СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические поля заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%; с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%; с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнила: учитель начальных классов
Замоткина Ирина Анатольевна
2015 г.
Содержание.
Стр.
Введение…………………………………………………………......... 3
Цели и задачи педагогического опыта………………………………. 4
Теоретическая база опыта……………………………………………..5-7
Практическая часть опыта……………………………………………..8-11
Результативность опыта………………………………………………12-13
Список использованной литературы………………………………….14
Приложения……………………………………………………………15-39
Введение.
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические поля заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%; с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%; с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Здоровье-основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
Цели и задачи педагогического опыта.
Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Вот основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителю:
-интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
-педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
-функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:
-возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
-выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
-усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса.
Ведущая педагогическая идея моего опыта – использование здоровьесберегающих технологий для формирования умения учиться, сохраняя и укрепляя здоровье, тем самым, повышая мотивацию учения.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом проводится в начальных классах: поэтапно с момента появления противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся до момента выявления результативности.
Диапазон опыта.
Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». В то же время, опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.
Теоретическая база опыта.
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.
Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».
Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.
Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:
В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка.
Изучив труды известных психологов и педагогов Ю.К. Бабанского, И.С. Якиманской, В.Ф. Базарного, стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе. Использую в опыте теорию оптимизации учебно – воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, то есть достижение максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управление деятельностью.
Руководствуюсь психологическими принципами развивающего обучения И.С. Якиманской, которая считает, что необходимо создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. А отметка ученика должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.
Внедряю элементы методики В.Ф. Базарного:
* Методы простейших зрительно - координаторных тренажей.
А) Упражнения со зрительными метками. В различных участках класса
фиксируются разноудаленные привлекающие внимание объекты - яркие зрительные метки. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения необходимо выполнять в положении "стоя". Дети фиксируют зрение на метках по команде учителя. Продолжительность - 1-2 мин.
Б) Выполнение тренажей с помощью плана-схемы зрительно- двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд, в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз; влево - вправо; по и против часовой стрелки; по "восьмерке". Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнение выполняется стоя. Повторить 10-15 раз.
* Активизация функционального состояния детей с помощью построения занятий в режиме динамических поз. Формирование у детей тонко координированных зрительно-рабочих движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма. При этом одним из наиболее эффективных способов такой активизации оказалась периодическая смена поз (в частности, перевод детей из позы "сидя" в позу "стоя"). Планирую построение урока с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения "сидя" в положение "стоя", Кратность подъемов и продолжительность пребывания в положении "стоя" зависит от характера урока.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в разработке своей системы методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учащихся. Известные здоровьесберегающие технологии используются более рационально в системе.
Результаты анализа изученной литературы.
Аспекты укрепления, сбережения и сохранения здоровья в научной литературе занимают важное место.
Особо следует отметить вклад в решение проблемы здоровья А.Г.Бусыгина. Им разработаны фундаментальные философские основы теории и практики сохранения здоровья здорового человека, дано новое представление о соотношении Жизни - Здоровья — Знания - Интеллекта - Мудрости на основе философско-математической формулы здоровья и «двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей».
Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П.Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К.Виноградовой.
Анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания здоровья, формирования здорового образа жизни у учащихся далеко не новая. Делались попытки ее решения на философском (Гиппократ, Б. Ф. Базарный); психологическом (Л. Выготский, Н. К. Смирнов); медико-валеологическом (Н. М. Амосов, М. М. Безруких, Д. В. Колесов, М. М. Мельникова, Б. Н. Чумаков) и педагогическом (А. Г. Бусыгин, М. Я. Виленский, В. Е. Иванова) уровнях. В то же время проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы еще не в полной мере осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий, формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения.
Нормативная модель новообразований личности учащихся как ожидаемого результата.
|
|
|
физически, нравственно, духовно здоровая личность |
правильная организация своей жизнедеятельности |
Такими бы я хотела видеть своих учеников.
Практическая часть.
Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих учеников провела цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».
Родители старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, малые зимние олимпийские игры, дни здоровья),в школьных мероприятиях ( «Витамины круглый год», «Наше здоровье в наших руках»),в тестировании (приложение 1).
Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.
1.Интенсификация обучения.
2.Снижение двигательной активности.
3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.
4.Нарушение зрения и осанки.
5.Ухудшение нервно-психического здоровья.
Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов, т.е., использовать здоровьесберегающие технологии. Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегабщие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют серцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?
1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 2).
В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки, (приложение 3)
-укреплению зрения,
-укреплению мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж груди, лица, рук, ног,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку.
3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-конкурс;
- урок - творческая игра (приложение 4) ;
- урок-путешествие;
- урок-викторина.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка,
-ребенок-консультант и др.
В 1-2 классах можно применять сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Например, когда мы начали изучать умножение, я спросила детей:
-Как вы думаете, что такое умножение?
-С каким арифметическим действием оно связано?
-Для чего нам нужно умножение?
В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая дала возможность прогнозировать предстоящую работу, следовательно, активно участвовать в выборе способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.
Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на уроках русского языка (приложение 5), окружающего мира, литературного чтения, математики, ОПК, на внеурочных занятиях.
4.При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа.
5.Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания.
Пример вариантов: С.Михалков «Мой щенок» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворения.
Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.
Результативность опыта
Работая по данной проблеме на уроках и во внеурочное время, я пришла к выводу, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию учения (следствие этого – повышение качества знаний учащихся), активизирует мыслительную деятельность учащихся.
С разработками данного опыта делилась с учителями на МО нашей школы.
Проводила родительское собрание в 3 классе на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье».
Качество знаний учащихся
На каждом уроке я создаю здоровьесберегающую среду, чтобы ученики сохранили свое здоровье.
А здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Результаты психолого-педагогической диагностики
Анкета склонностей и увлечений для учащихся 1 и 3 классов показала, что 77% учащихся нравятся уроки.
Анкета оценки уровня мотивации на уроках показала следующие результаты: Уровень мотивации
Формирование физически, нравственно, духовно здоровой личности младших школьников - дело необходимое и очень интересное, если подходить к нему творчески обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и при необходимости корректируя учебный процесс. Оно требует знания возможностей учеников, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и обучаемого.
Но ходе работы встретилась и с рядом трудностей:
- сдвоенность классов;
- проводить работу в системе;
- постоянное отслеживание результатов;
- оформление дополнительного дидактического материала;
- постоянное применение знаний учащимися в дальнейшей работе, что не всегда происходило;
-не все здоровьесберегающие технологии удалось применить.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом
случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Список использованной литературы.
1. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. – 1997. № 6.- с. 38-40.
2.Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.- Волгоград.- 2003.- 56с.
3.Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.
4.Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.
5.Разговор о правильном питании.-М.-2005.-с.60-61.
6.Ковалева Е.Л. Учиться легко и весело.- Волгоград.-1996.
7.Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. .- Волгоград.-2002.
8. Гладышева О. С. Уроки здоровья : Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.-НИРО.-2008.
9. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.
10 . Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 59 с.
11. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Минск.-1989.
12. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно, 1992.
13. Зиганов М. Учимся читать и считать: Готовим ребенка к школе. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.
14. Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
15. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.
16. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2002.
17.http://pedsovet.org
18.http://festival.1september.ru
19.http://www.ychitel.com
20.http://comp-doctor.ru
Приложение 1
Вопросы для родителей:
- Ваш ребенок в последнее время часто сидит без дела, погруженный в собственные мысли, или делает уроки, перескакивая с одного предмета на другой, не успевая завершить предыдущий?
- Ребенок не может заставить себя заниматься. А если все же садится за письменный стол, то делает все очень быстро и некачественно, лишь бы побыстрее отвязаться от домашнего задания, хотя раньше за ним такое не наблюдалось?
- В последнее время ребенок стал засыпать в непривычное время - слишком поздно или, наоборот, слишком рано?
- Ребенок делает нелепые ошибки при подготовке домашнего задания по тем предметам, в которых раньше он был очень даже успешен и которые давались ему легко?
- Вы отметили изменения в поведении ребенка, он стал излишне плаксивым, раздражительным, обидчивым или сонливым?
- В последние месяцы ребенок стал часто болеть, «подхватывает» любую инфекцию?
