СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы развития познавательных УУД на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы развития познавательных УУД на уроках изобразительного искусства в начальных классах.»

Методические приемы развития познавательных УУД на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире,входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В. А. Сухомлинский

«Рисунок – основа основ. Овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Овладевая рисунком, ученик одновременно познает мир».

Я.А. Каменский

Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.

Этому способствует предмет «Изобразительное искусство».

У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной.

Цели изучения изобразительного исксства в начальной школе:

- освоение первоначальных знаний об искусстве: изобразительном, декоративном, прикладном, архитектурном и дизайнерском;

- формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности;

- овладение элементарной художественной грамотой;

- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, способности к художественному творчеству;

- воспитание эстетических увств и интереса к искусству.

Некоторые задачи изучения ИЗО в начальной школе:

- знакомство с особенностями работы изобразительного искусства, элементарными основами реалистичного рисунка;

- расширение художественно – эстетического кругозора, знакомство с видами и задачами изобразительного искусства;

-осваивание изобразительны приёмов, с использованием различных материалов и инструментов (эксперимент, смешанная техника);

- развитие у младших школьников изобразительных способностей, творческого воображения, пространственного мышления, художественного вкуса;

- воспитание умения видеть прекрасное в окружающем мире.

Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться.

УУД, формирующиеся на уроках ИЗО в начальной школе, включают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- умение различать изобразительные возможности разных художественных материалов, основные виды и жанры изобразительного искусства;

- осознание значимых тем искусства и отражение их в изо – деятельности;

- умение выполнять рисунок по собственному замыслу; 

- анализ выразительности произведений изобразительного искусства; 

- оценка эстетической выразительности результатов своей творческой деятельности и сверстников. 

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на уроке; 

- работать по предложенному учителем плану; 

- отличать верно выполненное задание от неверного; 

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; 

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.). 

Коммуникативные УУД:

- пользоваться языком изобразительного искусства; 

- слушать и понимать высказывания собеседников; 

- согласованно работать в группе. 

Для формирования УУД на уроках ИЗО используют интерактивные методы обучения, такие как проектные, игровые, поисковые, диалоговые методы, ИКТ. 



Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства у младших школьников я использую  следующие формы работы:

- метод проектов;

- исследовательский метод;

- коллективно-творческие дела;

- интерактивные игры;

- педагогические приёмы «Дай себе помочь», «Лови ошибку»;

- систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся.

Все вышеперечисленные формы работы с детьми на уроках изобразительного искусства развивают у детей умение вглядываться, содержательно рассматривать мир, что является важной задачей обучения. Мы видим только то, что понимаем. Умение видеть – одна из главных составляющих становления личностных качеств ребенка, развития универсальных учебных действий.

Некоторые методы обучение изобразительному искусству (ИЗО) в начальной школе:

Наглядные методы:

- Использование натуры. Ученики изображают явление в процессе его наблюдения или по памяти. В качестве экспоната могут выступать игрушки, плоды, ветки, цветы и т. п.

- Использование образца. Учитель показывает детям, как правильно рисовать различные узоры, элементы, части предмета, фигуры и т. д..

- Рассматривание отдельных предметов. Ученики учатся технике рисования отдельных предметов. Учитель показывает, из каких частей состоит предмет, составляет алгоритм рисования, выделяя его основные этапы и нюансы. 

- Показ отдельных приёмов изображения. Учитель показывает детям приёмы рисования путём жестов или непосредственно путём изображения элемента. 

- Показ детских работ в конце занятия. Ученики обсуждают свои работы в корректной форме, чтобы в дальнейшем избежать допущенных ошибок и добиться хороших результатов.

Словесные методы:

- Беседа. Цель метода — привить интерес к рисованию. Беседа должна быть краткой, содержательной и эмоционально окрашенной. 

- Рассказ. Устное повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках изобразительного искусства этот метод используется для сообщения новой информации. 

Репродуктивный метод. Направлен на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма.

Эвристический метод. Предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Ученики анализируют форму и строение предмета, который они будут рисовать, и думают, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нём, чтобы рисунок выглядел красиво.

Исследовательский метод. Направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. 

Также в начальной школе используются креативные методы обучения, например: метод агглютинации, метод «Мозгового штурма», метод «Если бы…», метод гиперболизации и метод придумывания.

Важно правильно подбирать методы обучения к теме урока, определённому классу и возрасту учащихся.

