СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,

задания для домашней контрольной работы и

рекомендации по их выполнению

для учащихся заочной формы получения образования

по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Управление образования Минского областного исполнительного комитета


Учреждение образования

«Солигорский государственный колледж»




ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,

задания для домашней контрольной работы и

рекомендации по их выполнению

для учащихся заочной формы получения образования

по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»















Солигорск, 2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Управление образования Минского областного исполнительного комитета


Учреждение образования

«Солигорский государственный колледж»


Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

учреждения образования «Солигорский государственный колледж»

_____________ Л.С.Бузун

___________________




ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,

задания для домашней контрольной работы и рекомендации по их выполнению

для учащихся заочной формы получения образования

по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»












Солигорск, 2017




Одобрено цикловой комиссией общепрофессионального цикла учреждения образования «Солигорский государственный колледж»







Протокол заседания цикловой комиссии общепрофессионального цикла от _____________________________













Составитель:

Преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла Рябая С.А.






















СОДЕРЖАНИЕ






ВВЕДЕНИЕ



1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ



4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ



ЛИТЕРАТУРА





















ВВЕДЕНИЕ


Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. В ряду задач, стоящих перед учреждением дошкольного образования, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из основным показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Основы логопедии» предусматривает изучение учащимися теоретических основ, методов, приемов работы по предупреждению и устранению нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Цель преподавания учебной дисциплины — познакомить учащихся с различными видами речевых нарушений у детей дошкольного возраста, причинами их возникновения, путями преодоления и предупреждения.

Изучение основ логопедии взаимосвязано с учебными дисциплинами «Педагогика», «Психология», «Анатомия, физиология и гигиена», «Методика развития речи» и другими. Освоение программного материала опирается на знание учащимися возрастных особенностей развития высших психических функций у детей дошкольного возраста и методов работы с ними.

В целях закрепления теоретического материала и формирования необходимых умений и навыков предусмотрено проведение практических занятий.

В результате изучения учебной дисциплины учащийся должен

знать на уровне представления:

 общую характеристику нарушений речи, причины их возникновения;
 систему логопедической помощи детям с речевыми нарушениями;

знать на уровне понимания:

 возрастные особенности развития звукопроизношения у детей;
 виды нарушений речи у детей дошкольного возраста;
 приемы устранения нарушений речи и постановки звуков;
 особенности взаимодействия специалистов (воспитателя, логопеда,
медицинских работников) по устранению нарушений речи у детей;

уметь:
 ориентироваться в характере речевого нарушения;
 использовать приемы обследования речи детей;
 осуществлять совместно со специалистами коррекционно-педагогичес-

кую работу по устранению нарушений речи у детей;
 подбирать и использовать пособия для коррекционно-педагогической

работы;

 оказывать консультативную помощь родителям по устранению

нарушений речи у детей.




1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Учебным планом для учащихся заочной формы обучения на изучение учебной дисциплины «Основы логопедии» выделено 30 часов. Из них 2 часа на обзорные лекционные занятия и 4 практические занятия, 24 часа на самостоятельное изучение. По окончании изучения учебной дисциплины проводится обязательная контрольная работа, по результатам которой выставляется отметка по учебной дисциплине за семестр.

Основной метод изучения учебной дисциплины — самостоятельная работа учащихся. Домашняя контрольная работа проводится с целью руководства самостоятельной работой учащихся и текущего контроля за их работой над учебным материалом в период между установочной и экзаменационными сессиями.

Содержание и объем домашней контрольной работы даны в настоящих методических рекомендациях.

Для получения ответов на возникшие в процессе самостоятельной работы вопросы предусмотрены консультации.

К обязательной контрольной работе по учебной дисциплине «Основы логопедии» допускаются учащиеся, получившие отметку «зачтено» по результатам выполнения домашней контрольной работы и имеющие средний балл по текущим отметкам за семестр не ниже 4 (четырех).
