- Ребенку свойственны частые жалобы на плохое общее самочувствие и головную боль во второй половине дня? - Ребенок в последнее время стал более грубым и агрессивным?
- Вы отметили появление темных кругов под глазами малыша
- Ваш ребенок начал прогуливать уроки в школе?
- Попросите малыша нарисовать любой рисунок, который ему захочется, цветными карандашами. Преобладают ли в рисунки черные, серые и коричневые оттенки?
- Заметили, что скорость реакции ребенка заметно снизилась - он реагирует не сразу, когда к нему обращаются?
- Полистайте школьные тетради своего малыша. Можно ли сказать, что он часто меняет почерк?
- Когда ребенок сидит на стуле, принимает ли он такую позу: одна нога поджата под себя, а другая спокойно свешивается вниз, рука вытянута на столе, а голова на руке?
Результаты теста:
За каждый ответ “да» - 3 балла, за ответ «нет» - 0 баллов, если вы затрудняетесь ответить – 1 балл.
14-42 балла. Вам необходимо насторожиться и начать принимать соответствующие меры. Ваш ребенок сильно устал, ему необходим отдых. Вы должны устроить ему небольшие каникулы. Постарайтесь договорить с классным руководителем и устройте ребенку выходные с пятницы по понедельник.,
Проведите эти дни вместе с малышом, устройте семейный выезд на природу, отдохните на даче или просто погуляйте в парке. Пусть в эти дни ребенок больше спит, дышит свежим воздухом и правильно питается. Не заставляйте его в эти три дня заниматься домашней работой или уроками. Пусть просто отдохнет.
Этих мер для большинства детей будет достаточно, чтобы вернуться к нормальному состоянию, получить запас необходимой энергии, восстановить работоспособность.
Если вы заметили, что все ваши старания ни к чему не привели, то не стоит дальше пускать ситуацию на самотек. Обратитесь вместе с ребенком к невропатологу или психологу. Специалист выявит причины такого состояния вашего малыша и предложит способы выхода из него.
7-14 баллов. Вы не уделяете должного внимания состоянию своего малыша. Такой результат, скорее всего, говорит о том, что несмотря на то, что ребенок пока справляется со всеми нагрузками, у него далеко не все идет гладко. Вы видите только благополучную внешнюю сторону ситуации и потому потеряли бдительность. Между тем, ваше чадо учится на пределе возможностей. Это может привести к серьезному срыву. В борьбе за успеваемость, малыш преодолевает большие нагрузки, которые не проходят для него бесследно.
Не заметили ли вы, что в последнее время потеряли дружеский контакт со своим ребенком? Если это так, то необходимо немедленно исправлять ситуацию. Так и вам будет легче следить за состоянием малыша, да и ему проще будет справляться со своими обязанностями.
Постарайтесь хотя бы ненадолго немного облегчить жизнь своего чада, не перегружайте его домашней работой, адекватно относитесь к его школьным неудачам.
0-7 баллов. Вас можно поздравить. Ваши внимательность и чуткость вас не подвели, и у вашего ребенка все идет хорошо. Он легко справляется с учебой, а домашняя работа не превращается для него в тяжелое испытание.
Вам можно пожелать только одного: продолжать в том же духе. Старайтесь и в будущем также активно участвовать в жизни своего ребенка и помогать ему там, где вы можете. Заботьтесь о здоровье малыша, старайтесь давать чаду побольше свежих фруктов. Специалисты советуют также ежедневно давать ребенку отвар шиповника или зверобоя, а в его комнате поставить увлажнитель воздуха. Помните, что ребенок не будет бодрым, если его самочувствие будет не слишком хорошим. Но следить за его здоровьем необходимо не слишком явно и напористо, так как это может вызвать со стороны ребенка множество протестов и сцен.
Кроме того, не забывайте об элементарном общении, чаще разговаривайте с малышом, слушайте его, давайте советы и у вас все получится!
Приложение 2
Дыхательная гимнастика.
Правила выполнения.
1.Во время упражнений дышать только через нос.
2.Все вдохи-выдохи делаются в режиме строевого шага.
3.Гимнастика выполняется под счет на 8 (Уч-ся считают только про себя: «и» -вдох, «цифра»-выдох).