На своих уроках часто использую метод правополушарного рисования – это такой метод рисования, при котором художник стимулирует работу правого полушария, подавляя активность левого.

Автор метода — профессор Бэтти Эдвардс. 

Правополушарное рисование позволяет проявить индивидуальность, упростить творческий процесс, отключить анализ деятельности, обрести внутреннюю гармонию и раскрыть творческие способности.



Особенности правополушарного рисования:

Отсутствие чёткой схемы. Рисование спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии объекта. Можно начать рисовать с любого места, смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть. 

Использование простых техник. Это тычки, мазки, рисование вверх тормашками, пальцами, губкой, не ведущей рукой, выход за границы листа и другие. 

Эмоциональность и непредсказуемость. Правополушарные рисунки часто эмоциональны, передают актуальное психологическое состояние человека. 

Использование нестандартных материалов. Можно использовать ватные палочки, зубные щётки, ватные диски и прочее. 

Быстрота выполнения. Нет необходимости прорисовывать детали.  

Выход за границы листа. Можно рисовать пальцами, использовать такие приёмы, как тычки, мазки, рисование вверх тормашками.

Использование необычных техник. Например, применение техники заземления (нижнюю часть фигуры размазывают пальцами или кисточкой, чтобы границы были менее чёткими).  

Применение техники многослойности. Первый слой — фон, затем по нему рисуется задний план. При этом важно помнить, что гуашь легко смешивается и размывается водой, поэтому перед рисованием следующего слоя предыдущие должны хорошо просохнуть.  

Выбор цветов. Используются те цвета, которые подсказывает интуиция в данный момент.  

Отличительная особенность правополушарного рисования — создание фона красками, без предварительного наброска простым карандашом.

Правополушарное рисование помогает развить зрительное восприятие, зрительную память, воображение, повысить самооценку и расслабиться

Вашему вниманию хочу предоставить технологическую карту урока с использование метода правополушарного рисования.

 Технологическая карта  урока изобразительного искусства в начальной школе


Тип урока: Изучение нового материала

Класс: 3


                                                                 

Тема урока

 Весенние цветы

Цель

Способствовать формированию интереса к художественно - творческой деятельности.

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через  изображение весенних цветов.

Задачи

Образовательные1) познакомить со строением подснежника; сформировать представления  о его строении;

2) сформировать умение выполнять рисунок подснежника; закрепить навыки работы с новыми художественными материалами планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;

3) совершенствовать приемы работы кистью и красками.

Развивающие: способствовать развитию: (памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, колористического, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии.

Воспитательные: 1) способствовать воспитанию; бережного отношения к природе; уважительного отношения к работе художника, воспитывать художественный вкус, любовь к уроку ИЗО.

2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

  • знать как рисуется цветок, из каких частей состоит;

  • уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу; извлекать нужную информацию;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;

  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные УУД:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Основные понятия


Межпредметные связи

Литература, окружающий мир.

Оборудование

 

Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация:  иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины; правила безопасной работы с пачкающими материалами  и др.  

 Оборудование учащихся:

Материалы : белый лист бумаги.

Инструменты: кисти, гуашь

Приспособления: клеенка, салфетки для вытирания кисти.

Литература, интернет-ресурсы

https://www.livemaster.ru/topic/2787803-podsnezhniki-v-kartinah-hudozhnikov

https://kvestodel.ru/generator-rebusov


Ход урока

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу



Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Приветствует детей, психологически  настраивает учащихся на урок,  организует внимание учащихся. Проверка подготовленности учеников.

-Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

 

Коммуникативные

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


II. Формулирование темы урока, постановка цели



Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

Организует формулирование  темы и цели  урока, обозначает основные образовательные задачи, выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний  у учащихся.

-Ребята какие цветы в лесу появляются ранней весной?

-Назовите их.

Ветреница дубравная, адонис, подснежник.

-Верно, ребята, вы такие догадливые.

-Итак, сегодня на уроке мы с вами будем:

  1. Анализировать рисунки художников, которые изображали весенние цветы.

  2. Выделять основные элементы и последовательность рисования деталей цветка

  3. Будем учиться рисовать, отрабатывать технику рисования гуашью.

С помощью учителя формулируют тему и  цель урока,

высказывают свое мнение  о практической значимости работы


Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после   предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

 

 

1. Вводная беседа.