2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел и тема

Введение

Раздел 1. Нарушение звукопроизношения у детей, выявление, принципы устранения

1.1. Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста

1.2. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей

1.3. Основные этапы коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения

1.4. Дислалия. Характеристика. Причины. Разновидности дислалии

1.5. Сигматизм. Практические упражнения

1.6. Ротацизм. Ламбдацизм

1.7. Дефекты небных звуков (к, кˋ, г, гˋ, х, хˋ, й)

1.8. Недостатки твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков

1.9. Фонетико-фонематические нарушения речи (ФФН)

Раздел 2. Тяжелые нарушения речи у детей. Характеристика. Причины. Коррекционно-педагогическая работа

2.1. Ринолалия

2.2. Дизартрия

2.3. Алалия. Афазия

Раздел 3. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

3.1. Характеристика речи детей. Обследование. Основные направления коррекционной работы

3.2. Психолого-педагогическая характеристика

Раздел 4. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание

4.1. Характеристика нарушений темпа речи у детей. Тахилалия, брадилалия

4.2. Структура и проявления заикания. Коррекционная работа с заикающимися детьми

4.3. Логопедическая ритмика в работе с заикающимися детьми

Раздел 5. Нарушения речи у детей с нарушениями слуха

5.1. Классификация нарушения слуха, особенности речи слабослышащих детей. Основные направления коррекционной и профилактической работы

Раздел 6. Недостатки голоса

Раздел 7. Нарушения письма и чтения у детей

Раздел 8. Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста

8.1. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи

8.2. Содержание и формы логопедической работы в детском саду



3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ


Когда работа выполнена, ее необходимо привести в соответствующий вид согласно ГОСТам:

  • контрольную набирают в Word или другом текстовом редакторе с аналогичным функционалом;

  • при наборе нужно использовать шрифт Times New Roman;

  • интервал между строк — полуторный;

  • размер шрифта — 14 пт;

  • текст выравнивается по ширине;

  • в тексте делают красные строки с отступом в 12,5 мм;

  • нижнее и верхнее поля страницы должны иметь отступ в 20 мм;

  • слева отступ составляет 30 мм, справа — 15 мм;

  • контрольная всегда нумеруется с первого листа, но на титульном листе номер не ставят;

  • номер страницы в работе всегда выставляется в верхнем правом углу;

  • заголовки работы оформляются жирным шрифтом;

  • в конце заголовков точка не предусмотрена;

  • заголовки набираются прописными буквами;

  • все пункты и разделы в работе должны быть пронумерованы арабскими цифрами;

  • названия разделов размещаются посередине строки, подразделы – с левого края;

  • работа распечатывается в принтере на листах А4;

  • текст должен располагаться только на одной стороне листа.

Работа имеет такую структуру:

  1. Титульный лист;

  2. Оглавление и введение;

  3. Основной текст контрольной;

  4. Заключительная часть работы;

  5. Перечень использованной литературы и источников;

  6. Дополнения и приложения.

Если в работе есть приложения, о них надо упоминать в оглавлении.

Ссылки нумеруются арабскими цифрами, при этом учитывают структуру работы (разделы и подразделы).

Оформление по ГОСТу рисунков и таблиц в работе

В контрольной работе могут быть иллюстрации, и различные таблицы. Более того, они даже желательны. Такие элементы также должны соответствовать государственным стандартам. В частности, и иллюстрации, и таблицы должны быть расположены либо сразу после упоминания о них (то есть в самом тексте), либо на отдельной странице, следующей за той, где это упоминание есть. Иллюстрации, таблицы и схемы сопровождаются пояснениями. Например, «Рисунок 1», «График 12», «Таблица 2».


Оформление списка литературы и ссылок по ГОСТу

ГОСТом руководствуются при оформлении всей работы – от титульного листа и до списка литературы. Источники в списке литературы располагаются одним из двух способов:

  • по мере того, как ссылки на работы появляются в тексте;

  • в алфавитном порядке.

Титульный лист контрольной по ГОСТ:

  • текст набирается шрифтом 14 пт;

  • при наборе используют шрифт Times New Roman;

  • шрифт должен быть черным;

  • нельзя использовать курсив;

  • поля страницы имеют стандартные отступы по 20 мм сверху и снизу, по 15 мм слева и справа;

  • титульный лист должен иметь формат А4.

Структура титульного листа:

  • данные об учебном заведении, отделении;

  • название работы;

  • ФИО автора и преподавателя;

  • год и город написания.

В начале работы указывается вариант и перечень вопросов согласно варианту (оглавление). Раскрытие каждого вопроса следует начинать с новой страницы, выделяя заглавие жирным шрифтом. Заканчивать рассмотрение вопроса следует обобщением или выводами по содержанию текста. В конце работы приводится список использованной литературы с указанием автора книги, ее названия, года издания; работа может содержать приложение; последней записью является подпись автора, дата выполнения работы, вкладывается чистый лист для написания рецензии преподавателем.

Выполненные домашние контрольные работы высылаются учащимися в учреждение образования «Солигорский государственный колледж» для рецензирования в сроки, установленные учебным графиком, который утверждается руководителем учреждения образования.