4.Вдох делается одновременно с движением.
5.Минимальное количество упражнений-3.
Комплексы упражнений.
«Ладошки»
И. п.-встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя.
Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей паузой 3-4 секунды. Норма-24 раза по 4 вдоха.
«Погончики»
И. п.-встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.
В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8(3-4 секунды).Выполняется стоя, сидя, лежа.
«Кошка»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола.
На вдохе делается полуприсед с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.
«Насос»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.
На вдохе делается легкий наклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не входить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена.
«Проколотый мяч»
Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитируйте свист воздуха из проколотого мяча.
«Звукоподражание»
Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..
«Цветочный магазин»
И.п.-стоя.
Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок(ребра расширяются, низ живота подтягивается).Выдох медленный и плавный. Выполнять 3-4 раза.
«Маятник головой»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.
Опусти голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх-тоже вдох. Выдох происходит пассивно при смене позиций.
«Свеча»
Взять узкую полоску бумаги, представить себе, что это свеча. Делать медленный выдох в ее направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть максимально глубоким.
«Повороты головой»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.
Поворот головой вправо-шумный короткий вдох. Поворот головы влево- шумный короткий выдох .Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.
Приложение 3
Упражнения для формирования правильной осанкиУ меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка. хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
{Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.)
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Приложение 4
Конспект внеклассного мероприятия на тему
« Дружба – чудесное слово».
Цель: показать ценность и необходимость дружбы; сформировать в сознании детей понятие «дружба»; расширить знания учащихся о дружбе, добрых делах; воспитывать интерес к чтению книг о дружбе и доброте.
Задачи: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; воспитывать вежливое отношение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива класса.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, ноутбук, фонограммы песен, карточки с заданиями, выставка книг, шаблоны рукавичек
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня “Песенка о дружбе” Слайд 1. Презентация
В каждой школе, в каждом классе есть ученики.
В каждом классе, в каждом классе верные дружки,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
“Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой! (С. Михалков)
Ведущий: Какое чудесное слово “дружба”. Произнесите это слово. Что вы представляете?
Дети: (отвечают).
Ведущий: Как вы думаете, что такое дружба?
Дети: (отвечают).
Ведущий: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Итак, что же такое дружба? Слайд 2
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Ведущий: Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой?
Дети:
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Ведущий: А с чего начинается дружба?
Дети: С улыбки. Слайд 3
Ведущий: Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.
Звучит песня “Улыбка”.
Ведущий: Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.
Она бесплатна, но стоит многого.
Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.
Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.
Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче.
Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.
Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому!
Так что же это?
Дети: Улыбка.
Ведущий: А теперь обратите внимание на фразу “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!”. Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо. Слайд 4
Ведущий: А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга? Слайд 5
Дети: (отвечают). Радость.
Ведущий: Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, уравновешенность, вежливость, отзывчивость, честность, внимание, откровенность)
Дети: выбирают карточки.
Ведущий: Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть).
Ведущий: Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.
Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей. (Р. Гамзатов)
Звучит песня “Настоящий друг”.
Игра “Отдам тебе то, что есть у меня”
Встать в круг. Один из участников начинает игру словами, например: “Тебе, Мария, отдам то, что есть у меня…”. Произнося эти слова участник делает вид, что держит что-то в руках, подходит к Марии и передает ей это. Мария, в свою очередь, “принимает подарок” обеими руками. Не важно, что это за подарок. Достаточно, если участник поймет, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, легкий или тяжелый. После этого Мария должна решить, кому бы она хотела сделать подарок и “передает” его с теми же словами: “Тебе, Саша, дам то, что есть у меня”. Игра заканчивается, когда каждый получает хотя бы один подарок.
- Что понравилось больше – дарить или получать подарки.
Дети: (отвечают).
Ты да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля!
Ведущий: Какое надежное и емкое слово… Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословиц гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка. Как вы ее понимаете?
Дети: (отвечают).
Ведущий: А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
Игра “Закончи пословицу” Слайд 6
Пословицы и поговорки о дружбе.
Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).
Человек без друзей, что дерево…(без корней).
Друга ищи, а найдешь…(береги).
Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).
Дружба, как стекло: разобьешь – …(не сложишь).
