СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы при подготовке к государственной итоговой аттестации по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на зональных педагогических чтениях.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы при подготовке к государственной итоговой аттестации по физике»

Педагогические чтения 2019


Методические приемы при подготовке к государственной итоговой аттестации по физике


Пеньшина Галина Николаевна,

учитель физики МАОУ «СОШ №10»

Гайский городской округ


Модернизация образования, прежде всего введение ЕГЭ и повышение требований к подготовке выпускников школы в связи с профилизацией образования и повышением уровня требований при поступлении в вузы, поставило каждого учителя перед решением проблемы: «Как обеспечить успешность обучения большинства обучающихся?».

Практика работы в школе показала, что достаточно высокие результаты дает лекционно-зачётная модульная система изучения физики на основе дифференцированного подхода. В данной системе можно выделить следующие компоненты:

  1. Блочно-модульное изучение учебного материала.

  2. Опорный конспект либо полный конспект темы блока (модуля) по плану.

  3. Система поэлементного обучения решению задач.

  4. Систематический контроль блочного материала в виде:

а. контрольная работа (или система контрольных работ);

б. сдача КВВК (контрольные вопросы взаимоконтроля);

в. зачёт (теория + тестирование).

Можно выделить три этапа деятельности учителя и обучающегося по усвоению новой информации в условиях лекционно-зачётной системы изучения физики на основе дифференцированного подхода.

Первый этап. Блочно-модульное планирование материала.

Блочную подачу изучаемого материала я использую только в старших классах (10–11 классы). Блочно-модульная система позволяет формировать чёткие, прочные, систематизированные знания и умения; осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению; устанавливать межпредметные связи и параллели, особенно с математикой; снижает нагрузку на ученика; готовит к успешной сдаче ЕГЭ.

Каждый изучаемый блок (зачётный раздел) разбивается на отдельные модули, включающие целостный по содержанию материал. Например, зачётный раздел «Электростатика» включает в себя два модуля: «Сила взаимодействия неподвижных зарядов» и «Энергия взаимодействия неподвижных зарядов».

При изучении каждого модуля должен быть выполнен полностью технологический цикл:

− представление нового учебного материала с оформлением опорного конспекта;

− практическое применение нового учебного материала (уроки-практикумы);

− операционный всеобщий контроль усвоения нового учебного материала (подзачёты).

После объяснения каждой темы обучающиеся получают контрольные вопросы взаимоконтроля (КВВК), включающие основные понятия, формулы, определения. Они ориентируют учащихся на минимальный (базовый) материал, который должен быть усвоен в обязательном порядке.

Оперативный всеобщий контроль усвоения изученной темы модуля проводится в виде физического диктанта на два варианта, в каждом из которых помимо ответов на вопросы теоретического характера предлагается выполнение практических заданий различного уровня сложности (задачи, качественные вопросы). Такие работы оцениваются двумя оценками — за теорию и практику.

Если теория не сдана, предоставляется возможность подготовиться и устно ответить на теоретические вопросы в строго ограниченный временной интервал (среда, пятница с 7-45 до 8-15), иначе она автоматически переносится на зачётный урок.

Второй этап. Уроки решения задач.

Решение задач по физике мобилизует ученика на глубокое понимание материала, а главное — на использование теоретической физики для решения конкретных качественных и количественных задач. Ученик должен научиться видеть физические законы в жизни, в технике, в быту, в природе; использовать эти законы для объяснения различных явлений, решения практических жизненных задач.

Решение задач начинаю сразу же после объяснения нового материала. Как правило, это несложные расчётные задачи, на примере которых даётся алгоритм решения по данной теме. Первые задачи решаю сама с подробным анализом алгоритма. Заканчиваю занятие разбором 3–5 качественных задач или 1–3 нестандартных заданий части 1 из КИМ Статграда. В домашнее задание, как правило, включаю 4–5 задач, аналогичных тем, что решали в классе. Из них обязательно даю одну-две нестандартных задачи, «со звёздочкой», за правильное решение которых ставлю «пять».

При объяснении решения сложных задач делаю вид, что я рассеяна, забывчива, специально допускаю ошибки, которые обучающиеся замечают, активно поправляют меня, что хорошо влияет на активизацию мыслительной деятельности, а не на механическое списывание.

Третий этап. Основной контроль знаний — зачётные уроки.

Основной контроль знаний проводится в конце каждого зачётного раздела, т. е. в течение года проводится 5–6 раз (по числу зачётных разделов).

