ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ.
Одной из задач современной школы является такое проведение всей учебной и воспитательной работы, которое подготавливало бы всех учащихся к сознательному выбору профессии.
В работе по подготовке учащихся к выбору профессии надо различать следующие стороны:
1. Изучение различных психофизических особенностей учащихся, процессов их роста, формирование их личностных качеств, способностей и интересов.
2. Профессиональная ориентация — ознакомление учащихся с профессиями, пробуждение и воспитание профессиональных интересов.
3. Профессиональная консультация учащихся по выбору профессии (групповая и индивидуальная).
4. Трудоустройство — помощь учащимся в получении работы в соответствии с выбранной профессией.
Профориентация — это такая организация учебно-воспитательного процесса в школе, когда на основе широкой общей и политехнической подготовки осуществляется знакомство учащихся с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается задача их подготовки к выбору профессии с учетом общественных потребностей и личных возможностей.
Специфика подготовки школьников к выбору профессии определяет содержание работы по профориентации:
- ознакомление учащихся с различными профессиями в соответствии с потребностями данного экономического района страны;
- выявление и развитие профессиональных интересов школьников, их стремлений и личных возможностей к овладению той или иной профессией.
При этом учащимся следует раскрыть:|
а) содержание профессионального труда (его научные основы);
6) профессиональные требования к личности (физическое состояние, психика, быстрота реакции и т.д.);
в) возможности творческого проявления личных качеств;
г) условия труда, его организацию и оплату;
д) возможности овладения профессиями и перспективы профессионального совершенствования.
Профессиональная ориентация, являясь важной педагогической проблемой, выступает в то же время и как проблема социально-экономическая. Проведение этой работы тесно связано с необходимостью планирования подготовки кадров и трудоустройства населения, расширения общественного производства.
Область профориентации школьников сложна и многогранна.
В работе с учащимися учителя могут использовать следующие пути и методы профориентации:
- выступление перед школьниками представителей различных профессий о значении данной профессии;
- экскурсии школьников на предприятия, в ВУЗы и колледжи с целью ознакомления с различными профессиями;
- показ кинофильмов о различных профессиях;
- показ технологического оборудования выставок и стендов, отражающих профессии родителей и потребность данного экономического района в различных профессиях;
- встречи с лучшими людьми, специалистами в различных областях;
- привлечение работников производств к оказанию помощи в организации занятий, кружков и семинаров.
Важное место в профориентационной работе призваны занимать занятия по физике, поскольку на их основе можно с наибольшим успехом ознакомить учащихся со многими отраслями современного производства, с техникой и массовыми профессиями, в том числе сельскохозяйственными.
В целях политехнического обучения и профориентации на уроках следует полнее использовать изучение физических явлений и законов.
Это находит свое отражение в планах обобщенного характера, включающих вопросы: «Привести примеры использования данного физического явления на практике», «Привести примеры использования и действия данного закона физики на практике».
Развитием этих вопросов является рассмотрение технологических процессов, приборов, машин или установок, широко используемых в различных отраслях хозяйства, на базовых предприятиях, где может осуществляться трудовое обучение учащихся, их профессиональная подготовка. Особое внимание при этом должно быть уделено изучению технологических процессов. Прямые указания на это содержатся в направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: «...коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделять внимания... показу технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавать тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи».
В связи с усилением внимания к технологическим процессам целесообразно при изучении всех предметов естественного цикла осуществлять общий подход к изучению технологических процессов и ознакомлению с ними учащихся. Этот общий подход выражен в следующем плане.
План изучения технологических процессов.
1. Назначение технологического процесса.
2. Хозяйственное значение его осуществления.
3. Какие явления и законы положены в основу осуществления технологического процесса?
4. Схема технологического процесса (его основные этапы).
5. Факторы, определяющие качество продукции, получаемой в результате технологического процесса.
6. Требования к знаниям и умениям рабочих (операторов), осуществляющих технологический процесс и контролирующих его качество.
7. Требования техники безопасности к осуществлению технологического процесса, их научное обоснование.
8. Требования к личностным качествам рабочих, технологов, управляющих технологическим процессом (внимательность, аккуратность, быстрота реакции и т. д.).
Использование приведенного плана обеспечит более направленную деятельность учащихся по изучению технологических процессов и осуществление самоконтроля за качеством усвоения.
С учетом задач профессиональной ориентации и специфических особенностей сельской школы можно предложить ряд практических лабораторных работ, помогающих ориентации на сельскохозяйственные профессии:
1) определение влажности зерна емкостным способом;
2) электростатическая обработка зерна;
3) зарядка аккумуляторов;
4) градуирование полупроводникового термометра сопротивления;
5) изучение действия индукционной катушки;
6) ознакомление с электронной системой зажигания в двигателях
внутреннего сгорания и т. д.