Друг познается… (в несчастье).
Без друга в жизни… (туго).
Ведущий: Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?
Дети: (отвечают).
Ведущий: Сейчас мы проведем викторину.
Викторина “Кто с кем дружит?”
Задания:
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)
Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)
Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок.)
Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились.)
Ведущий: Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретете себе настоящих друзей – литературных героев.
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ, друг. (В. Боков)
Обзор выставки книг.
Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.
Ведущий: В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека.
Послушайте стихотворение.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: “Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки”.
Я шепчу: “Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки”.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”
Есть разряд у Ильиной,
Буду знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: “А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать”.
А девчонки на дыбы!
Говорят: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
“Срочно требуется друг”. (А.Л. Барто)
Ведущий: Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?
Дети: Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают.
Ведущий: А что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям?
Дети: (отвечают).
Ведущий: Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. Слайд 7
Правила общения:
- искренне интересуйтесь другими людьми;
- улыбайтесь;
- помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;
- будьте хорошим слушателем;
- говорите о том, что интересует вашего собеседника;
- помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.
Ведущий: Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно –
Дружба, дружба, дружба! (А. Островский)
Звучит песня “Все мы делим пополам”.
Ведущий: Настоящие друзья все делят пополам. А сейчас послушайте стихотворение и скажите, можно ли таких друзей назвать настоящими?
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня – без задних ног. (С.Я. Маршак)
Игра “Рукавички”. Слайд 9
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою “пару”, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Ведущий: Послушайте внимательно басню Л.Н.Толстого “Отец и сыновья”.
Отец приказывал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломили прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит.
- Чему учил отец своих детей?
Дети: (отвечают).
Ведущий:
Дружба – это свет и радость,
Это песни, игры и мечты.
Дружба – это краски радуг,
Дружба – это я и ты.
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы стали распевать,
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
Ведущий: Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. Слайд 10
Основные законы дружбы.
Один за всех, и все за одного.
Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Игра “Паутинка”. Слайд 11
Ведущий: Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сказать своему другу что-то доброе.
Клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью постепенно разрастающейся паутины.
- Зачем мы сплели такую паутину? Что вы чувствуете?
После этого снять паутинку.
Упражнение “Закончи предложение”. Слайд 12
Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на слайде:
- “Настоящий друг – это тот…”
- “Друзья всегда…”
- “Я могу дружить с такими людьми, которые…”
- “Со мной дружат потому, что…”
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье –
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Дружба – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Дружба – это значит дети.
Дети – это значит мы.
Ведущий: Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор: с кем дружить, с кем не дружить; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.
Звучит песня “Дорога добра”. Слайд 13
Приложение 5
Конспект урока - игры для 3 класса «Путешествие в страну грамматики»
по теме «Звук, буква, предложение»
Цель урока:
Развитие умения определять количество звуков, букв, слогов, гласных и согласных в словах.
Закрепить умения выделять согласные, характеризовать их по звонкости (глухости).
Закрепление правописания слов с сочетаниями жи-ши.
Закрепление правила написания большой буквы в именах собственных.
Развитие умения расположить предложения в логической последовательности.
Развитие связной речи детей.
Структура урока:
Орг. момент.
Основная часть
а) задания по разделу «Звуки и буквы»;
б) задания по разделу «Слово»;
в) задания по разделу «Предложение».
Физкультминутка.
Итог урока.
Оборудование:
Иллюстрации к сказочному путешествию на корабле «ДРУЖБА».
Остров: «ЗВУКИ И БУКВЫ»;
Остров: «СЛОВО»;
Остров «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Слова для разбора;
Ведра с колодцами «ЖИ – ШИ»;
Парусники с буквами и словами;
Кроссворды;
Подвижные слова (предложения);
Музыкальное оформление;
Оформление класса.
ХОД УРОКА
- Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие на корабле «ДРУЖБА» в страну со строгим названием ГРАММАТИКА. Сегодня у нас урок письма. Тема, которого «ЗВУКИ, БУКВЫ, СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ». А проходить будет в форме КВН. Путешествие будет веселым, интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой остановке.
А вам необходимо соблюдать следующие условия:
Быть очень внимательными;
Правильно выполнять задания;
Не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.