-Ребята, а вы знаете, как называется жанр, который посвящён рисованию цветов?

-Это цветочный натюрморт.

-А где мы встречаем этот жанр? Где можно увидеть рисунки цветов?

-А как называются художники, которые рисуют в жанре цветочный натюрморт?

Когда мы говорим о цветах в искусстве, первое, что приходит на ум, — это, конечно же, цветочный натюрморт. Это особый вид натюрморта, который фокусируется исключительно на изображении цветов. Не просто на пейзаже с цветами, где они являются частью общего вида, а именно на них самих — на их красоте, форме, фактуре, цвете.

-А вы знаете каких-нибудь художников, которые изображали такие картины?

Шумилов Вячеслав Федорович

Жуковский Станислав.

- Разгадайте ребус и подумайте, что сегодня будете рисовать.


- Послушайте сказку Галины Тучиной.

Сказка о подснежнике 

Однажды мартовским днём солнышко проплывало по небу над лесом и увидело чудо: из-под снега пробивался маленький тоненький подснежник, была видна только его голубая шляпка. Солнышко улыбнулось, и его горячие лучи засветили ярче. Подснежник потянулся навстречу солнышку, раскрыл лепестки и тоже улыбнулся. 

В это время мимо пробегал злой, колючий ветер. Ему не понравилось, что подснежник улыбнулся не ему, а солнцу. Ветер позвал своих верных подруг — холодных серых туч. Тучи закрыли солнце, и пошёл снег. Подснежник закачался на ветру и склонил свою шляпку до самой земли. 

В это время мимо пролетала ласточка, и ей стало жалко умирающего цветка. Она подлетела поближе, чтобы подставить своё крылышко, и подснежник удержался. Он прошептал ей: «Милая ласточка, скорее лети к солнышку, разгони крылышками тучи, и солнце снова согреет меня своими лучиками». 

Ласточка быстро поднялась в небо и замахала крыльями возле холодных серых туч. Холодные, сердитые тучи не ожидали, что такая маленькая птичка не испугается их грозного вида, и расплакались от обиды. Вместо снега пошёл дождь. Капли упали на шляпку подснежника и дали ему новые силы. 

Тучи увидели, что их капли помогли выжить этому маленькому цветку и засмеялись от счастья. Они расступились, и снова выглянуло солнце. Подснежник весело закачал своей голубой шляпкой. Теперь он был не один, даже серые тучи перестали злиться и стали его друзьями. 

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

Анализ элементов подснежника

- Разберём строение подснежника.
- Давайте рассмотрим его повнимательнее (демонстрация фото).

- Выделим, из каких частей состоит подснежник

-Сколько частей у нас получилось?

- Какие основные части, с которых нужно начинать рисование?

- Верно, давайте отдохнём немного и приступим к интересной работе, будем рисовать подснежники.

Физминутка

Беседа перед практической работой.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

(Выполняют движения по тексту)

Учитель объясняет последовательность.

Организация  рабочего места.

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов  и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе.

Нам понадобятся: альбом, краски, клеёнка, кисточки, банки с водой.

- Чтобы не испачкать парту постелем клеёнку.

- Расположите альбом перед собой. Справа воду, краски и кисть.

Практическая работа.


- Что будем рисовать первым? (фон). Покройте лист бумаги белой гуашью. Затем в произвольном порядке нанесите точечно голубую гуашь. Растяните краску широкой кистью в одном направлении.




- В середине листа мазками в произвольном порядке нанесите мазки.




- В центре будут находиться три подснежника. Наметьте их. Наложите блики. Наметьте места, где будут находиться лепестки.

- Нарисуйте бутоны подснежников. Один будет раскрытым.







7.Чего ещё не хватает? Что нужно нарисовать? (пыльца, снег).

 -Молодцы.

Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку. Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами.

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

 б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

 в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

 в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

 г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Уметь: организовывать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы.

Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и  преобразовывать ее из  одной  формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других,

уметь   сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД:  учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям).

Регулятивные УУД:  учиться  готовить рабочее место, объяснять выбор  наиболее подходящего  оборудования для  выполнения задания.

 Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по  плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения


Подведение итога урока. Рефлексия.




Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход.


Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности


Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и  другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.


Уборка рабочих мест




Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

- А теперь пора убирать свои рабочие места. Воду нужно сходить вылить, промыть кисточки, убрать клеёнку со стола.

Наводят порядок на рабочем столе


Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место