articles/1055
  • https:// schoolfiles.net/158583
  • https:// arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/14/s_587a175b70196/528503_1.png
  • http://images.myshared.ru/5/436619/slide_13.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!