- У нас сегодня 3 команды:
«ЗНАЙКИ»;
«АЗ»;
«МОРЯКИ».
- Молодцы! Садитесь. Но прежде, чем отправится в путешествие, мы должны сказать волшебные слова.
Плещет теплая вода
В берега, в берега
Корабль очень смелый
Бури не боится
В море-океане
Не хочет заблудиться.
-Юнга поднять паруса! Отплываем!!!
(Звучит музыка-шум океана, крик чаек).
-Долго ли коротко мы плыли. И видим долгожданную землю. Это остров.
(Звучит песня «Чунга - Чанга»).
ОСТРОВ «ЗВУКИ И БУКВЫ».
Звуки невидимки
Мы повсюду слышим,
Буквами их правильно
На страничках пишем.
а) Первое задание на острове нам приготовил львенок:
ПОДСЧИТАЙ И ЗАПИШИ, СКОЛЬКО СЛОГОВ В НАПИСАННЫХ СЛОВАХ:
ВОДА (2) КРУЖКА (2) КОЗЛИК (2) ПЕРЕМЕНА (4) ДОМ (1)
б) Следующее задание от верблюда:
СОСЧИТАЙ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ, ЗВУКОВ, БУКВ, ГЛАСНЫХ, СОГЛАСНЫХ В СЛОВАХ.
ФАСОЛЬ– 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных.
ГОРОШЕК- 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных.
в) У волшебного колодца стоит два ведра с буквой «и» и буквой «ы», тот кто знает грамматику, возьмет ведро с нужной буквой. Колодец откроется и угостит водичкой. Если ведро будет взято с другой буквой, то колодец рассердится, и воды не даст.
Какое же ведро нужно взять, чтобы достать воды.
Ш…ЛО УЖ…
Ш…НА НОЖ…
Ж…РЫ МЫШ…
Ш…ТЬ ЛУЖ…
Ж…РАФ ЧИЖ…
Ж…ЗНЬ И Ы НОШ…
г) Куда должен причалить каждый из парусников? Какие звуки (звонкие или глухие) обозначаются последними буквами этих слов?
с
З
З
ПАРОВО… МАТРО… СОВХО…
-Молодцы! Все задания острова выполнены, отправляемся дальше. Поднять паруса! Полный вперед!
(Включается музыка)
ОСТРОВ «СЛОВО».
а) Первое задание острова:
ОБВЕДИ НАЧАЛЬНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСЕГДА ЗАГЛАВНЫМИ.
МОСКВИЧИ ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ МОСКВА КОМПОЗИТОР КИЕВ БАРСИК ЛЕНА КИСКА ДЕВОЧКА
ФИЗМИНУТКА
Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
(Игра на внимание)
б) Обезьянка приготовила вам задание, кроссворд:
М | М | М | М | М | М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) мера времени;
2) напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых;
3) шкаф, стол, стул - одним словом;
4) столица нашей Родины;
5) погода зимой.
6) подземная железная дорога;
в) Дорогие гости, пока ребята у нас отгадывают кроссворд, чтобы вы не заскучали для вас загадки (игра со зрителями):
Круглый, гладкий и пузатый
Больно бьют его ребята …. (мяч)
Мордочка усатая
Шубка полосатая
Часто умывается,
А с водой не знается …. (кошка)
Быстрый, резвый зверек
По деревьям скок – поскок …. (белка)
Белые горошки на зеленой ножке… (ландыши)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам … (верблюд)
Быстрый прыжок,
Теплый пушок
Красный глазок ….(заяц)
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая ….(сорока)
Он пушистый,
Серебристый,
Белый – белый
Чистый – чистый
Ватой наземь лег… (снег)
-Молодцы, ребята и этот этап преодолели. Поплыли дальше.
(Звучит музыка).
ОСТРОВ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Слова предложению служат
И смысл передать помогают
Слова в предложении дружат
И строгий порядок в нем знают.
а) НАВЕДИ ПОРЯДОК:
На наборном полотне в беспорядке выставлены карточки со словами – предложения. Учащиеся из каждой команды расставляют на наборном полотне слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик находит место только одному слову. Второй ученик выходит тогда, когда первый сядет за парту. Выигрывает та команда, которая первая навела порядок в предложении.