Результаты выполнения домашней контрольной работы оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено». В книжку успеваемости учащегося запись не делается. После проверки работы необходимо ознакомиться с указаниями и замечаниями преподавателя, при необходимости доработать ответы.

Домашние контрольные работы, которые оценены отметкой «не зачтено», подлежат доработке и повторному рецензированию.

Домашняя контрольная работа должна быть зачтена до начала лабораторно-экзаменационной сессии, выполненная после установленного учебным графиком срока ее сдачи, принимается на рецензирование с разрешения заведующего заочным отделением учреждения образования.

Отметка «зачтено» выставляется при условии:

  • работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, ответы на теоретические вопросы даны полно, последовательно, имеются ссылки на литературные источники; практическое задание выполнено и проанализирован результат, сделаны выводы и заключения по каждому рассмотренному вопросу; работа оформлена в соответствии с указанными требованиями

  • работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки:

- описки, не искажающие сути ответа на теоретические вопросы;

- неточности, допущенные при ответе на теоретические вопросы;

- недостаточный список используемой литературы (2-3 источника) или несоответствие его оформления требованиям.

Отметка «не зачтено» выставляется при условии:

  • работа выполнена не в полном объеме, или содержит следующие существенные ошибки:

- не раскрыто основное содержание вопросов задания;

- ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебной литературы, без адаптации к заданию контрольной работы, со ссылками на нормативные документы других стран;

- отдельные вопросы в работе освещены не в соответствии с вариантом задания

  • контрольная работа, выполненная небрежно, а так же не по заданному варианту, возвращается учащемуся без проверки с указанием причины возврата.























Вариант 1. Логопедия как наука

План:

1. Предмет, задачи и методы логопедии. Взаимосвязь логопедии с другими науками.

2. Причины недостатков речи.


Практическое задание:

3. Разработать рекомендации для родителей по выполнению с детьми дома артикуляционных и пальчиковых упражнений при нарушении шипящих звуков.


Методические рекомендации:

Дать представление о логопедии как науке, определить задачи и методы логопедии. Охарактеризовать связь логопедии с педагогическими и медицинскими науками.

Причины недостатков речи: физиологические несовершенства и патологические расстройства речи у детей дошкольного возраста. Недостатки речи функционального и органического происхождения. Возрастные особенности развития правильного звукопроизношения у детей.

Подобрать комплекс артикуляционных и серию пальчиковых упражнений, описать их выполнение и методические рекомендации по выполнению (не менее 20 упражнений).


Рекомендуемые источники:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

4. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969

5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

6. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996











Вариант 2. Нарушение звукопроизношения у детей

План:

1. Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

2. Подготовительный этап коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения свистящих и шипящих звуков


Практическое задание:

3. Проследить статистику увеличения (уменьшения) процента детей с нарушениями речи в Минской (своей) области (районе проживания) за 5 лет.


Методические рекомендации:

Характеристика типичных физиологических несовершенств (возрастных несовершенств) звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Возрастные особенности развития правильного звукопроизношения у детей 5 лет. Патологические нарушения звукопроизношения. Недостатки речи функционального и органического происхождения.

Четыре этапа коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения звуков. Подготовительные игры и упражнения на развитие фонематического слуха (неменее 10), дыхания (неменее 10) и артикуляционной моторики для произношения свистящих и шипящих звуков (два комплекса [9]). Звукоподражательные игры.


Рекомендуемые источники:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991

5. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

8. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1997

10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983


Вариант 3. Нарушение звукопроизношения у детей

План:

1. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей.

2. Подготовительный этап коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения сонорных звуков.


Практическое задание:

3. Выявить недостатки звукопроизношения в средней группе учреждения дошкольного образования, сделать выводы по результатам обследования или видео- (аудио-) запись речи ребенка с нарушением звукопроизношения.



Методические рекомендации:

Артикуляционные признаки звуков речи. Акустические признаки звуков речи. Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Общие принципы и методы обследования речи детей. Наглядный и дидактический материал для обследования речи.

Четыре этапа коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения звуков. Подготовительные игры и упражнения на развитие фонематического слуха (неменее 10), дыхания (неменее 10) и артикуляционной моторики для произношения сонорных звуков (два комплекса [9]). Звукоподражательные игры.


Рекомендуемые источники:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991

5. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

8. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1997

10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983



Вариант 4. Нарушение звукопроизношения у детей

План:

1. Дислалия: характеристика, причины, разновидности.