Например, в 10 классе:

Зачёт № 1 — Кинематика.

Зачёт № 2 — Динамика. Силы в природе.

Зачёт № 3 — Законы сохранения.

Зачёт № 4 — Основы МКТ.

Зачёт № 5 — Термодинамика.

Зачёт № 6 — Электростатика.

За зачёт учащиеся получают две оценки — за теоретическую и практическую части. Эти оценки реально отражают знания учащихся, и на них я опираюсь, выставляя итоговые оценки по предмету. Зачётному уроку предшествует написание разноуровневой контрольной работы.

За две недели до зачёта выдаются его основные вопросы (их обычно 5–6), это основные темы зачётного раздела (блока). Например, по теме «Электростатика» это следующие вопросы:

1) Закон Кулона.

2) Напряжённость электростатического поля. Линии напряжённости. Суперпозиция полей.

3) Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

4) Работа электростатического поля по перемещению заряда. Потенциал. Разность потенциалов.

5) Связь двух характеристик электростатического поля, эквипотенциальные поверхности.

6) Электроёмкость. Конденсаторы. Соединения конденсаторов.

Вторая часть зачётного урока — практическая, обычно это выполнение дифференцированных заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. Оценивается зачётный урок двойной оценкой: за теоретическую и практическую части. Должна отметить, обучающиеся готовятся к зачётным урокам ответственно, промежуточный контроль к этому обязывает, и отрицательные результаты — очень редкий случай.

Завершается изучение зачётного раздела взаимоконтролем (сдачей КВВК), включающим в себя основные понятия, формулы, определения всего материала блока информации. Здесь я использую опыт работы системы Шаталова В. Ф.

Все представленные приемы работы реализуются в урочное время за счет четкого планирования учебной нагрузки в школе. Теоретический материал и задачи базового уровня разбираются на уроке (2 часа в неделю), более глубокое прорабатывание происходит на занятиях элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по физике» (2 часа в неделю). Данный элективный курс посещают обучающиеся, выбравшие ЕГЭ по физике.

Дополнительно в качестве домашнего задания еженедельно в 11 классе выдается для самостоятельного решения 1 вариант КИМ ЕГЭ. КИМы берутся либо из сборника Демидовой М.Ю. «30 типовых вариантов», либо вариант тренировочной работы Статграда, либо составляется самостоятельно учителем на сайте Решу ЕГЭ.

Большая трудность при подготовке к ЕГЭ по физике заключается в том, что обучающиеся обладают недостаточными знаниями по математике: не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат. — нужно уверенно владеть математическими знаниями. Знать действия над  векторами, выразить нужную величину из формулы, найти сторону треугольника, применить теорему Пифагора, теоремы  синусов и косинусов и т. д. Именно поэтому, необходимо повторять основные математические знания и отрабатывать их на практике.

Основные принципы подготовки к ЕГЭ:

1. Многократное повторение учебного материала.
2. Выделение  главного при изучении темы.
3. Развитие чувства реальности, ориентирование в величинах.
4. Самостоятельная деятельность учащихся.
5. Систематический опрос и проверка усвоения материала.

6. Собственная оценка каждым учащимся своего уровня подготовки к ЕГЭ.


Литература

  1. Ерюткин Е.С.Физика. 10-11 класс. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Просвещение, 2018.

  2. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 10-11 класс. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2017.

  3. Вишнякова, М. В. Семенов, А. А. Якута, Е. В. Якута. Диагностические работы по физике (Библиотека Статграда)— М.: МЦНМО, 2019.

  4. Громцева О.И.Физика. 100 баллов. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М.: УЧПЕДГИЗ. 2018.  

  5. Демидова М.Ю. ЕГЭ-2019. Типовые экзаменационные варианты. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2019.

  6. Демидова М.Ю., Грибов В.А., Гиголо А.И. Физика. 1000 задач с ответами и решениями. М.: Просвещение, 2018

  7. Демидова М.Ю., Грибов В.А., Гиголо А.И. Физика. Я сдам ЕГЭ! Механика. Молекулярная физика. Типовые задания. М.: Просвещение, 2018.

  8. Демидова М.Ю., Грибов В.А., Гиголо А.И. Физика. Я сдам ЕГЭ! Электродинамика. Квантовая физика. Типовые задания. М.: Просвещение, 2018.  

  9. Громцева О.И.Сборник задач по физике. 10-11 классы. – М.: Изд-во «Экзамен», 2016.

  10. Парфентьева Н.А.Сборник задач по физике. 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!