ЛЕСОМ СКРЫЛОСЬ ЗА СОЛНЦЕ
ОКНО СТУЧИТ В ДОЖДЬ
НИНА МИЛКУ КОРМИТ КОЗУ
б) ПОДВИЖНЫЕ СЛОВА:
Каждая команда получает по карточке со словом, которое должны держать в руке. По команде ученики каждой группы встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на карточках, получилось предложение. Выигрывает та группа детей, которая первой построится, составив предложение.
ДЕДУШКА ЧИТАЕТ ВНУКАМ ГАЗЕТУ
РЕБЯТА ВИДЕЛИ РЫЖУЮ БЕЛКУ
СОБАКА СТОРОЖИТ ДОМ ХОЗЯИНА
- И с этими заданиями вы справились. А теперь мы возвращаемся домой. (Закрываем глаза, звучит музыка). Приплыли, на этом наше путешествие заканчивается. А теперь мы обращаемся к жюри:
Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.
Жюри подсчитывают количество очков. Награждается команда победителей.
Приложение 6
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Безударные гласные в корне слова»
___________________________
| ФИО (полностью) | Замоткина Ирина Анатольевна |
| Место работы | МКОУ «Непрядвенская СОШ» |
| Должность | учитель |
| Предмет | начальные классы |
| Класс | 2 класс |
| Тема и номер урока в теме | Безударные гласные 1урок в теме |
| Базовый учебник | В.П.Канакина «Русский язык»,1 часть |
Цели урока:
усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов;
овладение способами проверки безударных гласных в корне слова.
Цели урока будут достигнуты путём решения задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Личностные УУД:
формирование ценностно-смысловой ориентации;
развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи с учётом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока;
умение планировать свою работу;
учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД:
формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск её решения.
Коммуникативные УУД:
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
формирование умения слаженно работать в группе, паре;
формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, владея умело речью.
3.Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный этап
|
| Учитель приветствует детей. | Дети проверяют готовность к уроку. | 1 мин |
2 | Актуализация знаний |
| Задаёт вопросы: На какие 2 группы можно разделить все звуки русского языка? Как называется гласный звук, который произносится сильнее других?
| Отвечают на поставленные вопросы | 2 мин |
3 | Постановка учебной задачи |
| Что общего в словах ученик, сосна? Какова цель сегодняшнего урока | Формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, | 2 мин |
4 | Работа над каллиграфией |
| Запись числа, классной работы, элементов букв | Слушают задание, прописывают, сравнивают с образцом.
| 5 мин |
4 | Решение учебной задачи | 2.Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение безударных гласных в корнях слов | Проводит исследование, когда произношение гласного звука расходится с написанием | Учатся подбирать проверочное слово для слов с безударной гласной | 8 мин |
5 | Физкультминутка |
| Организует физкультминутку | Выполняют упражнения для снятия утомления | 2 мин |
6 | Первичное закрепление | 1.Тренинг на пропуск орфограмм слабой позиции – 67 (N 130410) | Проводит работу по составлению алгоритма Использует ЭОР | Составляют алгоритм 1.Найти «ошибко-опасное место» 2.Если безударная гласная проверяемая ударением, ставлю в сильную позицию. 3. Сильная позиция под ударением.
| 8 мин |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой |
| Проводится работа по учебнику упр.112 с.95 найти ошибко-опасные места | Выполняют упражнение, проверка по алгоритму | 10 мин |
8 | Рефлексия | 3.Гонки (N 193394)
| Рефлексия проходит с помощью ЭОР | Участвуют в игре | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Безударная гласная в корне слова | практический |
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0578f723-7748-4125-8e41-bb248a9516aa/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BIP_042%5D.swf | |
2 | Проверка безударной гласной | практический | Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение безударных гласных в корнях слов | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/30c84376-2df1-46b3-920e-2677a28e7ef1/russ12_kl2_34.swf | |
3 | Поиск слова с безударной гласной в корне |
| Гонки (N 193394) | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d5bee78-1bd8-4173-8e40-ec33bff58a38/%5BNS-RUS_3-06%5D_%5BIG_119%5D.swf |
42