2. Основные этапы коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения сонорных звуков.


Практическое задание:

3. Разработать не менее 20 игр и игровых упражнений для стимуляции речевой деятельности у детей с задержкой речевого развития в возрасте 2-3 лет.


Методические рекомендации:

Определение и характеристика дислалии. Причины возникновения нарушений звукопроизношения. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие, замена, искажение), по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм...). Функциональная и механическая дислалия.

Четыре этапа коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения сонорных звуков. Подготовительные игры и упражнения на развитие фонематического слуха (неменее 10), дыхания (неменее 10) и артикуляционной моторики (весь комплекс [9]). Звукоподражательные игры. Показ правильной артикуляции и постановки сонорных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ), их дифференциации и введение в связную речь (закрепление).

Рекомендуемые источники:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.:

Просвещение, 1981

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991

7. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

10. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983

Вариант 5. Тяжелые нарушения речи у детей

План:

1. Ринолалия. Роль воспитателя дошкольного образования в организации своевременной помощи детям в дооперационный и послеоперационный периоды.

2. Основные этапы коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения сонорных звуков при дислалии.

Практическое задание:

3. Выявить недостатки звукопроизношения в старшей группе учреждения дошкольного образования, сделать выводы по результатам обследования.


Методические рекомендации:

Определение и характеристика ринолалии. Причины возникновения, особенности дыхания, глотания и звукопроизношения при закрытой и открытой ринолалии. Роль воспитателя дошкольного образования в организации своевременной помощи детям в дооперационный и послеоперационный периоды (гимнастика для неба, работа над дыханием, гимнастика для губ и щек, для языка, голосовые упражнения).

Четыре этапа коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения сонорных звуков. Подготовительные игры и упражнения на развитие фонематического слуха (неменее 10), дыхания (неменее 10) и артикуляционной моторики (весь комплекс [9]). Звукоподражательные игры. Показ правильной артикуляции и постановки сонорных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ), их дифференциации и введение в связную речь (закрепление).

Рекомендуемые источники:

1. Ермакова Н.Н. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.:

Просвещение, 1984

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991

7. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

10. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

12.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983

Вариант 6. Тяжелые нарушения речи у детей

План:

1. Ринолалия. Принципы и последовательность коррекционной работы с детьми.

2. Подготовительный этап коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения свистящих звуков.

Практическое задание:

3. Разработать рекомендации для родителей по выполнению с детьми дома артикуляционных и пальчиковых упражнений при нарушении свистящих звуков.

Методические рекомендации:

Определение и характеристика ринолалии. Формы и причины возникновения, особенности дыхания, глотания и звукопроизношения при закрытой и открытой ринолалии. Обоснованность ортопедии и хирургического вмешательства; принципы и последовательность коррекционной работы с детьми.

Четыре этапа коррекционно-педагогической работы по преодолению у детей недостатков произношения свистящих звуков. Подготовительные игры и упражнения на развитие фонематического слуха (неменее 10), дыхания (неменее 10) и артикуляционной моторики (весь комплекс [9]). Звукоподражательные игры. Показ правильной артикуляции и постановки свистящих, их дифференциации и введение в связную речь (закрепление).

Подобрать комплекс артикуляционных и серию пальчиковых упражнений, описать их выполнение и методические рекомендации по выполнению (не менее 20 упражнений).

Рекомендуемые источники:

1. Ермакова Н.Н. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.:

Просвещение, 1984

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991

8. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969

9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

11. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

12.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983

Вариант 7. Тяжелые нарушения речи у детей

План:

1. Дизартрия.

2. Специфика работы воспитателя дошкольного образования при исправлении речи у ребенка с закрытой формой ринолалии.


Практическое задание:

3. Выявить недостатки звукопроизношения в средней или старшей группе учреждения дошкольного образования, сделать выводы по результатам обследования.


Методические рекомендации:

Определение дизартрии. Формы дизартрии и ее причины. Принципы и приемы обследования детей, страдающих дизартрией. Коррекционно-воспитательная работа при дизартрии.

Охарактеризовать особенности дыхания, звукопроизношения, голоса ребенка с закрытой формой ринолалии, взаимодействие специалистов (воспитателя дошкольного образования с учителем-дефектологом и родителями).


Рекомендуемые источники:

1. Ермакова Н.Н. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.:

Просвещение, 1984

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.:

Просвещение, 1991

8. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969

9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

11. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

12.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983


Вариант 8. Тяжелые нарушения речи у детей

План:

1. Алалия.

2. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии.


Практическое задание:

3. Выявить недостатки звукопроизношения в средней группе учреждения дошкольного образования, сделать выводы по результатам обследования.


Методические рекомендации:

Определение и формы алалии. Место алалии в системе речевых нарушений. Основные направления коррекционного воздействия при недостатках слово- и фразаобразования.

Охарактеризовать особенности дыхания, звукопроизношения, голоса и моторики ребенка с дислалией и стертой формой дизартрии, взаимодействие специалистов (воспитателя дошкольного образования с учителем-дефектологом, родителями, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания).


Рекомендуемые источники:


1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

3. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной

алалией. - М.: Просвещение, 1977

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991

7. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

10. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

11. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.- Мн.: Народная асвета, 2007




Вариант 9. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

План:

1. Общее недоразвитие речи.

2. Специфика работы воспитателя дошкольного образования в специальной группе для детей с нарушением речи.


Практическое задание:

3. Разработать рекомендации для родителей специальной группы для детей с нарушением слуха по выполнению домашних заданий с детьми


Методические рекомендации:

Определение понятия. Охарактеризовать причины и уровни речевого развития (по Р.Е. Левиной). Охарактеризовать уровень развития речи детей среднего возраста (4-5 лет), зачисленных в специальную группу для детей с нарушением речи (Общее недоразвитие речи I, или II уровня развития речи), комплектацию группы (Кодекс об образовании).

Описать или сравнить работу воспитателя дошкольного образования в массовой группе и в специальной группе для детей с нарушением речи, взаимодействие специалистов (воспитателя дошкольного образования с учителем-дефектологом).


Рекомендуемые источники:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

3. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.:

Просвещение, 1981

4. Кодекс об образовании

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - Спб.: Акцидент, 1997

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

11. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.- Мн.: Народная асвета, 2007

12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1997

13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983

Вариант 10. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

План:

1. Общее недоразвитие речи. Основные направления коррекционной работы.

2. Специфика работы воспитателя дошкольного образования в специальной группе для детей с нарушением речи.

Практическое задание:

3. Выявить недостатки звукопроизношения в старшей группе учреждения дошкольного образования, сделать выводы по результатам обследования.

Или

Проследить статистику увеличения (уменьшения) процента детей с нарушениями речи в Минской (своей) области (районе проживания) за 5 лет.

Методические рекомендации:

Определение понятия. Охарактеризовать основные направления коррекционной работы на разных уровнях речевого развития.

Охарактеризовать уровень развития речи детей среднего возраста (4-5 лет), зачисленных в специальную группу для детей с нарушением речи (Общее недоразвитие речи I, или II уровня развития речи), комплектацию группы (Кодекс об образовании).

Описать работу воспитателя дошкольного образования в специальной группе для детей с нарушением речи, взаимодействие специалистов (воспитателя дошкольного образования с учителем-дефектологом).

Рекомендуемые источники:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

3. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.:

Просвещение, 1981

4. Кодекс об образовании

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - Спб.: Акцидент, 1997

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

11. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1997

13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983

14. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.- Мн.: Народная асвета, 2007

Вариант 11. Нарушения речи у детей с недостатками слуха

План:

1. Нарушения речи у детей с недостатками слуха

2. Специфика работы воспитателя дошкольного образования при выполнении режимных моментов и проведении занятий у ребенка со снижением слуховой функции.


Практическое задание:

3. Выявить недостатки звукопроизношения в старшей группе учреждения дошкольного образования, сделать выводы по результатам обследования.


Методические рекомендации:

Виды слуховой недостаточности, причины их возникновыния. Классификация (степени) нарушений слуха, особенности речи слабослышащих детей. Основные направления коррекционной и профилактической работы.

Охарактеризовать специальные условия, необходимые для восприятия речи окружающих ребенком со снижением слуха. Разработать методические рекомендации для родителей слышащих детей группы, которую посещает ребенок со снижением слуха и носит слуховой аппарат.

Описать или сравнить работу воспитателя дошкольного образования в массовой группе и в группе, где есть ребенок с нарушением слуховой функции, взаимодействие специалистов (воспитателя дошкольного образования с учителем-дефектологом).


Рекомендуемые источники:

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963

2. Григорьева Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с

нарушенным слухом. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999

3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

4. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.:

Просвещение, 1981

5. Кодекс об образовании

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

8. Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. - М.: Медицина, 1989

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

10.Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.- Мн.: Народная асвета, 2007

Вариант 12. Содержание и формы логопедической работы в детском саду

План:

1. Специфика работы воспитателя дошкольного образования в специальной группе для детей с нарушением речи

2. Игры и упражнения в речевой работе с детьми

Практическое задание:

3. Разработать рекомендации для родителей специальной группы для детей с нарушением речи по выполнению домашних заданий с детьми

Методические рекомендации:

Охарактеризовать уровень развития речи детей среднего возраста (4-5 лет), зачисленных в специальную группу для детей с нарушением речи (Общее недоразвитие речи I, или II уровня развития речи), комплектацию группы (Кодекс об образовании). Описать или сравнить работу воспитателя дошкольного образования в массовой группе и в специальной группе для детей с нарушением речи, взаимодействие специалистов (воспитателя дошкольного образования с учителем-дефектологом).

Игры и упражнения в речевой работе с детьми на разных этапах коррекции, по разным направлениям логопедической работы (неменее 20).

Рекомендуемые источники:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

3. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.:

Просвещение, 1981

4. Кодекс об образовании

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - Спб.: Акцидент, 1997

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

11. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.:

Дельта, 1996

12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1997

13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983

14. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.- Мн.: Народная асвета, 2007


Вариант 13. Содержание и формы логопедической работы

в детском саду

План:

1. Специфика работы воспитателя дошкольного образования в группе интегрированного обучения и воспитания

2. Взаимосвязь тонких движений пальцев рук и речи

Практическое задание:

3. Разработать рекомендации для родителей по выполнению с детьми дома артикуляционных и пальчиковых упражнений при нарушении свистящих звуков.

Методические рекомендации:

Охарактеризовать уровень развития речи детей, зачисленных в группу интегрированного обучения и воспитания (общее недоразвитие речи, дизартрия, ринолалия), комплектацию группы (Кодекс об образовании). Описать или сравнить работу воспитателя дошкольного образования в массовой группе и в группе интегрированного обучения и воспитания, взаимодействие специалистов (воспитателя дошкольного образования с учителем-дефектологом).

Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Описать возрастные этапы формирования звуков речи и упражнения для развития пальцев рук. Подобрать комплекс артикуляционных и серию пальчиковых упражнений, описать их выполнение и методические рекомендации по выполнению (не менее 20).

Рекомендуемые источники:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

3. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.:

Просвещение, 1981

4. Кодекс об образовании

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

8. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.- Мн.: Народная асвета, 2007

9. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - Спб.: Акцидент, 1997

10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:

Просвещение, 1989

11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:

Просвещение, 1989

12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1997

13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,

Просвещение, 1983

4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

по учебной дисциплине «Основы логопедии»



  1. Логопедия как наука, связь логопедии с другими науками

  2. Предмет, цели, задачи, объект логопедии

  3. Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста

  4. Причины недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста

  5. Дислалия, ее разновидности

  6. Характеристика, причины, разновидности дислалии

  7. Этапы коррекционной работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения

  8. Сигматизм, его виды

  9. Подготовительные упражнения для свистящих звуков

  10. Подготовительные упражнения для шипящих звуков

  11. Подготовительные упражнения для сонорных звуков (л, р)

  12. Дизартрия, причины и формы дизартрии

  13. Заикание, формы заикания, степень фиксированности на речевом нарушении

  14. Ринолалия. Причины возникновения, виды ринолалий

  15. Афазия, причины возникновения

  16. Алалия, причины возникновения, формы












ЛИТЕРАТУРА


  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1963

  2. Григорьева Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушенным слухом. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999

  3. Ермакова Н.Н. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1984

  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.:Просвещение, 1981

  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

  6. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1981

  7. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983

  8. Кодекс об образовании от 13.01.2011 № 243-З //Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 17.01.2011. № 2/1795

  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

  10. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М.: Просвещение, 1977

  11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989

  12. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.:Просвещение, 1988

  13. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.:Просвещение, 1991

  14. Нейман Л.В., Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. - М.: Медицина, 1989

  15. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обу-чение детей с тяжелыми нарушениями речи.- Мн.:Народная асвета, 2007

  16. Правдина О.В. Логопедия. - М.:Просвещение, 1969

  17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - Спб.: Акцидент, 1997

  18. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.:Просвещение, 1989

  19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:Просвещение, 1989

  20. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.: Дельта, 1996

  21. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, Спб.: Дельта, 1996

  22. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1997

  23. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.:Просвещение, 1983


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!